Новости раздела

Августовский педсовет в Бугульме: ностальгия по СССР, плохой английский и воспитание нации

В образовательном рейтинге Казань уступила Челнам и Бугульме

В этом году пленарное заседание республиканского августовского совещания работников образования и науки (или более привычное для слуха «августовский педсовет») прошло в Бугульме. Тема совещания звучала авторитетно — «Современное образование: новые стратегические ориентиры — новые решения». Во что же вылилось мероприятие — в репортаже корреспондента «Реального времени».

Миллион отдали Бугульме

Проходившее в бугульминском доме техники мероприятие собрало педагогический состав со всей республики, были представлены не только школы, но и детские сады и вузы. Открывал совещание, посвященное новым стратегическим ориентирам, лично врио президента РТ Рустам Минниханов. Глава республики отметил, что система образования республики получила серьезный импульс, имеются качественные инфраструктурные изменения, значительно улучшилась материально-техническая база, как бы намекая педагогам, и представителям интеллигенции, что исполнительная власть свою часть работы сделала, и теперь от образования ждут более заметных результатов.

Не обошел вниманием Рустам Нургалиевич и проблемную тему детских садов.

— Почти ликвидирована очередь в детские сады для детей от 3 до 7 лет, за 5 лет проведен капитальный ремонт 622 образовательных учреждений, постепенно переходим и к ремонту детских садов, — заявил Рустам Минниханов.

Также в ходе своей вступительной речи глава РТ намекнул на состоявшееся в конце совещания награждение лучших муниципальных образований.

— Августовское совещание — важное событие в жизни всего педагогического сообщества. Бугульминцы вместе с министерством образования и науки достойно подготовились, много интересных примеров. Нам показали школу, которая имеет историю, традиции и в то же время занимает конкурентные позиции, — отметил Минниханов. По результатам республиканского рейтинга лучшим был признан Бугульминский район, он получил сертификат на 1 млн рублей.

Рейтинг на основе ЕГЭ и самые депрессивные районы

С основным докладом на совещании выступил министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов. Не вдаваясь в концептуальные глубины стратегических ориентиров, глава ведомства рассказал о текущих достижениях отрасли, в том числе и презентовал рейтинг «За высокое качество образования». В нем учитывались средние баллы ЕГЭ по русскому языку, математике базового и профильного уровней, также доля выпускников, не получивших аттестат, количество человеко-экзаменов ЕГЭ, по которым выпускники набрали 80 и более баллов по всем учебным предметам, доля победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, численность обучающихся образовательных организаций в расчете на одного учителя.

— В этом году в тройку лидеров входят Бугульминский район, Набережные Челны, Казань, — к радости хозяев отметил Фаттахов. Неплохие показатели также в Нижнекамском, Заинском, Ютазинском и Мензелинском районах. Улучшили свои результаты, поднявшись в рейтинговой таблице сразу на несколько позиций, Мензелинский, Балтасинский, Сабинский, Камско-Устьинский и Аксубаевский районы.

Совсем плохи дела с образованием в Атнинском, Бавлинском, Новошешминском, Сармановском, Спасском, Черемшанском, Алькеевском, Тюлячинском, Апастовском и Муслюмовском районах. Правда, насколько результаты ЕГЭ отражают реальное положение дел в образовании, особенно такие экзотические экстракции из статистики, как «человеко-экзамены» — тема довольно дискуссионная, и значительная часть научной общественности не устает критиковать систему ЕГЭ. Особенно в свете того, что школы вынуждены бороться за высокие баллы, которые становятся самоцелью, вместо, как это отметил в ходе совещания Рустам Минниханов, «воспитания нации».

Английский не учится

Рассказал Энгель Фаттахов и о планах начала обучения китайскому языку в ряде школ, а так же начале преподавания на иностранных языках ряда предметов. В целом, начавшееся в 2014 году поголовное изучение английского языка в младших классах пока показывает слабые результаты.

— Нам еще предстоит много работать над совершенствованием преподавания иностранного языка в начальной школе. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля при разных вариантах его изучения, — добавил глава минобрнауки РТ.

Повышение престижа рабочих профессий перед ЧМ

Несколько докладчиков выступили с призывами повышать престиж рабочих профессий, звучали также ностальгические нотки времен СССР, когда школы и вузы и ссузы плотно взаимодействовали с предприятиями, формировавшими заказ на рабочую силу. Однако, тема повышения престижа рабочих профессий теперь имеет и сильную политическую и организационную поддержку. Подводя итог совещанию, Рустам Минниханов отметил, что Казань завоевала право проведения в 2019 году чемпионата мира рабочих профессий WorldSkills Competition.

— Это очень серьезная заявка, которая требует соответствующей подготовки. Мы должны соответствовать тем стандартам и передовым технологиям и провести мероприятие на высоком уровне. Требуются и эксперты, и преподаватели. Мы должны изменить отношение к рабочим профессиям, — заявил Минниханов.

Учителей ждет более суровая аттестация

Кроме этого, в заключительном слове врио президента отметил необходимость проведения аттестации преподавательского состава.

— Процедура аттестации должна носить дифференцированный, лично ориентированный, стимулирующий характер. Педагогическая деятельность должна максимально соответствовать основным задачам педагога, который передает знания, умения и навыки и в конечном счете формирует облик нации, — обратился к собравшимся Минниханов.

По итогам аттестации министерство образования сформирует тематику курсов повышения квалификации, учебные планы организаций, занимающихся подготовкой педагогических кадров. Особое внимание будет уделено повышению квалификации педагогов, преподающих на татарском языке.

— К сожалению, уровень присвоенных квалификационных категорий работникам образования в муниципальных районах иногда слабо связан с качеством образования, которое в них демонстрируется, — высказался на эту тему министр образования РТ Энгель Фаттахов, — в текущем году мы проводили только очную аттестацию на высшую квалификационную категорию, с публичным собеседованием и презентацией педагогами своих достижений экспертной комиссии, что серьезно снизило количество устанавливаемых категорий. Только 40 процентов педагогов-претендентов на высшую квалификационную категорию аттестовались успешно — отметил Фаттахов.

Фото на постере bugulma.tatar.ru

Александр Третьяков

Новости партнеров