Новости раздела

«Башкирская земля» локализуется в верховьях Камы, у южных границ Великой Перми...»

Колонка историка о «баскардах», «баскирдах» и «башкирцах» и исторической судьбе носителей этих этнонимов. Часть 2

«Башкирская земля» локализуется в верховьях Камы, у южных границ Великой Перми...» Фото: gumilev-center.ru

Первая публикация о башкирском самоназвании вызвала бурную реакцию среди наших читателей. В сегодняшнем материале продолжится обсуждение темы соотношения между собой этнонимов «баскарды», «паскатуры», «баскирды», «башкирды» и «башкирцы». Какова историческая судьба их носителей? На эти непростые вопросы в своей статье, адаптированной специально для «Реального времени», постарался дать ответы кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Анвар Аксанов.

«Башкирская земля» локализуется в верховьях Камы, у южных границ Великой Перми, в верховьях Исети, Туры...»

В документах конца XVI—XVII вв. на авансцену выходят юго-восточные, уфимские «башкирцы», но еще долгое время единственная «Башкурская волость» сохранялась в составе Тюменского уезда. Здесь необходимо учесть, что до основания Верхотурья (1597 г.) и Туринска (1600 г.) Тюменский уезд включал в себя весь бассейн реки Туры. В то же время, по наблюдениям Г.Ф. Миллера, тюменско-тобольские татары и башкиры еще долгое время называли друг друга «турали», то есть жителями области Тура. Если учесть, что тюменские татары населяли среднее и нижнее течение Туры, то башкиры могли занимать верховья Туры, что опять же полностью согласуется с сообщениями «Таварих-и гузида — Нусрат-наме», Утемиша-хаджи, Катиба Челеби и Абдулгаффара Кырыми.

Необходимо обратить внимание и на некоторые источники XVII—XVIII вв., которые повествуют о положении дел в более раннее время. В грамоте царя Михаила Федоровича от 1632 г. говорится о «старинных» владениях «башкирцев» в верховьях Камы: «Вотчины за нами за башкирцы старинные в Уфимском уезде речка Мулин, да речка Юг, да речка Нытва, да речка Отчера со всеми угодьи». Опять же речь идет о реках Пермского Предуралья. Аналогичная грамота была составлена и в канцелярии Петра I в 1701 году.

Дополнительные географические ориентиры приводятся в исследовании голландского политика и ученного Н. Витсена, неоднократно посетившего Россию (впервые в 1664—1665 гг.). Согласно ему, «в прошлом столетии (то есть в XVI в.) в области Перми башкиры и черемисы поклонялись идолам», при этом в другом разделе своей книги он уточняет, что «земли Перми, иначе называемые Пермь Великая, имеет соседями с юга башкир». Подробно описывая путь из Сибири, Н. Витсен обозначил еще один район, некогда занимаемый башкирами: «От этого озера (оз. Исеть) до того места, где начинается река Чусовая, по каменным горам 6 миль пути… Эти земли раньше были заселены башкирскими племенами».

Таким образом, согласно аутентичным и в основном независимым друг от друга источникам, «Башкирская земля», область расселения «башкирд/башкирцев» локализуется в верховьях Камы, у южных границ Великой Перми, в верховьях Чусовой, Исети, Туры и других сопредельных рек.

Карта с сайта sukharev-y.ru

Как видно, есть основания полагать, что общность «башкирд/башкирцев», обозначенная в источниках XV—XVI вв., была связана с «баскардами» Великой Венгрии. После включения Великой Венгрии в состав Монгольской империи, на ее территории за счет притока мусульманского населения из Булгара и Средней Азии были образованы Беловолжский улус («Беловоложская земля») и улусы верхнекамского бассейна («Костяцкая (Остякская) земля» и «Цыплинская (Сылвенская) земля»), обозначенные в Московском летописном своде конца XV века. Вместе с этими землями Казанского ханства русский летописец упомянул и «Бакширьскую (Башкирскую) землю», которую, вероятно, населяли потомки северных «баскардов» Великой Венгрии, известные по источникам XV—XVI вв. как «башкирды», «башкирцы» и «чимги башгырт».

«Башкирцы», оставшиеся в верховьях Камы, приняли власть Москвы уже в 1553—1554 годах»

Согласно «Таварих-и гузида — Нусрат-наме» и «Кара таварих», народ «чимги башгырт» и улус «Башкурт» входили в сферу влияния Шибанидов — Хаджи-Мухаммада и Абулхайра. Однако, по сообщениям русских летописей, в 1469 г. обширные приуральские земли («Беловоложская», «Костяцкая» (Остякская), «Циплинская» (Сылвенская) и «Бакширьская» (Башкирская) уже относились к владениям Казанского ханства. Следовательно, на каком-то этапе казанские Тукай-Тимуриды (Улугмухаммадовичи) вытеснили Шибанидов из указанных улусов. Возможно, именно в это время в районе среднего течения реки Белой возникли новые или были восстановлены старые крепости (Уфа («Уфа-2»), Боре («Чертово городище»), городище Кара-Абыз под Благовещенском, Старокалмашевское городище близ Чекмагуша и др.).

Такое расположение укрепленных поселений в период единства Золотой Орды не имело смысла, но когда эти земли стали пограничьем двух конкурирующих династий, это могло стать необходимостью. В районе Туратау отмечается присутствие племени кунгратов, которые первоначально входили в войско Шибана и в более поздний период представляли интересы Шибанидов в Приуралье. Тогда как археологическая «Уфа-2», судя по всему, была южным форпостом Беловолжского улуса, с середины XV в. входившего в состав Казанского ханства. Поэтому, вполне возможно, что первые казанские ханы укрепляли свои позиции в этом регионе за счет строительства новых и/или восстановления доордынских крепостей, что должно было сопровождаться переселением сюда новых групп золотоордынских татар.

Возможно, «Башкирская земля» вошла в состав Казанского ханства после того, как в 1457 г. Абулхайр потерпел поражения от калмыков или после его смерти в 1468 году. Но на этом борьба за улус не закончилась. В русских летописях сохранилось косвенное указание на то, что к началу XVI в. эти земли вернулись под власть сибирских Шибанидов: в ответ на установление власти московского наместника в Великой Перми в 1505 г. Кутлук-султан б. Ибрагим организовал военный рейд в Пермское Предуралье. Вполне вероятно, что таким образом сибирские Шибаниды пытались противодействовать укреплению позиций великого князя в верхнекамских землях, которые, видимо, были отвоеваны ими у Казанского ханства в ходе противостояния, разгоревшегося в последние годы XV века.

Известия М. Меховского, А. Кампензи, А.М. Курбского, Духовная грамота Ивана IV от 1572 г. и местный актовый материал XVII в., который порой восходит к грамотам казанских ханов, свидетельствуют о том, что уже при хане Мухаммад-Амине (видимо, в последний период его правления) «Башкирская земля» вернулась под контроль Казани и находилась в этом положении вплоть до падения ханства.

В ходе завоевания Казанского ханства были подчинены и «башкирцы», которые, согласно официальным летописям, в 1557 г. «пришли, добив челом, и ясак поплатили». Русские летописи не уточняют, откуда именно пришли «башкирцы» для уплаты ясака. Однако А.М. Курбский, участвовавший в кампании 1553—1554 гг., не только рассказал о месте расселения «башкирцев» (верховья Камы), но и сообщил об их политической судьбе: «И что ихъ было осталося, тѣ покоришася намъ». То есть «башкирцы», оставшиеся в верховьях Камы, приняли власть Москвы уже в 1553—1554 гг., при этом А.М. Курбский указал на то, что не подчинившаяся часть «башкирцев» покинула эти земли. Видимо, о «челобитье» бежавших «башкирцев» (или о части их) речь идет в летописной статье под 1557 годом. Но в каком направлении они могли двинуться, спасаясь от воевод в 1553—1554 годах?

Верхотурье, гравюра Н.Витсена

Синхронные источники почти ничего не донесли о нахождении «башкирцев» в 1560—1570-е гг., кроме известия о нападении ногайцев на «башкирцев» в верховьях Камы в 1578 году. В наказах русским послам в Ногайскую Орду от 1586 г. говорится о строительстве острога в устье р. Уфы «на Белой волошке… для оберегания Казанского уезда башкирцов (от хана Кучума, — прим. ред.) и для того, что… з Белой волошки казанским людем многим ходить на Сибирь… до и потом, чтоб казаки беглые с Волги на Белую волжку не ходили...». Но и в этом отрывки не указано точное географическое положение «башкирцев», а учитывая широкий смысловой контекст причин строительства русской крепости в устье Уфы, нельзя сделать однозначных выводов о том, насколько близко к городу проживали «башкирцы». Более конкретные данные о расселении «башкирцев» находим в «Книге Большому Чертежу» (1627 г.): «А усть реки Белыя Воложки вверх и по реке по Уфе, по обеим сторонам и до Оральтовы горы и дале, все живут башкирцы».

Следовательно, «башкирцы», не подчинившиеся московским воеводам в 1553—1554 гг. и покинувшие верховья р. Камы, могли переселиться на более южные территории, находившиеся под контролем Ногайской Орды. Тем более что к этому времени из-за междоусобицы в Орде ногайцы стали покидать Южное Приуралье, и здесь появились свободные земли для переселения. Причем одним из важнейших факторов данного миграционного процесса являлось резкое похолодание — пик Малого ледникового периода, начало которого отмечается именно с 1550-х годов. Симптоматично, что синхронная этническая миграция в южном направлении произошла и в Зауралье.

«В этой истории еще много «белых пятен» и гипотез»

Возвращаясь к вопросу о башкирских шеджере, якобы свидетельствующих о том, что и в XIII—XVI веках башкирские племена занимали территорию Южного Приуралья, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, как уже было сказано, это в основном устные предания записанные только в XIX—XX вв., и потому они скорее отражают историческую память людей того времени, нежели историческую реальность XIII—XVI веков. Поэтому их данные нельзя ставить в основу исторических реконструкций даже при полном отсутствии синхронных сведений, из поздних сказаний допустимо использовать только ту информацию, которая подтверждается синхронными источникам. Во-вторых, большая часть этих родословных была записана, когда за племенами усерган, бурджан, тамьян, табын, айле и другими этническими группами Башкирии уже закрепилась башкирская идентификация. При этом исследователи не учитывали, что события, описанные в шеджере, восходят ко временам, когда процесс формирования башкирской общности был еще далек от завершения, и многие из этих племен еще не вошли в нее. Как было показано выше, источники эпохи Казанского ханства, описывая народы Южного Приуралья, не упоминают башкир (как и другие близкие к нему этнонимы).

Впрочем, о том, как с течением времени приуральские племена переселялись и входили в башкирскую общность (становились башкирами) рассказывается в самих шеджере. В кара-табынском шеджере описывается следующий маршрут миграции: из долины реки Миасс в долину реки Чулман (бассейн Камы выше устья Белой, верховья Камы), а потом на юг, в долину р. Ик. Переселение с верховьев Камы на юг помимо официальных документов отразилось и в исторической памяти гайнинцев и юрматинцев. Причем общим местом в гайнинских эпосах является то, что легендарный батыр Гайна пришел на юг верхом на олене из-за сильного холода, вызванного исчезновением солнца.

В заключение эпоса сказано: «Гайнинцы — самые первые башкиры». То есть здесь подразумевается, что гайнинцы стали первыми башкирами. Подобный контекст обретения имени «башкир», «башкир-вот­чинников» сохранился и в шеджере племени юрматы: сначала для самоидентификации этой общности используется слово «ногай», затем, после ухода основной части ногайцев на юг, оставшееся население именуется «иштяками», и только после перехода предков юрматинцев на русскую службу они нарекаются «многоземельными башкирами-вотчинниками». Аналогичный процесс прослеживается по грамоте, жалованной Иваном IV после завоевания Казани племенам усерген, кыпчак, бурджан и тамьян. По документу, эти племена получили права на южно-уральские земли, причем одна часть народа получила статус тарханов (освобожденные от уплаты податей), а другая — обязалась выплачивать «лисий ясак». Известно, что в дальнейшем племена усерген, кыпчак, бурджан и тамьян вошли в состав башкир, но в данной грамоте они еще не названы «башкортами» или «башкирцами», хотя здесь уже встречается термин «асаба» в словосочетании «Бөрҗанның асабуй йиридүр» (особая земля бурджан), что отражает процесс формирование сословной общности «асаба-башкорт» — башкир-вотчинников.

Очевидно, что в этих источниках отразились события, произошедшие после падения Казани и ногайских усобиц 1550-х гг., связанные с переселением башкир на юг, постепенным вхождением народов Южного Урала под власть Москвы и складыванием сословной общности башкир-вотчинников, включившей в себя, кроме башкир, часть иштяков и ногайцев.

Карта Тартарии, составленная Н. Витсеном

Таким образом, источники XIII—XIV вв. говорят о том, что в результате чингизидских завоеваний значительная часть «баскардов» (восточных венгров) погибла и была рассеяна по улусам Монгольской империи, а в опустошенные южные пределы Великой Венгрии были переселены мусульмане из Булгара и Хорезма. В источниках XV—XVI вв., наряду с народом «башкирды/башкирцы», упоминается «Башкирская земля» или улус «Башкурт», причем сохранились достаточно подробные сведения, по которым эти объекты локализуются в верховьях Камы. Однако, по источникам XVII века, земли «башкирцев» фиксируются уже намного южнее. Вероятнее всего, их миграция в Южное Приуралье началась в ходе завоевания Казанского ханства. Объяснить феномен этого перемещения можно факторами социально-политического и природно-климатического порядка, упомянутыми выше, но все же проведенный анализ показывает, что в этой истории еще много «белых пятен» и гипотез, нуждающихся в дополнительной верификации, поэтому данный вопрос требует дальнейшего изучения.

Анвар Аксанов
ОбществоИсторияКультура БашкортостанТатарстан
комментарии 63

комментарии

  • Анонимно 27 окт
    Познавательно.
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    Автор несет полный бред. На Средней Каме жили башкиры-гайнинцы, а остальные южнее. Цель тоже понятна. Наверное ученик Исхакова-Имайлова.
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    Но ведь и написано, что в Этой истории еще много белых пятен и гипотез... по этому поводу еще долго будут спорить научные деятели
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    Да, в этой "школе" чётко распределены роли.
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    Карта Н.Витсена второй половины 17 века ещё раз подтверждает, что никакого государства "Тартария" никогда не существовало - "Тартария" это географический термин западно-европейских ученых 13-18 вв., которым они обозначали Центральную Евразию.

    Современные башкиры, как следует из статьи автора, это древний народ, предки которых жили на территории Западной "Тартарии" с древних времен, уже в начале 1-го тысячелетия.
    Из Википедии:

    "В 1690 году опубликовал подробную карту Сибири, названной им, в соответствии с господствующей в европейской картографией традиции, «Тартарией» (лат. Tartaria, фр. Tartarie, англ. Tartary, нем. Tartarei). В 1692 году выпустил в Амстердаме объемное компилятивное сочинение «Северная и Восточная Тартария» (Noord en Oost Tartarye), ставшее, по сути своей, первым в Западной Европе подробным этнографическим и географическим описанием сибирских земель и населявших их народов".
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    Если историю Московского княжества и других русских княжеств можно проследить по летописям то на остальных территориях никаких письменных источников не сохранилось и можно бесконечно фантазировать о тот или ином народе.И только приход русских опять начинает проливать свет на историю этих народов.Басни проезжих купцов рассказанные и записанные в чайхане под Самаркандом имеют такую же ценность как мифы Эллады.
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    У "мифов Эллады" очень высокая ценность в мировой науке и культуре.

    Другое дело, что мифы не надо выдавать за науку.


    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    Просто по докам выходит, что башкиры отатарились, т.е. казанские татары Пермского края, Востока РТ, запада РБ - потомки башкир. Поэтому что бы как то это скрыть автор и утверждает, что это не башкиры, а либо ногайцы или венгры, видимо автору неприятно быть потомком башкир)))
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    Башкир(тюрок) не было как нации в древности,потому как баскарды древности это венгры.А поздние башкиры сословие из татар Чингисхана .
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    Тюрк Махмуд Кашгари отнес башкир к тюркским нациям в своей энциклопедии по языкам тюрков "Диван луг ат-Турк" (1072-1074 гг.).
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    Ногаи - же в то время было не названием народа, а собирательным названием - политонимом всех кочевников левого крыла. И происходим от имени хана левого крыла Кара Ногая.
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    Вот я не перестаю удивляться комментаторам! Все такие знающие и умные люди.. и при чем каждый пытается доказать свою точку зрения, основанную на одной книге или одном научном труде... Но поймите одно, что у нас сколько научных деятелей - столько и мнений... И когда будет точно известно что и как, откуда какая народность пошла - пройдет еще не мало лет
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    Тут Вы правы - сколько историков, столько и "мнений".

    Толи дело у физиков - ускорение свободного падения у них у всех одинаково.
    И заряд электрона одинаков у всех.
    Скукочище...
    Почему так?

    Представляете какая была бы "захватывающей" физика, если бы у каждого физика был свой заряд электрона?

    Поэтому "научные школы" у историков так и похожи на ОПГ - Организованные Профессорским Группировки.
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    Тысячу лет назад не было ни французов, англичан, немцев, итальянцев в нынешнем их этническим понимании. А вот башкиры тогда были, причем уже много тысяч лет. Башкиры по древности превосходят даже китайцев!)
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    Ну и что?
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    А вы дайте пруф где утверждается что башкиры были много тысяч лет назад.
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    Махмуд Кашгари живший 1000 лет назад составил трактат об азиатах и там он пишет о башкирах. Ибн-Фадлан живший 1200 лет назад писал о них, китайцы жившие 1500 лет назад также писали о башкирах (башукили). Монголы 700-800 лет назад писали о покорении башкир, ад-Димашки писал о кипчакском племени башкир....
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    Это о басгирдах о венграх ,которые позднее приняли христианство ,а не о тюрках башкирах.У вас все ,что на б,начинается все о башкирах. Хамидуллин хорош народ смешить.
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    И да, в Огуз-наме башкиры одни из действующих лиц
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    А как быть с тем фактом, что кланы байлар, буляр, гайна, ирэкте, каратабын, уран, юрми и другие, первыми пришедшие к Белому царю и получившие вотчинные грамоты, назвались башкирами? Они не жили в верховьях Камы. Их кто то заставил, переписал в башкиры? Или они заявили что они просто сословие? А может назвались своим исконным именем - башкорт? Курбский в 1553 г. видел башкир только в верховьях Камы, а годом спустя обнаружилось масса народу называвших себя башкирами на обширной территории от от Волги до Тобола. Не странно ли это? К башкирским восстаниям, вспыхнувших в одном месте, тотчас примыкали башкиры всех других даруг -Казанской, Сибирской, Ногайской и Осинской. Это признак того, что они ощущали себя единым целым, единым народом.
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    Это были ногайцы
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    Ногайцы назвались башкирами, что вы говорите?
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    Ногаи - это собирательное название кочевников левого крыла, как и узбеки. Так что башкиры в собирательном значении того времени и ногаи, и узбеки.
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    Сословными башкирами по воле Москвы стали многие татары (ногайцы, казанцы, иштяки и т.д.), которые это сделали ради сохранения татарского народа. И они сохранили татарскую нацию.
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    Сословными татарами по воле Москвы стали многие чуваши, башкиры, мари, удмурты, мордва, которые это сделали ради создания татарского народа. И их потомки создали татарскую нацию в начале 20 века.
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    Ай-яй-яй. Повторяться нехорошо.
    Потомок сословного башкира рода башкир 27 дивизии Башкирского войска Мензелинского уезда 11 кантона Гарейской волости старший лейтенант татарин Загретдинов.
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    Вот как раз предки Гарейцев самыми первыми пришли к Белому царю и представились как башкиры. Естественно как народ, а не сословие. Позорно не знать свои корни.
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    Полный бред, нет ни одного документа где предки гареев пришли к русскому князю (царю) с просьбой о подданстве, а также что гареи башкиры по национальности. Хан Аувал Баба Гарей Хан (предок гареев) имел ставку на территории города Уфа. Гареи в 18-19 веках входили в сословие "башкирцев-вотчинников", об этом есть документы; после упразднения сословий в 1917 году, при переписи населения, все гареи указали свою национальность ТАТАР. Гарей, потомок Гарей хана.
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    Они отатарились, многие авторы конца 19 - начала 20 века писали о татаризации инородцев.
    Ответить
    Анонимно 29 окт
    Кстати, почему на рубеже 17-18 вв. "пропали" ясачные чувашами и массово появились ясачные татары в Казанском уезде?
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Потому что чуваши у русских это официальное сословие земледельцев бывшего Казанского царства. Также и башкиры сословие несших пограничную службу и было сословие ясачных татар, да, это сословие государственных служащих и подданных царя. Вся Россия состояла из сословий, как только она стала провоприемником Орды, в ней не было места этносам, впрочем как и сейчас. Благодарите Ленина и Сталина, что башкиры это башкиры. Они многие народы из сословий вытащили, так как при царе на этнос вообще внимания не обращали и татар тоже нащывали азербайджанцев, кавказские татары и кумыков как горские татары и т.д. Все это инородческое сословие.
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    Башкирское служивые сословие существовало с 1799 по 1865 гг. До и после этого периода любое упоминание о башкирах как о нации.
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    И это при том, что татарская нация появилась на свет лишь в 1920 году? А мода называть себя татарами появилась лишь в начале 20 века. Типа все мусульмане татары.
    Ответить
    Анонимно 29 окт
    Моду на название "татарин" ввел удмурт Маржани.
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    Спросите у старшего русского брата ,он вам скажет были татары или нет,про Тохтамыша и Москву.
    Ответить
    Анонимно 09 нояб
    Возможно и были в их понимании. Но какое имеют отношение к этим степнякам собственно сами нынешние казанские татары? Вам самим не смешно от этой лжи? Генетики давно доказали, что вы не потомки степняков, а потомки местных землепашцев.
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    «Ауваль бабамыз Нугайдан шыккан».
    Ответить
  • Анонимно 28 окт
    Казанский губернатор А. П. Волынский в своей «Записке о положении башкирского вопроса...» от 1730г. писал, что число башкир «время от времени непрестанно умножается и растет так, что чрез 20 прошедших лет не было прямых башкирцев больше 35000 или по крайней мере 40000, а ныне з беглецами стало больше 100000, а имянно: казанские, сибирские, темниковские и прочие тамошних уездов ясашные татара, большая половина в башкиры перешли, к тому ж и прочие иноверцы, мордва, чуваши, черемиса, вотяки целыми селами и деревнями с ясаков туда же перешли, а ныне уже и русских немалое число от подушных податей беглецов в башкиры перешло...» (История Татарии, 1937:402).
    Ответить
  • Анонимно 28 окт
    В рукописи об Акаевском восстании (1735—1741 гг.) говорится: «...казанские чуваши, черемисы, мордовские и уржумские народы ...Все они в книги (имеются в виду ясачные книги. — Д. Р.) записывались башкирами и поэтому никто из них к русским не возвращался. И теперь среди башкир их очень много, но ввиду того, что они называют себя башкирами, потому их трудно узнать» (История Татарии..., 1937:402).
    Ответить
    Анонимно 29 окт
    Казанские чуваши? А где же татары?
    Ответить
  • Анонимно 28 окт
    В записке П. Д. Асакова от 23 мая 1743 г. также указывается на увеличение башкир за счет пришельцев. «И хотя их (т.е. башкир. —Д. Р.) пришло (в подданство. —Д. Р.) число невеликое, только от пришлых из Казанского и других уездов из-за Волги, Касимова, Свияжска, ис Синбирска и протчих тамо татар ... так их умножилось, как видно из остатков после последнего их безпокойства, начавшаго с 735-га (1735 г.—Д. Р.) и продолжающегося по 741-й год (1741 г.— Д. Р.), как мужеского полу больше ста тысячь» (Материалы..., ч. III: 526).
    Ответить
  • Анонимно 28 окт
    Таким образом, переход части татарского и иного населения различными путями в башкирское сословие налицо. Происходил он и на территории Восточного Закамья Татарстана, что наглядно демонстрируется также. Однако следует подчеркнуть, что основная часть татар, именуемых в документах «башкирами», являются потомками проживавших на своих землях издавна, во всяком случае, до падения Казанского ханства. После присоединения края к Русскому государству они были объявлены, как жители Башкирии, «башкирами».

    Кроме того, в деловых документах, различных справочниках, исторических экскурсах, географических описаниях, отсюда и в научной литературе по истории населения всего Приуральского региона (в т. ч. и Восточного Татарстана) в течение ряда веков история освещалась лишь исходя из их сословного названия, в данном случае, например, из названия «башкиры», хотя во всех вышеназванных работах систематически подчеркивалась близость сословных башкир Западной Башкирии, Пермской губернии к казанским татарам и в то же время отличие их от собственно, т.е. этнических, башкир.

    В XV- XVI вв. этническое смешение ногайских групп с более ранним местным населением еще не было завершено. Это отчетливо видно из шеджере юрматинцев (29, с.31-32). Об этом же говорят и сохранившиеся в памяти татар Восточного Закамья предания о ногайском происхождении. Очевидно, в XV -начале XVI вв. тюркоязычное население низовьев Ика и Белой вообще не называлось башкирами. По нашему мнению, об этом свидетельствует одно место из русских летописей. Во многих летописях под 1469 г. по поводу сбора войска казанским ханом Ибрагимом сказано: «... дополна собрался царь ... со всей землею своей, с Камскою и Сыплинскок, и с Костяцкою и з Беловолжскою и Вотяцкою и з Бакшарскою» (36, с.122).

    Как видим, «Башкирская» земля не включает район р.Белой. Скорее всего, в Восточном Закамье в XV-XVI вв. проживали кыпчакско-ногайские группы с преобладанием родо-племенного самосознания, но с достаточно отчетливым представлением принадлежности к Ногайской Орде, а также более раннее население этого района, возможно, с особым этническим самосознанием.
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    У кыргызов тоже было племя с этнонимом "кыргыз". Ты же не пишешь, что потомки родов таз, кунграт, аргын, канглы и т.д. в современном кыргызском народе - не кыргызы, раз не принадлежали племени кыргыз. У башкир также было племя -носитель самого этнонима "башкир"
    Ответить
  • Анонимно 28 окт
    В начале ХХ в. местный краевед Н. А. Спасский также отмечал, сто и после завоевания Казани русскими «… влияние татар было очень сильно, и масса вотского населения перешла в магометанство и отатарилась».

    Далее о культурном влиянии татар сообщается следующее: «Окончательно отатарившихся можно отнести чуваш Тетюшского уезда, деревень: Кукшим, Белая Волошка, Утеево-Биково, Сунуты». С большим доброжелательством относятся к татарам и усваивают их обычаи чуваши Чистопольского, например, деревни Татарской Сунчелеевой, живущие совместно с татарами, и деревни Садаваевой, Тюрнясьского прихода, где были уже примеры отпадения в магометанство. В положении окончательно отатарившихся, хотя и сохранивших некоторые признаки национальных черт, оказываются чуваши многих сел и деревень Цивильского уезда, например, деревни Танеевой Гишинского прихода, где уже построена мечеть, деревни Полевое Байбахтино Кошелеевского прихода, жители которой в 1905 году подавали прошение об отчислении их в ислам, и деревни Водояль (Уты), Ново-Чуршского прихода, где можно наблюдать среди чуваш примеры двоеженства по обычаю татар. Об этом можно заключить из того, что чуваши, склонные к татаризму начинают уже жить по татарским обычаям. Они говорят по-татарски, поют татарские песни, строят на татарский образец дома. На вопрос, почему им нравится все татарское, они обыкновенно отвечают, что у татар все делается по шариату (по закону), а у них нет ничего хорошего.

    В XIX в. на чуваш-язычников влияние татар не уменьшалось, однако по мере христианизации их, уже к началу ХХ в. количество языческих поселений чуваш доведено до минимума. «Не в меньшей степени, если не в большей степени чем чуваши подвержены влиянию татар черемисы Казанской губернии: восточной части Царевококшайского уезда, Казанского и Мамадышского уездов, черемисы Бирского и Мензелинского уездов Уфимской губернии и частью Малмыжского уезда Вятской губернии. Черемисы означенных местностей очень близки с татарами и перенимают от них, вместе с языком, татарские обычаи и нравы. Многие черемисы носят татарские имена, стараются быть похожими на татар и по костюму, и считают для себя за величайшую честь, если их трудно отличить от татар. Речь Черемисина этих местностей разнообразится татарскими словами, пословицами и прибаутками. В некоторых черемисских селениях Бирского уезда, например, в деревнях Черлак, Сахаязъ, Торгем-дурь все мужчины поголовно носят тюбетейки. У них установился даже обычай, в силу которого, во время свадьбы, тесть, в знак уважения, дарит своему зятю парчевую тюбетейку. В таком же положении находится деревня Шурбаш Казанского уезда, где черемисы совершенно отатарились и в значительной части исповедуют магометанскую религию». В других местах Казанской губернии, хотя дело отатаривания черемис так далеко не зашло, но все же нужно сказать, что черемисы вышеупомянутых уездов значительно утратили свои национальные черты, и настолько освоились с татарскими обычаями, нравами и языком, что иногда совершенно невозможно бывает отличить их от татар.

    «Религиозное состояние вотяков Мамадышского уезда, в виду того, что они со всех сторон окружены татарами, крайне печально. Многие из них склонны к исламу, почти все они говорят по-татарски. Вотяки же некоторых приходов окончательно и бесповоротно отатарились. Таковы, например, жители деревень Старая Русь, Важешур Урясь Учинского прихода, некоторые из деревень Нырьинского прихода. Они все более и более утрачивают свои национальные черты — язык, костюмы и все обычаи, и даже стыдятся и сближаются, когда их называют вотяками. Во всех отношениях они желают уподобиться татарам, включительно до усвоения магометанской религии.

    Вотяки Вяткинской губернии, хотя и не подпадали под столь сильное влияние татар магометан, как вотяки Мамадышского уезда Казанской губернии, но и их религиозное состояние оставляет желать много лучшего. В сущности, они совершенно не просвещены христианской верой, хотя и считаются православными христианами. Причина этого — обширность приходов Вятской губернии, которые славятся своею доходностью, но не высотою религиозного просвещения, малочисленностью храмов и рационально поставленных благоустроенных инородческих школ». (Коблов Я. Д. О татаризации инородцев Приволжского края. Казань, 1910. С. 25).
    Ответить
    Анонимно 29 окт
    Скорее было взаимное влияние. Вот к примеру возьмём татарские танцы. И? Один в один марийские танцы. Песни что-то среднее между удмуртским и чувашским. И т.д. и т.п.
    Ответить
    Анонимно 29 окт
    Скорее было взаимное влияние. Вот к примеру возьмём татарские танцы. И? Один в один марийские танцы. Песни что-то среднее между удмуртским и чувашским. И т.д. и т.п.
    Ответить
    Анонимно 07 нояб
    Все великие народы ассимилировали своих соседей, но никто чувашей, марийцев и удмуртов насильно не записывал в татары. Смешивались с татарами и сами добровольно принимали веру, язык, обычаи, традиции татар и это происходило в течение многих столетий. А башкирам надо во время одной переписи населения удвоить численность своего народа?...
    Ответить
    Анонимно 07 нояб
    Ты это чувашами и марийцам Татарии скажи как их не записывали в татары.
    Ответить
  • Анонимно 29 окт
    Короче, ничья - все современные народы смесь разных народов, не существует чистых народов)))
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Вопрос не в чистоте нации.
    Вопрос в национальной идее, объединявшей людей в единый этнос. Суть и соль жизни, объединившей людей воедино - ракурс обсуждения этноса у башкир.
    А у вас, татары, в чем суть объединения ?
    Ответить
  • Анонимно 29 окт
    " ... Казанский губернатор А. П. Волынский в своей «Записке о положении башкирского вопроса...» от 1730г. писал, ..."
    ????????????

    А напишите, пожалуйста, дату этого документа кроме года 1730: в те времена писали дату "месяца ... дня".
    А напишите, пожалуйста, полный текст этого документа.
    Ответить
    Анонимно 29 окт
    Этот документ состоит из нескольких разделов:
    - констатация, что башкиры есть свободный народ; далее
    - создается образ врага угрожающий существованию самой российской империи; далее
    - программа истребления башкирского народа в 18 пунктах - о том, как грабить и уничтожать башкирский народ, да так, чтобы даже русские не поняли что творит русская армия на башкирских землях.
    Слабо?
    Или, вам важно, только та часть документа, где прописано колько, якобы, других народов перешли в башкиры?
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    Там надо читать не "в башкиры перешли", а "перешли в Башкирь". В Башкирь, то есть на территорию, в страну.
    Рычков пишет: "Под именем тептерей и бобылей в Уфинской провинции разумеются разные иноверцы, а именно татара, чуваши, мордва и вотяки, которые из разных уездов, прежде и после подушной переписи, бежав в Башкирь, немалыми деревнями поселились на башкирских землях, платя за них и за всякия угодья башкирцам оброки, а в казну почти ничего с них не приходило"
    Бежали в Башкирь, были припущенниками на башкирских землях, но их время от времени высылали обратно, налоги платить и в армию.
    Ответить
    Анонимно 05 нояб
    Так и есть. Имеется в виду смена места жительства. А не инкорпорация во враждебную среду степняков инородцев, говоривших на непонятных языках с языческими верованиями. Сложно представить как лапотные земледельцы вдруг озверели, превратившись в лихих кочевников.
    Ответить
  • Анонимно 31 окт
    Аксанов снова врет))
    1) У Н.Витсена читаем: "Земли башкир, иначе называемая Башкирия, расположена на 56°. На востоке ее лежит южная часть реки Тобол, на западе – черемисские народы, на севере – город Усолье, на юге – нагайские тартары."
    То есть черемисы жили в районе реки Вятка, на востоке от них жили башкиры.
    На юге земли башкир доходили до ногаев, это притоки реки Урал и река Самара.
    На востоке земли башкир доходили до реки Тобол. У Исети также жили башкиры.
    Как видно по Витсену земли башкир не ограничивались рекой Исеть.
    2) Никакого топонима Беловолжская земля не было. Возможно перебежчик так назвал правобережье Камы в районе устья Белой. Служили у казанских ханов только самые западные башкиры (бывший Мензелинский уезд). Эти земли и названы башкирской землей.
    Основная часть земель башкир была формально в сооставе Ногайской Орды.
    3) Те о ком Курбский пишет что покорились им это были воевавшие черемисы.
    Это было на шестой год после взятия Казани. Дошел до земель башкир и покорил сопротивлявшихся черемисов.
    Это была первое черемиское восстание (война) зимой начала 1557г. Черемисы сложили оружие, покорились, об этом и речь, а не о башкирах.
    4) Курбский встретил башкир за рекой Меша верх по Каме к Сибири, то есть идя на восток.
    5) Книга большому чертежу была напечатана в 1627г. Составлена в 16 в. во времена грозного.
    6) По источникам башкиры никуда на юг не перемещались.


    Ответить
    Анонимно 01 нояб
    Спасибо. Бальзам на душу.
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    Башкиры ещё упоминаются среди кипчакских племен у ад-Димашки. Они также вошли в состав узбеков. Среди узбекских кипчаков есть племя башкырт. Вот что пишет Шаниязов к.ш.:

    "Кипчаки в конце XIX — начале XX в. делились на множество
    родовых групп, из которых, как нам удалось установить, в Фер¬
    ганской долине жили следующие: кугай, бугач, кумушой, улмас,
    яшик, жайдок, пучугой, элатан, бугаз, огим, таз, сирмок, джетти-
    кашка, кутлук-саид, черик, кокмоюн, торы-айгыр (или турт-огай-
    ни), турт-той, товулди, чангарокчи, чиял, кулон, ак-буйра, кара-
    бовур, БАШКЫРТ, тикан, кара-тикан, сары-кипчак, карамоюн."
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    Правильно племя венгров.
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    Потомки венгров - мажары. Мажары входят в состав ногайцев и казахов среди поволжских татар есть мишари - также потомки мадьяр
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    У нас среди башкир тоже есть ара узбек.
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    Карта Винсента подделка ,причем поздняя.
    Ответить
    Анонимно 08 нояб
    Сам подделывал?
    Ответить
  • Анонимно 10 нояб
    Долой национализм
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии