Новости раздела

Татарстану добавят миллиард на «майские указы», Болгар и Свияжск

В проект бюджета Татарстана на следующий год вносятся изменения: доходы и расходы растут более чем на 1,7 млрд рублей. Как стало известно «Реальному времени», большая их часть — деньги федерального бюджета на «майские указы» и поддержку сельского хозяйства. При этом дефицит бюджета остается прежним — почти 5,83 млрд рублей. Однако в бюджете по-прежнему не учтены выпадающие доходы от роста экспортных пошли на нефть, в результате которого поступления налога на прибыль от нефтяников снизятся на 4,6 млрд рублей.

Татарстан получит еще 1,715 млрд федеральных средств

Заседание комитета Госсовета Татарстана по бюджету, налогам и финансам проходило сегодня в расширенном составе: помимо депутатов и профильных чиновников на нем присутствовал премьер-министр РТ Ильдар Халиков и зампредседателя парламента Юрий Камалтынов. Поводом стало внесение правок в законопроект о бюджете республики на 2016 год, который был одобрен в первом чтении и, как ожидается, будет принят на сессии 19 ноября. Как стало известно на заседании, в проект было внесено 275 правок, большинство из которых — от кабинета министров РТ. Как рассказал замминистра финансов РТ Алексей Шишкин, 105 поправок предполагают рост межбюджетных трансфертов на 1,715 млрд рублей. «Указанные средства зеркально отражаются и в доходной, и в расходной части и распределяются по 13 министерствам и ведомствам», — говорит он. Так, 822 млн рублей федералы готовы выделить на рост зарплат бюджетникам в соответствии с «майскими указами» Владимира Путина и 732 млн — на поддержку сельского хозяйства (как ранее говорилось, это единственная отрасль, где власти увеличивают дотации). На 274 млн рублей вырастут иные межбюджетные трансферты, в основном эти федеральные средства пойдут на татарстанские памятники культурного наследия — Свияжск и Болгар.

А вот субвенции на оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан уменьшаются на 113 млн рублей, как пояснил Шишкин, из-за изменения количества получателей этих средств. Кроме того, дополнительные 151,2 млн рублей закладываются на содержание «Казань Арены», также выделяются средства на обеспечение деятельности инженерного лицея при КХТИ, транспортные гранты студентам, субсидии на отлов бродячих собак, на поддержку студенческого кинематографа, на сборник документов кабмина и прочее — это увеличивает расход на 276 млн рублей. «На эту же сумму предлагается уменьшить расходы по здравоохранению: погашен кредит по модернизации БСМП в Челнах, и эти средства не потребуются», — пояснил Шишкин.

Примечательно, что Госсовет принял и поправку депутата Хадеева по увеличению поддержки личных подсобных хозяйств — 160 млн рублей вместо 40. Депутат мотивировал это тем, что в этой отрасли сельского хозяйства дела идут плохо: поголовье скота снижается, расходы растут.

«Как бы нам в 2016 году не пришлось уменьшать расходы»

Кроме него поправки предложил и глава фракции КПРФ Хафиз Миргалимов. Он предложил 9 поправок, увеличивающих расходы бюджета на более чем 3 млрд рублей: 300 млн рублей на то же сельское хозяйство (в основном — на садовые товарищества), 70 млн рублей на баню в Буинске, 817 млн рублей на строительство дорог, 2 детских сада в Нижнекамске, и пр. При этом он предложил уменьшить расходы на развитие и эксплуатацию информационных технологий в госсекторе на 640 млн рублей. Сам Миргалимов на заседание не явился, чем разозлил некоторых своих коллег. «Миргалимов проигнорировал эту встречу, почему мы тут клоунаду устраиваем? Давайте проголосуем пакетом? Это неуважение к нам, депутатам», — раздался в один момент призыв из зала. Очевидно, необходимость рассматривать каждую поправку отдельно вызывала негодование депутатов и по совместительству — крупных бизнесменов.

Ожидаемо, поправки коммуниста приняты не были. «Российский бюджет уже потерял триллион. Если в текущем году мы с вами увеличивали расходы, то как бы нам в 2016 году не пришлось их уменьшать», — резюмировал председатель комитета Леонид Якунин.

Согласно представленному законопроекту, доходы бюджета РТ в 2016 году составят почти 160,6 млрд рублей, расходы — 166,43 млрд рублей, дефицит прогнозируется в размере 5,83 млрд. Помимо этого, как заявлял на сессии Госсовета министр финансов РТ, федеральное законодательство готовит ряд инициатив, которые в совокупности могут привести к выпадению из республиканских доходов 7 млрд рублей: например, рост экспортных пошлин на нефть снизит совокупные доходы нефтяников на 25 млрд рублей, а поступления по налогу на прибыль — на 4,6 млрд рублей. «Если у кого-то есть иллюзии, что мы быстро сумеем его покрыть, то с учетом тех изменений, которые приняты в налогообложении нефтяной и газовой отрасли уже после того, как мы заложили наш бюджет, это задача очень сложная. Мы уже сегодня должны понимать, за счет каких ресурсов будем покрывать дефицит бюджета», — комментировал президент Татарстана Рустам Минниханов. Он призывал чиновников экономить и не рассчитывать на дополнительное федеральное финансирование.

«Честное слово» Ильдара Халикова

И чиновники активно занялись поиском новых доходов: в первом чтении депутаты одобрили законопроект, добавивший 16 видов предпринимательской деятельности, которые попадают под патентную систему налогообложения. Как писало «Реальное время», законопроект приводит региональное законодательство в соответствии с федеральным, а кроме того, повышает стоимость патентов на самые «ходовые» виды деятельности: возможный размер дохода (величина, от которой считается стоимость патента — прим. ред.) за перевозку автотранспортом вырастает с 270 до 600 тыс. рублей, такси — с 250 до 500 тыс. рублей, перевозку пассажиров автотранспортом — с 1 до 1,8 млн рублей, перевозку грузов водным транспортом — с 250 тыс. аж до 1 млн рублей. Максимально возможный доход для предпринимателей по такой системе — от 5 до 10 млн рублей в год.

— Патент на перевозку грузов в Ульяновске стоит 9,6 тысячи рублей, в Самаре — 19,5, в Башкирии — 17,1, а в Казани 36 тысяч. И предлагается его увеличить в 2 раза, сделать 72. Неплохо, да? — возмутился депутат и гендиректор ОАО «КАМАЗ-Марко» Роман Мугерман. — В Башкирии таксист отдает 16 тысяч за патент, в Казани — 30, будет отдавать 60. Поэтому я призываю проголосовать против этой инициативы и отправить ее на доработку, привести ставки в соответствии с рынком, чтобы не душить наших предпринимателей».

Шишкин, представивший проект, отреагировал неожиданно жестко:

— Мне более чем странно слышать ваше выступление, хотя эти ставки в 2012 году приняты для города Казани, теперь распространится на территорию всей республики. Ваша логика совершенно неправомочна. Вы передергиваете факты — заявил он, явно не обратив внимания на рост цен.

— В чем неправомочна? — удивились сам Мугерман и гендиректор ОАО «Казаньоргсинтез» Фарид Миннегалиев.

— У нас есть другие виды налогообложения, никто не привязывает предпринимателей к патентам, — отметил Якунин.

— Но это самый эффективный метод работы, самый прогнозируемый и понятный. И самый прозрачный для начинающих предпринимателей, — не сдавался Мугерман.


Ильдар Халиков: «На самом деле, если идет речь о четырехкратной разнице с соседними субъектами, это что-то не то, неправильно». Фото prav.tatarstan.ru

Инициатива депутата частично дала эффект: вмешался Халиков.

— Информация полезная. Давайте под мое честное слово за эту поправку проголосуем, а до сессии детально разберемся. На самом деле, если идет речь о четырехкратной разнице с соседними субъектами, это что-то не то, неправильно, — согласился он.

Чтобы не путаться и в без того сложных в период кризиса бюджетных процессах, депутаты последовали примеру своих федеральных коллег. До 1 января 2016 года они запретили вносить в Госсовет нормативные правовые акты о налогах и сборах и нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, которые приводят к изменению доходов бюджетов, до внесения в парламент Татарстана законопроекта о бюджете на следующий год. «Это позволит принять некоторые решения, касающиеся только доходной части уже после внесения бюджета в Госсовет», — пояснил глава комитета.

Дина Валиуллина
Якунин Леонид Александрович

Новости партнеров