Новости раздела

Рынок фитнеса: треть частных казанских спортзалов сосредоточена в бизнес-центрах

Анализ рынка платных услуг по физической культуре и спорту в Татарстане в 2014 году. Часть 2

Общая площадь казанских фитнес-центров составляет около 60 тыс. кв. метров, и большая часть из них — 32% — расположена в моллах. При этом более половины площадей контролируют федеральные игроки. Тем временем, как выяснила аналитическая служба «Реального времени», средняя стоимость одного занятия в казанских спортзалах составляет около 170 рублей.

Вокруг торговых площадей

В России не существует четкой классификации фитнес-клубов, но в соответствии с различными критериями можно выделить определенные категории: месторасположение, размер клуба, его целевая аудитория, количество услуг, ценовая политика.

Как правило, фитнес-клубы располагаются в торговых центрах, отдельно стоящих зданиях (в большинстве случаев сопровождаются ресторанами и др.), бизнес-центрах, отелях или в государственных и муниципальных спортивных комплексах.

Часть сетевых или крупных современных фитнес-центров строится по заказу собственников в соответствии с общей спецификацией и брендбуком, легко адаптируемым для нужд оператора услуг. Остальная часть расположена в спортивных комплексах, которые возведены на отдельных участках или формируют часть многофункционального комплекса (бизнес-центр, торговый центр, жилой дом). Вне зависимости от расположения клуба, фитнес-центр должен отвечать следующим требованиям: максимально удобное зонирование не слишком большого пространства, оптимальное расстояние между тренажерами каждой зоны, распределение световых источников, рациональное обустройство каждого помещения (технические требования к помещению: как правило, это нагрузка на перекрытия не менее 400 кг/кв. м, шаг колонн — минимум 6х6 м, высота потолка — от 3,5 м и т. д.).

Размер имеет значение

Что касается размеров, то совокупная общая площадь ведущих фитнес-клубов Казани составляет около 60 тысяч квадратных метров. Клубы можно разделить на четыре условные группы. Малые — площадью до 2 000 кв. м: «Гольфстрим», «Эпицентр», «Пирамида», Alter Ego, Alex Fitness. Средние — от 2 000 до 5 000 кв. м: «Планета Фитнес» на Амирхана, «Планета Фитнес» на Парина, X-Fit Ак Барс, X-Fit Терра, Olymp, Maximus. Крупные — от 5 000 до 7 000 кв. м: «Планета Фитнес» на Мусина. Гиганты — свыше 7 000 кв. м: Global Maximus, «Планета Фитнес» на Хади Такташа, «Акимбо».

Стоит заметить, что на стоимость клуба в основном влияет целевая аудитория, а не размер. Так, многие клубы-гиганты действуют отнюдь не в сегменте премиум-класса, а скорее, в бизнес- или даже среднем классе.

По целевой аудитории фитнес-центры можно разделить на несколько категорий.

  • Премиум/люкс.
  • Категория клубов для клиентов, обладающих большими финансовыми возможностями. В центрах данного сегмента присутствует максимальное количество услуг с предоставлением качественного сервиса. К данной нише можно отнести клубы, ориентированные на богемную или модную публику. При этом клубы, позиционирующие себя как «престижные», не всегда предлагают действительно высокий уровень сервиса и максимальное количество услуг.
  • Клубы, ориентированные на средний класс. Поскольку четкого определения среднего класса в нашей стране до сих не существует, то к этой категории следует отнести клубы, предлагающие весь спектр стандартных услуг (чаще, но не обязательно, с наличием бассейна), но не требующие чрезмерных денег за эксклюзивность. Подразумевают большое количество групповых занятий, постоянное наличие тренеров в тренажерном зале, рекомендации фитнес-врача. Но даже не во всех дорогих клубах есть фитнес-врач. Взамен этого клубы очень часто предлагают бесплатную услугу — «фитнес-тестирование». На «фитнес-тестирование» рекомендуется записываться с самого начала, для того чтобы клиент изначально был проинформирован обо всех основных моментах и правилах техники безопасности занятий в фитнес-клубе. В клубах для среднего класса также есть различные варианты саун и бань, им свойственно наличие как минимум детской комнаты, а чаще и отдельных занятий для детей.
  • Бюджетные клубы для непритязательных либо ограниченных в средствах людей. Набор услуг в них сильно урезан, чаще они бывают без бассейна. В необходимый минимум обычно включены: тренажерный зал, некоторое количество групповых программ, душ, кулер с питьевой водой. Сауна, консультации тренера и прочие блага — за отдельную плату. Клубы обычно небольшие по площади и с большим количеством посетителей в часы пик.
  • Небольшие клубы шаговой доступности, ориентированные в первую очередь на студентов и домохозяек. Располагаются на первых этажах и в полуподвальных помещениях жилых домов, занимая площадь в 100-200 кв. м. Чаще всего предлагают различные варианты групповых занятий, а также обучение танцам, йоге и пилатесу. Из удобств предлагают лишь необходимый минимум — наличие душа и раздевалки. Обычно в том же помещении располагается и салон красоты.
  • Клубы, ориентированные исключительно на женскую аудиторию. Могут быть как дорогими, так и шаговой доступности.

Среди оказываемых услуг выделяются следующие:

  • Наличие/отсутствие бассейна. Но в наши дни это не является показателем, так как бассейны довольно часто встречаются в клубах демократичного формата, а в некоторых клубах бассейна нет, но они все же относятся к высокой ценовой категории.
  • Наличие/отсутствие тренажерного зала с силовыми тренажерами. Но сейчас фитнес-клуб уже подразумевает наличие по крайней мере тренажерного зала.
  • Наличие/отсутствие залов для занятий боксом, восточными единоборствами.
  • Наличие/отсутствие зала с кардиотренажерами — как правило, такие залы встречаются везде, если речь идет о фитнес-клубах.
  • Наличие/отсутствие залов для проведения групповых программ — сейчас подобные залы также есть во всех фитнес-клубах.
  • Наличие/отсутствие детской комнаты и специализированных занятий для детей.
  • Наличие/отсутствие сауны, бани, хаммама.
  • Наличие/отсутствие салона красоты, спа-центра.
  • Наличие/отсутствие фитнес-бара — как правило, сейчас есть во всех фитнес-клубах.

Вариантов сочетания вышеуказанных услуг существует множество. Самые распространенные предложения — это клубы, предлагающие все перечисленные виды услуг; клубы, предлагающие все перечисленные виды услуг, за исключением бассейна; клубы, ориентированные в первую очередь на групповые программы по всем направлениям аэробики. Обычно в подобных клубах существует несколько залов для проведения групповых занятий, душ, иногда салон красоты. Найти в них сауну, тренажерный зал или фитнес-бар вряд ли удастся. Также есть узкоспециализированные клубы, обучающие чему-то одному. Чаще всего это танцы, йога и пилатес. По количеству услуг близки к пункту 3, но преподавание дисциплин на более профессиональном уровне, а цена зачастую выше.

Варианты членства и система оплаты

Наиболее популярным вариантом членства является клубная карта на длительный (полгода, год) срок. Подразумевает заранее оговоренный набор включенных в стоимость карты услуг, перечень которых зависит от уровня клуба. Иногда предлагается рассрочка по оплате. Существует три разновидности карт:

1. Дневная клубная карта. Клуб можно посещать исключительно в дневное время (обычно с 10 до 17 часов) по рабочим дням. Эти карты стоят дешевле остальных и призваны обеспечить загрузку клуба в то время, когда большинство аудитории находится на своем рабочем месте.

2. Клубная карта выходного дня. Посещение возможно только в выходные дни. Обычно стоит дороже, чем дневная карта.

3. Семейные или корпоративные клубные карты. По сути, за этим скрывается скидка на покупку двух и более клубных карт.

Помимо клубных карт могут действовать абонементы на месяц или на квартал — это в принципе исключает идею клубной системы. Многие клубы в России переходят на более длительные отношения с клиентом, формируя таким образом свою внутриклубную атмосферу, взаимоотношения сотрудников и клиентов. Но если такой абонемент существует, то в него включено определенное количество занятий, которые можно посещать до истечения оплаченного лимита, согласно расписанию. Обычно такой вариант оплаты предлагают недорогие клубы шаговой доступности.

Также есть клубы, в которых возможна оплата каждого посещения. В небольшом клубе это будет плата за одно часовое занятие, а в крупном фитнес-центре под разовым посещением будет подразумеваться пользование всеми услугами клуба в течение всего дня. Разница в цене будет соответствующей: за стоимость разового посещения фитнес-центра вполне возможно приобрести месячный абонемент на несколько занятий в небольшой танцевальной студии.

Ценовые диапазоны, характерные для Казани:

  • премиум-сегмент, свыше 35 тысяч рублей в год;
  • бизнес-сегмент, от 25 до 35 тысяч рублей в год;
  • экономсегмент, до 25 тысяч рублей в год.

Для города характерна пока недостаточно четкая ценовая сегментация, к тому же заявляемые многими фитнес-центрами расценки на клубные карты имеют относительный характер, т.к. существует распространенная практика периодического предоставления скидок и акций. Средняя цена занятия при этом составляет около 170 рублей.

КЛУБ

СТОИМОСТЬ КАРТЫ, ТЫС. РУБ.

СТОИМОСТЬ РАЗОВОГО ВИЗИТА, РУБ.

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ФИТНЕС-КЛУБА, КВ. М

КОЛ-ВО ШКАФЧИКОВ ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

КОЛ-ВО МЕСТ ПАРКОВКИ

БАССЕЙН, КВ. М

ОБЩЕЕ КОЛ-ВО СОТРУДНИКОВ

УСЛУГИ КОРПОРАТИВНЫМ КЛИЕНТАМ

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

ГОД ОТКРЫТИЯ В КАЗАНИ

АДРЕС, ТЕЛЕФОН

Премиум

«Лучано»

173

16 000

18 000

нет данных

нет данных

есть, 6 шт.

нет данных

Локальный

2011

Островского, 26. 2000987

«Планета Фитнес»

97

0

3 200

нет данных

нет данных

есть

нет данных

нет

Договор франчайзинга

2007

Амирхана, 1а. 5265606

Бизнес

«Гольфстрим»

35,49

900

1 650

140

100

225

23

нет

Локальный

2007

2-я Азинская, 1г. 2791140

«Планета Фитнес»

34,3

800

4 500

нет данных

нет данных

есть

нет данных

есть, от 5 сотрудников

Договор франчайзинга

2005

Ак. Парина, 1. 2007866

«Эпицентр»

28,8

600

612

нет данных

нет данных

есть

нет данных

есть, от 5 сотрудников

Локальный

2008

М. Чуйкова, 41а. 5256666

Global Maximus

27

600

11 481

846

300

620

190

есть, от 15 сотрудников

Локальный

2014

Баруди, 8. 2101111

«Планета Фитнес»

26

800

9 000

нет данных

нет данных

есть

нет данных

есть, от 5 сотрудников

Договор франчайзинга

2004

Х. Такташа, 24. 2779971

«Планета Фитнес»

26

800

6 500

нет данных

нет данных

есть

нет данных

есть, от 5 сотрудников

Договор франчайзинга

2012

Мусина, 39. 2008101

X-Fit Ак Барс

25

800

4 000

нет данных

нет данных

есть

нет данных

есть, от 5 сотрудников

Договор франчайзинга

2010

Амирхана, 1г. 5577477

«Пирамида»

24

350

523

164

50

нет

20

есть, от 3 сотрудников

Локальный

2003

Московская, 3. 2789145

Эконом

Alter Ego

19

400

1 200

нет данных

нет данных

есть

нет данных

есть, от 5 сотрудников

локальный

2005

Ершова, 16. 2777999

Olymp

16

нет

4 500

нет данных

нет данных

нет (в плане)

нет данных

есть, от 5 сотрудников

федеральный сетевой

2014

Ибрагимова, 54. 5715050

Alex Fitness

12,9

0

1 600

нет данных

нет данных

нет

нет данных

есть, от 5 сотрудников

федеральный сетевой

2012

Баумана, 51/50. 2775060

X-Fit Терра

11

800

2 000

нет данных

нет данных

нет

нет данных

есть, от 5 сотрудников

договор франчайзинга

2007

С. Садыковой, 30. 2009794

Maximus

11

400

2 200

450

250

нет

52

есть, от 15 сотрудников

локальный

2010

Минская, 9. 5371515

«Акимбо»

10

1 000

10 000

1 400

900

нет

нет данных

есть, от 15 сотрудников

локальный

2011

Фучика, 90. 5261126

Фитнес-центры, расположенные в гостиницах

«Релита»

31,6

нет

640

86

80

248

12

есть, от 5 сотрудников

локальный

2013

Декабристов, 85г. 5169000

«Шаляпин»

28

0

нет данных

нет данных

нет данных

80

нет данных

нет данных

локальный

2005

Университетская, 7. 2311000

«Корстон»

24

700

660

40

866

46

6

есть, от 3 сотрудников

федеральный сетевой

2006

Ершова, 1а. 2793000

«Гранд Фитнес»

14,5

350

нет данных

нет данных

нет данных

нет

нет данных

нет данных

локальный

2009

Петербургская, 1. 2211040

При определении стоимости клубной карты рассматривалась базовая безлимитная карта (без ограничений по видам и времени занятий либо занятия в вечернее время, сроком на 1 год, без учета временных скидок). В разовый визит входят различные виды услуг у разных клубов (от нескольких часов до полного дня). Стоимость разового посещения учитывалась при записи по телефону или лично на ресепшене клуба (без учета скидок при записи через сайт).В таблице представлены крупнейшие фитнес-клубы, действующие на территории Казани. Учитывались клубы в отдельно стоящих зданиях, а также расположенные в ТРЦ. Клубы разделены на сегменты и проранжированы в зависимости от стоимости клубной карты. В отдельную группу выделены фитнес-направления при отелях.

Стоимость клубной карты фитнес-клуба «Пирамида» рассчитывалась, исходя из стоимости продукта «Мультикарта» — 8 тыс. руб. на 4 месяца с учетом двух продлений в течение года.

Данные получены по запросу от клубов, а также с официальных сайтов и прочих открытых источников, информация о ценах на карты получена методом телефонного опроса.

Продолжение следует.

Аналитическая служба «Реального времени»

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Аналитика

Новости партнеров

Фондовый рынок
  • Татнефть630.9
  • Нижнекамскнефтехим89.15
  • Казаньоргсинтез77.9
  • КАМАЗ102.9
  • Нижнекамскшина43.5
  • Таттелеком0.694