Новости раздела

От «баскардов» до «башкирцев»: судьба этнонима

Колонка историка о «баскардах», «баскирдах» и «башкирцах» и исторической судьбе носителей этих этнонимов. Часть 1

От «баскардов» до «башкирцев»: судьба этнонима Фото: wikipedia.org

Колонка Салавата Хамидуллина о дне рождения Башкирской республики вызвала активную дискуссию наших читателей. Свой взгляд на средневековую историю Башкирии имеет кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Анвар Аксанов. Как соотносятся между собой этнонимы «баскарды», «паскатуры», «баскирды», «башкирды» и «башкирцы»? Какова историческая судьба их носителей? На эти непростые вопросы в своей статье, адаптированной специально для «Реального времени», он постарался дать ответы.

«Этнонимы «баскарды», «башкирды» связывались с тюркоязычными предками современных башкир»

В источниках XIII—XVI вв. упоминаются такие этнонимы, как «баскарды» («Bascardi»), «паскатур» («Pascatur»), «баскирды» («Baschirdi»), «башкирды», «башкирцы» и т. п. В середине XX века в отечественной историографии прочно утвердилось мнение, согласно которому эти этнонимы связывались с тюркоязычными предками современных башкир. Утверждалось и то, что эти средневековые «башкиры» в период с XIII по XVI век непрерывно занимали территорию современного Башкортостана и прилегающие к нему земли. При этом основные аргументы, подтверждающие тюркоязычную принадлежность и многовековую автохтонность средневековых «башкир», исследователи находили в башкирских шеджере, бóльшая часть которых была записана только в XIX — XX веках! Однако зачастую историки не обращали внимания на то, что синхронные источники содержат сведения, не согласующиеся с этими представлениями (подробнее об этом см.: История татар Западного Приуралья. Т. I. Казань, 2016. С. 10—11, 233—235).

Католические миссионеры, накануне и после Великого западного похода Чингизидов совершившие путешествия в восточном направлении, в своих отчетах упоминают о «баскардах». По сообщениям Юлиана, Иоанна де Плано Карпини, Гийома де Рубрука и других авторов, «баскарды/бастарки/паскатуры» (встречаются и другие варианты написания этого этнонима) являлись «язычниками-венграми» и говорили на венгерском языке, а их страна, являвшаяся прародиной западных венгров-христиан, называлась «Великой (Старшей) Венгрией» («Magna Hungaria») и располагалась к востоку от Волжской Булгарии и к северу от «Комании», откуда проистекает река Яик. Юлиан и Матвей Парижский сообщают о полном опустошении Великой Венгрии татарами, а Гийом де Рубрук, посетивший Улус Джучи уже после завоеваний Батыя, писал о распространенности ислама среди населения Великой Венгрии. Опираясь на эти данные, Р. Хаутала предположил, что «после завоевания Великой Венгрии в 1236 году татары, по всей видимости, депортировали основную часть заволжских мадьяр из их области обитания в наказание за их длительное сопротивление (в течение 14 лет) и, что тоже вполне вероятно, способствовали притоку в регион нового населения мусульманской ориентации» (ссылки на эти и последующие источники см.: Аксанов А.В. От «баскардов» до «башкирцев»: судьба этнонима в XIII–XVI веках // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 4. С. 786–800. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-4.786-800).

Выводы, сделанные на основе письменных источников, вполне согласуются и с заключением археологов, обосновавших типологическую близость могильников Венгрии с кушнаренковско-караякуповскими могильниками Приуралья. По мнению А.Х. Халикова, оставшиеся в Приуралье венгры жили на данной территории до монголо-татарского завоевания, в результате которого они были включены в состав покоренного населения.

По сообщениям Юлиана, Иоанна де Плано Карпини, Гийома де Рубрука и других авторов, «баскарды/бастарки/паскатуры» являлись «язычниками-венграми» и говорили на венгерском языке, а их страна, являвшаяся прародиной западных венгров-христиан, называлась «Великой (Старшей) Венгрией» («Magna Hungaria»). Фото wikipedia.org (Magna Hungaria на глобусе Иоганна Шёнера)

Таким образом, у нас достаточно оснований полагать, что до установления власти Чингизидов к востоку от Волжской Булгарии располагалась обширная территория так называемой Великой Венгрии и на ней проживали заволжские венгры-мадьяры («баскарды/паскатуры»), которые только в результате 14-летней войны в 1236 г. были покорены монголо-татарами. Во время Западного похода Чингизидов католические миссионеры в восточных пределах Владимиро-Суздальского княжества повстречали «венгров-язычников», бежавших со своей родины «перед лицом тартар», то есть часть заволжских мадьяр в результате монголо-татарского вторжения бежала на запад. «Венгры-язычники» — «баскарды», которые бежали от татар и повстречались миссионерам на восточной границе Суздальской земли, могли быть предками «башкирцев», упомянутых среди населения г. Темникова в грамоте князю Еникеею Тенишеву от 1539 года. Правда, в дальнейшем темниковские «башкирцы» не встречаются в источниках, поэтому не исключено, что они вместе с темниковскими татарами были переселены в Приуралье и составили основу башкиро-мещерякского войска.

В то же время сохранилось солидное количество сведений, указывающих на то, что другая часть приуральских венгров была расселена по различным улусам Монгольской империи. Такая переселенческая политика зачастую применялась Чингизидами по отношению к народам, оказавшим наиболее серьезное сопротивление при завоевании. Письменные и археологические источники указывают на то, что оставшиеся после нашествия приуральские угры были переселены на территорию Булгарского улуса и Средней Азии, а оттуда, в свою очередь, население прибыло в Приуралье. Оставшееся угорское население, которое можно соотнести с археологическими чияликцами конца XIII — начала XV века, относительно быстро исламизируется. На завершающем этапе чияликской культуры (конец XIII — начало XV в.) обнаружены захоронения, осуществленные по канонам ислама, но с многочисленными пережитками «языческого угорского обряда: это круглодонные сосуды с характерной гребенчато-шнуровой орнаментацией, поставленные в изголовье могилы, остатки конской шкуры и бляшки-наглазники (Кушулевский, п. 1, 65; I Азметьевский, п. 44, 50, 93), женские украшения, среди которых наиболее часты подвески с желудевидными бусинами».

«Башкиры» и «мадьяры» имели общее происхождение»

На основе более поздних сообщений можно допустить, что на обширном пространстве Великой Венгрии Чингизиды учредили несколько новых улусов, основу которых составили переселенцы из Булгара и Средней Азии. Это подтверждается тем, что на данной территории появляются булгарские эпитафии и культовые сооружения, построенные в булгарском и среднеазиатском стилях. Г.Н. Гарустович выделил в Волго-Уральском регионе «булгарскую» и «среднеазиатскую периферийную» школы зодчества. По его словам, «строения двух этих школ зодчества легко различаются между собой, поскольку к «булгарской» школе относятся каменные мавзолеи, а к «среднеазиатской периферийной» школе — строения из обожженного квадратного кирпича». О близости материальной культуры Среднего Поволжья и Приуралья в золотоордынское время свидетельствуют и другие данные археологии. К тому же, по сообщению автора «Казанской истории», земли по реке Белой относились к Булгару. Учитывая данные письменных источников и археологии об исламизации приуральского населения, напрашивается вывод о том, что во второй половине XIII — XIV важную роль в исламизации местного населения сыграли мусульмане из Булгара и Хорезма. Видимо, столь значительная миграция населения ускорила не только исламизацию, но и тюркизацию оставшихся после нашествия приуральских угров.

Однако в северной части Великой Венгрии эти процессы шли намного медленнее. Вероятнее всего, поэтому вплоть до XV—XVI века в верховьях Камы сохраняются археологические культуры с угорскими чертами, и именно с этой областью синхронные письменные источники соотносят этнонимы «баскирды», «башкирды», «башкирцы» и т. п. Важно учитывать, что обозначенный район уже с раннего средневековья заселялся полукочевыми угорскими общностями. Более 400 памятников Ломоватовской культуры VI—XI веков с характерными угорскими признаками занимают «правобережье и левобрежье среднего и верхнего течения Камы от реки Чусовой и почти до верховий». А с XI до конца XVI века культуры Пермского Приуралья близки к чияликской археологической культуре. Важное наблюдение по этому поводу сделал В.А. Оборин. Согласно ему, «остяков, живших в XVI—XVII вв. в Кунгурском районе, вряд ли можно связывать с современными хантами… Остяки жили в районах, ранее занятых племенами сылвенской культуры и какой-то близкой к ней культуры в Среднем Прикамье. Происхождение этих культур связано с прониканием угорских (протомадьярских) племен с территории Башкирии».

Мадьярский воин. Илл. wikipedia.org

Учитывая, что в Приуралье отсутствуют древние топонимы, связанные с корнем «башкир»/«башкорт», можно заключить, что это экзоним, произошедший от тюркского экзоэтнонима «баджа огур» — свояк огур, свояк угров. Тюрколог Н.А. Баскаков выдвинул следующее лингвистическое обоснование развития этой этнонимии: «badža oγur (свояк огур, свояк угров) > badž(a) oγur > badžγar получил форму madž(a) oγur > madžγur > madžγar > madjar, то есть, иначе говоря, этнонимы башкиры и мадьяры имели общее происхождение». Такая этнонимия согласуется с тем, что и католические миссионеры, имевшие личные контакты (!) с приуральским населением, называли «баскардов» венграми по языку, то есть уграми, и более ранние сведения Ибн Фадлана, повстречавшего (!) «башкурд», указывают на угорское происхождение этих племен.

Во-первых, Ибн Фадлан, знавший тюкские языки, вынужден был общаться с «башкурдами» через переводчика. Во-вторых, археологи А.М. Белавин и В.А. Иванов, исходя из наличия кушнаренковско-караякуповских материалов в степях Южного Предуралья, пришли к выводу, что «встреченные Ибн Фадланом «башкиры» были кочевые угры. И, скорее всего, деревянная палочка «величиной с фалл», которую (по сведениям Ибн Фадлана, — прим.авт.) «башкиры» вешали на себя и с которой каждый связывал свое появление на свет, являлась не в буквальном смысле изображением этого органа, а деревянным идолом-оберегом иттерма, подобным найденному в кургане №5 Бакалинского могильника». При этом выражение Ибн Фадлана о том, что «башкурды» — это народ «из числа тюрок» отнюдь не указывает на их языковую принадлежность, поскольку в историописании того времени тюрками назывались не только тюркские по языку кочевники Великой степи (печенеги, огузы, хазары и т. д.), но и тесно с ними связанные кочевники-мадьяры, которые по языку являлись уграми.

«Башкирския улусы» находились «за 700 верст за Казань»

А письменные источники XV—XVI веков связывают «баскирд/башкирд» и «Башкирскую землю» с верховьями Камы, с территорией Пермского Предуралья. По сообщению автора «Казанской истории», «башкирския улусы» находились «за 700 верст за Казань», причем под «за Казаньем», вероятнее всего, понимались земли, находившиеся к северо-востоку от Казани, поскольку при описании юго-восточных границ Казанского ханства этот летописец, как С. Герберштейн и другие авторы рассматриваемого периода, не упоминает «башкир».

Такое понимание текста Казанской истории согласуется и с более ранними известиями европейцев. По сообщениям М. Меховского от 1517 года, «за Московией на северо-востоке, на краю северной Азии, собственно называемой Скифией, находятся народы и области, подчиненные государю Московии, впервые покоренные князем Московским Иваном, а именно Пермь, Башкирия, Чиремисса, Югра и Корела». Аналогичные данные передает Альберт Кампензе (1523/1524 г.): «К северо-востоку от Московии, за Вяткою и Устюгом, в расстоянии пяти сот Немецких миль, живут Печоране и Вогуличи», за ними «живут другие Скифские племена, как то: Югры, Карелы, Башкиры и Черемисы».

Письменные источники XV—XVI веков связывают «баскирд/башкирд» и «Башкирскую землю» с верховьями Камы, с территорией Пермского Предуралья. Фото goloskavkaza.com

Сведения европейцев о соседстве башкир с Пермью, Югрой, вогулами и черемисами не противоречат сообщениям «Таварих-и гузида – Нусрат-наме» (начало XVI в.), Утемиша-хаджи (середина XVI в.), Катиба Челеби (XVII в.) и Абдулгаффара Кырыми (XVIII в.), указывающим на близость «чимги башгырт»/«башкирских татар»/«башкурт» к тюменским татарам и вилайету Чимги-Тура (Тюменскому ханству).

А.М. Курбский, лично участвовавший в походе на Казань в 1552 г. и в последовавших за этим военных экспедициях по покорению народов Казанского ханства, оставил более подробное описание «башкир». В первом случае, характеризуя народонаселение ханства, он указал на то, что «тѣ живут башкирцы вверхъ великие рѣки Камы в лѣсах», то есть «башкирцы» населяли леса верховьев Камы. Далее в рассказе о походе 1553—1554 гг. А.М. Курбский сообщил, что передние полки, преследуя казанцев, «гоняху за ними аже за Уржумъ и Мѣтъ-рѣку, за лѣсы великие, и оттуду аже до башкирска языка, яже по Камѣѣке вверхъ ко Сибири протязается».

«Башкирцы» упоминаются и в связи с нападением на пермских купцов в верховьях Камы, что зафиксировано в Указной грамоте Ивана IV Строгановым от 1572 г. и летописной статье под 1572 годом. О проживании «башкирцев» в верховьях Камы свидетельствуют и Ногайские дела, согласно которым в 1578 г. ногайцы «приходили… в Казанский уезд востяки на верх Камы воевать». И далее в источнике уточняется:«по реке по Каме на башкирцы и на остяки Казанского уезда… и башкирдцы и остяки, собрався, иных побили… ». А в статье Строгановской летописи под 1581 г. дана более конкретная локализация «башкирцов»: «он же злый (пелымский князь, — прим. авт.) по неволи взя с собою Сылвянских, и Косвинских, и Иренских, и Ивинских и Обвинских Татар, и Остяков, и Вогуличь, и Вотяков и Башкирцов множество». То есть, как и в предыдущих источниках, речь идет о верховьях Камы, а точнее, о ее притоках, располагавшихся к югу от Великой Перми.

Окончание следует

Анвар Аксанов
ОбществоИсторияКультура БашкортостанТатарстан
комментарии 119

комментарии

  • Анонимно 20 окт
    Очень интересная статья! Жду продолжения
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Хорошо написано Анвар.
    кин, не татарин
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    "Свой взгляд на историю" конечно можно иметь, но тогда при чём здесь "научный сотрудник", кандидат "наук"?

    Или кандидат физико-математических наук тоже имеет право на "свой взгляд" на "электрон".
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Может настала пора исключить из "титула" слово "наука"?

    "Кандидат истории" - это человек хорошо знающий исторические источники и умеющий их интерпретировать, т.е. умеющий хорошо фантазировать.

    "Доктор истории" - человек умеющий очень хорошо фантазировать.

    На "протухшем" Западе, с которого наше Министерство образования и науки берет пример, слово "наука" давно исключено из многих титулов.
    Например "доктор философии".
    И у нас философия не относится к науке, но тем не менее титул "доктор философских наук" есть.

    Надо чётко разграничить науку, историю и философию.
    И тем более "экономику".

    Да и затраты (интеллектуальные, материальные и временные) на проведение физических, химических и биологических экспериментов и их описание в десятки раз больше, чем на написание диссертации "Философия тараканов" или "История любовника ханши".

    Или всё же гений физика Ньютона для общества не так важен как политические фантазии марксиста-историка Покровского?
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    И пили они исключительно ром Баккарди
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Анонимно 07:24
    "Свой взгляд на историю" конечно можно иметь, но тогда при чём здесь "научный сотрудник", кандидат "наук"?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/115598-istorik-o-sudbe-etnonimov-paskatury-i-bashkircy

    А что делать если официальная история российской государственности практически вся необъективная и конъюнктурная; построенная на лжи и пафосе? Даже в мелочах, казалось бы. Приходится иметь "свой взгляд на историю".
    Знамя Победы — штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.
    Украинец, русский, грузин.
    Ложь, пафос и конъюнктура. А ведь это очень важное событие - знаковое. Кто первый водрузил, значит тот, условно, поставил точку в величайшей мировой трагедии.
    А точку в ней поставил татарин Гази Гизатов из Башкирии и Михаил Минин (как знаково, заметьте - Минин и Пожарский - тоже герой, но другой войны). Но, как говорится, для официальной пропаганды - "рылом не вышли" что ли?
    Очень обидно за Отечественную историю. Даже не обидно, а ПРОТИВНО. "Тухлятиной" попахивает.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Извините, Вы анонимщик "Габдель Юссон" участник штурма Рейхстага?

    Уж больно "красочно" описываете события 1945 года.

    Или Вы просто "фантазируете"?

    Ну тогда Вы даже не "доктор истории" - Вы "академик истории".
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Т.е. Вы, "Габдель Юссон", согласны, что историч это не наука, а фантазия - кто больше нафантазирует, тот и больший "историк".

    "Кандидат истории" - человек с хорошей фантазией.

    "Доктор истории" - человек с очень хорошей фантазией.

    "Академик истории" - человек с буйной фантазией.

    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Анонимно 10:06
    Т.е. Вы, "Габдель Юссон", согласны, что историч это не наука, а фантазия
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/115598-istorik-o-sudbe-etnonimov-paskatury-i-bashkircy///////////////////////////////////////////////////

    Абсолютно с Вами не согласен. А медицина, отвечающая за здоровье человека - это наука? Так вот - история отвечает не только за здоровье всего общества, но и ещё за его морально-психологическое состояние. За формирование его, общества, ментальности и адекватного восприятия окружающего мира.
    За примером далеко ходить не надо. Если в России, а приори, "писалась" лживая история, то результат на лицо. На вершине социальной пирамиды оказались ШАРЛАТАНЫ, абсолютно ни к чему не приспособленные и не умеющие; страну систематически потрясают всевозможные кризисы, как экономического, так и социально-политического характера, потому как общество не могущее дать оценку своему прошлому, не может выбирать ориентиры к будущему - это аксиома, следовательно, сам народ, - блаженен, переоценивающий свои силы от врождённых и капитализированных возможностей.
    Вот и думайте сами - ИСТОРИЯ это наука или беллетристика?
    ЛЖИВАЯ ИСТОРИЯ - ЛЖИВОЕ БЫТИЁ.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Да, на мировоззрение человека "история" оказывает огромное влияние, которое можно сравнить лишь с влиянием религии.

    В этом-то вся и проблема - исторических источников конечное количество, а "историй" бесконечное множество.

    Даже в семье у жёны одна "история" семьи, а у мужа совершенно другая "история".
    А у детей своя...

    И направленность текста обсуждаемой статьи очевидна - муж подлец, пьяница и дебошир.

    И чем эта оскорбительная перепалка закончиться, как Вы думаете?

    Так зачем затевать такие скандалы?

    Даже в науке, настоящей науке (физике, химии, биологии и т.д.), где каждый может проверить слова экспериментом и то не всё так просто.
    Вы например можете проверить экспериментально, что при пропускании электрического тока вода разлагается на водород и кислород.
    А вот в существовании "частицы Хигса" Вы можете только верить учёным, которые потратили на экспериментальное её обнаружение 10 миллиардов евро.
    Впрочем можете и не верить - от этого в обществе и природе ничего не изменится...
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Да уж, верь не верь, а 10 миллиардов евро налогоплательщиков многих стран (в том числе и России) уже не вернёшь - Нобелевская премия "всё списала"...

    Уже успели ещё 5 миллиардов потратить...

    Чтобы не говорили, но "физики" все же умнее "историков"))))))
    Ответить
    Анонимно 01 нояб
    Габдель Юссон, не Гази Гизатов, а Гази Загитов. А упоминаемый тобой Минин написал об этом книгу.
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Оно...а в комментариях столько новой информации)))
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Да интересно когда вокруг статьи такие дискуссии дебаты происходят
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Статья, прошу прощения за "жесткость", имеет все признаки лже-науки (даже с учётом её научно-популярного характера(.

    Во-первых, берётся просто огромный объём информации, огромный отрезок времени для исследования.

    Во-вторых, не приводится точка зрения оппонентов.

    Статью надо разбить на более мелкие вопросы (десять как минимум( и обязательно приводить точку зрения оппонентов.


    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Просто невозможно представить даже в самой буйной фантазии такие тексты в США, где федерация строится не по национальному, а по территориальному признаку.

    Но стоит лишь создать Республику ирокезов, Республику каманчей и прочие Республики коренных народов США, как сразу начнётся аыясненич - кто главнее и умнее...

    Все же гениальными провокаторами были международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий, расчленив Россию в 1918 - 1920-е гг. по национальному признаку.

    Даже современным международным террористам, расчленяющим народы по религиозному признаку, далеко до них.
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Сколько башкир в татарстане? и сколько татар в башкирии?
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Ну и зачем Вам нужны эти цифры?

    Хотите опять использовать их для обиды?

    Или для дружбы между народами?
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Впервые утверждение "башкиры - это не башкиры" я впервые увидел в 70-х в рассуждениях татарского историк о жителях средневекового Касимова. Мол, башкиры это вовсе не башкиры, а скорее ногайцы. Ногаев тогда еще не называли ногайскими татарами, додумались до этого позже. Интересная тема вырисовывается "башкиры - не башкиры", надо бы посчитать какая эта по счету. И еще вот что, если раньше это касалось лишь жителей Касимова, то сегодня оказывается башкир вовсе нет на свете.
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    Башкиры в Касимове это век 16-й. Доказано. Есть доки.
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    Башкирия делилась на 4 области, одна из них Ногайская Орда, т.е. там проживали ногайцы-башкиры.
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Очень интересная статья. Все по научному и легко читается, чувствуется внутренняя логика и написана опираясь на источники. Сразу видно, что писал статью специалист-историк. Уважаемый РВ, спасибо, что привлекаете профессиональных историков. Чувствуется большая разница с "трудами" Хамидуллина!
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Ну сколько раз можно писать, что оскорбления оппонента не являются аргументами и доказательствами в научной (и не только) дискуссии.

    А свидетельствуют лишь о низком интеллектуальном уровне их пользователя.

    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Вообще то Салават Хамидуллин тоже кандидат исторических наук, значит профессиональный историк.
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Да? Смешно, Хамидуллин профессор!
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Он сам себе присвоил или рахимов подарил.людей не смеши
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Лучше людей "смешить", чем ссорить.

    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Просто у Аксанова предвзятый взгляд, т.к. он воспитывался в националистической среде татарстанской исторической фолькхистори. Уже в 20 веке Кузеев писал о тюрко-аланских корнях башкир и угорской проблеме в этногенезе башкир и мишарей. Он как раз пришел к выводу, что башкиры ассимилировали часть угров, но сами не были уграми. Мишари (мажары) гораздо легче выводятся из этнонима "мадьяр" и не надо упражняться в коверкании этнонима "башкир"
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    А отчество у него вроде как у Ивана 1У Грозного?
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Логика???

    Но ведь нельзя считать логическим следующее словосочетание:

    "При этом выражение Ибн Фадлана о том, что "башкурды" - это народ "из числа тюрок" отнюдь не указывает на их языковую принадлежность..."

    С помощью такой "логики" можно доказать все что угодно)))))

    В том числе и то, что "татары" не означает, что они тюрки, так как многие говорят по-русски.

    Не надо смягчать конструктивную критику - она автору только на пользу, если он настоящий учёный.

    А за статью спасибо и автору, и РВ.
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Вообще действительно удивительно, как небольшие по численности мусульмане булгары-тюрки и сакалибы-славяне Волжско-Камской Булгарии смогли так быстро исламизировать не только местное население, но и огромное по численности войско пришельцев из Центральной Азии.
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Вельяминов-Зернов уже в 18 веке доказал на источниках, что сакалиба персидских авторов это не славяне, а угры, предки удмуртов. Хватит баламутить народ!
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Спокойнее, спокойнее.

    Есть и другое мнение - известные арабисты профессор Ковалевский и академик Крачковский считали и доказали, что сакалибы Ибн Фадлана это славяне.

    Скоро узнаем мнение на этот счёт уважаемого академика Хакимова.

    От 4 века до 9 не так и далеко.
    Да и от Северного Китая до Средней Волги тоже не так далеко.
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    У булгар было преимущество - у них был опыт государственности и кочевые воинские традиции, поэтому они доминировали в этом регионе и ассимилировали местное население.
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    САКалиба --у арабов применительно к БУЛГАРАМ - ---САКИ
    Саки по европейский СКИФЫ .. САКАМИ СКИФОВ НАЗЫВАЛИ ТАКЖЕ И ПЕРСЫ И ТЮРКИ
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Ибн Фадлан называл Алмуша -- МАЛИК АС САКалиба . т е царь СКИФОВ
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Извините, но никогда не поверю, что ученый араб, секретарь Багдадского посольства Ибн Фадлан был глупее Вас.

    "Сакалиба" у Ибн Фадлана это "славяне" - "светловолосые люди", "люди со светлыми волосами".

    А Ваши все измышления надо передать юмористам для озвучивания с эстрады - смех поднимает настроение и продлевает жизнь.

    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Ибн Фадлан был высоко образованный чел. Поэтому светловолосых прапрапрадедушек удмуртов он называл сакалиба. Всё логично. Булгарские эльтеберы были правителями местных финноугров (подданных Волжской Булгарии) и тюрков булгар (построивших это государство на стыке Камы и Волги, по традициям Великой Болгарии в Сев.Причерноморье, Болгарии на Дунае и Болгарии в Македонии).
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Предки удмуртов в это время жили на Вятке и Верховья Камы ,в лесах в 200км от булгар ..Они платили дань булгарам пушниной
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Ниже тоже жили - на территории Волжской Булгарии и Казанского ханства. Переселение удмуртов на север и запад связана с экспансией русских, разгромом Казанского ханства.
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Кто был Алмуш ?
    От был царем Барсилов-Алан, Аскелов -Алан, Булгар ...
    Булгары же -сарматы .
    Получается что Волжская Болгария --алано-сарматское государство , ..По старой традиции их называли САКАМИ т.е СКИФАМИ ..
    Скифы-САКИ -предки алано-сармат...
    Именьковцы ушли из Средней Волги в 8 веке..Это доказано археологией и антропологией ..
    Ибн Фадлан прибыл в Волжскую Болгарию в 922 году .
    Разрыв 200лет..
    Еще один момент ..
    Любого монарха называют царем ГОСПОДСТВУЮЩЕГО НАРОДА , а НЕ ПОКОРЕННОГО
    Господствующий народ в Волжской Болгарии -- АЛАНО-БУЛГАРЫ , а НЕ ФИННЫ ИЛИ СЛАВЯНЕ
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Булгары смешанный народ. Сам этноним "булгар" выводят от значения "смесь", "смешивать". Они смесь угров, тюрков, гуннов и сармат.
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    упомянутые угры, тюрки, гунны и сарматы тоже смешанные народы

    тоже мне - открыл Америку

    Ответить
    Анонимно 23 окт
    Как переводится слово "булгар" на русский язык ? ? ?
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    Булгарский народ - смешанный народ, состоящий из разных родов и племен. Булгар - это смесь, смешанный.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Почему Вы думаете, что кто-то кого-то "покорял"?

    Можно ведь и договориться.

    Или Вам не знакомо такое слово?
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Почему Вы думаете, что кто-то кого-то "покорял"?

    Можно ведь и договориться.

    Или Вам не знакомо такое слово?
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Скорее всего башкиры реально тюркское племя, ассимилировавшее финно-угров придя на Урал. Башкиры как и многие народы, в том числе казанские татары, смешанный народ. От имени этих башкир венгров, или оставшихся на Урале родственные им племена, которые вошли в конфедерацию башкир и стали называть башкирами а территория их проживания Башкирией. Также и с другими средневековыми народами. Булгары, например, смесь разных народов, также и монголы, кыргызы и т.д.
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    ко всем обращаюсь, ответьте плиз!

    КОГДА ВПЕРВЫЕ УПОМЯНУТА СТРАНА "БАШКИРИЯ"

    мне нужны точные ссылки, точные цитаты. плиз!
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    За "точные ссылки" платить денежку надо, наивный Вы наш.
    Или наоборот наглый - привыкли на чужом горбу в Рай въезжать, любите и рубку съесть и на сук присесть?

    Учёного араба Ибн Фадлана почитайте за 922 год для начала.
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Хам-бизнесмен!
    Нет у Фадлана ничего про Башкирию. И не хами больше!
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    А зачем же тогда спрашиваете, господин провокатор, если всё знаете?

    Наглость второе Ваше счастье?
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Что, башкирец, правда глаза колет?И даже Хамидуллин тебе тут не помощник)))
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Два футбольных недоумка тоже пытались оскорбить человека по национальному признаку.
    Сейчас они в СИЗО и ждут суда.

    Или Вы профессиональный провокатор, работающий за деньги?

    Или уж совсем клинический случай - и первое, и второе?
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Молодец Анвар.
    Никаких тюркских баскардов, башгирдов, баджгардов и прочих не было (хотя бы до 1552 года). Это просто самоназвание венгров-маджар. Ибн Фадлан, Идриси, Хаукаль, Гарнати и прочие писали о баджгирдах-венграх. Просто в 1552 году небольшая часть этих баджгирдлв-венгров Прикамья (тогда еще там сохранилась небольшая группа этнических венгров-башгирд, которые не переехали на Дунай) первыми признали Московскую власть (об это подробно пишут и Курбский и Шуйский) и потом всех, кто признавал власть Московии стали записывать в "башкиры", предоставляя им большие льготы и огромные земельные владения (за счет земель тех, кто воспротивился к установлению московской власти)
    И вообще, первым башкиром (первый башкир о котором сохранились письменные упоминания) в истории Московии был некий черемис Ямаш Алатырьского уезда, который отличился тем, что время черемисских войн воевал против своих соплеменников, участвовал в подавлении этих восстаний. За это и получил башкирский чин, и улус, который назывался улусом черемисского башкира Ямаша ("Четвертая Черемисская война").
    Потом в башкиры записывали часть татар Елабужского уезда, удмуртов Сарапулского уезда. Далее башкирские привелекгии татар Елабужского уезда упразнили, появились "башкиры" Чистопольского уезда, потом и им упразднили башкирство - появились Мензелинские башкиры и т.д.
    Башкирство использовали как пряник для присоединения новых территорий.
    Вот и все.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Да ладно, что Вы так разгорячились?

    Вон "татар" вообще нет лет так 800.

    Но никто всем желающим не запрещает называться именем народа, вырезанного великим монголом Чингизханом.

    Так что спокойнее, спокойнее.

    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Просто автор статьи не в курсе историографии по башкиро-мадьярской проблеме. Башкиры - одно из огузо-печенежских племен, которое придя на Урал ассимилировало часть финно-угров в том числе и часть мадьяр. Также и предки казансих татар - булгары, ассимилировали местных финно-угров. И сами булгары смешанный народ из угров, сармат, тюрков. В состав башкир также вошли сарматы.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Причем тут историография? Под историографией вы имеете ввиду труды уфимских историков? Данная статья написана напрямую ссылаясь на источники, а не на сомнительную историографию.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Источники нужно анализировать, а не тупо переписывать. Источники тоже бывают сомнительными тем более арабы путали венгров и башкир. У арабов можно найти и описание конфронтация печенегов и башкир с кипчаками, кимаками, огузами и откочевка башкир и печенегов в Хазарию и на Урал. Их путали как раз из-за того, что башкиры придя на Урал ассимилировали часть мадьяр. Поэтому их страна и стала Баскардией (Башкирией), а эти ассимилированные мадьяры стали частью башкирского народа.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Ясно, что не труды казанских историков. В Казани любого кого русские или европейцы называют татарами считают имеющим отношение к современным этносам с этнонимом "татар". Они даже не задумываются что татарами они называли все тюркоязычные народы независимо от происхождения - т.е. это был синоимом слова "тюрк", "тюркский". Тем более в Казанском ханстве основным населением были чуваши, мари, удмурты, башкиры. Это по даннным письма её жителей крымскому султану. Это письмо приведено Акдесом Куратом Ниметом.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Я могу привести до фига данных как в сословие татар записывали башкир, чуваш, мари, удмуртов и даже русских)))
    Ответить
    Анонимно 23 окт
    приводи давай
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    См. Новозаписанные служивые татары.
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Редакции.
    Вы ставьте электронный адрес, я вам отправлю не один десяток статей, которые разнесут в прух и прах весь обман уфимских фальсификаторов, и особенно невиданную ложь Хамидуллина.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    info@realnoevremya.ru
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Ну вот наконец то, башкиры-это потомки венгров. Так давайте проведите генетическое исследование, и всех потомков венгров в РБ определите в башкиры. И сколько из 40 родов останется в "башкирах"(ха-ха, особенно зауральских "лишите" статуса)....
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Генетика ничего не даст, венгры - потомки славян. Мадьярский компонент в башкирах представлен северо-западными башкирами. Это род Еней. Остальные башкиры потомки сармат, тюрков.
    Ответить
  • Анонимно 23 окт
    Ну-у-у, что сказать: и статья, и комментарии - палата номер шесть.
    Ответить
  • Анонимно 23 окт
    От чего же, ребятки, вы такие злобные ...
    Ответить
  • Анонимно 23 окт
    Я также по такой логике могу утверждать, что татары - это китайцы, т.к. Китай европейцы называли Татарией
    Ответить
  • Анонимно 23 окт
    Ни чего то вы про нас, Башкуртах, не знаете.
    Ни научного подхода у вас нет, ни фантазии...
    Ответить
  • Анонимно 23 окт
    Насчет фантазии это в точку, венгры-это не потомки славян, это потомки египтян и англичан(вроде бы об этом в нулевых в одной из книжек башкирских историков писалось)....
    Ответить
    Анонимно 23 окт
    Как раз генетики и доказали, что венгры потомки местных славян и немцев и не имеют отношения к хантам и манси. У них только язык финно-угорский.
    Ответить
    Анонимно 23 окт
    Вы еще венграм скажите, что они славяне...
    Странное дело, то гитлер носился с арийской расой, то ныне все носятся со славянством...
    Ответить
    Анонимно 23 окт
    Балановский О. пишет:

    "Генофонд венгров, напротив, обращен к северу. Хотя та же «зеленая река» генетически близких популяций протекает по северной окраине Балкан, но зона генетического сходства с венграми охватывает Австрию и доходит до Польши. Конечно же, генетической связи с лингвистическими родственниками – угроязычнымихантами и манси Западной Сибири – мы не видим (рис. 5.33). Мы видим окрашенные в желтые тона области умеренного генетического сходства, которые охватывают обширный ареал славянского мира Центральной и Восточной Европы и доходят до Волги. Однако «волжские» и «причерноморские» генетические связи нельзя прямолинейно трактовать как прародину и путь угроязычных племен от Волги до нынешней Венгрии. На это указывает генетический ландшафт словенцев (рис. 5.34), полностью включающий в себя и популяции, генетически сходные с венграми (рис. 5.33)."
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    То же самое Балановские писали про татар, что их генофонд обращён на северо-запад.
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    То же самое Балановские писали про татар, что их генофонд обращён на северо-запад.
    Ответить
  • Анонимно 23 окт
    «… В середине XX века в отечественной историографии прочно утвердилось мнение,
    … сведения, не согласующиеся с этими представлениями …
    … Р. Хаутала предположил …
    … что тоже вполне вероятно …
    … По мнению А.Х. Халикова, …
    … у нас достаточно оснований полагать …
    … можно допустить …
    … по сообщению автора «Казанской истории» …
    … можно заключить, …
    … Тюрколог Н.А. Баскаков выдвинул следующее лингвистическое обоснование…
    … вероятнее всего, понимались … «
    ?????????????????????

    И с таким набором фразеологических оборотов автор предендует на компетентность ???

    А читатели способны относиться к сочинению всерьез ???

    Всех поздравляю!!!
    Ответить
    Анонимно 23 окт
    У меня тоже достаточно основании полагать и я допускаю, что татары - это китайцы это можно заключить исходя из того, что Китай до начала XX века европейцы называли Восточной Татарией)))
    Ответить
  • Анонимно 23 окт
    Шэжэрэ племени Юрматы написано 1557 году и содержит в себе сведения до 10 века то есть говорит о наличии более ранних шэжэрэ, которые не сохранились. А здесь видно желание приватизировать территорию Башкирии. Но расшифровка ДНК ,говорит о проживание здесь предков башкир чуть ли не с каменного века, чего нельзя сказать о татарах.
    Ответить
    Анонимно 23 окт
    Башкиры, потомки Урала, как раз сформировали, сохранили и пронесли сквозь тысячелетия священные тексты с изложением своей истории с незапамятных времен. С тех событий на земле, когда после глобальной катаклизмы человечество опустилось до каменного века и стало возрождаться к жизни сново. Мы появились на земле Урала, свою страну называем Урал Иле и по сей день. Здесь, на земле Урала сформировались в этнос, имеем свою национальную идею.
    Судить о нас могут только равные нам этносы: по древности, по наличию национальной идеи, помнящие когда, где и как появились на своей исконной земле.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    По поделками башкиры мастера,но плохие, шежирэ не проверенны.Нет подлинности .
    Ответить
  • Анонимно 23 окт
    Господа татары!, те из вас, кто считает себя потомками булгар, скажите, пожалуйста, как с татарского на русский переводится слово "булгар"?
    Ответить
  • Анонимно 24 окт
    Реальное время
    Колонка историка о «баскардах», «баскирдах» и «башкирцах» и исторической судьбе носителей этих этнонимов.
    Общество 12 окт, 12:42 48
    «В отличие от Хамитова, Хабиров решителен». Врио главы Башкортостана считают эффективным аппаратчиком
    Политтехнологи высоко оценивают преемника, но напоминают о тяжелом «наследстве» в регионе
    ---------------------------------------------------------------
    В регионе, действительно тяжелое наследствие, ибо здесь никогда нарорд не жил своим умом, своей деятельностью. Народ этого региона, как впрочем и других регионов, всегда был подвластным администрации, которую, естественно, зорко наблюдала центральная администрация.
    Если до 1922 года была одна эра для региона, позже началась другая, не менее жестокая, особенно для татарской ее части.
    Как известно, З.Валиди и его приближенные, в теории соорудив Башкурдистан, небольшой по площади, но зато в какой-то степени однородный башкирский (в пределах 45%), предупреждал своих единборцев, чтобы те не позарились на величину предлагаемой Большой Башкирии, которую ЦК большевиков специально затевает, чтобы раздробить мобильных башкир.
    Но никто не смел противоречить большевикам. В том числе и многочисленные татары Уфимской губернии, которых большевики оставили против их желания в составе укрупненной Башкирии якобы в целях кормления (по их выражению) голодных башкир.
    Большевики не проводили референдума для татар, чтобы обмануть их с государственной высоты, чтобы раздробить единый татарский народ на мелкие кусочки, чтобы татары не представляли для них единую силу.
    И живут татары вот уже скоро как 100 лет бесправными на национально-культурное развитие. Вот она, тяжесть наследства региона: нет равноправия между тремя крупными народами. Практически татары имеют право лишь платить налоги, на деньги которых получают развитие башкиры и русские. Эту тяжесть нужно ликвидировать по малу, начиная с того, что и татарский язык должен иметь государственный статус.
    Далее наделить и татар правами на национальные школы, радио-телевидение, филармонии и всё другое прочее.
    https://m.realnoevremya.ru/articles/115598-istorik-o-sudbe-etnonimov-paskatury-i-bashkircy?fbclid=IwAR247sYNiYr0yjw5uh4Tw-kWTxdk793-OJjmtOScGTB_seV-Ubd6fcOPBnE
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    У вас истерика от того, что убрали татарина от руля Башкирии?
    Ответить
  • Анонимно 24 окт
    "... татарский язык должен иметь государственный статус. ..."

    Дорогой татарин!
    Исходя из того, что в Татарии башкиры коренной народ, т.к. левобережная Татария есть исконные Башкирские земли, полагаю с начало Татария должна сделать башкирский государственным языком Татарстана. Покажите пример для подражания.
    Исходя из того, что татары в Башкирии пришлый народ, то татары, как и другие пришлые народы, не могут претендовать на исключительные позиции в Башкортостане, т.к. у нас в стране равенство всех перед законами РФ .
    Плакаться на тяжелую жизнь татар в Башкирии не умно, потому что Башкирией в 20 веке рулили татары, как и последние 8 лет - на кого жалуетесь?
    Полагаю проблемами татарского народа, сохранения языка, культуры, традиций должна заниматься Казань.
    Вы понимаете, что башкирским языком, башкирской культурой, сохранением башкирских традиций не будут заниматься в Белгороде, Пскове, Риме, Париже или Вашингтоне?
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    1. При определенных условиях демократии татары РБ и без ваших встреваний в этом плане, заимеют статус гос. языка и равные права. Без московской поддержки, что проводилось почти все эти 100 последних лет, вы ничего не смогли бы совершить из своих агрессивных задумок, например, положение в системе образования и культуры.
    2. Центр специально поставил вам в помощь подпорку в виде дугиных, чтобы из в недавнем прошлом братских народов сотворить враждующих народов. До сих пор никто из башистов в этом не сознавался. Наконец-то вы в этом сознались. Хотя давно писали на сайте МайданРБ, что вы, башисты, уничтожите татар напалмом. Вы, агрессивные башисты, ведете игру дугиных на истребление как татар, так и своей нации, башкир...
    3. Только татары Татарстана, недалекие в политике, до сих пор не могут понять суть дугиных и башистов. Они до сих пор играют с вами игру в кошки-мышки. И действительно, абсолютно забыли свою обязанность способствовать жизни и национально-культурному развитию своих соплеменников в РБ, проживающих в этом плане почти в рабских условиях, хотя даже в их конституции прописана эта их обязанность.
    4. Во-первых, и земли Татарстана, и Башкирии были и есть земли РФ (раньше России). И все эти земли, что в Татарстане, что в Башкирии являются на сегодня землями тех, кто там проживает.
    Если же говорить о тех землях, которые называются башкирскими, они башкирские бумажных, т.е. сословных башкир. Это не этнические башкиры. А в массовом порядке, это татары.
    Поэтому не стоило бы башистам фуфыриться. В любом случае, если бы даже вам башистам удалось смастерить республику, не сможете же вы в центре, и без дугиных, держать долгое время многочисленных рабов.
    5. Лично я сам не прочь, чтобы и в Татарстане был и башкирский язык с гос. статусом. Но вы думаете это зависит от вас, башистов. Но это зависит только от русских шовинистов, которые, конечно, на это не пойдут. Для этого чтоли они нанимали в свое время дугиных и башистов...
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    Голубчик, вы нуждаетесь в поддержке специалиста. Сходите к доктору.
    Ответить
    Анонимно 26 окт
    Казанские татары, как потомки чувашей должны учить чувашский язык. Даешь чувашский гос. язык в Татарстане!)))
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    О, любительница напалма об"явилась! Для тебя, милАя, и зарина не жалко.
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    За слово "башист" тебя можно подать в суд, это есть оскорбление. А ты "ташист" или"булшист"?
    Ответить
  • Анонимно 26 окт
    Казанские татары, как потомки чувашей должны учить чувашский язык. Даешь чувашский гос. язык в Татарстане!)))
    -----------------------------------------------------------
    Голубчик, вы нуждаетесь в поддержке специалиста. Сходите к доктору.
    ------------------------------------------------------------
    В ваших предложениях и словах нет ни одного делового. А пререкаться, на что, как видно, мастер и вы, мне не подходит.
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    Автор опоздал и ошибся минимум на 4 тысячи лет. Башкиры знают свои корни со времен потопа - это ясно сказано в мифе "Урал батыр". Это вы скачете между татарами или булгарами, или чувашами. Мы давном-давно - башкиры. Вообще то, каждый народ свою историю пишет сам и изучает сам. Мы в ваших "трудах" не нуждаемся.
    Ответить
  • Фанур Шагиев 27 окт

    Из книги "Диван лугат ат-турк" 1070 г - Махмуд Кашгари (Словарь тюркских языков).
    Тюрки.

    "Тюрки состоят изначально из двадцати племен. Они все происходят от Тюрка,сына Яфета, сына пророка Ноя, — да будет над ним благословение Аллаха. Они подобны потомкам Рума, сына Исайи ('Ийсу), сына Исхака, сына Авраама (Ибрахима), — да будет над ним благословение Аллаха.Каждое племя имеет роды, количество которых знает только Аллах. Я перечисляю главные племена и оставляю [втуне] незначительные, кроме родов туркмен-огузов.Я привожу их роды и клеимы на их животных, т.к. людям о них нужно знать. Я обозначил, кроме того, местоположение каждого племени восточной земли, как языческого, так и мусульманского, по порядку на восток, начиная от ближайших к Руму.

    Первое [племя вблизи Рума] — печенеги ( bäcänäk), затем следуют кыпчаки (qïfcaq), затем — огузы ( oyuz), затем — емеки (jämäk), затем —башкиры (bas\ïrt), затем — басмылы ( basmïl) , затем — кайы (kaj), затем — ябаку (jabaqu), затем — татары (tatar), затем — кыргызы(qïrqïz), и эти [последние] — вблизи Чина, -все эти племена простерлись от Рума на восток. Затем следуют чигили ( čigil),затем — тухси (tuxsi), затем — ягма (ja\ma), затем — ограки (tlо\гад), затем — чаруки (čaruq), затем — чомулы (čomul), затем — уйгуры(ur), затем — тангуты (tagut), затем — кытаи (xïtaj), — они[и есть] Чин, затем — тавгачи (tav\ač), — они [и есть] Мачин (masin) — эти племена расположены между югом и севером.Каждое из них (упомянутых племен) показано на данной сфере.

    У уйгуров чистый тюркский язык (lisan), но у них есть и другое наречие (lu\a), на котором они говорят между собой. [Одна] письменность у них тюркская, состоящая из двадцати четырех букв, о чем я уже говорил в начале книги. На ней они пишут книги и ведут переписку. А на другой, подобной [письменности] Чина, пишутся деловые и канцелярские бумаги, ее никто не может читать, кроме их жрецов. Это те, которых я назвал горожанами.Что касается, кочевников, то среди них чомулы, у них особая малопонятная речь(ratana), но они знают и тюркский язык. Таковы же кай, ябаку, татары и басмылы,каждое объединение из них имеет особое наречие (luya) и вместе с тем хорошо владеет тюркским языком.
    А у кыргызов, кыпчаков, огузов, тухси, ягма, чигилей, ограков, чаруков — чистый и единственный тюркский язык, язык емеков и башкир близок к их языку.Язык булгаров, суваров, печенегов, [обитающих] вблизи Рума, — тюркский, с одинаково усеченными концами [слов]."

    [Махмуд Кашгари,"Диван лугат ат-турк",1070-год]
    Ответить
  • Фанур Шагиев 27 окт
    . Почти во всех ранних источниках, а именно у Ибн-Фадлана, ал-Балхи, ибн-Даста, ибн-Саид, Якут, ал-Масуди, Идриси, Рашид-ад-Дина и других говорится, что башкиры являются одним из тюркских народов.
    А знаменитый ученый средневекового Востока Махмуд Кашгари( XI в.) в своем словаре « Дивану лугатат-тюрк» пишет, что башкирский язык наряду с языком йемеков близок с такими тюркскими языками, как « кыргыз, кыфджак, угуз, тухси, ягма, чигиль, чарук». Башкиры в его работе фигурируют как один из « двадцати главных и первоначальных тюркских народов». В словаре нашли отражения как общетюркские явления, так и черты, характерные для отдельных языков, в том числе башкирского языка: начальный «й», согласный «њ» ( нг), глухой «т» вместо «д» и другие.
    Ответить
  • Фанур Шагиев 27 окт
    Страна Башкорт.
    Какими были башкиры по этническому составу? Макроэтнонимом или микроэтнонимом были «башкорты» более тысячи лет назад?
    Выражение «страна башкир» впервые было употреблено посетившим ее в середине IX в. арабским путешественником Саллам ат-Тарджуманом. В IX- XVII в. существовала страна, земля, народ башкорт и области башкир.
    Страной башкир называли в эпосе «Огуз- Наме», Ибн Фадлан, ал-Идриси, Ибн Саид,Абу-л-Фида, Юлиан, Плано Карпини, Бенедикт Полоний, Рубрук, Иоганка венгр, Рашид ад-Дин, Матвей Меховский, в «Родословии тюрков»,в «Тайной истории монголов», в «Алтантобчи».
    Абу-л-Гази в «Родословном древе тюрков» упоминает государство башкурдов.
    Земля башкир используют ал-Идриси, Плано Карпини, Ал-Омари, Шереф ад-Дин Али Йезди.
    Народ башкир упоминаетсяу Ибн Фадлана, М.Кашгари, в эпосе «Огуз- Наме», в «Тайной истории монголов».
    Области башкир известны ал-Идриси, Рашид ад-Дин, Ал-Омари, Матвей Меховский, Шереф ад-Дин Али Йезди.
    В 922г. окраину страны башкир посетил Ибн Фадлан. Он попал «в страну народа турок, называемого аль-Башгирд». Это скорее название страны, нежели народа. Крупнейший арабский географ XII в.ал-Идриси использует выражения «страна басджиртов», «земля басджиртов», «область басджиртов». К шестой секции шестого климата он относит «часть страны Басджирт», а к седьмой секции того же климата - «территории стран внутренних и внешних басджиртов». Вместе эти две страны образуют страну басджиртов, занимающую большую, но редконаселенную территорию. Расстояние между центрами этих двух стран определяется в одиннадцать дней или переходов. Продолжение описания страны Басджирт содержит седьмая секция седьмого климата. Такая разбросанность в описании этой страны сама по себе свидетельствует о большой протяженности Башкирии. Наименование «страна басджиртов» было воспринято Ибн Саидом и Абу-л-Фидой. Юлиан (XIII в.) сообщает о «стране венгров», найденной им на востоке. Эту страну он называет Великой Венгрией. В «Тайной истории монголов» термин «Бачжигит» используется одновременно в значении «страна» и «народ». Плано Карпини знает землю или страну под названием «Баскарт, то есть великая Венгрия». Бенедикт Полоний, спутник Плано Карпини, пишет о стране Баскурд, также отождествляя ее с Великой Венгрией. Рубрук в числе стран северной стороны называет Паскатир (Башкирию), то есть Великую Венгрию. Он же говорит «о земле Паскатир». Рашид ад-Дин (начало XIV в.) пишет о стране башкир или об области башкир. Иоганка венгр шесть лет прожил в Баскардии. Ал-Омари (первая половина XIV в.) знает область Башкирд. Он же пишет о «земле Башкырдов». Шереф ад-Дин Али Йезди (первая половина XV в.) упоминает землю башкирдов в числе областей и мест «того края», т. е. Дешт-и Хазара или Дешт-и Кыпчака. Страна башкир упоминается в «Родословии тюрков» (не ранее середины XV в.). В русской летописи Башкирская земля впервые упоминается под 1469 г. Матвей Меховский в «Трактате о двух Сарматиях» (1517 г.) упоминает область (или страну) под названием Башкирия. Лубсан Данзан (XVII в.) в «Алтантобчи» («Золотом сказании») упоминает страну народа баш-мир (башкир). Абу-л-Гази в «Родословном древе тюрков» упоминает государство башкурдов. Таким образом, такие понятия, как «страна башкир», «область башкир», «земля башкир», «государство башкир», «Башкирия» в представлении средневековых авторов были столь же реальными, как и народ башкиры.
    Ответить
  • Фанур Шагиев 27 окт
    Группы и области башкир.
    Доказательством того, что башкиры состояли из разных групп и разделялись на разные области служат:
    1.Уже к XII в.башкиры делятся на группы внутренних и внешних, лежащих на разных климатических поясах. Вместе эти две страны образуют страну башкир, занимающую большую, но редконаселенную территорию.
    2. Сами башкиры разделяют себя на южных и северных (эпос «Куныр Буга»), уральских и степных, горно-лесных и степных (тау и ялан) и др.
    3. Разделение на 4 области: даруги.
    4. Этапы вхождения к монгольскому государству говорят о том, что Основная часть башкир добровольно присоединились и получили атрибуты племен от Чингисхана: дерево, птицу, уран (боевой клич), тамгу. Приуральские башкиры же вместе с булгарами 14 лет сражались против монголов и у них не было этих атрибутов, кроме тамги. Это сказалось на резком сокращении численности.
    5. В одно и то же время у разных групп башкир упоминаются разные религии.В 922г. Ибн-Фадлан писал: «Из них кое- кто говорит, что у него 12 господь…, а господин, который в небе (т.е Тенгри), самый большой из них». Здесь мы видим тенгрианство. Далее Ибн-Фадлан пишет о тотемизме: «одна группа башкир поклоняется змеям, другая группа- рыбам, еще одна группа- журавлям». А самого Ибн- Фадлана сопровождал башкир- мусульманин. В одно и то же время упоминаются башкиры- христиане и мусульмане.
    6. В эпосе «Урал-батыр» от разных жен Урала и Шульгена появляются на свет дети, положившие начало башкирскому народу. Матерями Иделя, Яика, Нугуша, Сакмара являются дочери правителей разных стран. Вывод: предки башкир имеют общее происхождение от отцовской линии, но разные по материнской. Отмечается высокий статус предков.
    7. ДНК. Башкиры в основном имеют индоевропейские гаплогруппы R1b и R1A.
    8. Антропология и краниология. Антропологи выделяют пять типов башкир: 1) Светлый европеоидный 2) Субуральский 3) Южно-сибирский 4) Понтийский 5) Памиро-ферганский.
    9. Разные диалекты и говоры. В настоящее время принята классификация, в которой выделяют 3 башкирских диалекта: восточный (куваканский), северо-западный (западный) и южный (юрматинский).
    В состав южного диалекта входят пять говоров, а в состав восточного диалекта- шесть говоров и их подговоры. В составе северо-западного диалекта выделяются пять говоров, которые различаются в фонетическом и лексическом плане. Утерянные почти во всех современных тюркских языках диссимилятивные сочетания [рт], [лт], [мт], [нт], [мк], [мҡ], [нҡ], [ңк], из них некоторые были зафиксированы в древнетюркских письменных памятниках VII—VIII вв., сохранились в среднем говоре южного и караидельском говоре северо-западного диалектов башкирского языка.
    10. Разные региональные типы одежды.
    11. Различия в обычаях, обрядах, мировоззрении, в быту …
    Ответить
  • Фанур Шагиев 27 окт
    Государственность у башкир.
    Наличие у башкир «полукочевого государства» в 9-13 веках говорят такие признаки:
    1. Единая территория, признаваемая другими странами и народами по обе стороны Урала. Она представляла собой огромную территорию в пределах Приуралья, Южного Урала, Зауралья, Западной Сибири. Местами кочевок или местами пребывания считались Урал-Алтай, Урал-Западная Сибирь, Урал-Арал, Урал- северная часть Каспийского моря, Урал- Северный Кавказ, Урал- Северное Причерноморье.
    Ареал распространения специфических гидронимов со словами «идель», «ик», «йылга». На окраинах, на границе широко был распространено слово «Хак» или «Сак»(сторожевой, припограничных): Хакмар, Хактау.
    2. Единая система управления территорией. Управление осуществлялась через хана. В эпосе «Огуз- Наме» упоминается падишах башкир Кара- шит Йавгур, который жил в высокой крепости Улу Багур. Знать из рода кагана носила титулышад, ябгу, елтебер.Титул «шит» произошел от древнетюркского «шад»- наместник кагана, высший административный и военный чин.Ябгу, йабгу (yabgu, реже yabghu) — западно-тюркский титул верховного правителя. Предположительно, титул происходит из кушанского «явуга». «Ябгу» - самый высокий титул в тюркском государстве после хана. Судебные дела исполняли буюруки и тарханы.Ниже рангом стояли улу бии, бии, батыры, аксакалы. Проводились йыйыны- общенародные собрания. Каждая даруга(область, буквально «тюря угы»-стрела начальника) выбирала улу бия(главного князя). Он был первым среди равных. При некоторых случаях провозглашали хана среди улубиев или приглашали из других народов. В XVIII веке в каждой даруге выбирали походного старшину, главного старшину. Башкиры вступали в кратковременные союзы с другими народами, например, с печенегами, булгарами. Воевали против огузов, кимаков, карлуков, монгол-татаров.
    3. Единая система неписанных законов. Запреты, обязанности, наказания производились внутри племени.
    4. Право взимания налогов в пользу хана. Наряду с деньгами на ходу были меха, скот, металл.
    5. Столица- высокая крепость Улу Багур,город Башкорт (г. Маср, г.Уфа или другие), место ставки правителя, место где можно было защититься от неприятеля. Доказательством служит многочисленные золотые и серебряные украшения, монеты, изделия, найденные в городище Уфа II.
    6. Наличии своей армии (войска). Автор 11 в. Гардизи, пользовавшийся трудами автора 9 века Ибн-Хордадбека и Аль-Джейхани, пишет о некоем Башджурте. Он был знатным человеком, подчинялся хазарам, владел большой территорией и имел гвардию (дружину) в 2000 человек. По средневековым меркам это было достаточно большое войско.
    7. Обязательность членства в государстве. Башкиры на Урале, в Паннонии, в Сирии продолжали считать себя башкирами. Для башкир язычников, мусульман или христиан было общим этноним «башкорт».
    8. Суверенитет. Полную независимость башкиры потеряли в XIII веке, когда их завоевали монгол-татары. Тогда управление осуществлялось через монгольских судей.
    9. Народы, имеющие свою государственность и занимающую большую территорию назывались «Великими». Плано Карпини упоминает о баскартах (башкирах), то есть Великой Венгрии. Никакого отождествления башкир с венграми здесь нет, так как последние не упоминаются. Баскарт - понятие этническое, а Великая Венгрия - географическое. Таким образом, башкиры живут в стране, имеющей название Великая Венгрия. Этноним «венгр» многие связывают с «Вун огур»- конфедерацией 10 огурских племен. Обращает внимание что эпитет «Великая» применялась только большим государствам, состоящих из нескольких стран, народов или племенных союзов. Таковыми были «Великая Болгария», «Великая Моравия» и др. К 6 веку н.э. на Евразийском пространстве от Урала до Алтая кроме древних тюрков никакое государство не имело эпитет «Великий». Вполне возможно, этот этноним мог перейти от древних тюрков «он ок»- страны 10 стрел или областей. В таком случае, все европейские источники под Великой Венгрией подразумевают Великий Тюркский каганат- Он Ок будун. Константин Багрянородный «тюрков-мадьяр» называет савартойаскалой, что значит саварт и эскел.А Эскелы (асицзе, эсегелы, ишкили, аскел, езгиль) — булгарские племена, упоминаются как десятистрельные тюрки в составе союза племён нушиби Западно-тюркского каганата. Это вполне объяснимо, т.к. в 554 г. начался поход Истеми- кагана на запад. В 555 г. их войско достигло «Западного (Аральского) моря ». На северных берегах Аральского моря тюркюты натолкнулись на сопротивление племен хуни, вар и огоров. Только к 558 г. эти племена были разгромлены и тюркюты вышли к Волге, гоня перед собой тех, кто отказывался покориться. Так около 30 тысяч авар, угров в 568 г. оказались в Паннонии. Место обитания хуни, вар и огоров заняли тюркюты.Выходит, что основной костяк нынешнего венгерского народа составляли племена хуни, вар и огоров.
    Если государство Великая Вуногурия возникла задолго до прихода древних тюрков, то она должна была состоять из сармат, гуннов и других племенных образований.
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    Казанский губернатор А. П. Волынский в своей «Записке о положении башкирского вопроса...» от 1730г. писал, что число башкир «время от времени непрестанно умножается и растет так, что чрез 20 прошедших лет не было прямых башкирцев больше 35000 или по крайней мере 40000, а ныне з беглецами стало больше 100000, а имянно: казанские, сибирские, темниковские и прочие тамошних уездов ясашные татара, большая половина в башкиры перешли, к тому ж и прочие иноверцы, мордва, чуваши, черемиса, вотяки целыми селами и деревнями с ясаков туда же перешли, а ныне уже и русских немалое число от подушных податей беглецов в башкиры перешло...» (История Татарии, 1937:402).
    Ответить
  • Фанур Шагиев 27 окт
    Территория расселения. Географические координаты.
    Географические координаты страны башкир:
    Эпос «Огуз- Наме»: к северу от огузов, к северу от Каспийского моря.
    К северу от куманов находились башкиры.
    Ал-Истахри, Ал-Балхи: Между гузами(куманами) и булгарами.
    Плано Карпини: Между Команией, Булгарией и паросситами.
    Ал-Идриси: Между гузами, булгарами и горами(седьмая секция шестого климата).
    Ибн Фадлан, Ибн Хаукал,Ал-Идриси, Ибн Русте: Между печенегами и булгарами (Булгаром, булгарскими эсегелями).
    Джейхани: Между горами и булгарами.
    Ал-Идриси: Между печенегами и Булгаром (шестая секция шестого климата).
    Ибн Халдун:Между Булгаром, Джулыманом.
    ал-Омари, Хасан Эрруми: страны Сибирские и Чулыманские прилегают к Башкырдам.
    Юлиан Между булгарами и татарами
    Рубрук: Между Булгарией, татарами и Западной Сибирью
    Горы.в эпосе «Огуз- Наме», арабский автор XIII в. Ал-Казвини отмечает горы Башкырт(в других источниках гора Аскасийа, Тагура)
    Арабский автор XIII в. Ал-Казвини отмечает, что седьмой климат «проходит по горам Башкырт, к пределам ал-Баджанак».Горы башкир здесь, таким образом, упоминаются поблизости от страны печенегов. Ибн Саид ал-Магриби (XIII в.) упоминает «гору Аскасийа, простирающуюся с севера на юг». «В окрестностях этой горы находится страна ал-Куманиййа». Главный город этой страны находится на горе Тагура. Абу-л-Фида (XIII-XIУ вв.) повторяет эти сведения с той лишь разницей, что у него названа «страна ал-Каманиййа». Б. Е. Кумеков гору Аскасийа отождествляет с Уральскими горами, а гору Тагура с Мугоджарами, находящимися на незначительном отдалении к юго-востоку от Урала. По этим сведениям, датируемым IX-X вв., «куманы расселялись в пространстве между северными приаральскими степями и предгорьями Южного Урала. К югу от них находились огузы, на западе- печенеги, на северо-западе – булгары, на северо-востоке – кыпчаки». К сказанному можно добавить, что к северу от куманов находились башкиры, область расселения которых совпадала с Уральскими горами.
    В башкирских легендах и преданиях говорится о кочевках по Сырдарье, Арале, Алтае, Северном Кавказе, Причерноморье.
    Шестая секция шестого климата «часть страны Басджирт» (Ал-Идриси).
    Седьмая секцияшестогоклимата - «территория стран внутренних и внешних басджиртов»(Ал-Идриси).
    Седьмая секция седьмого климата(Ал-Идриси)..
    Седьмой климат(Ал-Казвини).

    На карте Мартина Вальдзеемюллера 1516 г. под заголовком Hungaria Magna сделано пояснение: «.. т.е, кто живут здесь, зовутся Башкиры и входят в империю Татар, они не испытывают недостатка пищи». Еще ниже, под пояснением, сделана надпись «Bastarci», т. Е. башкиры.
    Вывод:1) такие понятия, как «страна башкир», «область башкир», «земля башкир», «государство башкир», «Башкирия» в представлении средневековых авторов были столь же реальными, как и народ башкиры. 2)Макроэтноним башкорт произведён от названия страны.3) Башкиры жили на огромной территории и разных климатических областях. Основное место обитания было Южный Урал, Приуралье и Зауралье (между Волгой и Западной Сибирью). Местами кочевок или временных упоминаний являются север Аральского и Каспийского моря.
    Ответить
  • Анонимно 28 окт
    И.К.Кириллов писал в 1735г.: «...но к башкирцам для своевольного житья, также по причине обширных и изобильных мест... набрело жить великое множество горных татар, черемис, чуваш, вотяков, так что теперь этих пришельцев вдвое больше, чем башкирцев» (Добромыслов, 1900: 10).

    В. Н. Витебский пишет: «Желая уклониться от платежа за земли, многие тептяри даже из христиан принимали магометанство и, вопреки запрещению, стали называться башкирами» (1897: 391).
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    Т.е. типично оседлые народы превратились в кочевников- башкир? Научились разводить коней, есть конину и делать кумыс?
    Ответить
  • Анонимно 28 окт
    Таким образом, переход части татарского и иного населения различными путями в башкирское сословие налицо. Происходил он и на территории Восточного Закамья Татарстана, что наглядно демонстрируется также. Однако следует подчеркнуть, что основная часть татар, именуемых в документах «башкирами», являются потомками проживавших на своих землях издавна, во всяком случае, до падения Казанского ханства. После присоединения края к Русскому государству они были объявлены, как жители Башкирии, «башкирами».

    Кроме того, в деловых документах, различных справочниках, исторических экскурсах, географических описаниях, отсюда и в научной литературе по истории населения всего Приуральского региона (в т. ч. и Восточного Татарстана) в течение ряда веков история освещалась лишь исходя из их сословного названия, в данном случае, например, из названия «башкиры», хотя во всех вышеназванных работах систематически подчеркивалась близость сословных башкир Западной Башкирии, Пермской губернии к казанским татарам и в то же время отличие их от собственно, т.е. этнических, башкир.

    В XV- XVI вв. этническое смешение ногайских групп с более ранним местным населением еще не было завершено. Это отчетливо видно из шеджере юрматинцев (29, с.31-32). Об этом же говорят и сохранившиеся в памяти татар Восточного Закамья предания о ногайском происхождении. Очевидно, в XV -начале XVI вв. тюркоязычное население низовьев Ика и Белой вообще не называлось башкирами. По нашему мнению, об этом свидетельствует одно место из русских летописей. Во многих летописях под 1469 г. по поводу сбора войска казанским ханом Ибрагимом сказано: «... дополна собрался царь ... со всей землею своей, с Камскою и Сыплинскок, и с Костяцкою и з Беловолжскою и Вотяцкою и з Бакшарскою» (36, с.122).

    Как видим, «Башкирская» земля не включает район р.Белой. Скорее всего, в Восточном Закамье в XV-XVI вв. проживали кыпчакско-ногайские группы с преобладанием родо-племенного самосознания, но с достаточно отчетливым представлением принадлежности к Ногайской Орде, а также более раннее население этого района, возможно, с особым этническим самосознанием.
    Ответить
  • Анонимно 28 окт
    Казанский губернатор А. П. Волынский в своей «Записке о положении башкирского вопроса...» от 1730г. писал, что число башкир «время от времени непрестанно умножается и растет так, что чрез 20 прошедших лет не было прямых башкирцев больше 35000 или по крайней мере 40000, а ныне з беглецами стало больше 100000, а имянно: казанские, сибирские, темниковские и прочие тамошних уездов ясашные татара, большая половина в башкиры перешли, к тому ж и прочие иноверцы, мордва, чуваши, черемиса, вотяки целыми селами и деревнями с ясаков туда же перешли, а ныне уже и русских немалое число от подушных податей беглецов в башкиры перешло...» (История Татарии, 1937:402).
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    Речь идёт только о переселении, а не о инкорпорации в общество кочевников. Кроме того, в то время граф Головкин провел беспрецедентную операцию по депортации нелегалов из башкирских улусов обратно в Казанскую губернию. Всего в период с 7 июня 1720 года по 1 марта 1722 года из Башкирии было выслано 4965 семей беглых или 19815 душ о.п.
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    Башкирские деревни Казанской дороги с названиями волостей показаны в «Росписи аманатам, хто ныне в Мензелинске и кому на их место быть на Уфу в аманатах. Лета 7171 (1664) г. марта в 1-й день». По Казанской дороге: «Булярская волость и деревня, Гарейская волость и деревня, Иланская волость и деревня». По Ицким (Икским) волостям: «Тамьянская волость и деревня, Кипчакская волость и деревня, Минские волости и деревни, Табынская волость и деревня, Бурзянская волость и деревни, Юрминская волость и деревня, Гирейская («Сынрянская тож») и деревня»1. Это означало, что название волости передавалось и деревне.
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    300-400 лет назад были кочевья бурзянских башкир по долине р.Ыk.
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    Более подробные сведения с указанием ориентиров территории 14 Икских волостей мы находим в «Реестре и описании их за 1730 г.»2. Ниже указываем эти волости.

    По Казанской дороге Ицкие волости

    Сарыш-Кипчакская по Ику и Сюне

    Тамьянская по Ику

    Иректинская по Ику

    Тангаурская по Ику

    Бурзенская по Ику

    Кипчакская по Ику и Сюню (Сюнь-Кипчакская)

    Айская по Ику

    Курпеч-Табынская по Ику

    Сенирянская по Ику

    Табынская по Ику, а живут в Казанской дороге башкирцы разных дорог и волостей

    Тайнинская по Ику

    Кыргызская по Сюне и другим речкам

    Янейская по Ику, Белой, по Закамью

    Тышкы-Иланская в Базинских и Ыцких вершинах и по другим речкам3
    Ответить
    Анонимно 28 окт
    В целом реестр 1730 г. наглядно свидетельствует о том, что в бассейне р. Ик башкирские волости испокон веков занимали огромную территорию, башкиры защищали свои земельные вотчины, проливая свою кровь и отдавая жизнь в массовых вооруженных выступлениях. В одном челобитье, относящемся к 1730-му г., сказано, «чтобы старинную их- землю на реке Ик, на которой, насильством поселяясь, живут пришлые из Казанского уезда, владеть по-прежнему, а тех пришлых выслать на прежнее жилище»4.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Башкирское сословие зачем путать с национальной принадлежностью. Это две большие разницы.Это как почетный казак(башкир)Березовский.Или почетный ,, мордвин,, Депардье.
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    Патамучто, милАя, башкирское служивые сословие это период с 1799 до 1865 гг. включительно. Вот до и после этого периода упоминания о башкирах как о нации. Теперь панЯл?
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    Патамучто, милАя, башкирское служивые сословие это период с 1799 до 1865 гг. включительно. Вот до и после этого периода упоминания о башкирах как о нации. Теперь панЯл?
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    что это за бред ...
    Ответить
  • Анонимно 31 окт
    Собеседники!, кто придумал словосочетание "башкирское сословие"?
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    "Башкирское сословие" придумала группа татарских писателей, которые утверждали, что не башкирского народа в отдельности, а они есть часть татар (лесных). Между прочим, в то время почти всех народов называли татарами. В древности тартарами (именно тартары) назывались и русские племена, так как жили вс тране под названием Тартария. Название придумали иностранные купцы.
    Ответить
  • Анонимно 31 окт
    Сказочки от Аксанова.))
    1) Венгерским миссионерам надо было выполнить цель экспедиции -найти прародину венгров и распространить христианство среди правенгров. Юлиан и сотоварищи искали правенгров на Кавказе, на юге будущей РФ, в Поволжье и тп. После города Булгар он поехал к башкирам.
    От них он узнал что на запад надвигались монголы и они воюют с ними. Башкиры имели много лошадей, пили кумыс, ели конину, были степняками. Поскольку на восток идти было опасно, то Юлиан не нашел иного пути чем объявить башкир правенграми, благо речь венгров была насыщена тюркскими словами. У башкир же нет венгеризмов в языке. У него была даже более важная причина -столь сильный народ сделать христианами и отчитаться рук-ву.
    Если бы он поехал далее на восток то возможно встретил бы настоящих языковых род-ков ханты и манси.
    Поэтому то что венгры Юлиана были венграми это выдумка, ничем не доказанная. Он встретил башкир в сер.1236г., когда он поехал к ним снова в 1237, то узнал что башкиры уже покорены монголами.
    2) Венгр Иоганка ездил к башкирам в н. 14в. и сообщал что хан Баскардии принял ислам. Опять же сказки Аксанова что башкиры Юлиана якобы в 13в сбежали на запад.
    3) Кушнаренковская и караякуповская культура не доказано что угры, поскольку письменных источников нет. Поможет только генетические тесты останков, которые скажут к кому ближе к венграм или башкирам.
    4) Идолы вешали на грудь много кто из народов. Например в турбаслинской культуре нашли идолы в виде образа человека, которые носили на груди
    5) Ибн Фадлан говорил что башкиры народ из числа тюрок.
    6) У Меховского в его Сарматиях народы перечислены без какой-то локации. Черемисы жили на восток до район реки Вятка и правобережья Камы. Восточнее жили башкиры.
    7) У Курбского башкиры на востоке за рекой Меша. От Казани это верх по Каме к устью Агидели, а не Пермь.
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    Юлиан скорее всего был в Мещере.
    Ответить
    Анонимно 01 нояб
    Юлиан был в двух днях пути от Булгара, он не дошел до собственно башкир.
    Ответить
    Анонимно 01 нояб
    От городища Булгар до Самарской Луки около 150 км. Около Самары начинаются степи и он там мог встретить башкир. На конях это два-три дня пути. Либо от Булгара мог поехать на восток к низовьям Белой.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии