Новости раздела

«Чтобы фермер выжил, от выручки реализованной продукции он должен иметь хотя бы 60%»

Главы агроферм Татарстана договариваются с торговой сетью Х5 Retail Group о том, как попасть на полки «Пятерочки»

«Чтобы фермер выжил, от выручки реализованной продукции он должен иметь хотя бы 60%» Фото: tatar-inform.ru

Фермеры Татарстана и федеральный ретейлер Х5 Retail Group договариваются о сотрудничестве. Глав сельских хозяйств собрали сегодня в Минсельхозе республики обсудить условия работы с представителем торговой сети, чтобы продукция татарстанских аграриев попадала на полки магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». В министерстве надеются, что сторонам удастся договориться и сельхозпроизводители поймут, какие условия нужно выполнять, чтобы сотрудничать с ретейлером. Требования компании объективно жесткие, но производители готовы к работе. Подробнее — в материале «Реального времени».

«Ищем поставщиков»

Татарстан заявился на участие в 12 нацпроектах. В планах — поддержать предпринимателей, которые работают в сфере переработки и производства сельхозпродукции, на эти цели до 2024 года направят 37 млрд рублей, в том числе на поддержку КФХ и кооперативов.

— В этом году грантовая поддержка коснется программ «Агро-стартап» и по кооперативам, — открыл встречу замминистра сельского хозяйства республики Ришат Хабипов, курирующий направление поддержки фермеров.

Гранты составят до 3 млн рублей для начинающих фермеров, для совместных бизнес-проектов с кооперативами — до 4 млн, и уже в августе будет раскассирован первый объем средств, поделился он.

На семинар пригласили представителей «Корпорации МСП», «МСП банка», но слушатели с нетерпением ждали выступления четвертого спикера — Тимура Баймуллина, руководителя направления по работе с госорганами макрорегиона «Волга» X5 Retail Group, — именно для встречи с ним они приехали из других районов республики.

Слушатели с нетерпением ждали выступления четвертого спикера — Тимура Баймуллина, руководителя направления по работе с госорганами макрорегиона «Волга» X5 Retail Group. Фото ombudsmanbiz.tatarstan.ru

По словам представителя «Корпорации МСП» Татьяны Лазутиной, повышением доступности в свою сеть занимаются на данный момент только в Х5 Retail Group, но в этом году появилось подобное соглашение с Metro Cash&Carry — но пока работа только на начальном этапе.

В прошлом году у Х5 появилось 1462 новых поставщика (всего 5600), рассказал Баймуллин. Он заверил, что «покупатели любят все местное», поэтому сеть старается сотрудничать с местными производителями: «Местные мясо, курица, яйцо, замороженные полуфабрикаты в Татарстане занимают традиционно большую долю в общей категории наших продаж».

Диалог с производителями происходит через Торгово-промышленную палату, на Советах потребрынка, в Координационном совете по защите прав потребителей. «Мы полностью осуществляем взаимодействие с производителями республики — и с действующими, и на поиск новых нацелены». Спикер посоветовал обращаться на сайт компании, на вкладке «Поставщикам» есть форма коммерческого предложения — ответ придет в течение двух недель.

Он обратил внимание на частые ошибки — нужно заполнять обе стороны формы, указывать цены с НДС, если есть какие-то качественные отличия продукции, это необходимо пояснять. Компания предъявляет строгие требования и к продукции: рассматриваются вкус, аромат, упаковка, содержание примесей, внешний вид в целом и так далее, и к поставщику — например, оцениваются мощность производства и другие требования.

Хабипов напомнил о ситуации со штрафами: «Если чего-то не хватает — штраф. <…> Санкции немаленькие: до 2—3 млн за партию. Они нас на сегодняшний день убивают. Мы состоим из фермеров, мы готовы поставлять качественную продукцию, эти моменты при работе с ретейлерами учесть бы ». «Хорошо», — отреагировал Баймуллин.

В прошлом году у Х5 появилось 1462 новых поставщика (всего 5600), рассказал Баймуллин

«Нужно серьезно подумать — есть возможность залететь»

Рамиль Яруллин из СХК «Заготовитель» в Лаишевском районе, изготовитель травяного чая, сумел пробиться на полки сети несколько лет назад. Весь процесс занял полгода — за это время для соответствия требованиям пришлось полностью изменить бренд, дизайн, модифицировать производство, чтобы дать конкурентоспособную цену и учесть другие параметры (их более 100) для успешного аудита ретейлера. Сейчас компания Яруллина поставляет продукцию в 28 тыс. магазинов и производит 1 млн пачек в месяц при начальной мощности 15 тыс. пачек.

— Штрафы есть, надо выстраивать логистику — если машина не успела, штраф от 15 до 100% стоимости — до нескольких миллионов. Нужно серьезно подумать — есть возможность залететь, — обратился к залу Яруллин.

Минталип Минниханов из Тукаевского района попросил законодательно обязать крупные сети принимать маленькие партии товара. «У местных людей при продаже забираются деньги, деньги получены крупным оборотом, они куда-то уходят — налоги и все остальное, а местный сельхозтоваропроизводитель в то же время не может реализовать свою продукцию, потому что требуются большие партии».

Минталип Минниханов из Тукаевского района попросил законодательно обязать крупные сети принимать маленькие партии товара. Фото Лейсан Набиевой

Условия не защищают поставщиков

Алмаз Насыров, гендиректор ООО «Камамбер» из Камского Устья, рассказал о сотрудничестве с локальными сетями — «Эдельвейсом», «Бахетле», а также федеральными — «Лентой», Metro Cash&Carry, «Ашаном». В части работы с Х5 Retail Group переговоры пока продолжаются: «Мне сказали, что продукция у нас имеет всего пять позиций, неинтересно нас заводить. «Найдите крупного дистрибьютора и постарайтесь зайти через них». Мы нашли дистрибьютора».

По его словам, первый этап — дегустация — прошел успешно, представители компании пообещали вход в «Перекресток» и «Карусель». Насыров обратился к Баймуллину: «Нам очень нужен вход в ваши сети. Объем продаж на сегодняшний день только покрывает содержание завода и заработную плату специалистам. Это порядка 450 тыс. рублей в месяц. Прибыли пока не видим. Просим вас рассмотреть возможность». Завод загружен на 50% и способен производить до 15 тыс. т продукции в месяц.

Один из слушателей попросил пояснить, как формируется наценка на товары в сети. Представитель сети сослался на коммерческую тайну. Фото Максима Платонова

«Вопрос должен цивилизованно решаться»

Один из слушателей попросил пояснить, как формируется наценка на товары в сети. Представитель сети сослался на коммерческую тайну. Также на некоторые категории товаров есть отрицательная наценка, заявил он.

Хабипов, однако, посчитал необходимым прокомментировать вопрос со ссылкой на мониторинги министерства:

— Индюшатину (1 кг) — закупают за 280 рублей, а в магазинах она 400 рублей. Это на нас давит. Вопрос должен цивилизованно решаться. Чтобы фермер выжил, он от выручки реализованной продукции должен иметь хотя бы 60%. Если этого не будет, у него нет возможности развиваться дальше, тем более цены на энергоресурсы, налоги и другие составляющие растут, — отметил замминистра.

Проблемы стоимости электроэнергии в зимний период, когда надой молока уменьшается, а потребность в электроэнергии растет, коснулся следующий участник. Хабипов в ответ напомнил, что вопрос находится в ведении Госкомитета по тарифам, но пообещал направить его вице-премьеру, главе Минсельхоза Марату Ахметову.

От сельхозпроизводителей требуется идеальный вид продукции, но когда она доходит до полок супермаркетов, ее внешний вид сильно меняется — например, продаются уже потрескавшиеся кочаны капусты, помятые овощи и фрукты, обратилась к представителю Х5 Татьяна Лазутина из «Корпорации МСП». Баймуллин заверил, что сеть старается быть лояльной к этой категории товаров: «Мы понимаем, если мы будем разворачивать машины, нам просто нечего будет ставить на полки». При этом, добавил он, существует категорийность, которую нужно соблюдать.

Лейсан Набиева
ОбществоБизнесКейсРозничная торговля Татарстан
комментарии 0

комментарии

Пока никто не оставил комментарий, будьте первым

Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров