Новости раздела

«Нам не хватает пока четко сформулированного бренда Татарстана»

Иннополис и водный мундиаль заменили Казани «жаркое море». Часть 12

Как выяснила аналитическая служба «Реального времени», основным драйвером гостиничного бизнеса становится онлайн-сектор, виртуальные последствия которого уже начинают непосредственно приводить к структурным изменениям в реальности. Зачем Казани будут нужны «Хилтон» и «Шератон», и как страдающая от плохой воздушной логистики столица РТ все-таки может преодолеть кризис, делая ставку на «хороший календарь событий», читайте в заключительном материале нашего исследования гостиничного рынка Татарстана.

Соотношение россиян и иностранцев среди туристов РТ: 85% к 15%

Мы уже писали о ситуации с туристическим рынком Казани и Татарстана. Напомним, в целом туристический поток в РТ выдержал постуниверсиадскую «диету» в 2014 году, тогда как гостиничный бизнес не очень. При этом в 2014 году гостиничный комплекс РТ разместил все-таки больше туристов, чем в 2005-2006 годах вместе взятых. На последние годы приходится и начало триумфа рекреационного туризма, тогда как темпы делового с тех пор почти остановились. Основным туристическим хабом Казани становится аэропорт, но при этом динамика роста турпотока в казанском аэропорту в 2014 году замедлилась.

В самом Госкомитете РТ по туризму газете «Реальное время» рассказали, что основной поток туристов приходится на россиян: соотношение российских и иностранных туристов остается примерно на уровне 85% к 15%. По словам председателя комитета Сергея Иванова, в настоящий момент основная тенденция — рост потока индивидуальных туристов в сравнении с групповым туризмом.

Основным туристическим хабом Казани становится аэропорт. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Госкомитету РТ по туризму не хватает четко сформулированного бренда Татарстана

— Что портит туристический имидж Казани и РТ? На сегодняшний день туристический имидж Казани и РТ ничего не портит, потому что мы мониторим те отзывы, которые оставляют путешественники. Практически все отзывы положительные и позитивные, люди рекомендуют Татарстан. Чего не хватает? Нам не хватает пока четко сформулированного бренда Татарстана, над разработкой которого мы сейчас работаем, признается Сергей Иванов.

При этом эксклюзивными направлениями туризма в Татарстане сам Иванов считает далеко не только Казанский кремль, но и Болгар, Свияжск, Елабугу: «Потому что таких мест больше нигде ни в России, ни в мире нет». Естественно же, по его словам, что эксклюзивными будут считаться и направления, непосредственно связанные с татарским народом и культурой. Сейчас, по данным председателя Госкомитета, появляется и большое количество туристических программ, которые разрабатывают в том числе и сами туркомпании.

— Они нацелены на изучение этносов, народа, живущего на территории Татарстана. В основном, конечно же, татарского народа, потому что основной интерес туристы проявляют именно к татарскому народу, его культуре и обычаям. Есть точки развития, такие как Ямашурма, Иске-Казан, Лаишевский район, Арский район, — замечает Иванов.

«Хилтон» и «Шератон» Казани нужны, чтобы задать стандарты обслуживания остальным

Следствием успешности развития туристической отрасли РТ можно назвать не только большое число уже существующих гостиниц в Казани, но и заинтересованность в выходе на этот рынок известных международных операторов, таких как Hilton, Sheraton и Rixos. Нередко возникают вопросы: зачем Казани столько гостиниц международных брендов, и почему гостиничные компании настолько оптимистичны в отношении Казани?

Сергей Иванов тому, что мировые отельные звезды приглядываются к казанскому рынку, не удивлен, так как сейчас Казань и Татарстан «появляются на международной туристической карте, карте деловых путешественников».

— Эти бренды очень четко реагируют на наличие такого спроса, поэтому и стремятся сюда. И чем больше таких гостиниц у нас будет, тем лучше. Потому что международные гостиничные сети все-таки задают стандарты обслуживания, и это очень хороший пример для казанских гостиничных игроков, поскольку выравнивается и общий уровень сервиса и стремление ему соответствовать, — обращает внимание чиновник.

С ним согласна и главный казанский куратор туристической отрасли Евгения Лодвигова, считающая, что международных брендов «много не бывает», а конкурс — «это всегда хорошо, у международных гостиниц есть чему учиться». Появление гостиниц, работающих под мировым оператором, по ее мнению, всегда повышает привлекательность и престиж региона в глазах потенциального потребителя. Плюс к мировому бренду все-таки выше степень доверия, особенно у иностранного туриста.

«Хороший городской календарь событий» не даст случиться «закрытию гостиниц»

В целом и сам рынок Казани с каждым годом становится все привлекательнее с инвестиционной точки зрения, считает Лодвигова. В том числе и потому, что город большое внимание уделяет развитию сферы туризма и туристической инфраструктуры. Татарстан Лодвигова назвала в интервью газете «Реальное время» регионом, ежегодно демонстрирующим стабильный экономический рост и положительную динамику в приросте туристического потока. Председатель комитета внешних связей и туризма исполкома столицы РТ также обращает внимание на тесную связь туристического и гостиничного рынка, в том числе и ориентацию участников последнего на событийный туризм (один из участников в прошлом нашем материале также согласен с решением властей делать ставку на событийный туризм, когда создаются информационные поводы, а регион «мелькает во всевозможных топ-листах»). Работа по ключевым событиям должна помочь выйти отельерам из ситуации низкой загрузки, считает Лодвигова:

— Я думаю, в современных условиях каждая гостиница находит пути выхода из ситуации низкой загрузки. Это привлечение мероприятий, нацеленность на какие-либо группы и т. д. Учитывая хороший городской календарь событий, думаю, закрытия гостиниц не произойдет. К тому же мы ведем календарь загрузки гостиниц, что также помогает гостиницам ориентироваться в условиях рынка, — уверенно заявляет Лодвигова, сама бывший отельер.

Универсиада дала Казани высокие турпотоки, и они пока не снизились

Любопытным взглядом на казанский рынок (что особенно примечательно, более объективным — взглядом стороннего человека) поделился с газетой «Реальное время» Андрей Осинцев, коммерческий директор «Связной Трэвел». «Связной Трэвел» — один из проектов ГК «Связной», работающий по принципу гипермаркета путешествий, что позволяет оптимизировать стоимость услуг. «СТ» объединяет продажу ключевых услуг в области путешествий в рамках единого масштабного онлайн-сервиса, включающего также и 4 000 салонов сети «Связной». По мнению Осинцева, компания которого вынуждена учитывать не только потребности местных, региональных рынков, но и федеральные туристические потоки, популярность Казани как туристического города значительно выросла после проведения Универсиады, и с тех пор туристический поток и объем бронирования гостиниц находятся примерно на одном и довольно высоком уровне.

— Например, если сравнить показатели 2014 и 2015 годов, то количество реализованных билетов через «Связной Трэвел» в Казань из разных городов страны не изменилось, — отмечает Осинцев.

Казань страдает из-за плохой воздушной логистики и потому проигрывает столицам РФ

По формату туризма и, соответственно, стоимости гостиниц и прочих услуг для туристов Казань, по словам директора «Связной Трэвел», логично сравнивать с Москвой и Петербургом («Их, как правило, выбирают для поездки на выходные или короткие праздники, то есть на 2-3-4 дня»). Увы, хотя и неудивительно, эти два города пока превосходят столицу Татарстана по туристическому потоку: например, как мы уже писали в прошлом материале «Реального времени», в этом году на майские праздники число полетов в Петербург было больше, чем в Казань, примерно в 5 раз. Этот факт Андрей Осинцев объясняет как пока большей «известностью» Москвы и Петербурга по сравнению с Казанью, так и объективными причинами: в том числе, и логистической доступностью, а следовательно, и бюджетом поездки туриста. В Москву и Петербург летает наибольшее количество прямых рейсов из разных городов России, в Казань жители многих городов попадают через Москву и Петербург, что отражается на бюджете поездки и удобстве пути в город.


По формату туризма и, соответственно, стоимости гостиниц и прочих услуг для туристов Казань, по словам директора «Связной Трэвел», логично сравнивать с Москвой и Петербургом.


Что касается ценовой политики на гостиничном рынке Казани, то самый широкий выбор, по словам Осинцева, представлен в ценовом диапазоне 2,4-4,5 тыс. рублей — это отели на 3-4 звезды (напомним, в Казани формально 35 трехзвездочных отелей и 17 четырехзвездочных). При этом есть и бюджетные варианты — хостелы. На 4- и 5-звездочные гостиницы разброс цен также значительный — от 5 до 15 тыс. рублей за сутки на двоих в зависимости от категории номера и услуг отеля.

Как Иннополис и водный мундиаль заменили столице РТ «жаркое море»

И при этом, хотя в Петербурге и Москве выбор хостелов и мини-отелей гораздо больше, средняя стоимость за номер на двоих в сутки в таких гостиницах составляет примерно 2 тысячи рублей, что сопоставимо с ценами в бюджетном отеле в Казани. Так, верхняя планка стоимости в Москве и Питере выше: в Петербурге она может составлять порядка 20-22 тысяч рублей за номер люкс в 5-звездочном отеле, в Москве — около 30 тысяч. В ценовом диапазоне «между» хостелами и отелями 5 звезд в двух столицах РФ сотни предложений на любой вкус и кошелек. Отличительная особенность Москвы и в том, что здесь будет больше предложений в районах, удаленных от центра, чем в Петербурге и Казани, где большинство отелей сконцентрировано поближе к основным достопримечательностям, обращает внимание Осинцев. Цены в отелях, безусловно, часто зависят и от ключевых и значимых мероприятий, которые проводятся в том или ином городе. Так, в Питере самыми дорогими выходными июня традиционно являются не длинные выходные (12-14 июня), а дни проведения Международного экономического форума.

По мнению Осинцева, в кризисный период неплохо будут чувствовать себя и города, где нет главного «якоря» для большинства туристов — «жаркого южного моря» («В самой выигрышной ситуации сейчас гостиницы юга России: во многих гостиницах Краснодарского края номерной фонд был выкуплен на 100% уже в марте-апреле»), — но которые хороши для краткосрочного познавательного отдыха. Например, Петербург и Казань.

В кризис начинает отмечаться сужение значимого до сих пор для гостиничного рынка РТ и Казани сегмента MICE-туристов. realnoevremya.ru/Максима Платонова

— В Казани в последние 2 года очень много значимых событий, которые привлекают дополнительный поток путешественников, — я имею в виду Универсиаду, открытие Иннополиса и чемпионат мира по водным видам спорта. В других городах, где событий меньше, так же как и достопримечательностей, поток сократился прежде всего из-за сокращения объема командировок: сейчас такой политики оптимизации придерживаются многие компании. Здесь мы видим различного рода спецпредложения от отелей — скидки при раннем бронировании, при бронировании нескольких номеров либо номера на 2 дня или более, — поделился своими наблюдениями директор «Связного».

Напомним, что «Реальное время» уже писало о том, что средняя продолжительность проживания гостей в Казани — трое суток. А в кризис начинает отмечаться и сужение значимого до сих пор для гостиничного рынка РТ и Казани сегмента MICE-туристов (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions, вид делового туризма — сфера корпоративных мероприятий и встреч). Командировочные пребывают на 1-2 ночи, рекреационные в среднем — на 3-4 ночи. Реагируя на кризис, деловые туристы, как правило, сокращают количество поездок и бюджет на командировки, что приводит к перераспределению гостей из дорогих объектов в дешевые.

Самыми перспективными и инвестиционно привлекательными в «гипермаркете путешествий» с точки зрения ведения гостиничного бизнеса также называют Казань как один из городов-участников ЧМ по футболу.

— Там явно понадобится хорошая инфраструктура к событию, так как будет большой поток гостей. Также потенциал есть у городов, где сейчас активно развиваются кластеры IT, среди них, конечно, и Казань, — считает Андрей Осинцев.

Нехватка экономотелей и как онлайн-сегмент меняет гостиничный рынок

В последнее время, по его словам, отмечаются как позитивные, так и негативные структурные изменения и тренды. Из негативных в «Связном Трэвел» отмечают малое число отелей экономкласса в российских городах. А именно «гостиниц со свежим ремонтом, хорошим уровнем сервиса и базовым набором услуг (для командировочных это номер с кондиционером, завтрак, небольшой бизнес-центр, услуга глажки рубашек, вызов такси и т. д.) за приемлемые деньги»:

— Сейчас ситуация такова, что средний ценовой сегмент часто «пустует»: есть либо хостелы без пакета услуг за 500-1 000 рублей, либо отели 3-4-5 звезд уже за 3-4 тысячи рублей и выше. В частности, это заметно в кластере Сочи-Красная Поляна, где есть либо частный сектор, либо дорогие услуги сетевых международных отелей.

При этом структурно изменить ситуацию в гостиничном комплексе может другой тренд, уже позитивный, а именно выход многих отельеров и их клиентов в онлайн (напомним, в прошлом материале об онлайне говорили почти все участники казанского рынка). Так, за последние 5 лет на рынке появилось гораздо больше форматов проживания: например, начинают активно развиваться апартаменты и хостелы. На популяризацию разных форматов проживания положительно влияет развитие интернет-сервисов, при помощи которых отель или хостел может легко найти свою аудиторию клиентов, отмечает Осинцев. Кроме того, на российский рынок вышли такие игроки, как Airbnb, популяризировавшие формат съемного жилья и давшие возможность снимать его без посредников. В свою очередь, это снизило интерес определенной аудитории к традиционным отелям.

«Если у отеля нет мобильного приложения и мобильного сайта, у него нет, по сути, базового инструмента продаж»

— Раньше подавляющее большинство людей пользовалось услугами туроператоров. Это означало, что они символически выбирали из нескольких отелей, с которыми у оператора был контракт. Теперь все больше бронирований путешественники делают самостоятельно. Если годом ранее доля покупок через онлайн-трэвел игроков составляла всего порядка 25%, сейчас она значительно больше. И мы ожидаем, что она достигнет уже 45-50% в течение ближайших 1,5 лет. Как следствие, у клиента появилось в разы больше выбора, поэтому конкуренция между отелями усиливается, что заставляет их работать и над качеством обслуживания, и над специальными предложениями, и — что очень важно — над своей представленностью в сети Интернет. У очень многих отелей сейчас довольно примитивные сайты-визитки, через которые нельзя бронировать. Самостоятельный путешественник скорее предпочтет тех, у кого номер можно забронировать онлайн, — предупреждает коммерческий директор «Связного».

По его мнению, именно мобильные продажи станут одним из ключевых драйверов рынка путешествий в ближайшие 1,5-2 года. Более того, ресурсы для туристов, у которых нет адаптированных под мобильные устройства версий, в ближайшие месяцы потеряют от 5% до 15% трафика поисковика Google. Таким образом, если сегодня у отеля нет мобильного приложения и мобильного сайта, у него нет, по сути, базового инструмента продаж.

Фото на постере — Максим Платонов, фото Андрея Осинцева из социальных сетей

Часть 11. «Слишком стремительно Казань ворвалась на туристический рынок, люди не успели поменяться»

Часть 10. Гостиницы Татарстана: чем дальше от Казани, тем меньше «звезд»

Часть 9. Гостиницы Татарстана: самые дорогие и самые дешевые отели республики

Часть 8. Гостиницы Казани: дешевле Екатеринбурга, но дороже Уфы

Часть 7. Исследование «Реального времени»: крупнейшие отельеры Татарстана

Часть 6. «Татнефть», «АК БАРС» и КАМАЗ как главные отельеры провинциального Татарстана

Часть 5. Исследование «Реального времени»: кому принадлежит рынок гостеприимства Казани

Часть 4. Гостиницы Татарстана: три по пять звезд для столицы

Часть 3. Гостиницы Татарстана: перенасыщенная отелями Казань заработала на туристах меньше Уфы и Нижнего Новгорода

Часть 2. Гостиницы Татарстана: как рынок пережил постуниверсиадскую «диету»

Часть 1. Гостиницы Татарстана: наполненная отелями Казань не готова переварить весь существующий номерной фонд

Сергей Афанасьев
Аналитика

Новости партнеров