Новости раздела

Абхазия и Татарстан: обмен алкоголем, туризм без сервиса, надежды на сельское хозяйство и «полное беззаконие»

Эксперты «Реального времени» рассказали, зачем делегация Татарстана во главе с Рустамом Миниханновым отправилась с визитом в Абхазию

Большая делегация представителей власти и бизнеса РТ сегодня отправилась в Абхазию, а 1 октября страну посетит и президент РТ Рустам Минниханов. Абхазская сторона надеется на плотное экономическое взаимодействие с нашим регионом. Однако эксперты «Реального времени» отмечают, что несмотря на перспективы в сельском хозяйстве и туризме, сотрудничеству мешают законодательные особенности.

Первые официальные контакты за 7 лет признания и обмен алкоголем

Говорить о серьезных официальных взаимоотношениях Татарстана и Абхазии не приходится. В 1994 году республика подписала договор «О дружбе и сотрудничестве между Республикой Татарстан и Республикой Абхазия» — один из многочисленных договоров и соглашений, которые руководство РТ активно подписывало в 90-е.

После официального признания Абхазии Россией в 2008 году официальных контактов между Татарстаном и Абхазией фактически не было. Первый визит руководства Абхазии после грузино-югоосетинского конфликта состоялся лишь в этом году, в июне. Тогда с рабочим визитом в Казань приехал премьер-министр непризнанного государства Артур Миквабия. В плане приезда значилась встреча с государственным советником Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым, а также с на тот момент исполняющим обязанности президента республики Рустамом Миннихановым.

Тогда глава правительства Абхазии посетил КФУ, агропарк «Казань», технополис «Химград», ИТ-парк, ОЭЗ «Иннополис» и «Алабуга», завод «КамАЗ». Как сообщалось в официальных сводках, обсуждались вопросы взаимодействия в области торговли, продления и расширения договора 1994 года, проведения совместных культурных мероприятий в 2016 году. Кроме того, делегация приняла участие в Сабантуе. Тогда же состоялась встреча министра культуры Татарстана и министра культуры и охраны историко-культурного наследия Абхазии Эльвиры Арсалии.

В рамках этой деловой поездки, по словам заместителя премьер-министра Татарстана Василя Шайхразиева, обсуждались возможности дальнейшего сотрудничества — в частности, в сфере помощи в подготовке государственных муниципальных служащих для Абхазии, поставок товаров в Абхазию (включая одежду и автомобили «КамАЗ») и из Абхазии (в большей степени — фрукты). Вопросы поставок фруктов обсуждались на встрече с бизнес-сообществом в агропарке «Казань».

Месяцем позже, в конце июля 2015 года, состоялся визит второй официальной делегации Абхазии в Татарстан. На этот раз во главе делегации был сам президент Абхазии Рауль Хаджимба. Также с ним в поездке были руководитель Администрации президента Астамур Тания, вице-премьер Дмитрий Сериков и советник президента Амиран Лагвилава. Делегация приняла участие в церемонии открытия Чемпионата мира по водным видам спорта, посетила ОЭЗ «Алабуга», КФУ, ИТ-парк, тепличный комбинат «Майский», технополис «Химград» и конно-спортивный комплекс «Казань». На территории ОЭЗ «Алабуга» Хаджимба побывал на недавно открывшемся деревообрабатывающем заводе Kastamonu.

По словам Рустама Минниханова, во время встречи с президентом Абхазии обсуждались вопросы агропромышленного комплекса, туризма, социального опыта Татарстана, строительного комплекса. Как отмечал тогда Минниханов, «5-6 рабочих групп проработают основные направления нашего сотрудничества, в этой связи мы намерены посетить Абхазию. Татарстан — центр машиностроения, продуктов питания, которые уже сегодня поставляются в Абхазию, но не в тех объемах».

Однако пока из реальных проектов можно говорить, пожалуй, лишь о взаимных поставках алкоголя. В республику заводится абхазское вино, а «Татспиртпром», как сообщили в пресс-службе компании, с 2014 года наладил поставку водки в Абхазию в сотрудничестве с местной компанией ООО «Север-1».

«Она по климату лучше, чем Израиль, там можно также собирать по три урожая в год»

Подробности ответного визита делегации РТ во главе с президентом не раскрываются. Сам Рустам Минниханов посетит Абхазию завтра, однако многие представители Татарстана будут проводить там встречи в течение всего Сочинского форума, который также открывается завтра. По словам Шамиля Агеева, председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ, новое руководство Абхазии активно ищет контакты. Поэтому туда отправилась с ответным визитом наша делегация.

Абхазия — это субтропики, поэтому там очень хорошая среда для развития сельского хозяйства, считает Линар Якупов. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

В первую очередь Абхазия интересна для Татарстана своими возможностями в сельском хозяйстве.

— Абхазия — это субтропики, поэтому там очень хорошая среда для развития сельского хозяйства, — рассказывает Линар Якупов, советник премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами, президент Ассоциации региональных инвестиционных агентств. — Абхазию можно рассматривать как некую площадку для развития логистики, для развития сельского хозяйства и уже поставлять всю выращенную там продукцию на территорию РФ.

Михаил Скоблионок, генеральный директор ЗАО «ТАКПО», владелец сети отелей «Регина», считает, что Абхазия может стать одним из главных поставщиков продукции сельского хозяйства.

— Это страна, которая может очень сильно развить сельское хозяйство. Она по климату лучше, чем Израиль. Там можно также собирать по три урожая в год и снабжать Татарию овощами, фруктами — чем угодно — круглый год, — поясняет он.

«Туризм — это основной локомотив и все остальное вокруг него строится»

Второе направление в сотрудничестве — это туризм.

— Даже несмотря на то, что инфраструктура в этой стране недостаточно развита, поток туристов из России ощутим, — продолжает Линар Якупов. — Абхазия работает в связке с Сочи. Много туристов, которые приезжают в Сочи и оттуда — сразу в Абхазию. Туризм — это основной локомотив, и все остальное вокруг него строится. Там еще предстоит строительство инфраструктуры, отелей, культурно-развлекательных площадок, но несмотря на это, там шикарный климат и море. Все, что необходимо для бизнеса, там в принципе есть.

По мнению Азамата Сабирова, генерального директора компании AVT, «с туристической точки зрения дороги протоптаны, маршруты отлажены, и партнеры есть уже давно», поэтому вряд ли стоит ожидать новых проектов и договоров.

Потенциальные возможности натыкаются на существенную проблему — особенности местного законодательства, констатирует Михаил Скоблионок. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Впрочем, все другие эксперты также говорят о проблемах с инфраструктурой.

— Абхазия интересна отдыхом. Там прекрасный отдых. Я 30 лет с Абхазией связан. У меня там стоит дом, и я считаю, что отдых там намного лучше, чем за рубежом. Прекрасное море, прекрасная природа, там только нет сервиса уровневого, потому что туда не заходят серьезные фирмы. Там всеми гостиницами управляют сами абхазцы, у которых нет понимания сервиса. Там есть несколько гостиниц москвичей, которые рискуют, но это тоже все далеко от того, что нужно сделать, чтобы превратить Абхазию в райский уголок, — рассказывает Михаил Скоблионок.

«Когда нет закона, существует беззаконие, поэтому вкладывать туда деньги хорошему бизнесу нерентабельно»

Однако все эти потенциальные возможности натыкаются на существенную проблему — особенности местного законодательства.

— Сначала нужно принять закон об инвестициях, а у них его нет — это первое, — поясняет Михаил Скоблионок. — И второе — у них нет собственности на землю. Я только что разговаривал со своими друзьями в Абхазии, которые говорят, что земля простаивает, никто не хочет брать, никто не хочет строить. Я им объяснил: пока вы не примете закон, и нельзя будет землю купить другому лицу, у вас развитие страны не получится. Когда нет закона, существует беззаконие, поэтому вкладывать туда деньги хорошему бизнесу нерентабельно. Я в этом году хотел приобрести гостиницу в Абхазии, но так как земля не является собственностью, там беззаконие полное царит. Поэтому этот вопрос я решил оставить на год еще.

Еще одной проблемой реализации инвестиционных проектов в Абхазии, по мнению казанского отельера, может стать нехватка трудовых ресурсов.

— Сам народ абхазский очень гостеприимный, — продолжает Скоблионок, — но совершенно не любят работать. В Абхазии всегда работали армяне, грузины. Поэтому там нужно находить рабочую силу, завозить рабочую силу. Требуются большие вложения, а гарантий нет.

Впрочем, как рассказал Линар Якупов, кое-какие подвижки в поддержке российских инвесторов в Абхазии уже наметились, и это может облегчить работу татарстанскому бизнесу в этой стране.

— Абхазия — беспошлинная зона. У нас в России есть Российский экспортный центр. Это специальная структура, созданная под Внешэкономбанком для того, чтобы поддерживать развитие экспорта в России. Под экспортным центром есть две структуры: первая — Российский экспортно-импортный банк, вторая — Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР). Сейчас подписано соглашение между Абхазией и этими структурами. Любому инвестору, который будет туда заходить, или любым торговым операциям, которые будут проходить, ЭКСАР окажет всю необходимую поддержку для того, чтобы все эти сделки были гарантированными.

Максим Матвеев, Гузель Шамилова, Дмитрий Семягин

Новости партнеров