Новости раздела

Ленар Гильмутдинов, главный художник ТЮЗа: «Мы в театре не бараны, чтобы идти за вожаком»

Конфликтная ситуация в ТЮЗе, о которой уже писало наше издание, так пока и не получила положительного разрешения. Существует письмо, подписанное двадцатью шестью сотрудниками театра, которые задают конкретный вопрос: «Изменено ли госзадание детского театра, и он теперь превратится в проектную площадку, или нет?» Министерство культуры на этот конкретный вопрос до сих пор не дало конкретного ответа. Руководитель театра комментировать конфликт отказался. Свою позицию «Реальному времени» озвучил один из самых уважаемых сценографов Татарстана — главный художник ТЮЗа Ленар Гильмутдинов.

Первый в жизни будущих театралов

— Ленар, хотя официально ТЮЗ ушел отпуск, ощущение какого-то неблагополучия остается, как послевкусие от прошлого сезона. Вы много лет проработали в этом театре, как вы можете прокомментировать происходящее? Я бы попросила вас объективно оценить ситуацию.

— Пришел молодой человек Туфан Имамутдинов, точнее, его к нам назначили. Он сообщил, что будет строить свой театр. С одной стороны, это похвально, когда у главного режиссера есть такие глобальные планы. Но тот, кто его назначал, к сожалению, не объяснил Туфану, что пришел он в театр юного зрителя. Это театр со своей историей и спецификой в силу того, что наш театр для многих ребят — первый в их жизни, и от того, что они у нас увидят, в дальнейшем сложатся их отношения с театром вообще. Но Имамутдинов все это игнорирует, как игнорирует и многих людей в театре. Будущий репертуар, который он озвучил, вообще никакого отношения не имеет к театру юного зрителя. Наш новый главный режиссер постоянно пытается нас убедить, что репертуарный театр отжил, и сейчас другое время. Но наш ТЮЗ — это именно репертуарный театр, театр для детей, единственный русский театр для детей в Татарстане. Что значит отжил? Театры нашего формата — это площадка для подготовки будущих зрителей оперного театра, Камаловского, Качаловского.

— Насколько я знаю, техническое оснащение казанского ТЮЗа оставляет желать лучшего.

— Да, это так. И когда нам назначили нового главного режиссера, мы были уверены, что он займется этой проблемой, потому что не очень хорошая материально-техническая база влияет на уровень постановок, все это находится в зависимости друг от друга. Мне кажется, что наше министерство культуры совершило опрометчивый шаг, назначив на должность главного режиссера человека, который не имеет опыта работы. Нам объяснили, что какие-то люди из театра ходили в минкульт, упрашивали назначить к нам этого талантливого молодого человека. Я об этом ничего не знал, хотя я главный художник театра, но людей этих не знаю. Разговор был другой — он шел о том, что трем режиссерам дают сделать у нас спектакли, и потом по результатам работы и их творческих программ выбирают лучшего.


Наш ТЮЗ — это именно репертуарный театр, театр для детей, единственный русский театр для детей в Татарстане

— Да, прошлым летом мне об этом говорила одна из заместителей министра культуры РТ. Идея с кастингом режиссеров была отличная.

— А в результате никакого кастинга не было, нам просто назначили Имамутдинова. И пришел человек, с появлением которого у нас уже ушло четырнадцать классных специалистов, еще многие сотрудники ищут новые места работы, атмосфера в театре сложилась нездоровая. Один человек делает все, что хочет, диктует свою волю, а остальные должны молчать. Но так работать невозможно. В мире творческих людей конформистов нет, мы все взрослые люди и имеем свое мнение, мы не стадо баранов, бегающее за вожаком. У нас есть опыт работы в театре, и с нами надо считаться.

— Ленар, сколько лет вы работаете в должности главного художника?

— С 2006 года, до этого много лет оформлял спектакли во многих театрах Татарстана — оформил более ста спектаклей. Я могу вам сказать с ответственностью, что в цехах ТЮЗа, с которыми мне приходится иметь дело, собраны классные специалисты, но они уходят. А заменить их будет некем, потому что многие профессии утрачиваются. В театральном училище, в художественном училище уже нет педагогов, которые учили этих специалистов. Когда мы говорим Имамутдинову, что тот или иной специалист хочет уволиться, он отвечает: «Да пусть увольняется, сейчас безработица, десять других придут». Но такие не придут, это точно, такие специалисты — это штучный товар. Это не Москва, выбора особенного нет. Конечно, сейчас в театр пришли новые технологии, новые специалисты, но без специалистов старой школы здесь не обойтись.

В цехах ТЮЗа собраны классные специалисты, но они уходят. А заменить их будет некем, потому что многие профессии утрачиваются. В театральном училище, в художественном училище уже нет педагогов, которые учили этих специалистов

— А что говорит об этом худсовет театра?

— У нас сейчас нет худсовета, с приходом нового главного режиссера он перестал существовать, Имамутдинов его отменил. Работать с людьми — это не так просто. Имамутдинов изначально пришел с установкой, что у нас в театре все плохие. Не знаю, кто ему об этом сказал. А нам сейчас нужен человек, который объединит всех в театре, поможет аккумулировать все творческие силы в коллективе. Это необходимо, потому что после ухода из жизни Владимира Чигишева, бывшего нашего главного режиссера, мы переживаем непростой период.

— Я не совсем понимаю: обычно уходят из театра актеры в обиде, что нет ролей, но у вас уходят администраторы, люди из цехов. Там-то в чем причина?

— Люди из цехов уходят из-за необъяснимых требований. Они просто измучены. У Имамутдинова в роли художника выступает его жена, она не сценограф. Первый его спектакль «Любовь людей» по просьбе директора кое-как сделали, собрали, но потом работать просто стало невозможно.

— А что за история с плагиатом у вас произошла?

— Декорация к спектаклю «Любовь людей» — это декорация известного европейского художника к спектаклю по одной из пьес Артура Миллера. Картинка одна и та же.

«Плагиат недопустим»

— Вы ручаетесь за свои слова?

— Да. Но картинка картинкой, а декорацию еще надо сделать, вся нагрузка легла на цеха. Объяснить цехам, что и как, Имамутдинов и его жена не могут, у меня просто не было слов, когда я все это наблюдал. Имамутдинов бегает, на всех пишет докладные директору.

— Кажется, впервые в истории театров Татарстана у нас в дело была замешана полиция. Что за заявление написал на вас главный режиссер?

— Он написал, что я его оклеветал. Хотя я показал ему картину с декорацией, Имамутдинов говорит: «Это наши декорации!» Я ему ответил, что декорации чужие. Я открыто все сделал.

Нам сейчас нужен человек, который объединит всех в театре, поможет аккумулировать все творческие силы в коллективе, потому что после ухода из жизни Владимира Чигишева мы переживаем непростой период

— А чем завершилась ситуация с полицией?

— Да ничем. Я ни на кого не клеветал, никого не оскорблял. Я просто сказал, что нигде, а особенно в государственном театре, недопустим плагиат. Вот и все. Мы же не самодеятельный театр, мы деньги получаем за свою работу. Я главный художник ТЮЗа, в мою работу просто входит обращать внимание на то, что нам подсовывают чужие декорации. Кстати, и в «Войне глазами детей» идея декорации тоже чужая, и об этом я говорил Имамутдинову. Самый легкий способ — это надергать чужих идей и ни о чем не думать.

— Группа сотрудников ТЮЗа была на встрече с министром культуры. Как реагировал на ситуацию Айрат Сибагатуллин?

— Сказал, что приход нового человека — это всегда ломка, это сложно, но все утрясется, работайте спокойно, никуда больше ничего не пишите. Он задал нам вопрос: «Вы что, считаете, что министерство культуры некомпетентно?» Мы ответили, что так выходит. Ну как можно назначать человека даже без малейшего опыта? До того, как меня назначили главным художником, я десять лет работал в разных театрах, например. У меня было огромное количество постановок. А тут человек ни одного дня не проработал в штате ни одного театра. Как нам работать в такой атмосфере, если появился некий полубог, которому все дозволено?

— Ленар, давайте в финале нашей беседы попробуем найти какой-то позитив. Ведь вам в театр нужен главный режиссер, верно?

— Конечно, нужен! Но вот подумайте, для чего человечество в разных религиях создавало и создает храмы? Чтобы объединять людей в молитвах Богу. Главный режиссер — это человек, который объединяет талантливых людей, заражая их своей художественной идеей. Это основа его профессии.

Я с детства ходил в ТЮЗ, и это был другой мир, это был глоток поэзии. Мне кажется, что эту поэзию надо возвращать в театр

— То есть театр — это соборность?

— Да. Не разъединение! Главному режиссеру нужна художественная программа и внятная репертуарная политика. У нас три академических театра имеют хорошие гранты — и слава богу, рад за коллег, так и должно быть. И главный режиссер ТЮЗа должен добиваться, чтобы и на нас руководство республики обратило внимание, но вместо этого Туфан Имамутдинов пишет пасквили, рассказывает о мифическом будущем участии в каких-то фестивалях. А с чем нам на фестивалях участвовать? Не с чем пока.

— У вас есть личное зрительское отношение к ТЮЗу?

— Я вырос в центре Казани, на Свердлова, не самый спокойный район был. Я с детства ходил в ТЮЗ, и это был другой мир, это был глоток поэзии. Впечатления были настолько сильные, что я выбрал профессию театрального художника. Мне кажется, что эту поэзию надо возвращать в театр.

Татьяна Мамаева, фото Романа Хасаева
Справка

Ленар Гильмутдинов родился в Казани, окончил Казанское художественное училище им.Н Фешина, профессию сценографа получал в одном из лучших театральных вузов страны – в ЛГИТМИКе. Оформлял спектакли в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Уфе и других городах. В активе – около ста постановок в профессиональных театрах. Занимается оформлением массовых праздников, работает в кино. С 2006 года — главный художник Казанского ТЮЗа. Заслуженный деятель искусств РТ.

Имамутдинов Туфан Рифович

Новости партнеров