Казанским учителям поручили следить за суицидальными наклонностями школьников
Как Метшин сокрушался из-за провала Казани по результатам ЕГЭ по математике, информатике, биологии, химии, обществознанию
На ежегодной казанской августовской конференции вскрылись очередные проблемы в системе образования, что к ужасу учеников означает, «изменения должны быть более решительными». Как результат, расстроенный результатами ЕГЭ Ильсур Метшин предпочел рассказывать о внешней модернизации города и мусолить успехи лучших казанских гимназий.
«Просьба выключить мобильные телефоны»
Во дворе Поволжской академии спорта и туризма сегодня собралось более полутора тысяч педагогов со всего города: амбре от такого количества надушенных представительниц прекрасного пола создавало купол над академией, а уши разрывало от полифонии мобильных телефонов. Все действо больше напоминало встречу выпускников, если бы каждый второй педагог не косился на мои зеленые лосины, можно было бы и забыть о том, что это педсовет.
Длинные стеллажи с новейшими методичками и дисками были практически не видны из-за столпившихся там учителей.
— Не бери. В прошлом году взяла такой диск за 800 рублей — ни на одном носителе не открылся, — коллеги предупреждали друг друга об опасности. А в следующем зале расположились образовательные стенды: учреждения, школы, научные центры предлагали необычные программы, которые могут реализовать в школах и гимназиях. Возле стола «сумасшедшего профессора» в тебя брызгали чернилами и просили руками довести спирт до кипения, а их соседи демонстрировали работу 3D принтера. Но если все эти программы представляли взрослые люди, то из №102 гимназии Московского района четыре наимилейших создания лет 9-10 с бешеным энтузиазмом показывали, как делают комиксы и мультфильмы: на островках из лего они «строят» композиции, тут же фотографируют на специальные ноутбуки, которые раскрыты на определенной программе, а дальше взахлеб рассказывают, как делать комикс. Единственной заученной фразой было «А потом мы выкладываем это в факультативе на edu.tatar».
«Волна демографического роста докатилась до средней школы»
Первым на конференции взял слово Ильсур Хадиуллин, начальник управления образования исполкома города. Он начал с приятного — с отремонтированных школ, но отметил и очевидные проблемы.
«Обсуждение вопросов выделения средств на дневную охрану не находит решения по разным объективным причинам — для этого необходимо более 85 млн рублей. Также присутствует проблема капитального ремонта детских садов, а также строительство новых школ. Волна демографического роста докатилась до средней школы, нам не хватает 12 школ в бурно растущих микрорайонах города. Каждый 10 казанский школьник вынужден учиться во вторую смену. Причина этому не только в особенности градостроительной политики, но и в неправильном распределении педагогической нагрузки, нерациональном использовании школьных помещений», — начал он.
Никуда не делась и проблема с очередями в детские сады для детей до трех лет: по словам Хадиуллина, сейчас в очередях почти 15,5 тыс. детей. Ильсур Метшин добавил, что создано 10 тыс. мест, но при этом в Казани родилось 1,2 млн младенцев, так что эти новые места — «капля в море».
Какая робототехника, если читать не все умеют
Как-то радостно было сообщено о том, что мониторинг выявил 95% овладевших базовым уровнем читательской грамотности к 4 классу. То есть уметь читать в 10 лет — это настолько здорово, и в Казани еще и лучший результат, нежели в Москве и Питере.
При этом продолжают развивать программы по привлечению интереса школьников к рабочим профессиям, химии, машиностроению и робототехнике. К сожалению, не только чтение — неприятная проблема: из всех выступавших на конференции грамотно говорила лишь «Учитель года» Евгения Родионова — педагог по русскому и литературе, остальные представители образования республики разве что иногда попадали в правильное окончание, но цифры никто правильно не просклонял.
Можно возразить тем, что у нас два языка, и оба знать отлично невозможно. Но тогда будем радоваться отличному знанию татарского? Отнюдь: уровень знаний девятиклассников чуть больше 40%, средняя оценка — 3,5 балла. Теперь будут проводить дополнительные работы с педагогами татарского языка — готовьтесь.
Замыкать тройку лидеров неприятно
Вскрылось несовпадение «реальных» знаний с баллами. Несмотря на то, что самыми отстающими районами назвали Кировский, Ново-Савиновский и Авиастроительный — большая часть из 23 учеников, ушедших из школы со справкой, училась именно там — во время церемонии награждения по всевозможным пунктам и по количеству олимпиадников из зала слышалось: «Опять Кировский?!». И на самом деле, награды за лучших педагогов и призеры конкурсов были из Ново-Савиновского и Кировского районов («Учитель года» в том числе). Но именно баллы служат показателем уровня образования в регионе — поэтому этим районам было чуть ли не приказано улучшить результаты.
К этому как нельзя кстати пришлась и информация о том, что педагогов теперь на курсах повышения квалификации будут учить и тому, как выявлять у учеников суицидальные наклонности, мол, мы очень часто упускаем из виду психологическое поведение учащихся. Странное замечание, учитывая ту же просьбу улучшить «уже к следующей конференции» результаты по географии, мы по ним отстаем от других городов, а это очень беспокоит нашего мэра.
«По русскому языку мы подтянулись, уступив лишь Екатеринбургу, но и здесь желательно быть первыми. Вызывают серьезную озабоченность низкие результаты по математике, информатике, биологии, химии, обществознанию. Здесь не принимаются никакие оговорки. Казань — город физико-математической школы, химии, нефтехимии, и нашим заводам как воздух нужны специалисты. А без знаний по этим предметам там делать нечего. Прошу вникнуть, понять в чем дело, чтобы мы все внимательно на этот вопрос посмотрели, изучили опыт, и доложить мне свои соображения в ближайшее время, чтобы к следующей конференции мы показали лучшие результаты по предметам, которые я назвал», — заявил Ильсур Метшин.
Если к следующему году снова встряхнут 11-классников, которые где-то с 6, где-то с 9 класса учились в одном темпе по определенной программе, за год до экзамена вдруг они будут обязаны перепрыгнуть через голову. А скорее всего, большинству учеников в обычных средних школах просто не дадут выбрать этот экзамен, и за счет результатов гимназистов к следующему заседанию Казань увеличит показатели.
Неудачу в резком изменении структуры единого экзамена отметил и Ильсур Хадиуллин, графиком продемонстрировавший, как изменялась ситуация по математике с 2012 года — 49 баллов — 58 (2013 год) — 51,3 (2014 год) — 51 (2015 год). Это вызвало большое удивление — ведь в этом году экзамен был разделен на две части: профильный и обычный уровни. Действительно, почему ученики плохо сдали экзамен, к которому готовились класса с 5, а за 9 месяцев все поменялось.
Каждый пятый выбирает физкультуру
Удивительно радостно сообщили и о том, что каждый пятый ученик в приоритете указывает физкультуру. Спортивная столица — это понятно, но какой процент из этих учеников добьется реальных результатов, и как далеко это от стремления увеличить спрос на рабочие профессии.
Физкультура засветилась и как самый травмоопасный предмет, вместе с переменами. А травмы в школе — это плохо, как и пропуски по болезням. Поэтому будут поощряться школы, в которых таковых будет мало. Интересно, не количество болеющих нужно уменьшить, а количество пропусков в журналах.
Добьют учеников тем, что «возьмут на контроль сайты, которые посещают дети в школьное и в свободное время».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.