Новости раздела

«Зулейха» вскрыла незаживающие раны нашего общества, боль и обиду целых народов...»

Глава совета Региональной национально-культурной автономии татар Бурятии — об истории собственной семьи во времена «раскулачивания» и о сериале «Зулейха открывает глаза»

«Зулейха» вскрыла незаживающие раны нашего общества, боль и обиду целых народов...»
Фото: gazeta-n1.ru

В сериале «Зулейха открывает глаза» обсудили, кажется, все, но не заметили главного — то, как в этих нечеловеческих условиях ссылок и лагерей люди разных национальностей и вероисповедания оставались людьми, утверждает глава совета Региональной национально-культурной автономии татар Бурятии Саҗида Баталова. История ее собственной семьи тесно связана с периодом «раскулачивания» в Советском Союзе. И на фоне этого сериал стал для нее настоящим откровением. С разрешения автора «Реальное время» публикует рассказ Саҗиды Баталовой об этом периоде и ее впечатления от сериала.

«В период раскулачивания колесо истории прокатилось и по нашей семье»

«…До долины Единения, где каждый ощутил себя всеми, а все каждым, дошли единицы». Из романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»

Трагическая история раскулачивания: роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» и его экранизация никого не оставили равнодушным. Неожиданно для многих именно «Зулейха» вскрыла незаживающие раны нашего общества, боль и обиду целых народов за репрессии, унижение национального достоинства, попрание традиционных устоев и ценностей, ассимиляцию и потерю родного языка… Равно как оголила и очень глубокие проблемы самих национальных сообществ, которые вынесло на стремнину бурное обсуждение в сети Интернет…

Я живу на Байкале, который с глубокой древности плавно перекатывает волны на своих безбрежных просторах и который видел множество народов и племен на своих берегах, став бесстрастным свидетелем человеческих страданий, жизнеутверждающей стойкости и любви. Это место силы и мощной энергетики, где приходит понимание, что при любых катаклизмах жизнь продолжается, что рассудит всех Время, которое все расставит на свои места…

Лично для меня «Зулейха» стала откровением, потому что в период раскулачивания колесо истории прокатилось и по нашей семье. Мой прадед Мухутдин Хисамутдинов родился в 1890 г. в деревне Янтуган (Энтуганы) Буинского района Симбирской губернии, молодым поехал в Астрахань, работал у нефтепромышленника, привез домой пять рублей золотом. Человек он был глубоко верующий, знал Коран, арабский язык. Поставил дом, землю, поставил в селе мечеть, магазин, завел хозяйство. Женился на девушке с сильным характером по имени Маджида. Мухутдин бабай в Астрахани научился выращивать помидоры, пряности, привез оттуда новые семена. Сам сажал, а Маджида аби старательно за ним выдергивала. Не принято было у татар разные «изыски» выращивать.

Фото ulpressa.ru
Мой прадед Мухутдин Хисамутдинов родился в 1890 г. в деревне Янтуган (Энтуганы) Буинского района Симбирской губернии, молодым поехал в Астрахань, работал у нефтепромышленника, привез домой пять рублей золотом

Жили дружно, ладно, у них родились 12 детей. Работали вместе, держали скот, было у них три лошади, три коровы, пасека. Дополнительных работников нанимали летом на уборку урожая, расплачивались урожаем.

В 1929 г. сын Хисамутдиновых, двадцатилетний голубоглазый Шигап украл свою невесту Халисю из рода Идрисовых, которой исполнилось восемнадцать. В те годы еще существовал такой обычай в татарских деревнях. Отец черноглазой статной красавицы Халиси работал поваром у богатых людей в Москве. Мама стряпала на всю деревню. И у Халиси кумачлар удавались лучше всех, ее бавырсак так и таял во рту.

Сыну Халиси и Шигапа Расыху было 3 месяца, когда в 30-м году грянула беда. Раскулачили земляки Мухутдина, определив кулаком второй категории (отдельные «историки» уже заявили, что кулаков второй категории в Сибирь не отправляли, но, несмотря на это, моя семья оказалась в Забайкалье). И всю семью с семерыми детьми, проживающими в то время в его доме, отправили далеко от Янтугана в незнакомое и суровое Забайкалье, о котором не знали, не ведали и которое стало им новой родиной на всю оставшуюся жизнь. В мае, когда раскулаченные плыли на барже к месту поселения, случилась новая беда. Пятимесячному Расыху становилось все хуже и бабай Мухутдин, собрав всю свою волю, стал нараспев читать Ясин, провожая в последний путь внука. И произошло чудо, Аллах услышал эти молитвы, Расых очнулся, прожил 83 года, внуков и правнуков дождался.

Определили раскулаченных на прииск Итака Могочинского района Читинской области, далеко в тайгу за 6 тыс. км от родного дома. Едкая поговорка про те места была: «Создал бог Сочи, а черт Могочи!». Да выжить-то надо было, вот и выстояли, аллага шикыр. По осени выкопали землянки. Бабай Мухутдин как и все работал на прииске и исполнял обязанности татарского муллы. У Шигапа с Халисей родилось восемь детей, трое из которых умерли в младенчестве. В те страшные годы Шигап поменял фамилию. В 1942 году Шигап Баталов ушел на фронт. Воевал в стрелковой дивизии на Центральном фронте Орловского направления. Был ранен, пришел с войны с медалью «За отвагу», был представлен к ордену Славы, но как сын кулака его не получил. Брат Шигапа Шайхул, ушел на войну минометчиком и не вернулся, последнее письмо от него пришло с Ленинградского фронта в 1941 году.

Халися аби была сильной женщиной, на ее руках остались четверо детей, надо было работать и поднимать их. Школа была в нескольких километрах, осенью дети шли босиком по проторенной тропинке, зимой ходили по очереди в одних валенках на всех. Вместе ходили в тайгу за шиповником, голубикой, черникой и грибами. Собирали кедровый сланец, ездили в станицу Ксеньевскую, там продавали, чтобы купить продукты.

Определили раскулаченных на прииск Итака Могочинского района Читинской области.Фото currenttime.tv

И снова они встали на ноги, Мухутдин бабай сажал один гектар картофеля, пенсии у них с Маджидой не было, вот и выручала продажа борангы (картошки, — прим. ред.). Килен Халися завела корову и овец и даже отправляла посылки с таежной провизией в родную Татарию, это спасало родных от голода в трудные военные годы.

Жили поселенцы дружно, вместе были в радости и в горе, женились, растили детей, конечно, тянуло их на родину, а дороги назад не было.

Халися аби была очень мудрой женщиной, всех старалась объединить, пятерых детей воспитала. Они обзавелись семьями, детьми, внуками и правнуками. Сама абика держала уразу, читала намаз и переводила внукам суры из Корана. Она всегда была в курсе всех политических событий, читала газеты на русском и татарском языках.

Наши родители знали силу трав и природы и всегда делились знанием о том, что и от какой болезни надо применять. В тайгу, в лес, на речку папа старался вывозить всю родню, отмечая каждое природное событие: когда зацвели подснежники, медуница или жарки, пошел ли березовый сок или черемша, поспела черемуха, смородина, кедровые орехи, брусника, черника. На балконе зимой всегда стояла бочка соленых груздей и бочка аппетитных рыжиков с веточками багульника, лежал мешок рыбы — окуня, сорожки, омуля.

В забайкальской тайге братья Баталовы выучили науку выживания. Родная земля Янтугана, крепкий иман и могучие корни рода помогали жить по законам совести и чести.

В моей семье не принято было проявлять чувства, но мы всегда знали, что нас, детей, не только любят, но и уважают наши самые родные и близкие люди. Когда приходили гости, дети и взрослые вместе встречали и провожали гостей. Вместе сидели за столом, вместе отдыхали и выполняли домашнюю работу. Мужчинам никогда не было зазорно помочь женщинам в стирке, в уборке, на кухне. И всегда у Баталовых присутствовал тот татарский юмор, который невозможно точно перевести на другой язык, это, видимо, у каждого народа свое. Традиции семьи, дома, родной культуры исподволь, ненавязчиво входили в мою жизнь, становились тем самым нравственным стержнем, который питает силу духа и помогает осознавать себя в этом мире.

Один Аллах ведает, что было бы, если бы мой папа Растам не родился на прииске, а семья мамы Суфии от голода и репрессий не подалась бы в Западную Сибирь, наверно, это была бы совсем другая история. Но когда в холодном 1995 году не стало моей самой родной в этом мире души — моего папы, не стало той опоры в жизни, того причала, который нужен каждому человеку, чтобы летать высоко. И только в 2005 году, когда я возглавила Автономию татар Бурятии, я ощутила, что оборванные связи Рода начинают обретать свою силу и восстанавливать утраченные корни.

Фото: телеканал «Россия 1»
В этих нечеловеческих условиях ссылок и лагерей люди разных национальностей и вероисповедания оставались людьми, поддерживали друг друга как могли, не обращая внимание на то, что их когда-то разделяло

В сериале «Зулейха открывает глаза» обсудили, кажется, все — и не заметили главного

Такая вот простая история обычной мишарской семьи. Она затронула многие семьи, поскольку раньше или позже, но полстраны побывало в лагерях и на поселениях. Это наша общая боль, наша судьба и наш общий путь, который мы достойно прошли все вместе. И вот спустя 90 лет после этой трагедии впервые на всю страну на федеральном канале «Россия 1» показали фильм про раскулачивание. Сейчас мы ищем механизмы поддержки нашего сельского хозяйства и фермеров, раздаем дальневосточные гектары, чтобы люди оставались на родной земле, а в 30-е годы прошлого столетия был практически истреблен весь класс хозяйственников, которые умели и любили работать на своей земле и которых до этого российское государство за разные заслуги наделило самым ценным капиталом землей.

После просмотра сериала «Зулейха открывает глаза» в сообществах соцсетей эмоции зашкаливали у левых и правых, у белых и красных. Обсудили буквально все — и платок, и связь с Игнатовым, и красноречивое молчание Зулейхи, смену ФИО Юзифа, каждый жест, каждый взгляд... и не заметили главного. В этих нечеловеческих условиях ссылок и лагерей люди разных национальностей и вероисповедания оставались людьми, поддерживали друг друга как могли, не обращая внимание на то, что их когда-то разделяло. И что татарский народ, несмотря на все тяготы и испытания, выпавшие на его долю в годы репрессий, сохранил свои лучшие качества: терпение-сабырлык, трудолюбие и ответственность, надежность и порядочность, татарский юмор и жизнелюбие, умение жить в ладу с соседями, в гармонии с природой, умение прощать и идти вперед-Алга.

Оппоненты упрекают, что Зулейха мало говорит по сюжету, так ведь у отдельных групп татар «күп сүз, бүк сүз»! За героиню говорят глаза Чулпан Хаматовой, в которых все сказано предельно лаконично и проникновенно, и это пробирает до слез. Героиня сериала Зулейха в невыносимых условиях жизни не сломалась, не озлобилась, не предала, не солгала. Ее чисто татарское трудолюбие, искренность чувств и отзывчивость, умение выживать в любой ситуации, ее великодушие, сострадание и терпение к тем, кто предал, обидел, к мужу, свекрови, Игнатову, Настасье... Через эти страдания и муки, через нравственные поступки и веру Зулейха открывает заново себя и мир, окружающий ее.

Образ Упырихи олицетворяет слепую материнскую любовь, которая встречается повсеместно. Сколько переломанных судеб в мире, сколько мальчиков так и не ставших мужчинами и хорошими мужьями, такие матери не научили любить, делиться душевным теплом. И властные самодуры в роли свекрови, ревностно относящиеся к своему чаду, ненавидящие невесток, нередко встречаются в нашей жизни. Гениальная актерская игра Розы Хайруллиной никого не оставила равнодушной. И глубоко символично, что обе матери, горячо любящие своих сыновей в конце фильма примиряются друг с другом.

Все сыновья когда-то уходят, говорит свекровь своей килен. Отпускать — это самое сложное на свете... Образ матери Муртазы вызвал ожесточенные споры в татарских сообществах, которые отвергли саму мысль появления таких матерей у татар. Дерес, для татар — это скорее исключение, татарские ани-абиляр — хлебосольные хозяйки, горячо любящие своих детей и внуков, татары-мужья обычно преданы семье, отличные хозяева и добытчики, у них очень разумно поделены домашние обязанности.

Фото: телеканал «Россия 1»
Образ Упырихи олицетворяет слепую материнскую любовь, которая встречается повсеместно. Сколько переломанных судеб в мире, сколько мальчиков так и не ставших мужчинами и хорошими мужьями, такие матери не научили любить, делиться душевным теплом

«Мы продолжаем искать среди нас самых «татаристых», самых правильных»

Однако мы живем не только в мире традиционного уклада татар, наш мир намного шире и разнообразнее, он простирается намного дальше Татарстана. Зачем смешивать горячее с соленым? Почему во всем надо видеть злой умысел или национальный окрас? Почему все надо преломлять через призму национального самосознания?

И почему в чужом глазу соринка всегда кажется бревном? Нам ли судить Зулейху, актеров, автора книги, режиссерскую группу, которые сделали яркий, запоминающийся фильм, к которому было приковано внимание всей страны. Вряд ли, ведь каждый мусульманин знает, что впереди у нас божий суд и каждый получит в той жизни то, что заслужил в этой. А мы продолжаем искать среди нас самых «татаристых», самых правильных, выстраивая идеальную модель татарина и отсеивая всех тех, кто не соответствуют ее стандартам: не так ведет себя, не так говорит, не так выглядит, не так соблюдает, не того выбирает...

Созданный на потолочной росписи клуба питерским художником Иконниковым образ Зулейхи с младенцем на руках говорит сам за себя — это жизнеутверждающий символ Семрука, символ Матери и Женщины, дочери татарского народа, не растерявшей своего достоинства, своим мужеством и трудом заслужившей уважение всех поселенцев.

К глубокому сожалению, яркие представительницы татарского народа, Гузель и Чулпан оказались в некоторых горячих головах врагами своего народа, как тогда, в лихие 30-е врагами народа объявлялись те, кто имел смелость говорить то, что думает, поступать по чести и совести. Одна написала как увидела, другая сыграла как прочувствовала...

Досталось даже песне «Ай, былбылым», которая стала замечательным саундтреком к фильму и самой Дине Гариповой, татар җәңы которой так пронзительно звучал весь фильм. Дуслар, иптешляр, все мы плывем в одной лодке, идем по одному пути и живем под одним небом! И «бу кычкына татар кызлар», сильные и независимые, талантливые и красивые — являются достойными дочерьми татарского народа. Тот самый Татар рухы и Татар моңы не в меньшей мере присутствуют и в них, и в тех, кто сегодня оказался по ту сторону баррикад...

Самое страшное во всей этой истории, что нафс человека любой национальности (видимо не первый и не последний раз в истории народов и рас) начинает руководить его ясным умом и сердцем, завирусовывая душу. И тогда лучшие черты его характера застилает злоба, высокомерие и презрение к «не равным себе», не таким — другим. Форма становится важнее сути, а поступки перестают быть мерилом нравственности.

Фото: телеканал «Россия 1»
Нам ли судить Зулейху, актеров, автора книги, режиссерскую группу, которые сделали яркий, запоминающийся фильм, к которому было приковано внимание всей страны

У Татарского мира мощный, пассионарный Эгрегор, состоящих из людей, готовых душу и сердце отдавать своему народу, сохранять веру предков и передавать их богатейшее культурное наследие потомкам. Но это «Ак юл» и его можно пройти только всем вместе, поддерживая друг друга, передавая посох нуждающимся в нем, убирая камни с дороги незрячих…

Национальная интеллигенция — это совесть нации, но не надсмотрщик и не бич для своих соплеменников и единоверцев. Она не переходит на личности, не осуждает и не предает «чужих» по ее мнению, анафеме и тем более не организует травлю инакомыслящих во всемирной паутине. Она открывает культурное достояние своего народа всем страждущим, просвещает, поддерживает и указывает путь заблудившимся и потерявшим ориентиры.

Меня в этой истории удивляет молодая поросль татарской интеллигенции, выросшая в лучших оранжереях Татарстана, высокообразованная, мастерски владеющая литературным татарским языком и искусством речи, великолепно разбирающаяся в вопросах религии, в поучительно-уничижительном тоне рассуждающая о тех вещах, которые приходят с жизненным опытом, зрелостью и мудростью.

Одно дело, когда пишут литературные и кинокритики профессиональные рецензии, без личностных эмоций и внутренних обид. И другое дело, когда лучшие умы нации упражняются, кто больше ляпов-тяпов рассмотрит под увеличительным стеклом в художественном произведении и кинофильме вместо конструктивного разговора о судьбах нации и ее роли в истории страны.

Национальная культура — это живая традиция, она меняется с каждым новым поколением. Нельзя носиться с национальной культурой как с писаной торбой, ее периодически надо открывать, омывать, «реставрировать», потому что ее миссия — нести свет людям. Сегодня архиважно перевести все татарское культурное и богословское наследие на русский язык, чтобы огромная армия русскоязычных татар и людей, рожденных в смешанных браках смогли прикоснуться к этому живительному источнику, давно утраченному ими. Потому что реалии таковы, что чем дальше татары живут за границами Татарстана, тем больше потеря языка и ассимиляция народа. Пусть для них это станет возможность идти Алга к Истокам.

Наступает священный месяц Рамазан и мы все будем просить у Всевышнего прощения и покаяния, терпения и снисходительности, победы над коронавирусом, здоровья и любви к близким, друзьям и друг к другу. И самое сложное — просить великодушия к своим, единоверцам, соплеменникам, братьям... Может тогда Создатель смилуется над своими такими противоречивыми творениями, которых он неслучайно сделал разными, наделил разными языками, образами, ментальностью и характерами, но которые продолжают бродить по свету, разделяя мир на своих и чужих.

…В древние века на горе Аллатау жили люди, которые обращали свой взор к вечному Небу. И Бог наградил их удивительным даром Веры, пытливости ума, желания учиться и передавать эти знания другим.

Фото Романа Хасаева
И самое сложное — просить великодушия к своим, единоверцам, соплеменникам, братьям...

Шли годы, люди становились все образованнее, изобрели топор, колесо, юрты и кибитки и забыли о даре Создателя, считая, что это они — венцы природы и властители мира. Вирус гордыни, тщеславия, высокомерия и зависти затмил их Разум, заразил бессмертную душу. Перестали они слышать и слушать друг друга, каждый думал, что его мнение самое правильное, что именно он избранный среди прочих.

И стало соплеменникам и единоверцам тесно на одной горе, разбрелись они в одиночку по бескрайним равнинам и степям, лесам и рекам, уповая только на себя в поисках счастья.

…По воле Творца татарский мир огромный и разнообразный, он простирается от Татарского пролива и древней страны TATARIA до татарских ключей туган авылларда. С давних пор на огромной территории Евразии осталось множество озер и рек, гор и поселений, названия которых может прочитать каждый знающий язык предков татарин.

TATAR WORLD — как микрокосмос Вселенной, в которой много ярких звезд, несущих свой свет на Землю. Но никогда эти звезды не воюют друг с другом, не нарушают космический покой, управляемый лишь одним Всевышним.

...Мои соплеменники очень разные — от цвета глаз до диалектов речи и одежды. Мы заметно отличаемся друг от друга, московские от казанских, мишары от кряшен, крымские и астраханские от сибирских татар. Но у нас есть общий туган тел и богатейшее культурное наследие предков, прародины татар Алтай, Байкал и Изге Болгар, туган авыллар и родной Татарстан. Татарский характер определяют общие качества, присущие всей нации: упорство в достижении цели и ответственность за судьбу своей страны, порядочность и надежность слов и договоренностей, трудолюбие и гостеприимство, татарский юмор, радушие, искренность, отзывчивость и уважение к другим, общие ценности и история наших предков.

И если мы залечим свои глубокие, все еще болящие раны, а вместо вил и топоров возьмем кирки и лопаты, чтобы вместе сажать леса и сады, думаю, наш мир станет другим. И наша любимая родина Россия начнет свое духовное возрождение.

В татарской деревне, откуда раскулачили моих дедов, спустя годы породнились семьи репрессированных и их гонителей. Это означает только одно — жизнь продолжается, и новые поколения тому подтверждение. И я молю Всевышнего, пусть никогда ни национализм, ни шовинизм не затмевают людской Разум. Пусть наши дети не понаслышке знают, что такое настоящая дружба, согласие, любовь к Родине, уважение к Роду, традициям и родному языку. Пусть наши дети будут лучше нас, терпимее и милосерднее нас, пусть их иман будет крепким, а глаза почаще обращаются к вечно синему небу и его Создателю.

«И поняли птицы, что достигли чертогов Семруга, а по растущей в сердцах радости почувствовали его приближение. Глаза их сомкнулись от наполнившего мир яркого света, а когда раскрылись — узрели лишь друг друга. В этот миг они постигли суть: они все — и есть Семруг. И каждая по отдельности, и все вместе» (из романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»).

Саҗида Баталова
ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров

комментарии 31

комментарии

  • Анонимно 27 апр
    Фильм смотрел с первой и до последней минуты. Он на меня очень сильное впечатление произвел, как многого мы еще не знаем о своей истории. Спасибо Вам за статью.
    Ответить
    Анонимно 03 май
    а ты историю по заказным фильмам будешь изучать?
    Ответить
    Анонимно 24 май
    надо изучать историю по истории
    Ответить
    Анонимно 03 май
    а ты историю по лживым,заказным фильмам решил изучать?
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Саҗида Баталова спасибо за хорошо написанную статью. Читается легко, нет в словах навязчивости менторства. Что сейчас бывает редкостью среди пишущих людей - не учить других жизни, раз есть способность к написанию.
    Сам я роман не читал и фильм не смотрел. Но некоторые критические замечания, о якобы национальном позоре, из уст некоторых известных татар слышны. Так вот - хочется сказать. А что не так?
    Домашнее насилие в татарских семьях, как и не в татарских впрочем, когда муж покалачивал жену и детей было всегда, наверное, вплоть до 70-х годов 20 века. Это была норма домостроя, на чём основывалась, строилась и существовала в принципе каждая семья в нашей стране. И зазорным это не считалось никогда. Разве не правда? Правда. Мужчина который не воспитывал своих домочадцев кулаком считался просто тряпкой, даже по мнению самих женщин.
    Второе: Упырихи, так опять же, такая ситуация прослеживалась в 99% случаях семейной жизни, когда невестка приходила жить в дом к мужу. В этом тоже ничего удивительного не было, разве только что в объёме и окрасе тирании свекрови. Это так же считалось нормой, пока граждане нашей страны не получили возможности проживать отдельно от родителей после женитьбы. Разве это не правда? Если свекровь не тиран - это считалось даже не прилично, неудачный выход замуж. О чём же она тогда будет говорить с товарками при встрече, кроме как не перемывать кости своей свекрови, а свекрови своей невестке? Упырихи- являлись одним из элементов бытия семьи.
    А вот насчёт секса героини с комиссаром, тут скорее всего фантазии автора романа. Ибо, опять же, как правило, после смерти мужа, татарские женщины повторно себя узами брака не связывали, а после смерти благоверного вступать в интимные отношения с другим считалось не только постыдным делом, но ещё и тем, что нашим женщинам "крутить романы на стороне" не было просто возможности. Татарская женщина была озабочена двумя вопросами, как обуть-прокормить себя и детей ( чтобы обеспечить необходимый хотя бы стандарт набора продуктов питания и одежды на текущий момент времени) и работой. Татарская женщина - всегда работала, как лошадь. И в этом, отчасти, она находила способы некоего своего морального удовлетворения. Иными словами: татарская женщина в повседневной жизни всегда работала много и получала от этого удовольствие. А не от секса с мужчиной.
    О сексе думать - просто времени не было и секс всегда задвигался на самый задний план в её жизни.
    Да и потом, её бы просто заклевали за это окружающие и отравили полностью жизнь. Поэтому быть такого в жизни Зулейхи не могло быть, потому как не могло быть в принципе. Яхина здесь нафантазировала не совсем зная татарскую натуру.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Габдель Юссон: Книгу не читал, фильм не смотрел, слышал звон, да не знаете, где он. Тем не менее Вы совершенно верно описали отношения в консервативной татарской семье, отношениях между свекровью и невесткой, мужем и женой. Здесь Вы правы. Что касается Вашего мнения относительно целомудренности татарской женщины, - все эти тоже верно, но в мирное спокойное время в условиях деревни, где жизнь каждого на виду и малейшие вольности со стороны одинокой женщины будут подвергаться беспощадному осуждению со стороны односельчан. Но: в романе и фильме речь идёт об экстремальных условиях, в которые попала татарская деревенская женщина, и суровые условия жизни заставили Ее отступить от вековых стереотипов поведения. Более того, комендант в течение 7 лет проявлял к ней интерес, несколько раз спасал ей жизнь (вытащил из воды, помог на допросе, организовал Помощь при родах)- и не склонял Ее к сожительству, бережно но настойчиво добивался от неё ответных чувств. Это были действительно высокие чувства русского коменданта к татарской поселенке. И лишь спустя 7 лет она, никогда не знавшая любви, наконец ответила на его чувства. И пОстельные сцены между ними лишены пошлости, это сцены искренней любви и уважения. Он не скрывал своих серьезных намерений, приглашал к себе жить вместе с сыном. Короче: почитайте сначала книгу, а потом посмотрите фильм.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Согласна, правильно написано
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Продолжение для Габдель Юссона: на поселении она находилась в интернациональной среде, и никто ее не осуждал, многие относились с пониманием. Тем не менее когда перед Зулейхой стал выбор: сын или возлюбленный- она выбрала сына и прекратила с ним встречаться в следующие 5 лет.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Фильм не смотрел, но думаю посмотреть. Мнения людей неоднозначны. Но никто не говорил, что это будет исторически верный фильм, в любом фильме есть и очень много отступлений от истории. Вспомните у нас в российском кинематографе очень много "исторических" фильмов, снятых за последние 2 года. И что и вы хотите сказать, что они полностью достоверны?
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Вот и славно...теперь расходимся и идем работать...
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Интересная статья! Спасибо автору. Исэнлек саулык телим сезгэ! Балаларыгызны татар рухында тэрбиялэгез!
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Мудрая Сажида Рустамовна... Получил удовольствие от чтения колонки.
    Ответить
  • Рашит Галиев 27 апр
    Автору спасибо,хорошую,толковою статью Вы написали.Возмущает одно,пришлось прочитать очень много комментариев отрицающих в истории страны периода раскулачивания.Похоже общество сильно больное,раз уже в этом фильме начали искать,разжигание национальной розни.Своя Зулейха была в каждый нации,каток репрессий не разбирался в нациях и прошелся по всем.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Сильно и обоснованно личной историей, написано. Отрадно, что татарский дух сохранился глубоко в Сибири. Исэн сау булыгыз.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Огромное спасибо Сажиде Баталовой, не пожалела времени, всю статью прочла. Я башкирка, и думаю, что события фильма произошли со всеми людьми, жившими в нашей стране тогда. Знаю не понаслышке. Историю не скроешь, есть в ней и белые и черные пятна. С этим надо смириться.
    Ответить
    Анонимно 01 июл
    Согласна, спасибо Садже Баталовой за умную, объективную и добрую статью. Я сама наполовину немка, наполовину русская. Мамина родня - немцы-меннониты с Украины - такие же добронравные, работящие и непьющие - тоже были раскулачены, но высланы были только мужчины (и об их дальнейшей судьбе ничего не известно), а женщины были изгнаны из своих домов, и даже на работу их не брали. Меня убивают злобные отзывы о "Зулейхе". Причем злобятся те, у кого никто не пострадал.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Сожалею' но анализ явно не удался.Я был лучшего мнения об авторе статьи
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Вот вы пишете об ассимиляции татар, как я понимаю в этом случае об обрусении...А что писал насчет этого Габдулла Тукай? Вспомните "Туган тел" .Если не знаешь даже свой родной язык , на котором говорили твои предки, что же остается от татарина-имя, фамилия?Смешно....
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Да...Гладко написала,но не умно. Автор статьи не видела другого, как можно как мягко можно стелит, но жестко унизит..
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    Да, действительно нужна была такая статья. А то ополчились все против этого фильма, актеров. Стыдно было за них. Я думаю, Сажида Баталлова выразила мнение большинства зрителей, хоть как то знавших историю нашей страны. Спасибо ей огромное.
    Ответить
  • Анонимно 28 апр
    Что самое интересное в статьях "защитников" фильма - это то, что они начинают рассказывать свои истории!
    СВОИ!!!
    И никто не обсуждает историю, рассказанную в фильме.
    Все очень просто - фильм - халтура и обсуждать там нечего: нет правдивости, нет характеров...
    Никто из тех, кто ругает фильм не сказал, что этого не было - все ругают ХАЛТУРУ!!!!
    Закрывайте тему уже...
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    Вы сами себе противоречите: то пишите, что нет правдивости, то : никто не говорит, что этого не было... Люди вспоминают истории своих семей, которые перекликаются и подтверждают правду о раскулачивании
    Ответить
    Анонимно 28 апр
    "Люди вспоминают истории своих семей, которые перекликаются и подтверждают правду о раскулачивании"
    Это как раз и говорит о том, что фильм - халтура, а не истории, которые вспоминают люди...
    Перечитайте еще раз всех, кто пытается вступиться за нечто, называемое художественным фильмом "Зулейха..."- они говорят о чем угодно, но только не о самом фильме.
    Все очень просто - посмотрев фильм, говорить не о чём...
    Ответить
  • Анонимно 03 май
    Отделить мух от котлет

    Время от времени с различных трибун звучат признания, что наряду с реальными неприглядными фактами из нашего советского прошлого наворочено неимоверно много преднамеренной лжи, что переписывание истории и исторических документов начиная с Хрущева продолжается по сей день. Но эти признания растворились в массе антисоветской мистификации и были замечены немногими. А пока не будут преданы гласности масштабы этих переделок и не будут обнародованы имена авторов и инициаторов дезинформации населения, всякая публикация на историческую тему будет продолжать подвергаться сомнению и разночтению.

    «Отсутствием морали страдают многие современные деятели». Эта фраза в концовке статьи «Большевистский секс в мечети. Чем недовольна Чулпан Хаматова?»
    Андрея Сидорчика (АИФ, 17.04.2020), не акцентирована, и потому многие читатели, возможно, не придадут ей особого значения, но она объясняет регулярное появление в нашей культуре таких «шедевров», как «Зулейха…», таких «звезд», как Хаматова, и таких авторов, как Гузель Яхина.

    Не стану что-то отдельно говорить о телесериале или актрисе. То, что скажу о молоденькой девице Гузель Яхиной, породившей роман «Зулейха открывает глаза», можно отнести и к ним.

    Отсутствие морали у немалой части творческих деятелей склоняет их следовать «тренду». Это гарантирует сомнительный успех, но несомненные тиражи, назойливое восхваление в СМИ, премии и финансовое благополучие. Такой расчетливый дебют удался и Яхиной. У нас в Башкирии в преддверии показа телесериала ей организовали встречу с читателями. Она без тени смущения на юном личике давала интервью телевидению и рассуждала о вещах, представление о которых могла иметь в силу возраста только умозрительное. И для нее неважно, что ее опус перекликается с неприкрытой фашистской антисоветской пропагандой, и «откровениями» современных бесноватых «укропов» и их западных покровителей.
    Так киевская газета GLAVRED от 27 апреля пишет: «Турецкий сериал Зулейха открывает глаза выходит в России на телеканале Россия-1 с 13 апреля. Сериал снят по мотивам книги Гузели Яхиной, и довольно реалистично описывает страдание татар (и не только) от правления русских большевиков, которые правили в СССР, созданной путем захвата соседних стран. Внимание сериала, как и книги, концентрировалось на репрессиях 30-х годов, которые затронули татар - их массово выселили из родного Крыма и отправили поездами в Сибирь». Газета назвала сериал турецким - надо полагать, на Украине и представить не могут, что в России, где вроде бы наложен запрет на очернительство истории, возможен такой опус. А то, что речь в «Зулейхе…» идет о казанских татарах, а не крымских, редакцию газеты мало беспокоит – или в силу безграмотности ее сотрудников, или их беспринципности. .
    Умозрительность в художественном произведении, особенно историческом, явление закономерное и необходимое, если не ограничивать ее политическими или другими конъюнктурными рамками. И Гузель могла бы избежать этой ошибки, открыв собственные глаза и взглянув на окружающее объективно.

    Не берусь судить о периоде, показанном в «Зулейхе». Скорее всего, да - можно найти неприглядные, негативные факты, жестокие преступления. «А между тем, аналитический центр ЦРУ «Рэнд Корпорэйшен», опираясь на данные демографии и архивные документы, подсчитал количество репрессированных в сталинскую эпоху. Оказалось, что за всё время, когда Сталин стоял во главе страны, было расстреляно 700 тысяч человек. При этом на долю приговорённых к расстрелу по политической 58-й статье приходится не более четверти дел. Кстати, такая же доля наблюдалась среди заключённых трудовых лагерей» (Архив сайта Infotime.co). Но скажу о годах, завершающих великую легендарную советскую эпоху. Пришлось стать очевидцем того, как многие партийные чины погружались в трясину непомерного чванства, безоглядной коррупции, бытового аморального поведения и заурядного пьянства. Очень многие. И, разумеется, Гузель Яхина не последняя, кто не устоит перед соблазном покопаться в грязи и посмаковать язвы прошлого, хотя современному обществу, особенно ее властным структурам на местах, присуща чуть ли не тотальная склонность к преступным деяниям. .

    И здесь я хочу обратить внимание как «развенчателей» большевизма, так и всей заинтересованной публики на крайне важную деталь. О ней нет даже намека в статье АИФ, в которой вполне объективно «раскатали» сериал «Зулейха…». А показательно то, что почти все эти носители партбилетов – отрицательные персонажи, которых деятели в «тренде» отождествляют с коммунистической идеологией, - при первой же возможности перекрасились в «демократов» и составили костяк, основу новой буржуазной власти в России.

    Открыв глаза, не так уж трудно отделить мух от котлет. Идеологию - от тех, кто пытается использовать ее в своих шкурных интересах. И посчитать наши потери – людские, экономические, душевные - в 90-х и 00-х годах, да и текущего периода. И сравнить. Вот, то-то и оно…
    Поэтому сегодня в глазах простых людей коммунизм возвращает себе образ самого светлого и привлекательного мировоззрения, который позволит каждому быть обеспеченным со стороны государства и доступным образованием, и гарантированно доступной медициной, работой. Тогда не потребуется создавать различные фонды с протянутой рукой типа «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой (её фонд помощи детям может оставлять для своих нужд 20% благотворительных денег).

    Быть сторонником коммунизма, не будучи членом очередной компартии, наше законное право, если исходить из того, что мы свободные граждане. .

    Т. Абдрафиков.
    Уфа.
    30.04.2020.
    Ответить
    Анонимно 09 май
    роман читать интересно, а ваш заунывный комментарий - нет. кто вы такой, чтобы оценивать писателя и актрису? или судить о масштабах вреда для татарской нации из-за раскулачивания и прочих непростительных ошибок советской власти?
    Ответить
  • Анонимно 04 май
    Насточертела уже эта тема про Зулейху, Хаматову и Яхину. Из шелухи лепите жемчуг. Постыдное и пустое, а точнее - очень вредное занятие. Каковы мотивы вот этого ковыряния в затянувшихся исторических ранах? Чтобы найти кого-то, с кого спросить? Лет на 80 опоздали. Пожалуй, даже те, кто занимался раскулачиванием и депортациями если не полегли на фронтах войны, умерли от старости. Что хотите теперь? Стать в позу обиженных и униженных? Так за редким исключением в любой семье есть повод для таких "исканий" и претензий к власти, государству и согражданам. Будем выставлять счета? Когда и с кого начнем? И на какую историческую глубину будем копать? Или может по современности граблями пройдемся? Оно ведь вот - рядом, близко и сочинять не прийдется. Или это трогать боязно? В чем смысл, цель всего этого?
    Ответить
  • Анонимно 17 май
    Хорошо написала
    Ответить
  • Анонимно 21 май
    РАХМАТ!
    Ответить
  • Анонимно 25 май
    хорошо написано спасибо
    Ответить
  • Анонимно 02 июл
    Рахмат Сажида.Зур рахмат.
    Ответить
    Анонимно 08 июл
    Интересно, а если бы героиня фильма была бы не татаркой? Было бы столько эмоций? Такое впечатление, что подобная тема впервые показана на экране.... Всем хочется быть лучше, чем есть на самом деле.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии