Новости раздела

Богословие по-челнински: Аллах творит руками людей, а мэр — руками сити-менеджера

Сегодня прошло II заседание горсовета третьего созыва и фактически — первое рабочее (на I заседании, напомним, проходили выборы главы города — им стал Наиль Магдеев), в повестке дня которого значилось 16 вопросов — впрочем, больше половины из них требовали чисто технического голосования, они были обсуждены на заседаниях постоянных комиссий депутатов. Главным стал вопрос выборов руководителя исполкома города, второго человека в мэрии автограда. Попутно Магдеев эмоционально и резко раскритиковал бизнесменов, нелегально работающих на рынке пассажирских перевозок в Челнах, и бизнесменов, стремящихся «точечно строить» магазины и кафе у жилых домов.

Наиль Магдеев за гласность?

Заметим, что сегодняшнее заседание горсовета было первым по-настоящему открытым за 5 лет. А закрыли его, напомним, осенью 2010 года после того, как на заседании горсовета скандально известный депутат Сергей Еретнов с трибуны обличал власть с мегафоном в руках. В итоге доступ в зал заседания прессе тогдашним мэром Василем Шайхразиевым был закрыт на целую пятилетку. Журналистам предоставили наблюдать за демократическими процедурами по телевизору. Корреспондент «Реального времени» поделился своими ощущениями и наблюдениями вживую.

Самым главным недостатком телетрансляции был оператор мэрии, который решал, показать выступление неудобного депутата или нет.

Наиль Магдеев после своего предшественника решил на себя примерить одежду человека более доступного и открытого прессе. Похвально, что в отличие от своих коллег из Казани (привет пресс-службе мэрии Казани) Магдеев все время, которое он провел в кресле главы города, «деловые понедельники» не закрывал, они также транслировались в интернете, списки неудобных СМИ не создавались.

Сегодня была представлена и несистемная оппозиция, не попавшая в нынешний состав горсовета (Татьяна Гурьева не была в него выбрана, Сергей Еретнов не мог быть выбран в силу уголовного производства). Так, сегодня у входа в здание администрации города депутатов, чиновников и журналистов встречали некие лица с табличками и транспарантами. На одной громко значилось «Магдеева в отставку за беспредел на выборах», на двух других цитировались слова Рината Абдуллина, Ильдара Халикова и представителей Верховного суда РТ и УВД, с намеком на одного из депутатов горсовета, а именно Альберта Петрова, директора «Камгэсэнергостроя» и ныне председателя постоянной комиссии по жизнеобеспечению населения и градостроительству. Его обвиняли, что он «забыл о наглом обмане дольщиков ЖСК «Дружба 5». Ни один из вопросов пикетчиков, однако, на горсовете не был вынесен на обсуждение.

Сегодня у входа в здание администрации города депутатов, чиновников и журналистов встречали некие лица с табличками и транспарантами. realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

Как тандем Рината Абдуллина и Наиля Магдеева «защищал» перед единороссами «диплом»

Напомним, на первом заседании горсовета депутаты приняли решение о конкурсе на замещение должности руководителя исполкома. Сам конкурс прошел на прошлой неделе, 16 октября, вызвав массу слухов об его итогах, как и о возможных итогах выборов из кандидатов, на этом конкурсе победивших. Всего было четыре кандидата, на конкурсе их отбирали по принципу, есть ли у них необходимая квалификация, стаж по специальности, опыт управленческой работы и т.д. Впрочем, большинство склонялось к тому, что Ринат Абдуллин, не замеченный до сих пор ни в каких неблаговидных проступках или грехах и заслуживший у местных чиновников и бизнесменов уважение, лишь потеряет приставку и.о. у своей должности. Так оно в итоге и вышло — за Рината Абдуллина депутаты проголосовали единогласно, необходимость в голосовании за Махмутова, по замечанию Магдеева, «отпала сама собой».

Тем не менее процесс голосования неожиданно не оказался формальным, и тут, как ни парадоксально, помог в т.ч. и фактор большинства в горсовете — за «Единой Россией». Последним уже не было нужды прятаться от оппозиции и пытаться сглаживать ее острые выпады (те же коммунисты Николай Атласов и Владимир Васев спокойно получили право на выступления в конце заседания, один от него в итоге даже отказался).

Понимая, что работать им придется вместе, и само единогласное голосование, хотя и почти неизбежно (когда 41 из 44 депутатов — от партии «ЕР», которая, как известно, старается выдерживать единую линию по всем вопросам), ровным счетом никак в деле развития города помочь не может — народные избранники решили «оторваться» на вопросах. И если сторонние наблюдатели полагали эти вопросы-ответы изначально формальным мероприятием, и сам Ринат Абдуллин даже поначалу растерялся (ему почти всякий раз приходил на помощь Наиль Магдеев), то на деле оказалось, что депутаты «нечаянно» умудрились назвать все болевые и реперные точки городского хозяйства и экономики. В итоге тандем Абдуллин — Магдеев невольно озвучил примерные решения этих проблем.

Не ругайте время

Абдуллин в своей «выборной» речи перечислил то, что было им и при его активном участии сделано. И назвал примерные финансовые средства, которые потребуются на дальнейшее воплощение планов в жизнь. Учитывая, что большую часть средств город получает из республиканского бюджета, который в кризис будет ужиматься, делать такие же активные вливания, какие были сделаны в автоград в последние год-два, будет уже проблематично. На сегодняшнем же заседании главный финансист автограда Альфинур Галиакберова объявила, что итоговый прогноз по доходам бюджета на 2015 год — 7,23 млн рублей, по расходам — на 7,418 млн рублей. Т.е., бюджет города точно будет дефицитным, а 200 млн рублей где-то мэрии придется изыскивать. (О причинах невыполнения доходной части бюджета мы уже писали: одна из них — отставание по НДФЛ на 136,5 млн рублей уже к июлю).

Абдуллин отметил, что глобальный кризис негативно отразился на городской экономике и привел «к умеренным темпам динамики ее развития». Из минусов он назвал работу ЖКХ. Да, в Челнах работает 21 УК, 8 ТСЖ — они «одни из лучших по РТ», но жители продолжают жаловаться на их работу, потому были созданы три муниципальных УК, в пользу которых каждый житель может сделать свой выбор. При этом проблемы касаются и самого жилфонда. Для приведения его в нормальное состояние, по словам теперь уже сити-менеджера без приставки и.о., требуются ежегодные вливания по программе капремонта в размере 1 миллиарда рублей! Почему так получилось? По мнению Абдуллина, все дело в самом процессе застройки Челнов 30-40 лет назад — город строился в короткие сроки, все было изначально новым — и потому десятилетия спустя одномоментно многие здания оказались ветхими. В отличие от городов, которые строились постепенно, и в результате там капремонт требуется ежегодно не по такому объему жилфонда. Чуть позже мэр так прокомментировал этот тезис:

— Челны 40 лет назад были уникальным городом. Новый город был построен за короткий срок. Ему все завидовали — все здания, учреждения были новыми. Но ничто не вечно. И теперь Челны тоже уникальный город — потому что все прежде новые здания одномоментно стали ветхими, особенно по функционалу. Сегодня одномоментно многие школы, детсады, учреждения культуры и спорта требуют капремонта. Кто виноват в том, что 40 лет назад и больница, и стадион были новыми, а сегодня пришли в негодность? Время! Одномоментно все учреждения в порядок мы привести, увы, не можем.

Где взять 3 миллиарда рублей на хозяйство?

Тем не менее в настоящий момент город планирует отремонтировать стадион «Строитель» (закрыт сегодня) и ДК «Энергетик (по договоренности с минкультом РТ бюджет РТ вроде бы выделит на его капремонт 220 млн рублей). Еще 25-30 млн рублей ежегодно потребуется на приведение в порядок светового уличного хозяйства: 5 тыс. точек было установлено к 17 тыс. уже существующих, но еще более 30% от всего фонда требует денег. Похожая ситуация с тротуарами: 15 км тротуаров построено, всего теперь у города 70% необходимых тротуаров, на строительство еще более 50 км тротуаров опять же нужны будут деньги.

Аналогично со строительством дорог на БСМ, в промзоне, внутриквартальных: «Потребуется ежегодно минимум 1,5 миллиарда в течение 5 лет». По автобусному хозяйству сделано немало — закуплены 190 автобусов на газомоторном топливе, создана новая сеть муниципальных маршрутов, создана с нуля новая автобусная городская компания. Теперь акцент будет сделан на обновлении трамвайного парка. Для разрешения болезненной проблемы точечной застройки командой Абдуллина-Магдеева был создан градостроительный совет, который в ближайшее время скорректирует старый генплан города и должен будет подготовить проекты планировки осваиваемых земель, которые также будут проходить публичное обсуждение.

Но и это еще не все. Городу также нужны новый онкологический центр, новая картинная галерея, стационарный цирк и т.д. И хотя Абдуллин не стал называть те суммы, которые потребуются на их строительство, понятно, что они огромны, и понятно, что искать их придется не только в городском или республиканском бюджетах, но и заявляться на различные ФЦП, или же искать деньги в рамках частно-государственного партнерства.

Землю — многодетным

Своеобразное интервью у команды Магдеева свежеизбранные депутаты начали с вопроса Ляли Камалетдиновой («ЕР») о проблемах многодетных семей, которым вроде бы выделили землю, но строиться они не могут из-за отсутствия на этих землях инженерной инфраструктуры. Как эту проблему намерен решать сити-менеджер?

Абдуллин с печалью в голосе признал, что проблема эта острая, что для 4424 многодетных семей автограда выделено всего 2325 участков в районе Подсолнухов, где проведены электросети, «насыпаны» 1,4 км дороги («в черновом варианте»), а в 2016 году город постарается провести там водоснабжение и думать затем о газификации района.

— Но 2325 участков мало. Необходимо изыскать еще 2099 участков. И мы сейчас проводим переговоры у соседних с городом поселков, с владельцами тамошних земель, — заметил Абдуллин.

В проекте, по его словам, уже найдены 5-6 районов, по подсчетам корреспондента «Реального времени» площадью 152 га. Однако, во-первых, и этого мало (автоград в итоге может обеспечить землей лишь половину многодетных семей). А во-вторых, этими землями город еще не может распоряжаться, т.к. договоры с их нынешними собственниками в процессе (очевидно, что на их покупку городу потребуются дополнительные средства — возможно также, что городу нужно купить эти земли подешевле, а собственники пытаются продать их подороже).

Горожан выгнать из ТЦ в несуществующие парки

Директор департамента по связям с общественностью, проживающий в автограде больше 5 лет и по опыту своему и своей семьи знающий, что в «спальных районах» с рекреационными зонами туго, поинтересовался у Абдуллина, как город намерен решать вопрос с развитием площадок для отдыха не только мамам с детьми, но и взрослых, студентов, пенсионеров?

— Так как в итоге сегодня молодые люди вынуждены выбирать отдых в торговых центрах, а не природе. Потому что во дворах разве что есть детские площадки со скамейками. Но нужны же и общественные места для молодых и стариков! — резонно заметил «камазовец».

Абдуллин заметил, что есть план уже существующие места отдыха, скверы и парки сохранить, но вот со строительством таких мест во дворах будут проблемы: там тесно и «нет даже мест для стоянок…». На помощь сити-менеджеру пришел Магдеев, который дал «домашнее задание» проработать этот вопрос градостроительному совету. Тем более у города есть положительный опыт со строительством сквера Кереселидзе и зоны отдыха в пос. Сидоровка.

— Пространства на самом деле много, — упрекнул мэр Абдуллина. — Не обязательно же по 10-15 га на такие зоны выделять. Достаточно порой и полгектара! Это задача архитекторам и строителям на ближайшие 5 лет!

«ГАЗели» пока не выгнать

Еще один депутат от «ЕР» Валентина Ахметзянова, признав заслуги команды Абдуллина/Магдеева в формировании большого автобусного парка, все же раскритиковала существование на маршрутах малых автобусов, в т.ч. «ГАЗелей», водители которых предпочитают не останавливаться на остановках, где их ждут дети или пенсионеры (которые, очевидно, «кэша» компании-перевозчику как льготники не дадут).

Вопрос-претензия оказался и для Абдуллина, и для его шефа тем более болезненным, потому что реформа пассажирских перевозок в Челнах является одной из главных заслуг новой команды и была одним из существенных плюсов для челнинцев, что сыграло немалую роль в победе и самого Магдеева на выборах. Ринат Абдуллин напомнил, что на конкурсе летом победили две компании: новая муниципальная с большими автобусами (на них 6 маршрутов) и несколько перевозчиков, объединенные в компанию ООО «Пассажирские перевозки» (на них 13 маршрутов):

— Проблемы возникают из-за того, что сегодня на дорогах работают и незаконные перевозчики. По этой проблеме мы с ними работаем, дежурим на дорогах вместе с ГИБДД, — признался кандидат в сити-менеджера. — Но поймите, сейчас в случае с муниципальной компанией идет становление. У нас пока принято 130 водителей, а необходимо 400!

Абдуллин пообещал, что до Нового года на маршруты будут выведены все купленные 190 автобусов. realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

«Добровольно от кормушки пассажирских перевозок никто не хочет уходить»

Абдуллин пообещал, что до Нового года на маршруты будут выведены все купленные 190 автобусов. Магдеев, понимая, что вопрос-претензия предъявлен в том числе и к нему, высказался гораздо более эмоционально:

— Закрыть ПАТП (в 2007-2008 году, — прим.ред.) было легко. Создавать же новое пассажирское предприятие для перевозки полумиллионного населения трудно. Благодаря поддержке КАМАЗа мы в короткое время получили базу для обслуживания автобусов на газомоторном топливе (на базе бывшего камазовского трамвайного предприятия «Электротранспорт», — прим.ред.). Это новая технология. По сути мы эксплуатируем и новую технику. Это требует времени для организации, подготовки водителей. И да, пока безобразия на дорогах имеют место быть — я имею в виду незаконных перевозчиков. Но аналогичная картина была и 10 лет назад в Казани! — удивлялся нетерпению депутатов мэр.

Высказался публично и откровенно Магдеев и в адрес обидевшихся на город предпринимателей, которые, напомним, в процессе формирования новой городской политики в сфере пассажирских перевозок даже жаловались Рустаму Минниханову на ущемление интересов МСБ (при том, что президент РТ поставил задачу увеличить долю последнего в городском ВРП до 50%):

— Вы мне скажите, может ли человек на коляске зайти в «ГАЗель»?! Как человек с ограниченными возможностями должен добираться с пос. Сидровка в Новый город? Частные перевозчики могут на такой вопрос ответить?! У меня у самого отец 11 лет инвалидом был на коляске, я эти вещи хорошо знаю! — резко заявил мэр. — А как мамы детей в колясках в маленькие автобусы заносить будут? Кто-то такой вопрос (из частных перевозчиков, — прим.ред.) задал?! Мы не просто так в условиях кризиса взялись за это дело, а потому что проблема уже перезрела. И автобусы нам не бесплатно дали, а в лизинг — нам придется за них рассчитываться! Ситуация непростая — добровольно от кормушки пассажирских перевозок никто не хочет уходить. Судятся с нами. Порой на некрасивые поступки идут. Но наше дело правое, победа будет за нами!

Семь точечных застроек уже завернули

Еще один не менее болезненный вопрос точечной застройки (во многом стоивший места бывшему главе автограда Василю Шайхразиеву), кратко упомянутый в речи Абдуллина, заставил более подробно развернуть его и Магдеева директор ООО «ВолгоПромГаз» Олег Николаев (единственный победивший на выборах самовыдвиженец-беспартийный). Абдуллин как будто ждал вопроса и сразу же заметил, что город в первую очередь будет прислушиваться к населению. В результате на градостроительном совете уже «завернули» 7 проектов — все из-за точечной застройки и претензий жителей близлежащих домов. Предпринимателям в свою очередь автоград предлагает обмен на участок такой же площади — не все на такой обмен идут (возможно, потому, что участок в центре города бизнесмену будет симпатичнее, нежели предложенный такой же по площади на окраине, — прим.ред.). Многие имеют как будто все права на застройку и бумаги на руках, но после случившегося в прошлом году скандала городские чиновники теперь скорее прислушаются к «гласу народа». Наиль Магдеев, почувствовав, что вопрос во многом задан и ему тоже, предложил депутатам активнее участвовать в публичных заседаниях градостроительного совета. И на этот раз мэр публично и не менее эмоционально ответил на упреки предпринимателей в ущемлении прав МСБ. Если верить Магдееву, часть бизнесменов намереваются строить магазины у дома — но проекты их наталкиваются на возмущение населения близлежащих домов «точечной застройкой», каковой эти проекты и являются на деле:

— Сегодня нельзя говорить о дефиците торговых площадей. Это от лукавого! — скептично заметил мэр. — У нас во многих микрорайонах, в любых их частях есть большое число торговых точек. Предприятиями общественного питания и торговли город насыщен! Почему 1,5 тыс. людей выходят на улицы с плакатами, протестуя против такой застройки? А вы представьте, человек 20 лет прожил, и потом нате вам, на старости лет получите и распишитесь, серая стена торгового комплекса — как будто очень нужного! — в окно видна! Поэтому мы всегда будем в этом вопросе на стороне жильцов, — предупредил Магдеев.

Скандал вокруг Дениса Щербы: мэр просит подождать с обвинениями

Прошло полчаса, а вопросы депутатов не кончались. В какие-то минуты к Абдуллину тянулся чуть ли не «лес рук» избранников, как в школе на открытом уроке. «Чувствуется, депутаты разгорячились, — иронизировал мэр. — Уже час ему задаем вопросы. Может, оставим его на 5 лет, а?!»

Но депутатов уже было не остановить! Теперь слово взяла оппозиция в лице коммуниста Владимира Васева, в котором он подверг сомнению финансовую исполнимость наполеоновских планов Абдуллина: в 2016 году бюджет РТ будет «жестким». Поэтому нужен антикризисный управляющий. Во-вторых, он посетовал на по-прежнему непрозрачную работу исполкома — особенно в плане конкурсов, к которым периодически появляются претензии у ФАС. В-третьих — и, заметим, в-главных — Васев попросил публично прокомментировать недавний выпад в местной прессе в сторону главного строителя Челнов, занявшего должность Рафара Шакирова (погоревшего примерно на том же…), Дениса Щербы. На интернет-портале предпринимателей города chelny-biz появилось на этой неделе интервью с неким анонимным иностранным инвестором, резидентом одного из индустриальных парков. Инвестор фактически предъявил недавно назначенному замруководителя исполкома по градостроительству Денисуе Щербе (который, напомним, является близким к председателю совета директоров «Камгэсэнергостроя» Александру Евдокимову; и к компаниям которого были судебные иски за нарушения ряда договоров) обвинение в коррупционной составляющей: якобы Щерба отказывался давать разрешение на строительство завода, пока инвестор не сделает генподрядчиком компанию Евдокимова. Однако без аудиозаписи бывшего между Щербой и инвестором разговора и особенно без ФИО самого инвестора обвинение может быть, напротив, названо клеветой. Обвинение тем более обидное для команды Магдеева и Челнов — поскольку только в прошлом году из-за коррупционной составляющей в управлении строительством города потеряли свои должности ряд чиновников, включая мэра Шайхразиева. Если обвинение подтвердится, получается, воз и ныне там? Точно место главного строителя автограда проклято!

Сам Абдуллин, во-первых, отметил, что претензии со стороны ФАС есть, но эти претензии мэрия опротестовывает периодически в суде, а «исполком работает в правовом поле на законных основаниях». Во-вторых, касательно Васева Абдуллин заявил, что уже создана комиссия по этому поводу в исполкоме, а сегодня, сразу после заседания горсовета, эта комиссия соберется и будет решать вопрос: «То ли это оговор, то ли это статья — сведение счетов, или же факт имел место быть. Мы по результатам проверки обязательно ответим через СМИ!»

— Советовал бы депутатам по публикациям СМИ сразу не давать оценок! — мрачно высказался Магдеев. — Не все то правда, что написано на заборе! Есть наши инструкции, которые должны определить истину. Есть поручение провести служебную проверку. Прокуратура уже проверяет. Давайте подождем и сразу виновника не будем называть!

Все это время несчастный Щерба, прямо перед корреспондентом «Реального времени», не вымолвил ни слова (да и слова ему никто не давал) и только нервно ерзал на стуле.

Единственный соперник Абдуллина — бывший сити-менеджер Елабуги

Марат Махмутов, явно технический конкурент на выборах на должность сити-менеджера, оказался бывшим военным, кадровым офицером запаса, бывшим директором по развитию ЗАО «Авиа Транспортные Информационные Системы». По его словам, он является экспертом по внедрению системы менеджмента качества, которую он уже внедрял в аэропорту «Бегишево» и в «КАМАЗ-Металлургия». Кроме того, в 2011 году он был назначен руководителем елабужского исполкома. Очевидно, шансов быть избранным у него не было никаких, поэтому в своей речи он попытался «продать» эту систему мэрии, чтобы она внедрила ее в своем управлении. «На внедрение системы менеджмента качества понадобится 1 год и 4 млн рублей. Оценка существующей ситуации с городским управлением уже проведена Томашем Навратилом». На вопросы депутатов Махмутов отвечал по-военному лаконично и не по-военному иронично. Так, на вопрос об особом мнении у кандидата по поводу развития МСБ Махмутов заметил под смех в зале:

— Ответственность надо делить поровну. Какие депутаты примут решения, так и будет исполком претворять их в жизнь. Иметь особое мнение руководителю исполкома вредно и даже опасно!

Депутат Абдулхак Батюшов, руководитель двух телекомпаний города, задавая вопрос Махмутову, не менее иронично пустил шпильку по адресу Абдуллина:

— Перед вами выступал Ринат Абдуллин, на большинство вопросов к которому отвечал Наиль Магдеев! Насколько важно, по-вашему, такая связь между сити-менеджером и мэром, прямо-таки на уровне интуиции?

Махмутов сравнил Магдеева со Всевышним: «Не посчитайте за богохульство мое мнение. Аллах всемогущ, но он на земле творит дела нашими руками. Также и мэр города свои решения претворяет в жизнь руками руководителя исполкома. И эта связь даже духовная, я бы сказал. Без этой связи нормальной плодотворной работы ожидать не приходится».

И еще раз заметил, что после опыта на «КАМАЗе» он считает уровень управления на автогиганте на голову выше, нежели управление в мэрии города и даже на региональном уровне. В этом месте внимательно слушавший его «камазовец» Олег Афанасьев энергично закивал. Напомним, пару недель назад похожую систему — только уже лин-менеджмента — президент РТ призвал внедрить на уровне региональных министерств, а в 2013 году «чистку в чиновничьих рядах» проводил и чех Томаш Навратил. Потратится ли команда Магдеева на систему менеджмента качества — неизвестно, но мэр, впечатленный речью Махмутова, пообещал использовать его опыт в работе мэрии.

Сергей Афанасьев

Новости партнеров