Новости раздела

Как малый бизнес простимулирует рынок облачных технологий

Российский рынок облачных сервисов сегодня демонстрирует активный рост. По прогнозам компании IDC, отечественный рынок сloud сomputing будет расти гораздо быстрее, чем ИТ-рынок в целом, и к концу 2016 года объем этого сегмента составит более 460 млн долларов, а среднегодовой темп роста — более 50%. Потребители услуг связи перестали воспринимать облачные сервисы как маркетинговый инструмент. Поэтому облачные провайдеры постоянно интегрируют новые решения и предоставляют более интересные услуги.

К примеру, в рамках интеграции мобильной связи и офисной АТС появляются новые продукты на платформе FMC (Fixed Mobile Convergence), которые представляют собой объединенную SIP и GSM-телефонию. Такой сервис может быть интересен для компаний с территориально распределенной структурой или большим количеством разъездных или удаленных сотрудников, так как все звонки по России внутри корпоративной сети становятся бесплатными.

Малый бизнес — двигатель «облаков»

Сейчас на рынке облачных технологий можно выделить как минимум 9 моделей «облаков». К наиболее распространенным относятся: приложение как услуга (SaaS); платформа как услуга (PaaS) и инфраструктура как услуга (IaaS).

SaaS дает потребителю возможность использования прикладного программного обеспечения провайдера, работающего в облачной инфраструктуре и доступного из различных клиентских устройств или из браузера (например, веб-почта) или посредством интерфейса программы. IaaS предоставляет клиенту облачную инфраструктуру для самостоятельного управления ресурсами обработки, хранения, сетями и другими фундаментальными вычислительными ресурсами. Потребитель может контролировать операционные системы, виртуальные системы хранения данных и установленные приложения, а также обладать ограниченным контролем за набором доступных сетевых сервисов. PaaS может использовать облачную инфраструктуру для размещения базового программного обеспечения для последующего размещения на нем новых или существующих приложений (собственных, разработанных на заказ или приобретённых тиражируемых приложений).

По данным международного консалтингового агентства IKS-Consulting, большую часть российского облачного рынка занимают решения SaaS, на долю которых пришлось 89% выручки вендоров в 2014 году. Еще 9% занял сегмент IaaS, доля PaaS-сервисов — 2%.

Один из главных трендов российского облачного рынка в последнее время — активное использование облачных сервисов для коммуникаций

Главным стимулятором роста SaaS является малый и средний бизнес. По оценке экспертов, именно он — основной потребитель сервисов, предоставляемых по модели SaaS, решения IaaS чаще использует крупный бизнес. Большие организации предпочитают самостоятельно строить инфраструктуру для коммуникаций — из-за обилия уже используемого оборудования, сложившихся в компании ИТ-стандартов или по соображениям безопасности (скажем, в банковской сфере).

Самыми популярными категориями облачных приложений сегодня являются: интерактивная совместная работа, обмен данными, резервное копирование и хранение данных, веб-конференции, CRM, виртуальные АТС и документооборот.

Публичные и непубличные

По способам реализации «облака» можно разделить на частные, публичные, общие и гибридные. Частные представляют собой инфраструктуру, предназначенную для использования в масштабах одной организации. Крупные компании часто пользуют частные «облака», внедряя в большинстве случаев так называемые самоуправляемые (self-run) решения, когда облако реализуется на площадке заказчика и управляется им же, а поставщик оказывает только проектные услуги на стадии построения облака.

Публичные «облака» позволяют широкой аудитории свободно использовать инфраструктуру облачных вычислений. По данным исследования IDC, в публичном «облаке» российские организации, как правило, используют программы для коллективной работы, приложения для управления взаимоотношениями с клиентами, а также решения для работы с контентом.

Общие и гибридные «облака» в какой-то степени являются промежуточными звеньями между частными и публичными, так как общие используются определенными группами людей, решающими общие задачи, а гибридные представляют собой комбинацию различных облачных инфраструктур. По мнению экспертов IKS Consulting, использование гибридного «облака» наиболее выгодно крупным предприятиям, обладающим распределенной инфраструктурой и многозадачностью. Но с увеличением и совершенствованием облачных решений для бизнеса, по мере совершенствования средств управления гибридными архитектурами, в частности с развитием технологий, позволяющих переносить мощности частного облака из дата-центра заказчика в публичное облако и наоборот без смены IP-сети, все больше и больше компаний будут выбирать гибридную облачную модель, переводя в публичное «облако» в первую очередь некритичные приложения.

Больше функционала

Один из главных трендов российского облачного рынка в последнее время — активное использование облачных сервисов для коммуникаций. Согласно статистике одного из лидеров российского рынка облачных коммуникаций компании «Манго Телеком», за последние несколько лет запросы компаний из сегмента МСБ на облачные услуги заметно изменились. Так, три года назад большинство обращений были связаны с подключением виртуального номера, а теперь этим ограничиваются лишь 20% компаний. Примерно половину клиентов сегодня интересует базовый функционал облачного коммутатора, и 30% составляют компании, которым необходимы расширенные возможности виртуальной АТС, а также те, кто рассматривает облачную АТС как инструмент совершенствования процессов коммуникации с клиентами.

Кроме того, с увеличением проникновения облачных технологий все более востребованными становятся возможности интеграции облачных коммуникаций с другими платформами, которые используют в своей работе компании. Например, кроме виртуальной АТС клиенты компании все чаще подключают облачную CRM-систему, центр обработки вызовов для управления обработкой звонков в режиме реального времени и услугу FMС, позволяющую интегрировать мобильные телефоны сотрудников в систему корпоративной телефонии. Одним из основных преимуществ облачных АТС является их масштабируемость. Клиент может заказать любое количество ресурсов — от одного десятка абонентов до тысяч и даже более. Именно поэтому работу с облачными АТС предпочитают сегодня различные компании — от представителей малого бизнеса до региональных сетей и даже крупных корпораций.

Потенциал ИТ-сервисов, связанных с облачными коммуникациями, продолжает увеличиваться и за счет сокращения классического бизнеса операторов. Так, по данным IKS Consulting, в 2014 году рынок традиционной телефонии сократился на 7%, при том, что сегмент виртуальных коммуникаций продолжает динамично развиваться.

Как облегчают жизнь предпринимателя облачные сервисы? Они позволяют оптимизировать все бизнес-процессы, связанные с общением с клиентами и партнерами — от продаж по телефону до клиентского обслуживания. В первую очередь речь идет о детальной статистике по всем телефонным звонкам. Причем это касается буквально всех аспектов — можно не только контролировать количество поступающих и пропущенных вызовов, но и следить за эффективностью работы каждого сотрудника, конверсией «звонок-продажа» и т.д. Есть также возможность оптимизировать и другие процессы — скажем, обучение сотрудников: с помощью записи разговоров можно определять, как выполняется сценарий продаж, использовать примеры удачных переговоров или ошибок для тренингов. Компании из сектора среднего и малого бизнеса с помощью облачного провайдера могут создать единое инфокоммуникационное пространство, накрывающее общим «зонтиком» все предприятие, вместе с филиалами, торговыми точками, складами и позволяющее его клиентам сразу попадать по адресу, а сотрудникам — существенно урезать расходы на внутрикорпоративную связь, быстрее получать информацию, принимать важные решения и развивать бизнес.

Несмотря на кризис

В ближайшие 5 лет тенденция роста на рынке облачных сервисов сохранится, прогнозируют эксперты. И уже к концу 2015 года доля облачных сервисов может составить 13% всего российского рынка IT-услуг, а объем рынка «облаков» достигнет 55 млрд рублей. И даже экономический кризис не затормозит этот процесс.

«Рынок облачных услуг в России продолжит рост в долларовом выражении, хотя и более медленными темпами. С одной стороны, ухудшение экономической ситуации по-прежнему будет заставлять заказчиков обращаться к облачным сервисам как к инструменту, позволяющему экономить на ИТ, с другой — та же экономическая ситуация накладывает определенные ограничения на ИТ-бюджеты, так что многие новые проекты будут отложены», — отмечает менеджер по исследованиям IDC Александр Прохоров.

Чем объясняется повышение интереса к облачным сервисам в кризис? Во-первых, они помогают сократить издержки, а также сэкономить на создании и обслуживании IT-инфраструктуры — скажем, вам не придется тратить время и средства на приобретение и настройку сложного дорогостоящего оборудования, покупку программных лицензий. Кроме того, это еще и возможность платить только за те функции, которые реально используются, и постепенно расширять функциональность системы по мере необходимости, не внося кардинальных изменений в то, что уже работает, и без дополнительных капитальных затрат.

Во-вторых, в условиях кризиса становятся очень актуальными гибкость и масштабируемость облачных сервисов. Так, система телефонии на базе виртуальной АТС (ВАТС) легко адаптируется к любым организационным изменениям в компании, будь то переезд, открытие новых филиалов или перевод сотрудников на удаленную работу. Благодаря использованию ВАТС все эти изменения не потребуют глобальных изменений настроек, дополнительных расходов и не отразятся на результате работы.

В-третьих, облачные услуги помогают повысить доход. Например, виртуальная АТС предлагает много инструментов, которые позволяют повысить эффективность работы сотрудников, увеличить продажи и улучшить уровень обслуживания клиентов. Поэтому компании, предоставляющие облачные сервисы, не сворачивают свои программы развития.

  • Евгений Коваленко

    Евгений Коваленко руководитель филиала «Манго Телеком» в г. Казань

    Наша компания продолжает свою региональную экспансию: в этом году было открыто еще 7 филиалов в России, теперь их стало 20. В Казани число пользователей ВАТС с января по сентябрь 2015 года увеличилось на 20%, рост показателя среднемесячных регулярных платежей клиента (ARPU) составил 40%. В этом году планируем выйти на европейский рынок — в ближайшее время заработает представительство компании в Германии.

Евгения Газизова, фото предоставлены филиалом «Манго Телеком» в г.Казань

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

На правах рекламы

Новости партнеров