Новости раздела

Протоколы «столыпинских» мудрецов: включить печатный станок и найти честных людей

«Реальное время» публикует тезисы доклада «Экономика роста», переданного членами «Столыпинского клуба» в правительство РФ

На днях члены Столыпинского клуба должны были утвердить финальную версию нашумевшего доклада «Экономика роста», переданного в правительство России. В качестве авторов документа называют советника Владимира Путина Сергея Глазьева, бизнес–омбудсмена Бориса Титова и экс-замглавы министерства экономического развития Андрея Клепача. Тезисы доклада, попавшие в прессу, вызвали волну обсуждения. В распоряжении редакции «Реального времени» оказался краткая версия доклада, с которой мы предлагаем ознакомиться читателям.

Вступление

Наш клуб – это экспертная площадка российских предпринимателей и ведущих ученых-экономистов, по убеждениям – рыночников-реалистов, рыночников-прагматиков.

Мы объединены общим пониманием того, что добиться экономического роста, только следуя рекомендациям МВФ для развивающихся рынков, невозможно. Слепое выполнение задачи макроэкономической стабилизации, «таргетирования» инфляции, фетиша профицитного бюджета не стало панацеей для решения экономических проблем нашей страны, впрочем, как и большинства других стран. Более того, эти принципы давно не используются развитыми странами, включая США и ЕС, и никогда не использовались Китаем.

При этом проводимая денежно-кредитная, бюджетная и налоговая политика, искусственно высокая ставка кредитов от ЦБ РФ, радикальное сокращение денежной базы и сдерживание расходов на развитие отрицательно сказалось на темпах роста экономики России, в стране установилось доминирование сырьевых и финансовых олигополий, снижается рыночная конкуренция, быстро сокращается роль частного сектора, фактически произошла деиндустриализация.

Одновременно абсолютная свобода валютного законодательства приводит к доминированию на рынке краткосрочного, в основном иностранного, спекулятивного капитала, процветанию Carry trade и в результате – к незащищенности рынка, крайней волатильности национальной валюты.

Продолжение «сдерживающей» монетарной политики, характерной для периода высоких цен на нефть, направлено не на рост и развитие нашей страны, а на консервацию схемы «Россия – источник сырья для развитого мира». Но ориентация на экспорт сырья как главный источник роста в условиях «низких цен» уже не может обеспечить устойчивое развитие страны, а значит, и высокие стандарты жизни для наших граждан.

Мы, члены «Столыпинского клуба», стремимся сформировать прагматичный взгляд на развитие настоящей, а не «псевдо», рыночной экономики. Мы предлагаем российскому обществу альтернативную модель развития, путь, стимулирующий реальную, а не мнимую конкуренцию, рост многочисленных частных предприятий, приток инвестиций, ускоренную промышленную модернизацию, эффективную социальную политику.

«Мы, члены «Столыпинского клуба», стремимся сформировать прагматичный взгляд на развитие настоящей, а не «псевдо», рыночной экономики». Фото deloros.ru

Программа «Экономика роста» носит интегральный характер и сможет принести результат, если только будет выполняться комплексно, без изъятий, в том числе продиктованных сиюминутными политическими или социальными интересами.

Эта политика будет успешной, если полностью соблюсти ее базовые принципы, в комплексе реализовать системные решения, задействовать новые источники роста, обеспечить доступ к финансовым ресурсам и наладить новую систему «управления развитием».

Мы считаем, что построение в стране модели «Экономики роста» – единственный шанс не остаться на мировых экономических задворках, сохранить Россию в ряду передовых стран мира и обеспечить людям достойное качество жизни.

Программа «ЭКОНОМИКА РОСТА» (краткая версия)

I. Главные принципы

  1. От приоритета поддержания видимости макростабилизации и политики сдерживания, «затягивания поясов» – к политике стимулирования экономического роста, на основе денежно-кредитного авансирования инвестиций;
  2. От экономики сырьевых и финансовых гигантов и монополистов – к экономике конкуренции и частной инициативы для миллионов предпринимателей;
  3. Приоритет высокотехнологичных перерабатывающих компаний над сырьевыми олигополиями;
  4. В управлении: приоритет стратегических задач над тактическими, переход от ручного управления к тонкой настройке стимулов развития, эффективной промышленной политике;
  5. В социальной сфере: экономический прагматизм, переход от «ковровой» раздачи «благ» к целенаправленной поддержке реально нуждающихся и созданию условий для развития предпринимательской инициативы.

II. Основные системные решения

1. Политика доступного, под низкую ставку (4-5%, средний уровень рентабельности российских предприятий), долгосрочного кредита для инвестиционного развития:

Смена мандата ЦБ РФ: переход ЦБ РФ, в координации с правительством, от «ограничительной» денежно-кредитной политики к политике «стимулирующей», обеспечивающей рост деловой и инвестиционной активности. От мнимого таргетирования инфляции — к таргетированию роста ВВП, к низким ставкам долгосрочного кредита, к снижению волатильности рубля к основным валютам (не более 10% в год).

Основной путь борьбы с инфляцией – не «иссушение» денежной массы, а экономический рост, снижение издержек, повышение эффективности и масштабов производства за счет внедрения передовых технологий, подъем деловой и инвестиционной активности.

Главный путь снижения инфляции — это ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.

«Переход ЦБ РФ, в координации с правительством, от «ограничительной» денежно-кредитной политики к политике «стимулирующей». Фото gazeta.ru

Российский вариант политики «количественного смягчения» – в условиях низкой монетизации экономики (М2/ВВП = 45%, в КНР – 195%) ЦБ РФ может постепенно наращивать денежное предложение (как минимум до уровня М2/ВВП = 80-90%), не опасаясь значительного повышения инфляции, но при одном жестком условии: эти средства целевым образом должны быть направлены на стимулирование инвестиций в реальное производство. Они должны быть использованы не для роста «потребления» (выплат зарплат бюджетникам и увеличения пенсий), а только по целевым, контролируемым каналам на стимулирование «предложения»: проектное финансирование (целевое рефинансирование инфраструктурного и ипотечного строительства, импортозамещения, институтов развития), стимулирование МСП и др. задач, способствующих росту и модернизации экономики, но не вызывающих инфляции.

Пример: опережающее денежно-кредитное предложение со стороны ЦБ РФ (не менее 1,5 трлн рублей в год в течение 5 лет за счет проведения целевой связанной эмиссии) для рефинансирования инвестиционных кредитов под залог проектных облигаций и/или выкупа проектных облигаций компаний-инвестиционных агентов (в том числе СОПФ — специальных обществ проектного финансирования).

Важно: механизм целевого, «связанного» использования ресурсов ЦБ РФ не даст возможности перетока этих средств на валютно-финансовый или потребительский рынок, а также предотвратит хищения.

Повысить эффективность системы финансовых институтов развития:

  • спроектировать структуру системы государственных институтов развития, определить мандаты и KPI каждого из институтов, ориентировав их на стимулирование высокотехнологичных промышленных проектов, прежде всего среднего уровня;
  • капитализировать за счет выкупа их финансовых обязательств Банком России финансовые институты развития до уровней, необходимых для двукратного повышения инвестиционной активности в производственном секторе;
  • создать систему мониторинга и оценки эффективности деятельности институтов развития с точки зрения реального вклада в социально-экономическое развитие и рост несырьевого сектора экономики.

2. Политика стабильного и в первые пять лет реформ заниженного по отношению к основным валютам курса рубля:

Таргетировать реальный эффективный курс рубля (REER), стабильно заниженный (не менее чем на 10%) по отношению к равновесному уровню корзины валют стран – основных торговых партнеров России (евро, юань, доллар США и т.д.).

Платежи в бюджет при экспорте должны взиматься не в рублях, а непосредственно в иностранной валюте, что не будет приводить к искусственному искажению (завышению) курса рубля ввиду отсутствия необходимости конвертации валютной выручки на внутреннем валютном рынке с целью уплаты налогов и иных платежей в государственный бюджет.

«Таргетировать реальный эффективный курс рубля, стабильно заниженный по отношению к равновесному уровню корзины валют стран – основных торговых партнеров России». Фото rueconomics.ru

Ввести избирательные валютные ограничения — отдельные элементы «мягкого» валютного регулирования — для снижения влияния спекулятивного капитала на курс рубля, включая: (1) налог на покупку иностранной валюты корпоративным сектором, со ставкой «0%» для импортеров, (2) налог на кредиты в иностранной валюте, (3) установление жесткого лимита (до 0, в кризисных ситуациях) открытой валютной позиции банков и рост ответственности за его превышение, (4) вывод валютных депозитов из системы страхования вкладов.

3. Реформировать ценообразование на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий — от доминирования производителей к приоритету промышленного потребителя:

  • Преобразовать естественные монополии в полноценные рыночные инфраструктурные компании. Инфраструктурные монополии должны регулироваться и управляться как «сервисные» бизнесы, ориентированные на максимально качественное оказание доступных услуг, а не как субъекты рынка, главной целью которых является получение прибыли.
  • Ограничить на следующие 3-4 года рост тарифов инфраструктурных монополий пределами фактического роста цен производителей за 5 лет.
  • Перейти к установлению тарифов инфраструктурных монополий не от затрат, а от спроса и предложения на внутреннем рынке.
  • Поэтапно (за 5-7 лет) ликвидировать перекрестное субсидирование.
  • Стимулировать продажу сырья на внутреннем рынке, а продуктов переработки — на экспорт. Установить высокие экспортные пошлины (или, возможно, частично или полностью отменить возврат НДС) на сырье и продукты первого передела (газ, нефть, металлы, минеральные удобрения, круглый лес).

4. Провести налоговую реформу, стимулирующую качественный экономический рост: низкие налоги на новые современные производства, высокие – на потребление и природную ренту.

На первом этапе (2016 год)принять ударный пакет налоговых льгот, стимулирующих инвестиции и технологическое обновление.

Возможные решения:

  • Налоговый зачет (по НДС, налогу на прибыль, на имущество, землю) на 25% от стоимости купленного оборудования.
  • Ускоренная амортизация оборудования, произведенного в РФ, с темпом, назначаемым самим предприятием, на сумму до 150% его стоимости.
  • Регрессивная шкала социальных страховых платежей в зависимости от уровня производительности труда на предприятии.
  • Добиться исполнения принятых решений по отнесению всех расходов на НИОКР на издержки производства с выводом их из-под налогообложения.

«Перейти на прогрессивную шкалу НДФЛ, налогов на недвижимость, имущество, землю». Фото omsk.media

На втором этапе (2017-2019 годы) — привести структуру налогов в соответствие с уровнями развитых и динамично развивающихся стран. Снижение уровня налогов на производство до среднемировых 41% от доходов (текущий уровень в РФ — 49%) за счет снижения страховых платежей, налога на прибыль, НДС и одновременное повышение налогов на потребление и природную ренту. Введение налогов социальной справедливости:

  • Вернуть ЕСН, отменить его порог — льготу для богатых. Установить льготную ставку ЕСН для МСП и компаний, создающих высокопроизводительные рабочие места, а также для развивающихся регионов и специальных экономических зон;
  • Снизить базовые ставки ЕСН за счет отмены накопительной части пенсии, сделав это одновременно с введением налогового стимулирования частных пенсионных накоплений;
  • Перейти на прогрессивную шкалу НДФЛ, налогов на недвижимость, имущество, землю;
  • Активно использовать и дифференцировать НДС по видам товаров, в зависимости от их социальной и экономической значимости (или переход на «умный» НСП, диверсифицированный по регионам и группам товаров). Установить высокие ставки налогов на потребление предметов роскоши.
  • Ввести«оффшорный» коэффициент для компаний с оффшорными владельцами по налогу на прибыль, недвижимость, имущество, землю и др.

5. Провести земельную реформу, обеспечить возможность использования земли как актива в рыночном обороте:

  • остановить взрывной рост кадастровой стоимости земли и недвижимости путем введения лимита на ее рост в течение трех лет;
  • упростить процедуры изменения вида разрешенного использования земель;
  • принудительно продать, в соответствии с федеральным законодательством, неиспользуемые по назначению земли;
  • провести межевание земельных участков за счет бюджета, начиная с территорий с максимальной активностью на рынке недвижимости;
  • раскрыть информацию о результатах кадастровой, рыночной оценки и сделках с недвижимостью на открытом портале в сети Интернет.

6. Кардинально (минимум вдвое) снизить число проверок и повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности (КНД):

  • Изменить принцип КНД: снижение контроля при входе на рынок и при осуществлении деятельности, одновременно с повышением ответственности бизнеса и контролеров, в случае причинения ущерба.
  • Постепенно, через пилотные регионы и надзорные ведомства, перейти на риск-ориентированный подход.
  • Разграничить контроль и надзор, кардинально сократить число надзирающих органов и их сотрудников.
  • Ограничить количество плановых проверок одного предприятия (без класса опасности) — не более трех в год.
  • Разрешить внеплановые проверки, в т.ч. по заявлению граждан, — только в случае угрозы жизни и здоровью людей (по решению прокуратуры).
  • Контролировать «регулятивный поток» нормативных актов. Снизить в 2016 г. нормативную базу (КоАП) до 50-60% от уровня 2015 г. и удерживать ее на указанном уровне.
  • Провести инвентаризацию требований по госрегулированию и снижение их на 30%. В течение 2 лет отменить нормы, принятые до 1990 г.
  • Принять практику «единого окна» для уголовных расследований по экономическим статьям, в т.ч. передать право возбуждения уголовных дел и ведения следствия по экономическим статьям УК РФ в один следственный орган; разрешать ОРД, доследственные проверки только с согласия прокуратуры; принять 6-й пакет гуманизации уголовного законодательства, включая кардинальное изменение в использовании 159 статьи УК РФ («Мошенничество»).
  • Повысить персональную ответственность чиновников контрольно-надзорных и правоохранительных органов за преднамеренное воспрепятствование предпринимательской деятельности. Разрешить прокуратуре возбуждать уголовные дела по 169 ст. УК РФ.

Ограничить количество плановых проверок одного предприятия — не более трех в год. Фото novayagazeta-ug.ru

7. Повысить эффективность институтов госрегулирования бизнеса:

Выявить и устранить избыточные государственные функции. Установить предельные лимиты расходов бюджета на поддержание адм. аппарата, обороны и безопасности. Лимитировать расходы на госаппарат на всех уровнях;

Сделать суд реально независимым от влияния исполнительной власти:

  • создать независимый третейский суд национального уровня;
  • ввести практику третейского судопроизводства в деятельность Коллегии по экономическим спорам Верховного суда (например, назначения судей на процессы);
  • создать независимую от субъектов федерации апелляционную инстанцию на уровне федеральных округов;
  • отстаивать реальную, а не мнимую независимость судей, при одновременном усилении их ответственности за неправомерные и предвзятые решения;
  • вернуть право прокуратуре принимать решение о «мере пресечения» для обвиняемых в уголовных преступлениях;
  • запретить судьям, ведущим процесс «по существу» предъявленных обвинений, выносить решения по процессуальным вопросам.

8. Электронное государство (i-State)

Превратить Россию в ведущую страну мира по развитию цифровых технологий, реализовать масштабную программу по переводу всех государственных услуг (персонального учета, денежных платежей, осуществления госконтроля, закупок, проведения выборов в органы власти) в электронную форму.

Данная мера позволит осуществить прорыв в борьбе с административным и коррупционным давлением на бизнес и население, одновременно стимулирует развитие и внедрение передовых технологий, развитие науки.

«Реализовать масштабную программу по переводу всех государственных услуг в электронную форму». Фото svyaz.gov39.ru

9. Развивать международную кооперацию, но только с учетом национальных экономических интересов:

  • Привести механизмы таможенно-тарифной и налоговой политики в соответствие с принципами «толкового тарифа», изложенными еще Витте и Менделеевым: (1) отсутствие пошлин на импорт финансов (инвестиций), (2) низкие пошлины на импорт средств производства (оборудования, комплектующих, технологий), (3) высокие пошлины на потребительские товары.
  • Унифицировать в рамках ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан) систему налогов, пошлин, тарифов инфраструктурных монополий.
  • Повысить в интересах отечественного бизнеса эффективность участия России в ВТО. Полномасштабное использование механизмов этой организации для защиты внутреннего рынка, включая компенсационные пошлины и др. защитные меры, а также разрешенных ВТО механизмов стимулирования инновационной и инвестиционной активности, в том числе: субсидирование НИОКР, проектного финансирования, государственных гарантий, лизинга оборудования и др.
  • Развивать систему совместных предприятий (СП), привлекая крупные международные компании в создание СП в приоритетных секторах экономики, в том числе с участием государства.

10. Ввести новый принцип формирования бюджета:

  • Перейти от постоянно сокращаемого «бюджета стабильности» к «бюджету развития». Допущение умеренного дефицита бюджета для стимулирования активного роста ВВП.
  • Расширить заимствования на внутреннем и внешнем рынках в инвестиционных целях, в т.ч. путем размещения обязательств инфраструктурных и промышленных компаний.
  • Балансировать внешний и внутренний государственный долг, формирующий источники для экономического роста; доля внутреннего государственного долга в общем объеме заимствования не должна опускаться ниже 60% ВВП. Ограничить суммарный внешний государственный и корпоративный долг на уровне до 30% ВВП.
  • Приступить в 2016 г. к целевой (связанной) денежно-кредитной эмиссии, в т.ч. по каналам: (1) кредитования инвестиционных проектов под низкий процент, (2) выкупа облигаций институтов развития и специализированных инвестиционных агентов, специализирующихся на финансировании инвестиционных проектов, (3) софинансирования ипотечного и инфраструктурного строительства, (4) программ кредитования МСП; (5) импортозамещения, (6) производства товаров для государственных нужд.
  • Изменить парадигму межбюджетных взаимоотношений — повысить финансовую самостоятельность регионов и муниципальных образований, изменить распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней, привязать региональные и местные бюджеты к росту доходов предприятий и населения, в т.ч.:
  1. Местный бюджет: специальные режимы для индивидуальных предпринимателей и МСП, 50% единого сельхозналога, 50% НДФЛ (по месту жительства работника), 50% налога на землю и налога на недвижимость физических лиц;
  2. Региональный бюджет: налог на прибыль, 50% НДФЛ, 50% единого с/х налога, налога на землю и налога на недвижимость физических лиц;
  3. Федеральный бюджет: НДС (НСП), НДПИ, акцизы (в том числе на алкоголь), таможенные пошлины, налог на имущество, экологические налоги и другие специальные налоги;
  4. При выборности глав муниципальных образований расширить их финансовую самостоятельность, в т.ч. формировать муниципальные фонды развития и проектные офисы, финансируемые за счет роста налоговых поступлений от предприятий на территории муниципальных образований.
  • Перейти на проектно-целевой принцип расходования бюджетных средств. Повысить эффективность затрат на докапитализацию крупного бизнеса. Снизить господдержку и вложения средств в «мега-проекты» и в предоставление неторговых и инвестиционных внешних займов. Исходить, прежде всего, из экономических, а не политических интересов.
  • Приоритетно развивать российский рынок проектных и инфраструктурных облигаций.
  • Расширить инвестиционные возможности пенсионных фондов и страховых компаний при усилении контроля за качеством эмитентов.
  • Стимулировать (налогами) прямые иностранные инвестиции, прежде всего — в импортозамещение и глубокую переработку сырья.

«Стимулировать прямые иностранные инвестиции, прежде всего — в импортозамещение и глубокую переработку сырья». Фото sntat.ru

III. Новые источники роста экономики

Реализация предлагаемых системных решений в сочетании с «умной» промышленной политикой позволит задействовать важнейшие новые источники роста российской экономики.

  • Стимулирование выхода бизнеса из тени, развитие предпринимательской активности, конкуренции. Ожидаемый эффект: рост до 4% ВВП за первые 3 года, от 0,5 до 1,0% в год в дальнейшем.
  • Новая индустриализация: модернизация промышленности за счет повышения производительности труда, высоких технологий, энергоэффективности, импорта современного оборудования. Прежде всего, в области:
  1. Импортозамещения по широкому диапазону отраслей: от продукции АПК, автомобилестроения, стройматериалов до высокотехнологичного машиностроения и ИТ-индустрии. Ожидаемый эффект: не менее 2-3 % от ВВП в год;
  2. Экспорта, в первую очередь – продуктов глубокой переработки минерального и с/х сырья, продукции ВПК, химической промышленности. Ожидаемый эффект: не менее 1-2 % от ВВП.
  • Жилищное строительство и развитие инфраструктуры, прежде всего — локальной, строительство сети платных автодорог. Ожидаемый эффект: не менее 1-2% от ВВП.

При реализации системной государственной политики по стимулированию этих источников развития качественный экономический рост обеспечит кумулятивный эффект на другие секторы экономики (прежде всего — в сфере услуг), что в целом обеспечит рост ВВП России до 10% в год.

IV. Создать систему управления реформами

Реализовать масштабную задачу изменений невозможно без изменения старой системы принятия решений, импортированной еще из СССР, и в рамках накопившейся инерции негативного опыта последних лет. Необходимо:

  • Отделить управление стратегическим развитием от управления текущим состоянием экономики. Для быстрого и обоснованного принятия решений, наряду с действующей системой управления, создать «Центр управления развитием», с особыми полномочиями по проведению реформ, подчиняющийся непосредственно президенту России.
  • Разработать и утвердить национальную стратегию экономического развития страны с последующим переходом на отраслевые, региональные и кластерные стратегии, увязанные в единую систему.
  • Внедрить систему индикативного планирования «Электронная модель экономики», способную на основе межрегиональных и межотраслевых балансов (динамических межотраслевых моделей) прогнозировать объемы производства и потребления, определять потребности в инфраструктуре, ресурсах и параметрах ДКП.
  • Внедрить проектную систему управления развитием: отказаться от формальных требований и целей в госпрограммах, внедряя KPI, ориентированные на фиксацию экономически обоснованных целевых ориентиров и закрепление ответственности за проектными компаниями, получающими финансирование на весь срок реализации проектов.

«Создать «Центр управления развитием», подчиняющийся непосредственно президенту России». Фото en.lernu.net

V. Основной вывод

  • Российская экономика имеет все возможности расти опережающими мировые темпами (до 10% в год).
  • Но для этого необходимо отойти от приоритетов «макроэкономической стабилизации», жесткой денежно-кредитной политики, перенести приоритет с государственно-монополистической экономики крупных сырьевых и финансовых олигополий к политике приоритетного развития частного, в первую очередь, производственного бизнеса, реализации комплексной системной программы по снижению административной и финансовой нагрузки на частный бизнес, росту конкуренции и проведению «умной» промышленной политики, опирающейся на механизм частно-государственного партнерства с использованием механизмов денежно-кредитного авансирования экономического роста.
  • Такая программа возможна и будет эффективна только при комплексном ее исполнении с помощью использования новой модели управления, которая обеспечит динамичное и системное развитие и гарантию от «нецелевого» и неэффективного расходования ресурсов.
«Реальное время»
Справка

Столыпинский клуб — дискуссионный экспертный клуб, созданный в 2010 году как один из проектов «Деловой России» для «содействия развитию гражданской активности и социальной ответственности предпринимателей и менеджеров». Клуб назван в честь Петра Столыпина, занимавшего с 1906 по 1911 годы посты министра внутренних дел и председателя совета министров Российской империи.

Основной задачей клуба является обсуждение наиболее острых вопросов современного развития предпринимательства, проблем экономической справедливости, взаимоотношений бизнеса и власти.

В клуб входят председатель «Деловой России» Борис Титов, советник президента Сергей Глазьев, депутат Госдумы РФ Михаил Емельянов, заместитель главы министерства экономического развития и торговли РФ с 2008 по 2014 гг. Андрей Клепач и др.

Новости партнеров