Новости раздела

«Зулейха» вскрыла незаживающие раны нашего общества, боль и обиду целых народов...»

Глава совета Региональной национально-культурной автономии татар Бурятии — об истории собственной семьи во времена «раскулачивания» и о сериале «Зулейха открывает глаза»

«Зулейха» вскрыла незаживающие раны нашего общества, боль и обиду целых народов...»
Фото: gazeta-n1.ru

В сериале «Зулейха открывает глаза» обсудили, кажется, все, но не заметили главного — то, как в этих нечеловеческих условиях ссылок и лагерей люди разных национальностей и вероисповедания оставались людьми, утверждает глава совета Региональной национально-культурной автономии татар Бурятии Саҗида Баталова. История ее собственной семьи тесно связана с периодом «раскулачивания» в Советском Союзе. И на фоне этого сериал стал для нее настоящим откровением. С разрешения автора «Реальное время» публикует рассказ Саҗиды Баталовой об этом периоде и ее впечатления от сериала.

«В период раскулачивания колесо истории прокатилось и по нашей семье»

«…До долины Единения, где каждый ощутил себя всеми, а все каждым, дошли единицы». Из романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»

Трагическая история раскулачивания: роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» и его экранизация никого не оставили равнодушным. Неожиданно для многих именно «Зулейха» вскрыла незаживающие раны нашего общества, боль и обиду целых народов за репрессии, унижение национального достоинства, попрание традиционных устоев и ценностей, ассимиляцию и потерю родного языка… Равно как оголила и очень глубокие проблемы самих национальных сообществ, которые вынесло на стремнину бурное обсуждение в сети Интернет…

Я живу на Байкале, который с глубокой древности плавно перекатывает волны на своих безбрежных просторах и который видел множество народов и племен на своих берегах, став бесстрастным свидетелем человеческих страданий, жизнеутверждающей стойкости и любви. Это место силы и мощной энергетики, где приходит понимание, что при любых катаклизмах жизнь продолжается, что рассудит всех Время, которое все расставит на свои места…

Лично для меня «Зулейха» стала откровением, потому что в период раскулачивания колесо истории прокатилось и по нашей семье. Мой прадед Мухутдин Хисамутдинов родился в 1890 г. в деревне Янтуган (Энтуганы) Буинского района Симбирской губернии, молодым поехал в Астрахань, работал у нефтепромышленника, привез домой пять рублей золотом. Человек он был глубоко верующий, знал Коран, арабский язык. Поставил дом, землю, поставил в селе мечеть, магазин, завел хозяйство. Женился на девушке с сильным характером по имени Маджида. Мухутдин бабай в Астрахани научился выращивать помидоры, пряности, привез оттуда новые семена. Сам сажал, а Маджида аби старательно за ним выдергивала. Не принято было у татар разные «изыски» выращивать.

Фото ulpressa.ru
Мой прадед Мухутдин Хисамутдинов родился в 1890 г. в деревне Янтуган (Энтуганы) Буинского района Симбирской губернии, молодым поехал в Астрахань, работал у нефтепромышленника, привез домой пять рублей золотом

Жили дружно, ладно, у них родились 12 детей. Работали вместе, держали скот, было у них три лошади, три коровы, пасека. Дополнительных работников нанимали летом на уборку урожая, расплачивались урожаем.

В 1929 г. сын Хисамутдиновых, двадцатилетний голубоглазый Шигап украл свою невесту Халисю из рода Идрисовых, которой исполнилось восемнадцать. В те годы еще существовал такой обычай в татарских деревнях. Отец черноглазой статной красавицы Халиси работал поваром у богатых людей в Москве. Мама стряпала на всю деревню. И у Халиси кумачлар удавались лучше всех, ее бавырсак так и таял во рту.

Сыну Халиси и Шигапа Расыху было 3 месяца, когда в 30-м году грянула беда. Раскулачили земляки Мухутдина, определив кулаком второй категории (отдельные «историки» уже заявили, что кулаков второй категории в Сибирь не отправляли, но, несмотря на это, моя семья оказалась в Забайкалье). И всю семью с семерыми детьми, проживающими в то время в его доме, отправили далеко от Янтугана в незнакомое и суровое Забайкалье, о котором не знали, не ведали и которое стало им новой родиной на всю оставшуюся жизнь. В мае, когда раскулаченные плыли на барже к месту поселения, случилась новая беда. Пятимесячному Расыху становилось все хуже и бабай Мухутдин, собрав всю свою волю, стал нараспев читать Ясин, провожая в последний путь внука. И произошло чудо, Аллах услышал эти молитвы, Расых очнулся, прожил 83 года, внуков и правнуков дождался.

Определили раскулаченных на прииск Итака Могочинского района Читинской области, далеко в тайгу за 6 тыс. км от родного дома. Едкая поговорка про те места была: «Создал бог Сочи, а черт Могочи!». Да выжить-то надо было, вот и выстояли, аллага шикыр. По осени выкопали землянки. Бабай Мухутдин как и все работал на прииске и исполнял обязанности татарского муллы. У Шигапа с Халисей родилось восемь детей, трое из которых умерли в младенчестве. В те страшные годы Шигап поменял фамилию. В 1942 году Шигап Баталов ушел на фронт. Воевал в стрелковой дивизии на Центральном фронте Орловского направления. Был ранен, пришел с войны с медалью «За отвагу», был представлен к ордену Славы, но как сын кулака его не получил. Брат Шигапа Шайхул, ушел на войну минометчиком и не вернулся, последнее письмо от него пришло с Ленинградского фронта в 1941 году.

Халися аби была сильной женщиной, на ее руках остались четверо детей, надо было работать и поднимать их. Школа была в нескольких километрах, осенью дети шли босиком по проторенной тропинке, зимой ходили по очереди в одних валенках на всех. Вместе ходили в тайгу за шиповником, голубикой, черникой и грибами. Собирали кедровый сланец, ездили в станицу Ксеньевскую, там продавали, чтобы купить продукты.

Определили раскулаченных на прииск Итака Могочинского района Читинской области.Фото currenttime.tv

И снова они встали на ноги, Мухутдин бабай сажал один гектар картофеля, пенсии у них с Маджидой не было, вот и выручала продажа борангы (картошки, — прим. ред.). Килен Халися завела корову и овец и даже отправляла посылки с таежной провизией в родную Татарию, это спасало родных от голода в трудные военные годы.

Жили поселенцы дружно, вместе были в радости и в горе, женились, растили детей, конечно, тянуло их на родину, а дороги назад не было.

Халися аби была очень мудрой женщиной, всех старалась объединить, пятерых детей воспитала. Они обзавелись семьями, детьми, внуками и правнуками. Сама абика держала уразу, читала намаз и переводила внукам суры из Корана. Она всегда была в курсе всех политических событий, читала газеты на русском и татарском языках.

Наши родители знали силу трав и природы и всегда делились знанием о том, что и от какой болезни надо применять. В тайгу, в лес, на речку папа старался вывозить всю родню, отмечая каждое природное событие: когда зацвели подснежники, медуница или жарки, пошел ли березовый сок или черемша, поспела черемуха, смородина, кедровые орехи, брусника, черника. На балконе зимой всегда стояла бочка соленых груздей и бочка аппетитных рыжиков с веточками багульника, лежал мешок рыбы — окуня, сорожки, омуля.

В забайкальской тайге братья Баталовы выучили науку выживания. Родная земля Янтугана, крепкий иман и могучие корни рода помогали жить по законам совести и чести.

В моей семье не принято было проявлять чувства, но мы всегда знали, что нас, детей, не только любят, но и уважают наши самые родные и близкие люди. Когда приходили гости, дети и взрослые вместе встречали и провожали гостей. Вместе сидели за столом, вместе отдыхали и выполняли домашнюю работу. Мужчинам никогда не было зазорно помочь женщинам в стирке, в уборке, на кухне. И всегда у Баталовых присутствовал тот татарский юмор, который невозможно точно перевести на другой язык, это, видимо, у каждого народа свое. Традиции семьи, дома, родной культуры исподволь, ненавязчиво входили в мою жизнь, становились тем самым нравственным стержнем, который питает силу духа и помогает осознавать себя в этом мире.

Один Аллах ведает, что было бы, если бы мой папа Растам не родился на прииске, а семья мамы Суфии от голода и репрессий не подалась бы в Западную Сибирь, наверно, это была бы совсем другая история. Но когда в холодном 1995 году не стало моей самой родной в этом мире души — моего папы, не стало той опоры в жизни, того причала, который нужен каждому человеку, чтобы летать высоко. И только в 2005 году, когда я возглавила Автономию татар Бурятии, я ощутила, что оборванные связи Рода начинают обретать свою силу и восстанавливать утраченные корни.

Фото: телеканал «Россия 1»
В этих нечеловеческих условиях ссылок и лагерей люди разных национальностей и вероисповедания оставались людьми, поддерживали друг друга как могли, не обращая внимание на то, что их когда-то разделяло

В сериале «Зулейха открывает глаза» обсудили, кажется, все — и не заметили главного

Такая вот простая история обычной мишарской семьи. Она затронула многие семьи, поскольку раньше или позже, но полстраны побывало в лагерях и на поселениях. Это наша общая боль, наша судьба и наш общий путь, который мы достойно прошли все вместе. И вот спустя 90 лет после этой трагедии впервые на всю страну на федеральном канале «Россия 1» показали фильм про раскулачивание. Сейчас мы ищем механизмы поддержки нашего сельского хозяйства и фермеров, раздаем дальневосточные гектары, чтобы люди оставались на родной земле, а в 30-е годы прошлого столетия был практически истреблен весь класс хозяйственников, которые умели и любили работать на своей земле и которых до этого российское государство за разные заслуги наделило самым ценным капиталом землей.

После просмотра сериала «Зулейха открывает глаза» в сообществах соцсетей эмоции зашкаливали у левых и правых, у белых и красных. Обсудили буквально все — и платок, и связь с Игнатовым, и красноречивое молчание Зулейхи, смену ФИО Юзифа, каждый жест, каждый взгляд... и не заметили главного. В этих нечеловеческих условиях ссылок и лагерей люди разных национальностей и вероисповедания оставались людьми, поддерживали друг друга как могли, не обращая внимание на то, что их когда-то разделяло. И что татарский народ, несмотря на все тяготы и испытания, выпавшие на его долю в годы репрессий, сохранил свои лучшие качества: терпение-сабырлык, трудолюбие и ответственность, надежность и порядочность, татарский юмор и жизнелюбие, умение жить в ладу с соседями, в гармонии с природой, умение прощать и идти вперед-Алга.

Оппоненты упрекают, что Зулейха мало говорит по сюжету, так ведь у отдельных групп татар «күп сүз, бүк сүз»! За героиню говорят глаза Чулпан Хаматовой, в которых все сказано предельно лаконично и проникновенно, и это пробирает до слез. Героиня сериала Зулейха в невыносимых условиях жизни не сломалась, не озлобилась, не предала, не солгала. Ее чисто татарское трудолюбие, искренность чувств и отзывчивость, умение выживать в любой ситуации, ее великодушие, сострадание и терпение к тем, кто предал, обидел, к мужу, свекрови, Игнатову, Настасье... Через эти страдания и муки, через нравственные поступки и веру Зулейха открывает заново себя и мир, окружающий ее.

Образ Упырихи олицетворяет слепую материнскую любовь, которая встречается повсеместно. Сколько переломанных судеб в мире, сколько мальчиков так и не ставших мужчинами и хорошими мужьями, такие матери не научили любить, делиться душевным теплом. И властные самодуры в роли свекрови, ревностно относящиеся к своему чаду, ненавидящие невесток, нередко встречаются в нашей жизни. Гениальная актерская игра Розы Хайруллиной никого не оставила равнодушной. И глубоко символично, что обе матери, горячо любящие своих сыновей в конце фильма примиряются друг с другом.

Все сыновья когда-то уходят, говорит свекровь своей килен. Отпускать — это самое сложное на свете... Образ матери Муртазы вызвал ожесточенные споры в татарских сообществах, которые отвергли саму мысль появления таких матерей у татар. Дерес, для татар — это скорее исключение, татарские ани-абиляр — хлебосольные хозяйки, горячо любящие своих детей и внуков, татары-мужья обычно преданы семье, отличные хозяева и добытчики, у них очень разумно поделены домашние обязанности.

Фото: телеканал «Россия 1»
Образ Упырихи олицетворяет слепую материнскую любовь, которая встречается повсеместно. Сколько переломанных судеб в мире, сколько мальчиков так и не ставших мужчинами и хорошими мужьями, такие матери не научили любить, делиться душевным теплом

«Мы продолжаем искать среди нас самых «татаристых», самых правильных»

Однако мы живем не только в мире традиционного уклада татар, наш мир намного шире и разнообразнее, он простирается намного дальше Татарстана. Зачем смешивать горячее с соленым? Почему во всем надо видеть злой умысел или национальный окрас? Почему все надо преломлять через призму национального самосознания?

И почему в чужом глазу соринка всегда кажется бревном? Нам ли судить Зулейху, актеров, автора книги, режиссерскую группу, которые сделали яркий, запоминающийся фильм, к которому было приковано внимание всей страны. Вряд ли, ведь каждый мусульманин знает, что впереди у нас божий суд и каждый получит в той жизни то, что заслужил в этой. А мы продолжаем искать среди нас самых «татаристых», самых правильных, выстраивая идеальную модель татарина и отсеивая всех тех, кто не соответствуют ее стандартам: не так ведет себя, не так говорит, не так выглядит, не так соблюдает, не того выбирает...

Созданный на потолочной росписи клуба питерским художником Иконниковым образ Зулейхи с младенцем на руках говорит сам за себя — это жизнеутверждающий символ Семрука, символ Матери и Женщины, дочери татарского народа, не растерявшей своего достоинства, своим мужеством и трудом заслужившей уважение всех поселенцев.

К глубокому сожалению, яркие представительницы татарского народа, Гузель и Чулпан оказались в некоторых горячих головах врагами своего народа, как тогда, в лихие 30-е врагами народа объявлялись те, кто имел смелость говорить то, что думает, поступать по чести и совести. Одна написала как увидела, другая сыграла как прочувствовала...

Досталось даже песне «Ай, былбылым», которая стала замечательным саундтреком к фильму и самой Дине Гариповой, татар җәңы которой так пронзительно звучал весь фильм. Дуслар, иптешляр, все мы плывем в одной лодке, идем по одному пути и живем под одним небом! И «бу кычкына татар кызлар», сильные и независимые, талантливые и красивые — являются достойными дочерьми татарского народа. Тот самый Татар рухы и Татар моңы не в меньшей мере присутствуют и в них, и в тех, кто сегодня оказался по ту сторону баррикад...

Самое страшное во всей этой истории, что нафс человека любой национальности (видимо не первый и не последний раз в истории народов и рас) начинает руководить его ясным умом и сердцем, завирусовывая душу. И тогда лучшие черты его характера застилает злоба, высокомерие и презрение к «не равным себе», не таким — другим. Форма становится важнее сути, а поступки перестают быть мерилом нравственности.

Фото: телеканал «Россия 1»
Нам ли судить Зулейху, актеров, автора книги, режиссерскую группу, которые сделали яркий, запоминающийся фильм, к которому было приковано внимание всей страны

У Татарского мира мощный, пассионарный Эгрегор, состоящих из людей, готовых душу и сердце отдавать своему народу, сохранять веру предков и передавать их богатейшее культурное наследие потомкам. Но это «Ак юл» и его можно пройти только всем вместе, поддерживая друг друга, передавая посох нуждающимся в нем, убирая камни с дороги незрячих…

Национальная интеллигенция — это совесть нации, но не надсмотрщик и не бич для своих соплеменников и единоверцев. Она не переходит на личности, не осуждает и не предает «чужих» по ее мнению, анафеме и тем более не организует травлю инакомыслящих во всемирной паутине. Она открывает культурное достояние своего народа всем страждущим, просвещает, поддерживает и указывает путь заблудившимся и потерявшим ориентиры.

Меня в этой истории удивляет молодая поросль татарской интеллигенции, выросшая в лучших оранжереях Татарстана, высокообразованная, мастерски владеющая литературным татарским языком и искусством речи, великолепно разбирающаяся в вопросах религии, в поучительно-уничижительном тоне рассуждающая о тех вещах, которые приходят с жизненным опытом, зрелостью и мудростью.

Одно дело, когда пишут литературные и кинокритики профессиональные рецензии, без личностных эмоций и внутренних обид. И другое дело, когда лучшие умы нации упражняются, кто больше ляпов-тяпов рассмотрит под увеличительным стеклом в художественном произведении и кинофильме вместо конструктивного разговора о судьбах нации и ее роли в истории страны.

Национальная культура — это живая традиция, она меняется с каждым новым поколением. Нельзя носиться с национальной культурой как с писаной торбой, ее периодически надо открывать, омывать, «реставрировать», потому что ее миссия — нести свет людям. Сегодня архиважно перевести все татарское культурное и богословское наследие на русский язык, чтобы огромная армия русскоязычных татар и людей, рожденных в смешанных браках смогли прикоснуться к этому живительному источнику, давно утраченному ими. Потому что реалии таковы, что чем дальше татары живут за границами Татарстана, тем больше потеря языка и ассимиляция народа. Пусть для них это станет возможность идти Алга к Истокам.

Наступает священный месяц Рамазан и мы все будем просить у Всевышнего прощения и покаяния, терпения и снисходительности, победы над коронавирусом, здоровья и любви к близким, друзьям и друг к другу. И самое сложное — просить великодушия к своим, единоверцам, соплеменникам, братьям... Может тогда Создатель смилуется над своими такими противоречивыми творениями, которых он неслучайно сделал разными, наделил разными языками, образами, ментальностью и характерами, но которые продолжают бродить по свету, разделяя мир на своих и чужих.

…В древние века на горе Аллатау жили люди, которые обращали свой взор к вечному Небу. И Бог наградил их удивительным даром Веры, пытливости ума, желания учиться и передавать эти знания другим.

Фото Романа Хасаева
И самое сложное — просить великодушия к своим, единоверцам, соплеменникам, братьям...

Шли годы, люди становились все образованнее, изобрели топор, колесо, юрты и кибитки и забыли о даре Создателя, считая, что это они — венцы природы и властители мира. Вирус гордыни, тщеславия, высокомерия и зависти затмил их Разум, заразил бессмертную душу. Перестали они слышать и слушать друг друга, каждый думал, что его мнение самое правильное, что именно он избранный среди прочих.

И стало соплеменникам и единоверцам тесно на одной горе, разбрелись они в одиночку по бескрайним равнинам и степям, лесам и рекам, уповая только на себя в поисках счастья.

…По воле Творца татарский мир огромный и разнообразный, он простирается от Татарского пролива и древней страны TATARIA до татарских ключей туган авылларда. С давних пор на огромной территории Евразии осталось множество озер и рек, гор и поселений, названия которых может прочитать каждый знающий язык предков татарин.

TATAR WORLD — как микрокосмос Вселенной, в которой много ярких звезд, несущих свой свет на Землю. Но никогда эти звезды не воюют друг с другом, не нарушают космический покой, управляемый лишь одним Всевышним.

...Мои соплеменники очень разные — от цвета глаз до диалектов речи и одежды. Мы заметно отличаемся друг от друга, московские от казанских, мишары от кряшен, крымские и астраханские от сибирских татар. Но у нас есть общий туган тел и богатейшее культурное наследие предков, прародины татар Алтай, Байкал и Изге Болгар, туган авыллар и родной Татарстан. Татарский характер определяют общие качества, присущие всей нации: упорство в достижении цели и ответственность за судьбу своей страны, порядочность и надежность слов и договоренностей, трудолюбие и гостеприимство, татарский юмор, радушие, искренность, отзывчивость и уважение к другим, общие ценности и история наших предков.

И если мы залечим свои глубокие, все еще болящие раны, а вместо вил и топоров возьмем кирки и лопаты, чтобы вместе сажать леса и сады, думаю, наш мир станет другим. И наша любимая родина Россия начнет свое духовное возрождение.

В татарской деревне, откуда раскулачили моих дедов, спустя годы породнились семьи репрессированных и их гонителей. Это означает только одно — жизнь продолжается, и новые поколения тому подтверждение. И я молю Всевышнего, пусть никогда ни национализм, ни шовинизм не затмевают людской Разум. Пусть наши дети не понаслышке знают, что такое настоящая дружба, согласие, любовь к Родине, уважение к Роду, традициям и родному языку. Пусть наши дети будут лучше нас, терпимее и милосерднее нас, пусть их иман будет крепким, а глаза почаще обращаются к вечно синему небу и его Создателю.

«И поняли птицы, что достигли чертогов Семруга, а по растущей в сердцах радости почувствовали его приближение. Глаза их сомкнулись от наполнившего мир яркого света, а когда раскрылись — узрели лишь друг друга. В этот миг они постигли суть: они все — и есть Семруг. И каждая по отдельности, и все вместе» (из романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»).

Саҗида Баталова
ОбществоКультура Татарстан
комментарии 27

комментарии

  • Анонимно 27 апр
    Фильм смотрел с первой и до последней минуты. Он на меня очень сильное впечатление произвел, как многого мы еще не знаем о своей истории. Спасибо Вам за статью.
    Ответить
    Анонимно 03 май
    а ты историю по заказным фильмам будешь изучать?
    Ответить
    Анонимно 24 май
    надо изучать историю по истории
    Ответить
    Анонимно 03 май
    а ты историю по лживым,заказным фильмам решил изучать?
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Саҗида Баталова спасибо за хорошо написанную статью. Читается легко, нет в словах навязчивости менторства. Что сейчас бывает редкостью среди пишущих людей - не учить других жизни, раз есть способность к написанию.
    Сам я роман не читал и фильм не смотрел. Но некоторые критические замечания, о якобы национальном позоре, из уст некоторых известных татар слышны. Так вот - хочется сказать. А что не так?
    Домашнее насилие в татарских семьях, как и не в татарских впрочем, когда муж покалачивал жену и детей было всегда, наверное, вплоть до 70-х годов 20 века. Это была норма домостроя, на чём основывалась, строилась и существовала в принципе каждая семья в нашей стране. И зазорным это не считалось никогда. Разве не правда? Правда. Мужчина который не воспитывал своих домочадцев кулаком считался просто тряпкой, даже по мнению самих женщин.
    Второе: Упырихи, так опять же, такая ситуация прослеживалась в 99% случаях семейной жизни, когда невестка приходила жить в дом к мужу. В этом тоже ничего удивительного не было, разве только что в объёме и окрасе тирании свекрови. Это так же считалось нормой, пока граждане нашей страны не получили возможности проживать отдельно от родителей после женитьбы. Разве это не правда? Если свекровь не тиран - это считалось даже не прилично, неудачный выход замуж. О чём же она тогда будет говорить с товарками при встрече, кроме как не перемывать кости своей свекрови, а свекрови своей невестке? Упырихи- являлись одним из элементов бытия семьи.
    А вот насчёт секса героини с комиссаром, тут скорее всего фантазии автора романа. Ибо, опять же, как правило, после смерти мужа, татарские женщины повторно себя узами брака не связывали, а после смерти благоверного вступать в интимные отношения с другим считалось не только постыдным делом, но ещё и тем, что нашим женщинам "крутить романы на стороне" не было просто возможности. Татарская женщина была озабочена двумя вопросами, как обуть-прокормить себя и детей ( чтобы обеспечить необходимый хотя бы стандарт набора продуктов питания и одежды на текущий момент времени) и работой. Татарская женщина - всегда работала, как лошадь. И в этом, отчасти, она находила способы некоего своего морального удовлетворения. Иными словами: татарская женщина в повседневной жизни всегда работала много и получала от этого удовольствие. А не от секса с мужчиной.
    О сексе думать - просто времени не было и секс всегда задвигался на самый задний план в её жизни.
    Да и потом, её бы просто заклевали за это окружающие и отравили полностью жизнь. Поэтому быть такого в жизни Зулейхи не могло быть, потому как не могло быть в принципе. Яхина здесь нафантазировала не совсем зная татарскую натуру.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Габдель Юссон: Книгу не читал, фильм не смотрел, слышал звон, да не знаете, где он. Тем не менее Вы совершенно верно описали отношения в консервативной татарской семье, отношениях между свекровью и невесткой, мужем и женой. Здесь Вы правы. Что касается Вашего мнения относительно целомудренности татарской женщины, - все эти тоже верно, но в мирное спокойное время в условиях деревни, где жизнь каждого на виду и малейшие вольности со стороны одинокой женщины будут подвергаться беспощадному осуждению со стороны односельчан. Но: в романе и фильме речь идёт об экстремальных условиях, в которые попала татарская деревенская женщина, и суровые условия жизни заставили Ее отступить от вековых стереотипов поведения. Более того, комендант в течение 7 лет проявлял к ней интерес, несколько раз спасал ей жизнь (вытащил из воды, помог на допросе, организовал Помощь при родах)- и не склонял Ее к сожительству, бережно но настойчиво добивался от неё ответных чувств. Это были действительно высокие чувства русского коменданта к татарской поселенке. И лишь спустя 7 лет она, никогда не знавшая любви, наконец ответила на его чувства. И пОстельные сцены между ними лишены пошлости, это сцены искренней любви и уважения. Он не скрывал своих серьезных намерений, приглашал к себе жить вместе с сыном. Короче: почитайте сначала книгу, а потом посмотрите фильм.
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Продолжение для Габдель Юссона: на поселении она находилась в интернациональной среде, и никто ее не осуждал, многие относились с пониманием. Тем не менее когда перед Зулейхой стал выбор: сын или возлюбленный- она выбрала сына и прекратила с ним встречаться в следующие 5 лет.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Фильм не смотрел, но думаю посмотреть. Мнения людей неоднозначны. Но никто не говорил, что это будет исторически верный фильм, в любом фильме есть и очень много отступлений от истории. Вспомните у нас в российском кинематографе очень много "исторических" фильмов, снятых за последние 2 года. И что и вы хотите сказать, что они полностью достоверны?
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Вот и славно...теперь расходимся и идем работать...
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Интересная статья! Спасибо автору. Исэнлек саулык телим сезгэ! Балаларыгызны татар рухында тэрбиялэгез!
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Мудрая Сажида Рустамовна... Получил удовольствие от чтения колонки.
    Ответить
  • Рашит Галиев 27 апр
    Автору спасибо,хорошую,толковою статью Вы написали.Возмущает одно,пришлось прочитать очень много комментариев отрицающих в истории страны периода раскулачивания.Похоже общество сильно больное,раз уже в этом фильме начали искать,разжигание национальной розни.Своя Зулейха была в каждый нации,каток репрессий не разбирался в нациях и прошелся по всем.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Сильно и обоснованно личной историей, написано. Отрадно, что татарский дух сохранился глубоко в Сибири. Исэн сау булыгыз.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Огромное спасибо Сажиде Баталовой, не пожалела времени, всю статью прочла. Я башкирка, и думаю, что события фильма произошли со всеми людьми, жившими в нашей стране тогда. Знаю не понаслышке. Историю не скроешь, есть в ней и белые и черные пятна. С этим надо смириться.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Сожалею' но анализ явно не удался.Я был лучшего мнения об авторе статьи
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Вот вы пишете об ассимиляции татар, как я понимаю в этом случае об обрусении...А что писал насчет этого Габдулла Тукай? Вспомните "Туган тел" .Если не знаешь даже свой родной язык , на котором говорили твои предки, что же остается от татарина-имя, фамилия?Смешно....
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Да...Гладко написала,но не умно. Автор статьи не видела другого, как можно как мягко можно стелит, но жестко унизит..
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    Да, действительно нужна была такая статья. А то ополчились все против этого фильма, актеров. Стыдно было за них. Я думаю, Сажида Баталлова выразила мнение большинства зрителей, хоть как то знавших историю нашей страны. Спасибо ей огромное.
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    Что самое интересное в статьях "защитников" фильма - это то, что они начинают рассказывать свои истории!
    СВОИ!!!
    И никто не обсуждает историю, рассказанную в фильме.
    Все очень просто - фильм - халтура и обсуждать там нечего: нет правдивости, нет характеров...
    Никто из тех, кто ругает фильм не сказал, что этого не было - все ругают ХАЛТУРУ!!!!
    Закрывайте тему уже...
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Вы сами себе противоречите: то пишите, что нет правдивости, то : никто не говорит, что этого не было... Люди вспоминают истории своих семей, которые перекликаются и подтверждают правду о раскулачивании
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    "Люди вспоминают истории своих семей, которые перекликаются и подтверждают правду о раскулачивании"
    Это как раз и говорит о том, что фильм - халтура, а не истории, которые вспоминают люди...
    Перечитайте еще раз всех, кто пытается вступиться за нечто, называемое художественным фильмом "Зулейха..."- они говорят о чем угодно, но только не о самом фильме.
    Все очень просто - посмотрев фильм, говорить не о чём...
    Ответить
  • Анонимно 03 май
    Отделить мух от котлет

    Время от времени с различных трибун звучат признания, что наряду с реальными неприглядными фактами из нашего советского прошлого наворочено неимоверно много преднамеренной лжи, что переписывание истории и исторических документов начиная с Хрущева продолжается по сей день. Но эти признания растворились в массе антисоветской мистификации и были замечены немногими. А пока не будут преданы гласности масштабы этих переделок и не будут обнародованы имена авторов и инициаторов дезинформации населения, всякая публикация на историческую тему будет продолжать подвергаться сомнению и разночтению.

    «Отсутствием морали страдают многие современные деятели». Эта фраза в концовке статьи «Большевистский секс в мечети. Чем недовольна Чулпан Хаматова?»
    Андрея Сидорчика (АИФ, 17.04.2020), не акцентирована, и потому многие читатели, возможно, не придадут ей особого значения, но она объясняет регулярное появление в нашей культуре таких «шедевров», как «Зулейха…», таких «звезд», как Хаматова, и таких авторов, как Гузель Яхина.

    Не стану что-то отдельно говорить о телесериале или актрисе. То, что скажу о молоденькой девице Гузель Яхиной, породившей роман «Зулейха открывает глаза», можно отнести и к ним.

    Отсутствие морали у немалой части творческих деятелей склоняет их следовать «тренду». Это гарантирует сомнительный успех, но несомненные тиражи, назойливое восхваление в СМИ, премии и финансовое благополучие. Такой расчетливый дебют удался и Яхиной. У нас в Башкирии в преддверии показа телесериала ей организовали встречу с читателями. Она без тени смущения на юном личике давала интервью телевидению и рассуждала о вещах, представление о которых могла иметь в силу возраста только умозрительное. И для нее неважно, что ее опус перекликается с неприкрытой фашистской антисоветской пропагандой, и «откровениями» современных бесноватых «укропов» и их западных покровителей.
    Так киевская газета GLAVRED от 27 апреля пишет: «Турецкий сериал Зулейха открывает глаза выходит в России на телеканале Россия-1 с 13 апреля. Сериал снят по мотивам книги Гузели Яхиной, и довольно реалистично описывает страдание татар (и не только) от правления русских большевиков, которые правили в СССР, созданной путем захвата соседних стран. Внимание сериала, как и книги, концентрировалось на репрессиях 30-х годов, которые затронули татар - их массово выселили из родного Крыма и отправили поездами в Сибирь». Газета назвала сериал турецким - надо полагать, на Украине и представить не могут, что в России, где вроде бы наложен запрет на очернительство истории, возможен такой опус. А то, что речь в «Зулейхе…» идет о казанских татарах, а не крымских, редакцию газеты мало беспокоит – или в силу безграмотности ее сотрудников, или их беспринципности. .
    Умозрительность в художественном произведении, особенно историческом, явление закономерное и необходимое, если не ограничивать ее политическими или другими конъюнктурными рамками. И Гузель могла бы избежать этой ошибки, открыв собственные глаза и взглянув на окружающее объективно.

    Не берусь судить о периоде, показанном в «Зулейхе». Скорее всего, да - можно найти неприглядные, негативные факты, жестокие преступления. «А между тем, аналитический центр ЦРУ «Рэнд Корпорэйшен», опираясь на данные демографии и архивные документы, подсчитал количество репрессированных в сталинскую эпоху. Оказалось, что за всё время, когда Сталин стоял во главе страны, было расстреляно 700 тысяч человек. При этом на долю приговорённых к расстрелу по политической 58-й статье приходится не более четверти дел. Кстати, такая же доля наблюдалась среди заключённых трудовых лагерей» (Архив сайта Infotime.co). Но скажу о годах, завершающих великую легендарную советскую эпоху. Пришлось стать очевидцем того, как многие партийные чины погружались в трясину непомерного чванства, безоглядной коррупции, бытового аморального поведения и заурядного пьянства. Очень многие. И, разумеется, Гузель Яхина не последняя, кто не устоит перед соблазном покопаться в грязи и посмаковать язвы прошлого, хотя современному обществу, особенно ее властным структурам на местах, присуща чуть ли не тотальная склонность к преступным деяниям. .

    И здесь я хочу обратить внимание как «развенчателей» большевизма, так и всей заинтересованной публики на крайне важную деталь. О ней нет даже намека в статье АИФ, в которой вполне объективно «раскатали» сериал «Зулейха…». А показательно то, что почти все эти носители партбилетов – отрицательные персонажи, которых деятели в «тренде» отождествляют с коммунистической идеологией, - при первой же возможности перекрасились в «демократов» и составили костяк, основу новой буржуазной власти в России.

    Открыв глаза, не так уж трудно отделить мух от котлет. Идеологию - от тех, кто пытается использовать ее в своих шкурных интересах. И посчитать наши потери – людские, экономические, душевные - в 90-х и 00-х годах, да и текущего периода. И сравнить. Вот, то-то и оно…
    Поэтому сегодня в глазах простых людей коммунизм возвращает себе образ самого светлого и привлекательного мировоззрения, который позволит каждому быть обеспеченным со стороны государства и доступным образованием, и гарантированно доступной медициной, работой. Тогда не потребуется создавать различные фонды с протянутой рукой типа «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой (её фонд помощи детям может оставлять для своих нужд 20% благотворительных денег).

    Быть сторонником коммунизма, не будучи членом очередной компартии, наше законное право, если исходить из того, что мы свободные граждане. .

    Т. Абдрафиков.
    Уфа.
    30.04.2020.
    Ответить
    Анонимно 09 май
    роман читать интересно, а ваш заунывный комментарий - нет. кто вы такой, чтобы оценивать писателя и актрису? или судить о масштабах вреда для татарской нации из-за раскулачивания и прочих непростительных ошибок советской власти?
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    Насточертела уже эта тема про Зулейху, Хаматову и Яхину. Из шелухи лепите жемчуг. Постыдное и пустое, а точнее - очень вредное занятие. Каковы мотивы вот этого ковыряния в затянувшихся исторических ранах? Чтобы найти кого-то, с кого спросить? Лет на 80 опоздали. Пожалуй, даже те, кто занимался раскулачиванием и депортациями если не полегли на фронтах войны, умерли от старости. Что хотите теперь? Стать в позу обиженных и униженных? Так за редким исключением в любой семье есть повод для таких "исканий" и претензий к власти, государству и согражданам. Будем выставлять счета? Когда и с кого начнем? И на какую историческую глубину будем копать? Или может по современности граблями пройдемся? Оно ведь вот - рядом, близко и сочинять не прийдется. Или это трогать боязно? В чем смысл, цель всего этого?
    Ответить
  • Анонимно 17 май
    Хорошо написала
    Ответить
  • Анонимно 21 май
    РАХМАТ!
    Ответить
  • Анонимно 25 май
    хорошо написано спасибо
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии