Рафаэль Хакимов: «Сложившиеся традиции историографии мешают оценке реального вклада татар в мировую историю»
Директор Института истории им. Ш. Марджани об этнониме «татар» на ранних этапах истории Евразии. Часть 1

«Реальное время» продолжает публикацию авторских колонок директора Института истории им. Ш. Марджани Рафаэля Хакимова. На сей раз ученый подготовил цикл материалов, посвященных этнониму «татар», вокруг которого, по его словам, мы видим слишком много путаницы и спекуляций.
«Первое упоминание о татарах встречается в надписи в честь Кюль-Тегина в 732 году»
Вокруг этнонима «татар» возникло много путаницы и спекуляций, что осложняет изучение истории Евразии. Основные проблемы связаны со смешением двух имен «татар» и «монгол», а также неопределенностью их этнической и лингвистической привязки. Сложившиеся традиции историографии мешают непредвзятому прочтению первоисточников и оценке реального вклада татар в мировую историю. В калейдоскопе этнонимов и политонимов раннего средневековья путеводной звездой может служить только политическая история. Военное и политическое доминирование того или иного племени определяло возможность сохранения его имени в анналах истории, преемственности культуры и способности народа сохраниться до наших дней.
Первое упоминание о татарах встречается в надписи в честь Кюль-Тегина (732 г.), где речь идет о племенных союзах «отуз-татар» и «токуз-татар» в качестве врагов Кюль-тегина. Тогда татары вместе с киргизами поддержали токуз-огузов, воевавших с тюрками (тюркютами). В 723—724 гг. токуз-татары вместе с токуз-огузами восстают против Элетмиш Бильге-кагана, но, видимо, безуспешно, поскольку есть свидетельство, что Бильге-каган (около 742 г.) «опять подчинил и восьмиплеменных татар», а чуть ниже утверждается, что «в год Свиньи (747 г.), трехплеменные карлуки и девятиплеменные татары почтительно просили стать ханом».
В Терхинской надписи сообщается, что «когда писались эти письмена — о мой хан! — то присутствовали именитые моего Небесного хана, восьмиплеменные татары, семнадцать аз'ских буюруков, сенгуны и тысячный отряд из (народа) тонгра, уйгурский народ вместе с моими тегинами» (753 г.). В период создания Тюркского каганата татары уже играли существенную роль во взаимоотношениях тюрков с китайской империей и, видимо, проявляли относительную независимость. В конце 40-х годов VIII в. они вместе с огузами восстают против Уйгурского каганата и терпят поражение. В рунических надписях упоминается и об одной войне с киргизами. В данном случае для нас важно отметить не ход исторических событий, а этническую самостоятельность татар, они в VII — VIII вв. упоминаются наряду с тюркютами, уйгурам и киргизами, при этом кипчаки и монголы еще не фигурируют в качестве политической силы.
Китайцы татар называли та-та (да-да), у китайцев нет звука (иероглифа) «р». «И в настоящее время, — пишет Мунир Ерзин, — китайцы татар Татарстана в письменном виде обозначают этими двумя иероглифами – тата[эр]жень (татар, татарин) и Республика Татарстан – Тата[эр] гунхэго». По его версии, «та-та –
иероглиф, обозначающий татар, сам по существу состоит из двух знаков. Его левый знак передает значение слова, а правый — звучание слова (тональность произнесения слова). То есть левый иероглиф передает понятие выделанная кожа (булгар), а правый — фонетическое качество. У этого иероглифа, состоящего из двух знаков, нет другого смысла, он специально создан только для наименования народа — татар». Связь этнонима «татар» с выделкой кожи «булгар» всего лишь одно из множества мнений, имеющих право на существование. Важно отметить, что не китайцы назвали народ именем «татар», они всего лишь воспроизвели этноним, специально создав иероглиф для его обозначения.
«У татар все люди отважны и воинственны»
Этимологию «татар» пытались выяснить ряд исследователей (Н.Ф. Баскаков, П. Пелльо, Г.-Дж. Рамстедт, Н. Кычанов и др.), они опирались на различные основания, но, скорее всего, этноним связан с каким-то древним предком по имени «Татар». Происхождение самоназвания хотя и любопытно, но не столь существенно, ведь судьба этнонима больше связана не с собственно этнической, а политической историей.
Изначально имя «татар» носили племена, жившие на севере от Великой китайской стены, а также в степной зоне Центральной Азии. В работе «Полное описание монголо-татар» («Мэн-да бей-лу», 1221 г.) сказано: «Земли, на которых впервые возвысились татары, расположены к северо-западу от [земель] киданей. Племена [татар] происходят от особого рода шато». Под именем «шато» имеется в виду союз племен западных тюрков, обитавших в VII в. в районе Ферганы. В VIII—Х вв. отколовшиеся группы шато проживали на территории современных провинций Шэньси, Ганьсу и Шаньси. Китайский историк Ван Го-вэй поясняет, что в этом случае речь идет о «белых татарах». Он приводит следующее свидетельство: «У татар все люди отважны и воинственны. Те, которые ближе к китайским землям, называются культурными татарами. [Они] умеют сеять просо, варят его в глиняных котлах с плоским дном и едят». Рашид ад-дин «белых татар» относит к тюркам и пишет, что они из тех народов, «которые не столь давно получили имя монголов». Кроме земледельцев-татар были кочевые «черные» татары и так называемые «дикие/незрелые» татары.
В летописи «Краткие сведения о черных татарах» записано: «Государство черных татар (т. е. северного шаньюя) называется Великой Монголией». Северным шаньюем китайцы называли племенных вождей северных хунну (сюн-ну) после разделения хунну на северных и южных. Северные хунну занимали территорию расселения современных монголов. «Черные татары», продолжает летопись, «живут в куполообразных хижинах (т. е. в войлочных шатрах). У них не строятся города со стенами и [каменные] здания. [Они] кочуют с места на место в зависимости от [наличия] воды и травы [для скота] без постоянных [маршрутов]. Вообще место расположения охотничьего шатра татарского правителя всегда называется «волито»». Под «волито» автор летописи имеет в виду древнетюркское слово ordu или ordo в значении «лагерь» или «дворец». «Что касается его золотого шатра (стойки [внутри] сделаны из золота. Поэтому [шатер] называется золотым), то когда [вместе с ним] ставятся шатры всех незаконных императриц вместе со стойбищем [других подданных], только [это] называется «большой ордой» (yeke ordu)». Китайцы в начале ХIII в. часто монголов Чингизхана называли хэй-да «черные татары». В «Мэн-да Бэй-лу» читаем: «Нынешний император Чингис, а также все (его) полководцы, министры и сановники являются черными татарами».
Китайские источники выделяли также «диких татар» Южной Сибири, промышлявших охотой и рыбной ловлей, они управлялись старейшинами, у них не было ханов, за что их и называли «незрелыми». «Так называемые дикие татары весьма бедны да еще примитивны и не обладают никакими способностями. [Они] только и знают что скакать на лошадях вслед за всеми [другими]», свидетельствует «Мэн-да Бэй-лу». Как видим, деление татар на «белых», «черных» и «диких» дано по типу ведения хозяйства.
«Надо иметь в виду, что порой приставка «татар» отсутствует в самоназваниях племен»
Важно иметь в виду, что различные татарские племена носили различное самоназвание. Отсутствие в источниках этнонима «татар» еще не означает, что там не присутствуют татары — они просто могут иметь другое имя. В «Сокровенном сказании» упоминаются айриуд-буйрууд, обое, дербен. Подразумевается, что они все относятся к татарским племенам. В тексте читаем: «Однажды Амбагай-хаган лично отправился провожать свою дочь, которую он выдавал в замужество к Татарам из племени Айриуд-Буйрууд, что на реке Уршиун между озерами Буюр-наур и Колен-наур. В это-то время Амбагай-хагана и схватили Татары Чжуинского племени и повезли к Алтан-хагану Китадскому». В свою очередь дербен-татары не были однородным племенем и делились на чаан-татар, алчи-татар, дудаут-татар и алухай-татар. Рашид ад-дин называет шесть главнейших татарских племен: татары-тутукулйут, татары-алчи, татары-чаган, татары-куин, татары-терат, татары-баркуй. Были и другие татарские племя, как-то хойин, нераит и т. д. «Племя тутукулйут — самое уважаемое из [всех] татарских племен», — добавляет он. Порой приставка «татар» отсутствует в самоназваниях племен, поскольку в те времена и так знали, что они из татар. Рашид ад-дин приводит следующий пример: «Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют — тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется тутукуличин. Происходящие из племени куин-татар — куитай и куичин, из племени терат — терати и тераучин».
Множество самоназваний возникало естественным образом ввиду размножения населения. Любое отделившееся племя отличалось от родительского своим именем, при этом исчезало указание на его татарское происхождение. «Материнский» этноним сохранялся только в имени старшего сына — легитимного наследника власти отца. Н.Н. Крадин, исследуя генеалогию Чингизхана, пишет о традиционном механизме легитимации: «Вождь, добившийся некоторого успеха в объединении племен под своей властью, дает имя общности, иногда со ссылкой на авторитет прошлого. Так, Хабул-хан дает наименование своему союзу кият. Хотя можно предположить, согласно легендарным сведениям, что этот этноним отмечался еще на первой территории проживания монгольских племен. Этническое имя закрепляется за старшими потомками клана Хабул-хана. Изложение событий из жизни Есугэй-бахадура, отца Чингисхана, предваряется констатацией его места в генеалогии: «§ 50. У Бартан-Баатура было четверо сыновей: Менгету-Киян, Некун-тайчжи, Есугай-Баатур, Даритай-отчигин», где, как видим, этноним присутствует в имени старшего сына — легитимного наследника власти отца». Ссылаясь на разные самоназвания племен, мы можем воспринять их в качестве различных народов, хотя на самом деле они могли быть ближайшими родственниками и помнить о своем происхождении — при объединении в союзы они возвращались к «материнскому» имени, как в случае «Алты татар», «Токуз татар», «Отуз татар» и т.д.
Нельзя исключать и другого процесса, о котором пишет Рашид ад-дин: «Из-за (их) чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при всем различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами». Уже в глубокой древности татары подчинили себе другие тюркские племена, вплоть «до границ Хитая», которые стали называться по имени господствующего племени. В этом случае этноним «татар» становился политонимом. Нечто аналогичное происходило и с именем «монгол», который с возвышением Чингизхана становится политонимом, а потому многие племена стали называться монголами, как раньше назывались татарами, свидетельствует Рашид ад-дин. Однако при этом он делает весьма существенное примечание, что, мол, и поныне от Китая до Дешт-и Кыпчака и Магриба все тюркские племена называются татарами. Даже впоследствии, когда Чингизхан прославился на весь мир как великий завоеватель, летописцы Монгольскую империю неизменно называли Татарией, но не Монголией. Со временем вся Евразия стала отождествляться с «Татарией», что и зафиксировано на средневековых картах.
«Китайцы якобы называли «татар» всех некитайцев — что-то вроде аналога слова «варвар»
Немало существует объяснений имени «татар» как экзоэтнонима, так, мол, китайцы называли всех некитайцев — что-то вроде аналога слова «варвар». Н.Ц. Мункуев считает, что китайцы, которые столкнулись с некоторыми из татарских племен, «распространили их название на все монгольские и даже немонгольские племена, обитавшие на территории современной Внешней и Внутренней Монголии и Западной и Южной Маньчжурии». Он исходит из того, что «племена татар, название которых китайцы распространили на все монгольские племена, как известно, были врагами рода Чингис-хана и были истреблены последними задолго до 1221 г.». Нет смысла китайцам монгол называть татарами, тем более, если татары были истреблены.
Существуют также мнение, что китайской канцелярии было предписано в донесениях исправлять самоназвание «монгол» на «татар» или, в крайнем случае, «монголо-татар» («мэн-да»). Получалось, что китайцы, столетиями жившие с татарами бок-о-бок, воевали и торговали с ними, в то же время не понимали, с кем имеют дело. В этой связи сошлемся на авторитет Н.Я. Бичурина, который пишет: «Здесь важно заметить, что Китай, со времени открытия монголов, тунгусов и тюрков, доныне всегда находился в политических связях с помянутыми народами, и всегда отличал один народ от другого». На самом деле китайские чиновники и историографы очень хорошо различали народы, при этом они писали не только о племенах, но и о династиях, расписывали их титулатуру, они пользовались выражением «монголо-татары» не в этническом, а политическом смысле, понимая под монголами династию, а под татарами — его народ (будун). Европейские летописцы тоже не были наивными наблюдателями, многие из них ездили для разведки, напуганные нашествием татар в Европу, — им надо было знать, с кем имеют дело. Король Венгрии Бела IV к германскому королю Конраду IV прямо пишет: «свирепые народы, именующие себя татарами, пришли с востока, как саранча из пустыни, и опустошили Великую Венгрию, Булгарию, Куманию и Россию, а также Польшу и Моравию». В письме ясно сказано, что «свирепые народы» сами себя именовали «татарами».
Следует осторожно отнестись к мнению о навязывании этнонима «та-тар» покоренным народам Монгольской империи. В чем здесь политический замысел? Монголам это точно не нужно, как и китайцам, а больше навязывать некому. Некоторые авторы предположили, что этноним «татар» был изобретен в ХIХ в. идеологами нациостроительства, вроде Шигабутдина Марджани, якобы подменившего исконное имя «булгар» на искусственное «татар». Так, Михаэль Кемпер пишет: «Определением «татарский народ» Ш. Марджани конструирует этнос, который он ставит на место религиозно дефинированного и мультиэтничного «булгарского» культурного сообщества». Действительно, в памяти татарского народа сохранились воспоминания о Булгарском государстве, как, впрочем, и о Золотой Орде и Казанском ханстве, но это не говорит о каком-то раздвоении самосознания или навязывании этнонима «татар» просветителями ХIХ века. Столь же несостоятельно предположение об отказе татарами от исконного самоназвания в пользу этнонима «мусульманин». Татары действительно себя называли «мусульман» в соответствии с существовавшем в Российской империи сословным делением, что вполне сочеталось с этнической идентичностью. Встречаются и вовсе экзотические случаи изложения истории Евразии, где этноним «татар» полностью отсутствует, что трудно обсуждать из-за абсурдности такого желания избавиться от «татарской проблемы».
Топонимы и гидронимы, связанные с татарами, опровергают утверждение об имени «татар» как экзоэтнониме. В названиях местности, гор, озер, рек, ручьев, горных вершин, населенных пунктов имя «татар» встречается в самых разных странах: Китай, Иран, Пакистан, Афганистан, Турция, Средняя Азия, Азербайджан, страны Восточной Европы, включая Боснию, Сербию, Македонию, где есть целые административные единицы, горные хребты, долины. Они не единичны и не случайны. Возьмем, к примеру, Японию, очень далекую от основных театров нашествий татар, — там можно ожидать минимальное присутствие татар в отличие от Азии или Восточной Европы. По устному сообщению Владимира Курбатова, на о. Хонсю между городами Аоморе и Хатинохе расположены гора Tatara yama (гора) и Tatara san. К северу от Токио есть болотистый островок Tatara numa (болото), севернее г. Убе примостилось озерцо Tatara saki, в западной части о. Рюкю — Tatara shima (остров) и река Tatara gawa (река). Кроме того, на полуострове Ното есть селение Kazan shi, у мыса Сата — холмистая местность Kazan и в составе архипелага Нампо в Восточно-Китайском море имеется группа островов Kazan retto. Очевидна неслучайность появления таких названий и в таком количестве, иначе говоря, татары в Японии оставили заметный след, причем задолго до попыток Хубилая силой покорить Японские острова. В частности, технология выплавки металла «tatara» для изготовления самурайских мечей по сведениям японских ученых появилась примерно в VII в. Топонимы не только указывают на длительность пребывания татар в Японии, но их невозможно было навязать силой, они отражают самоназвание народа.
«Наиболее осведомленный из средневековых историков считал язык татар тюркским»
Некоторые специалисты (Й. Маркварт, С.М. Ахинджанов и др.) считают ранних татар монголоязычными, что вызывает большие сомнения, поскольку все доказательства строятся на косвенных свидетельствах или на вольной интерпретации источников. У Н.Я. Бичурина читаем: «Хягас по первоначальному своему составу должно быть государство Монголо-тюркское и состоит из двух народов: тюрков и монголов. Тюрки, иначе татары, суть коренные жители, а монголы суть их повелители, известные прежде под названием хуннов, а в сию эпоху назывались они хойхусцами. В переговорах с китайским посольством при Дворе хягасов, вероятно, употребляли хойхуский язык, как [язык] господствующего народа, известный китайцам; и потому посланник написал, что хягасы говорят хойхуским языком; в самой же вещи [в самом же деле] хягасы говорили татарским языком, что доказывают слова: Ай месяц, Вэй титул министра». В данном случае смена имени «хунн» на «монгол», а затем на «хойху» (уйгур) не должна удивлять, ибо речь идет не о смене этничности, а о названии правящих «Домов». Нам важно отметить, что не только татары, но и хягасы (киргизы) говорили на татарском языке. Близость тюркских племен и их языков общеизвестный факт. Абу ал-Истахри пишет: «А что касается Туркестана, то у токуз-огузов, хырхызов, кимаков, гузов и хазладжей — один и тот же язык, и все они [происходят] один от другого». Рашид ад-дин, наиболее осведомленный из средневековых историков, язык татар считал тюркским.
Выдающийся знаток тюркских языков Махмуд аль-Кашгари главу, где перечисляются народы, назвал «О составе тюрков», куда включил и татар. Он дал классификацию тюркских языков, заметив, что наряду с чомулами, «кай, ябаку, татар и басмыл, каждое объединение из них имеет особое наречие (luya) и вместе с тем хорошо владеют тюркским языком». Это свидетельство посчитали достаточным для утверждения о монголоязычности татар. Однако у аль-Кашгари речь не идет о монгольском языке, просто для него татарская речь отличалась от тюркского (в смысле тюркютского) и его родного караханидского наречия. В то время не было обобщающего понятия «тюрки», поэтому под ним понимали конкретно тюркютов в отличие от татар, уйгур, киргизов и некоторых других. Точно также рассуждая о заменах огузами гайн на алиф, он противопоставляет огузское наречие тюркскому, хотя на самом деле речь идет о тонкостях произношения, а не о разных языках. Махмуд аль-Кашгари, отмечая особенности языка различных тюркских народов, добавляет, что они проявляются в чередовании или усечении отдельных букв, что никак нельзя трактовать в качестве подтверждения монголоязычности татар.
Исходя из его свидетельств, невозможно говорить и о наличии смешанного татаро-монгольского языка, как утверждает С.Ш. Казиев: «На наш взгляд, язык кай и татар мог быть языком этнических групп смешанного тюрко-монгольского происхождения, своего рода lingua franca, понимаемаемый и монголоязычными, и тюркоязычными группами». Возможно, какие-то татары знали два языка, но о существовании в прошлом татаро-монгольского языка нет никаких свидетельств. Само использование термина «монголо-татары» («мэн-да») появилось в китайских источниках в связи с восшествием на престол Чингизхана, объявившего о монгольской династии, после чего к традиционному «та-та»/«да-да» добавился иероглиф «мэн», указывающий на присутствие правящей династии. Из этого никак не выводится наличие тюрко-монгольского пиджина, как утверждает С.Ш. Казиев: «Татары относились к кругу шивэйских племен, имевших наиболее интенсивные контакты с тюркоязычными племенами, и потому владели древнетюркским языком, либо же общались на тюрко-монгольском пиджине, что и было отмечено ал-Кашгари». Махмуд аль-Кашгари ни о каком пиджине даже не заикается, его свод тюркских слов посвящен нюансам тюркских наречий.
Предположение о монголоязычных татарах построено на мнении, что монголы, безусловно, говорили только на монгольском, а вот с татарами надо, мол, разбираться. Почему не предположить обратное? Нельзя исключать знание средневековыми монголами татарского языка. Так, по тексту «Сокровенного сказания», видно, что Чингизхан свободно общается с представителями явно тюркоязычных онгутов («белых татар»), карлуков, уйгур. Это не значит, что все вокруг говорили на монгольском, логично предположить, что Чингизхан знал татарский язык. Субэтей-багатур обращается к кыпчакским вождям с предложением о мире: «Мы и вы — одного племени и происходим из одного рода, а аланы нам чужие. Мы с вами заключим договор, что не причиним друг другу вреда, мы дадим вам из золота и одежд то, что вы пожелаете, вы же оставьте нам [аланов]». Это не говорит о монголоязычности кыпчаков или знании ими двух языков. В равной мере можно предположить знание Субэтеем татарского языка. Более того, здесь прямо говорится, что монголы и кыпчаки одного рода, иначе говоря, тюрки.
Продолжение следует
комментарии
Но хотелось бы узнать, какое отношение древнетюркское племя "татар" с далекого Алтая имеет отношение к современным казанским "татарам".
Почему отдельные казанские татары вдруг решили, что только они и именно они "прямые" потомки тех "далёких" (и в географическом, и во временном смыслах) алтайских татар.
Почему например казахи и другие тюркские народы например некоторые народы Кавказа (и не обязательно тюркские), которых до начала 20 века тоже называли "татары" отказались от этого "этнонима", "политонима", "соционима", "культоронима", "конфессионима" и т.д.
Почему в конце-концов Ленин и Троцкий настояли в 1920 г., когда они "расчленяли" (во всех смыслах этого слова) Россию по национальному признаку, на названии - Автономная ТАТАРСКАЯ Советская Социалистическая Республика, когда в 1918 г. провалился их явно - мягко говоря - провокационный план создания ТАТАРО-БАШКИРСКОЙ АССР?
Были же предложены и многочисленные другие названия "этнических" образований в Поволжье и большинство из них было на основе ГЕОГРАФИЧЕСКИХ понятий, а не национальных.
Вопросы очень простые, если не сказать "детские".
Но ответы на них чрезвычайно сложные.
Но как говорится в народе - "Взялся за гуж, не говори, что не дюж".
Уверен, что уважаемый академик Р.С.Хакимов в очередной раз предоставит читателям уважаемого РВ увлекательное, интересное и захватывающее чтение.
1. Например, говорят Чингисхан не любил, когда его называли татарином на основании того, что, якобы, по-китайски, татар, всё же, означает степняк, пастух, скотник. Для него это являлось оскорбительным.
2. Монголы сами были притесняемые манчжурами. И был всегда очень бедный народ. Собрать армию в поход в порядке 200 тыс. воинов ( я беру самое малое - некоторые утверждают от 800 тыс. до 1 млн) они просто бы не смогли. Даже чисто из финансовых соображений.
3. Не смог бы и Чингисхан, тем более затем преодолеть около 5 тыс. км. по вражеской территории. Да ещё по непролазной тайге и бездорожью.
4. Значит Чингисхан всё же был местный парень, которого, очевидно, местные племена тюрков попросили объединив их создать некую Империю. Иначе им надоела постоянная междуусобица между собой.
5. И не этноним "монгол" был заложен в основу Чингисханом, а скорее всего словосочетание "мэнге ил", что переводится как вечная страна. Или всё же связано с другими этнонимом МОГОЛ. Не зря после распада Золотой Орды ханом Бабауром, который, якобы являлся потомком и Чингиза, и Тимура была основана другая Империя Великих МОГОЛОВ.
Не спорю с Хакимовым. Просто утверждаю, что история наших предков ещё даже не паханное поле. И однозначно в ней трудно что либо утверждать или опровергнуть.
Габдель Юссон.
Тогда Вы, возможно, не будете допускать базарные выражения : " Говорят, что Чингиз хан не любил, когда его называли татарином...".
А Ваше выражение :" Просто утверждаю, что история наших предков еще не паханное поле"- это апофеоз бессмыслицы. Фразеологизм: "непаханное поле" означает предстоящий огромный объем работы. Да, Вам надо "пахать и пахать" в смысле самообразования.
Господин анонимщик. Я достаточно читал в своё время. Вы уже не в первый раз стараетесь уязвить меня. И Яна, и Гумилева. И сейчас читаю. 7-томник, правда, ваш не читал. Думаю для меня он будет не интересен. ВААЩЕ. Перечитывайте его сами. И повышайте своё самообразование, интеллект и культуру.
Габдель Юссон.
Но если выделить суть, статьи, сделать выводы, то можно "уложиться" в несколько предложений.
"Сокровенное сказание монголов" 1240 года написано на МОНГОЛЬСКОМ языке.
На МОНГОЛЬСКОМ языке , а не на тюркском (татарском).
И Чингизхан говорил, отдавал и писал приказы и законы на МОНГОЛЬСКОМ языке - это исторический факт.
Вполне возможно, что МОНГОЛ Чингизхан знал и тюркский зык, возможно знал и китайский, а возможно знал и ещё несколько языков, но это не делает его тюрком (татарином) или китайцем.
Продолжение статьи должно быть будет таким же интересным и захватывающим.
Как тюркские племена с Алтая "расселились" по всей Евразии - уникальное событие.
С расселением тюрок с гор Алтая по всей Евразии может сравниться только расселение славян из болот и лесов Центральной и Восточной Европы также по всей Евразии.
И там, где встречались тюрки и славяне обязательно почему-то появлялись "русские".
А если серьёзно, то Ваше эмоциональное высказывание остается Вашим личным мнением - которое лично я уважаю.
Но для того, чтобы Ваше личное мнение стало НАУЧНЫМ фактом (или хотя бы НАУЧНОЙ гипотезой) необходимо привести факты, аргументы, доказательства.
Вот этим и "занимается" уважаемый академик Р.С.Хакимов в своей статье, продолжение которой обещает быть также очень интересным.
И еще немаловажное - эти факты, аргументы и доказательства должны быть приняты не только "обывателями" (в хорошем смысле этого слова), но и УЧЁНЫМИ.
Пока общепринятая парадигма у УЧЕНЫХ - Чингизхан был МОНГОЛОМ и разговаривал на МОНГОЛЬСКОМ языке, на МОНГОЛЬСКОМ языке писались и законы, указы и приказы МОНГОЛЬСКОЙ империи, в том числе и в Золотой Орде - небольшой части империи.
"Поскольку мы вознамерились оставить грядущим поколениям [наш труд] как память о себе и надеемся избавиться от гнета, довлеющего над нами, опишем вкратце для любознательных читателей ВНЕШНОСТЬ и ЯЗЫК их . Внешний вид их был адским и наводил ужас. Борода не росла, лишь у некоторых росло несколько волосков на губах или подбородке, глаза узкие и быстрые, голос тонкий и пронзительный. Живут они долго".
Как видим европейские и армянские историки описывают типичных монголоидов. Ничего и близко нет похожего на европейскую внешность.
А на каком языке говорили МОНГОЛЫ , которых китайцы , европейцы, русские, арабы ,а также и армяне называли ТАТАРАМИ ? Армянские источники отвечают и на этот вопрос - на МОНГОЛЬСКОМ . Киракос Гандзакеци пишет, приводя примеры монгольских слов:
"Язык их дик и непонятен нам, ибо бога они называют тангри, человека — эрэ, аран, женщину — эме, апджи, отца называют эчка, мать — ака, брата — ага, сестру — акатчи, голову — тирон, глаза — нигун, уши — чикин, бороду — сахал, лицо — йюз, ниур, рот — аман, зуб — схур, сидун, хлеб — отмак, быка — окар, корову — унэн, барана — гойна, ягненка — гурган, козу — иман, лошадь — мори, мула — лоса, верблюда — таман, собаку — нохай, волка — чина, медведя — айтку, лису — хонкан, зайца — таблга, тула, курицу — тахеа, голубя — кокучин, орла — буркуи-гуш, воду — усун, вино — тарасун, море — наур-тангыз, реку — моран-улансу, меч — иолту, лук — ныму, стрелу — сыму, царя — мелик, патрона — ноин, великого патрона — екка ноин, страну — эл, иркан, небо — гога, солнце — наран, луну — сара, звезды — сарга, хутут, свет — отур, ночь — сойни, писца — битикчи, сатану — барахур, элэп и тому подобные варварские названия, которые в течение многих лет были нам неизвестны, а теперь поневоле стали известны".
Не нужно иметь семи пядей во лбу , что бы понять что это язык-МОНГОЛЬСКИЙ
Монгольский и тюркские языки --входят в ОДНУ Алтайскую семью языков и по этому у них есть общие СЛОВА .
Но мы здесь видим по большей части МОНГОЛЬСКИЕ СЛОВА , которых нет в тюркских языках .
У МОНГОЛ языческий Бог ТЕНГРИ , как у кипчаков ,так и как у почти у всех остальных тюрков.
У Поволжских татар языеским Богом был НЕ ТЕНГРИ , а ХОДАЙ
Кстати , поволжские татары внешне резко отличаются от явно выраженных монголоидов -завоевателей , описанных Гандзакеци
Киракос Гандзакеци
Биография
Киракос Гандзакеци родился в самом начале XIII века, около 1203 году, в районе Гянджи, согласно сообщению его же «Истории Армении» «в стране Гандзак». Учился в школе монастыря Нор Гетик в области Кайен у Ванакана Вардапета. После 1215 года продолжил обучение в монастыре Хоранашат, в 1225 году перебрался в Лорут. Весной 1236 года Киракос Гандзакеци попал в плен к монголам, откуда сбежал осенью того же года и вернулся в Армению.
Или что-то изменилось за эти 50 лет?
Не надо провоцировать - иначе пойдет дискуссия о том, что такое "история", и кто такие "историки"...
По свидетельству грузинского историка (что видно также из текстологического анализа Хронографа), он пользовался источниками различного характера, как письменными, так и устными 3. Некоторые подробности описания быта и истории монголов в этой хронике СОГЛАСУЕТСЯ с данными МОНГОЛЬСКИХ источников. Однако автор вряд ли пользовался ими непосредственно. На этот счет ОН ДЕЛАЕТ вполне ясное заявление “В древних книгах где-либо не найти повести о них”. Выясняется, что аноним ВРАЩАЛСЯ В БЛИЗКИХ К МОНГОЛАМ общественных кругах, где он и мог получать необходимые ему сведения.
Среди разнообразных исторических материалов, сообщаемых анонимом, особый интерес может вызвать зафиксированное им сказание о Чингисхане. Перевод и исследование этого сказания публикуются на русском языке впервые.
Повесть о Чингиз-каене, как явился он в стране Восточной
В стране Солнечной на Востоке, которую именуют Чинмачин, явились люди некие из местности дивной, именуемой Каркорум, ЧУЖДЫЕ ликом, нравами и ВНЕШНОСТЬЮ . Ибо в древних книгах где-либо не найти повести о них, потому как суть ОНИ ЧУЖДЫ по языку, ЧУЖДЫ обличьем, чужды бытом; не знали вкуса хлебного, но мясом и молоком бессловесных питались.
Однако были телом совершенны, плотью дородны и мощны ногами, с глазами узкими и карими, удлиненными и яркими; большеглавые, с волосами темными и частыми, плосколобые, с носами настолько низкими, что щеки возвышались над носами и видны были лишь маленькие ноздри; губы малые, зубы ровные и белые; совершенно безбородые. Такие необычные имели они лица.
----------------------------------------------------------
описаны настоящие монголоиды
"Уйгуры же были служителями идола, которого называли Куджном. Обрели они письмо с малым [количеством] букв, ибо пишут они книги 5 имея [в алфавите] шестнадцать букв, которые просты для изучения и легко понимаемы. Они же создали в виде короникона [цикл] двенадцать лет по названию двенадцати бессловесных животных и каждого бессловесного животного поставили во главе каждого года, как некогда в древности мудрые эллины [создали] двенадцать зодиаков, что суть звезды и созвездия солнца и луны.
Каждому из этих созвездий отвели они по тридцать солнечных дней (и суть они животные, но [знаки] зодиака), также во главе каждого года отвели место одному животному и по истечении двенадцати [лет] животных начинали заново... достигнув двенадцатого года, вновь начинают счисление лет, которые называют так: Колгунджил, Укурджил, Парсинджил, Тавлаинджил, Луилджил, Могилджил, Моринджил, Кокинджил, Мечинджил, Таганджил, Нохинджил, Какаинджил. Таковы названия двенадцати животных, каждому из которых отвели главенство каждым годом и первым из них сделали Колгуна, которое есть Мышь, затем идут Корова 6, Леопард, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Это имели они для счисления лет, КАК МЫ, ГРУЗИНЫ , короникон.
В обычае же было у них поклонение единому богу, которого на языке своем называли ТЕНГРИ . И начинали писать так: “Мангу Тенгри Кучундур”, то есть: “Силою бессмертного бога”.
---------------------------------------------------------------------------------------
Мы видим , что названия животных на монгольском языке , а не на тюркском
"
Обходились они малым [количеством] пищи, ибо ели всякую тварь: плоть кошачью, собачью и всякую.
Племя их прежде, так же, как и ныне, делилось на множество родов, из которых упомянем лишь двенадцать названий: первейший род: Сакиры, [затем] Хинди, Каты, Налир, Оирд, Сулдус, Нахимы, Конкард, Мангут, Тангуты, Каит и Угуры. Они НАЗЫВАЮТ себя на ЯЗЫКЕ своем "МОНГОЛ", грузины же — ТАТАРАМИ , коих представлю единым миром."
---------------------------------------------------------------------------------------
Мы видим , что грузинский автор поясняет , что они себя называют "МОНГОЛАМИ" , но грузины их называют татарами .
Но всем известно , что настоящее имя народа -- это САМОНАЗВАНИЕ , А НЕ ВНЕШНИЕ ЭТНОНИМЫ , которые даются этносу ЧУЖИМИ НАРОДАМИ, котторых может быть НЕСКОЛЬКО
Самоназвание покорителей Грузиии, пришедших из Азии в 13 веке- как видим это этноним "МОНГОЛ"
А если их "смешать" на 100 процентов получится "русский"...
А мы знаем , что Чингиз хан был татарин, звали его Тимерчи (н)-Кузнец. Жил он в Каракоруме (который сам основал) -Черный уголь-черный бриллиант. Все это татарское. С какой стати хальха-монгол (нынешний монгол, близкий к калмыкам, тувинцам, буряты и др.) стал бы называть свою столицу Каракорумом. И пролив Татарский, и озеро Байкал, и река Ангара, .... все говорит только об одном. Об татарском, об тюркском.
Историю 13 века он писал на армянском ДЛЯ СВОЕГО АРМЯНСКОГО народа .а не для других .По этому" нашим и вашим"- здесь не проходит
Другие народы пользуются его трудом , для более глубокого представления монгол-завоевателей 13 века ( вчастности я , поволжский татарин , пользуюсь его трудом )
Почему Вы пропускаете посты .где нет науки , а одни голословные заявления, без доказательств ??
Я понимаю , что Вы здесь хозяева сайта и мы не можем что то требовать
Но они своми постами СНИЖАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДИСКУССИЙ и на это нельзя смотреть спокойно
07-33-прекрасный , интеллектуальный , остроумный пост .
А посты 09-12 и 09-57 с железными аргументами доказывают , что завоевали полмира в 13 веке -- именно МОНГОЛЫ
В.Н. Татищев. История Российская. Часть I. Глава 18
18 век
Таким образом, антропологическая структура татар Среднего Поволжья и Приуралья СКЛАДЫВАЛАСЬ еще в ДОмонгольское время, в рамках Волжской Булгарии. Основным фактором расообразования явилась метисация между пришлым, тюркоязычным и местным, финно-угроязычным населением. Политические, экономические, культурные и особенно языковые изменения, произошедшие на Средней Волге в ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ ВРЕМЯ и в последующие исторические эпохи, НЕ ВНЕСЛИ существенных изменений в РАСОВЫЙ ОБЛИК местных народов
(Ефимова, 1991. С. 72; Алексеева, 1971. С. 254).
Научное пособие «Татары»
отв.редакторы: Р.К. Уразманова, С.В. Чешко
рецензенты : к.и.н. Ш.Ф.Мухамедьяров к.и.н. Трепавлов
Институт этнологии и антропологии им.Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Институт истории Академия наук Татарстана
Москва «Наука» 2001 г.
Просто сравните лица уйгур и татар. Я, когда служил под Алма-Атой, столкнулся с уйгурами. Один к одному- наши казанские татары. При этом скромнейшие, интеллигентные люди.
но у них бытует сказка, что норвеги им далекая родня..))
Профессор Н.М.Малиев в своем труде "Материалы для антропологии восточного края России" что А.Бер на антропологическом съезде в Геттингене обратил внимание присутствующих на тот факт , что теперешние ТАТАРЫ живущие в окрестностях Казани РЕЗКО ОТЛИЧАЮТСЯ от других татарских племен ведущих номадную жизнь в степях востока и питающихся преимущественно животной пищей . Описывая далее лицо КИРГИЗА (КАЗАХА) :
с выдающимися скулами и сильно развитым челюстным аппаратом , он
НЕ НАХОДИТ его сходным с Казанскими ТАТАРАМИ , хотя последние говорят на одном и том же языке.
Лица наших ТАТАР , по его мнению , УЗКИЕ и часто ДЛИННЫЕ , с БОЛЬШИМ выдающимся , нередко ОРЛИНЫМ НОСОМ .
Черепа у них "средней формы ЯЙЦЕВИДНОГО очертания".
А истина одна. Чингиз хан татар из рода мэнге. Татары-монголы основали множество государств. Современные татары, естественно, потомки Чингиз хана. Все татары , за редчайшим исключением, являются кровными родственниками Чингиз хана, т.е. произошли от него. Это доказывается элементарно математически в соответствии с геометрической прогрессией, по которой развивается род в нормальных условиях (без геноцида, природных катаклизмов и т.п.).
----письменные источники современников событий .
----результаты антропологических исследований
--результаты археологических и этнографических исследований
--результаты генетических исследований
Здесь в дискуссиях ,РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ этих наук --НЕ ПРИВОДЯТСЯ ...
Даже первоисточники , т.е описания современников исторических событий ---почти НЕ ПРИВОДЯТСЯ
Без всего этого -НЕЛЬЗЯ ДАТЬ ОТВЕТ на поставленные вопросы .
По этому просьба участникам учитывать эти условия ведения дискуссии
ответили ли историки точно на вопрос о природе появления ярких пассионарных суперэтносов и их последующее исчезновение?
хороший пример, который коррелируется с текстом статьи - дунайская болгария - ее этногенез.
проще говоря: есть племена, у которых есть общее название булгары, они более пассионарные и приходят на земли, где находится менее пассионарный в краткосрочной перспективе, но сильный "славянский этно-субстрат" - в долгосрочной перспективе.
более сильные сейчас, но малочисленные, отдают свои имя, силу и этноимпульс более слабым, но многочисленным, делая их более сильными, пассионарными сейчас (вместе воевали с византией) и на будущее, сами при этом растворяются вместе со своим языком и своей кровью и религией.
ведь сами болгары всегда протестуют, когда их называют тюрками, при этом аспаруха-тюрка чтят.
вот такую схему можно попробовать в сопоставимых аналогиях наложить на тему татаро-монгольского вопроса.
некие немногочисленные монголы дали на тот момент импульс неким многочисленным тюркам-татарам, которые занимали огромные территории, объединили их и направили по единому вектору.
сами исчезли. со своими генами. везде больше закрепилось название татары - чаще у завоеванных народов.
так дунайские болгары (славяне) носят не свое имя. кровь у них и язык не тюркский.. ну не считая период под османами, но это другая тема..
видимо, также волжские булгары, взяли имя татары.
хотя во многом навязали, но достойного сопротивления и отторжения этого названия тоже не было - значит, некое согласие с этим пости самоназванием уже было.)
те же казахи могли это название взять..
а есть пример половцев-кипчаков - язык оставили, но имя не смогли.
но это не отменяет понимания самого вышеописанного процесса этногенеза..
Ученый араб, секретарь Багдадского посольства Ибн Фадлан в своей Книге прямо пишет, что в 922 году на Средней Волге добровольно приняли Ислам часть славянских племён, у которых "царем" и элитой были тюрки-булгары.
Как и на Дунае тюрки и славяне образовали новое государства - на Дунае государственной религией стало Христианство, а на Средней Волге государственной религией стал Ислам.
их скорей всего он и называл славянами.
когда была реальная славянская экспансия на волгу?
хотя в целом процесс один - для дальнейшей эволюции многочисленного местного этно-субстрата должны приходить новые пассионарные импульсы, новая кровь, новые религия, культура и т.д.
иначе будет вырождение.
анти-антропогенез.
Учёный араб мог отличать тюрок, славян, арабов, финнно-угоров.
Славянское племя "именковцев" жило на Средней Волге уже с 4 (четвертого) века.
Волжско-Камская Булгария есть результат взаимодействия тюрок-булгар и славян-именьковцев.
Похожие процессы происходили и на Дунае, но там государственной религией болгарами было выбрано Христианство, а на Волге булгары выбрали государственной религией Ислам и славяне ДОБРОВОЛЬНО приняли религию Единобожия.
сакалибы=славяне - более чем сомнительно.
не могло быть тут славян - они пришли с запада.
именьковцы - не славяне. здесь земли финно-угров.
Мәңгел Олыс.
А тут вон как.
Надо найти и прочитать эту статью.
Спасибо, уважаемый Мәңгел Олыс, за информацию.
Казанлылар приняли это название лишь в начале ХХ века. Ранее ХIХ века никто в Повольже не называл себя татарином, в XVI веке в Казани вовсе был оскорбительным, если судить по произведениям Мухамедьяра.
Монгольские субклады и снипы гаплогрупп С и О -в большом количестве имеются у прямых потомков монгол ..
У казахов , ногаев каракалпаков , , хазарейцев ,кочевых узбеков , степных крымских ногаев и у части турков ногайского происхождения
Монгольские гаплогруппы в меньшем количестве имеются также ряда других народов ----башкир ,поволжских и сибирских татар , русских ,таджиков , у части афганцев , и т.д
В тоже время этого субклада очень мало у прямых потомков ордынцев
По этому это субклад НЕ может служить МАРКЕРОМ монгольских завоеваний
Генетики из США и России выяснили судьбу одного из генов, «закодированного» в истории Казахстана.
Ген монгольской экспансии
С3 (С3С1, С3С1-М86) – генетическая гаплогруппа, по данным Шежiре, большинства современных мужчин-казахов.. Это одна из локальных мутаций гена С3, который в современной генетике ассоциируется с Шынгыс-ханом, его дядьями, братьями, сыновьями и внуками.
Тем не менее,
носителям этого гена не следовало бы лишний раз тешить свое самолюбие, считая себя прямыми наследниками Потрясателя Вселенной
Название гена скорее отражает мощь МОНГОЛЬСКОЙ экспансии, во главе которой был Чингис-хан. Это просто некий ярковыраженный общеМОНГОЛЬСКИЙ ген, НОСИТЕЛИ которого ПРОШЛИСЬ по территории КАЗАХСТАНА , вступая в активные КОНТАКТЫ с местным женским контингентом или оставаясь здесь НАВСЕГДА . Лидер этой волны вряд ли отличался в генетике от своих аскеров – это был МОНГОЛ из МОНГОЛОВ , которые(монголы), как получается, щедро поделились с воинственными казахами своим драчливым и непокорным «витамином С3». Братский кочевой ген придал казахам больше иммунитета от внешних влияний.
Все гены ведут на Алтай?
Профессор Теодор Шурр и докторант Мэттью Дулик из Пеннского центра антропологии в США, а также Людмила Осипова из Института цитологии и генетики сибирского филиала РАН (Новосибирск) изучили генетику населения Казахстана и Монголии. Исследования этой группы являются современным продолжением изучения генетического родства народов Казахстана, Монголии, Сибири . Прародиной всех этих народов считается Алтай, как перекресток тысяч дорог, которыми древние народы Центральной Евразии передвигались в разных направлениях. Профессор Шурр пишет, что
из Алтая «народы не просто вышли, чтобы расселиться по всей Сибири, но скорее всего делали это больше одного раза. При этом коренные обитатели Северной Америки, возможно, родом с Алтая»
МОНГОЛЫ навсегда ОСТАВИЛИ свой ОТПЕЧАТОК по всей Центральной Азии, особенно у народов, которые потом стали КАЗАХАМИ
и это особенно четко ПОСЛЕЖИВАЕТСЯ по ОТЦОВСКОЙ , нежели по материнской линии».
Мутации гена С3
Так как у женщин Y-хромосома отсутствует в принципе, сыновья получают всю генетическую информацию от своих отцов. Мужскую родословную можно взять за основу, чтобы экстраполировать связи сквозь большое количество поколений отцов и сыновей. Изучение генетического материала современного человека на предмет выявления какой-то конкретной Y-хромосомы, а точнее ее маркеров, может определить мужскую родословную, к которой принадлежит отдельно взятый современный мужчина. Сопоставление генетики с археологией, лингвистикой и климатологией дало группе Шурра основание составить карту распространения казахских популяций по времени и пространству. По карте получается, что в 13-15 веках на популяции КАЗАХОВ Алтая и их собратьев, проживающих от Алтая на запад, имело место СИЛЬНЕЙШЕЕ влияние МОНГОЛЬСКОГО мужского гена.
Без кумысного патриотизма: новые факты о предках казахов
Шурр пишет следующее:
«Четко прослежены две родословные, включая знаменитый «ген ЧИНГИСА » — С3, который ассоциируется с фигурой Темучжина-ЧИНГИСА и его мужских прямых родственников. Там, где мы видим этот ген, усматриваем влияние МОНГОЛЬСКОЙ ЭКСПАНСИИ на запад. Его новейшие мутации прослеживаются в краях, расположенных дальше всех от современной Монголии, в то время как старейшие – в самой Монголии».
Археогенетический анализ также позволили группе Шурра изучить влияние самого коренного населения Алтая на другие народы, включая распространение кочевого образа жизни.
Налицо факты, указывающие, что
в своем современном виде современные КАЗАХИ является ПОТОМКАМИ МОНГОЛОВ —
той этнической группы кочевников, которая ОБЪЕДИНИЛА весь кочевой мир в единый пассионарный рывок на Запад и навсегда изменила картину тогдашнего мира и его будущее развитие
Ответить
Анонимно 08 февр
Упоминание термина «БУРТАС» в актовых документах XVII века МЕЩЕРСКИХ уездов
(Алатырский, Темниковский, Кадомский) всегда привлекало внимание исследователей.
Документы Алатырского уезда отчетливо показывают, что БУРТАСЫ – это СИНОНИМ
понятию ПОСОПНЫЕ ТАТАРЫ . Вследствие чего, в названии БУРТАСЫ прослеживают ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между народом БУРТАС и представителями
ТАТАРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Восточной Мещеры , являющимися ПОСОПНЫМИ (ясачными) ТАТАРАМИ .
Собственно прежде всего это и
дает основание считать БУРТАСОВ ОСНОВНЫМ КОМПОНЕНТОМ в этногенезе
западной группы ТАТАР , которых принято называть МИШАРЯМИ .
История отмщения ворогам-ТАТАРАМ
Тем временем Алтан-хан хятанский на татарского Мэгужин сульта ополчился, ибо тот не желал жить в мире и согласии с ним. И передал Алтан-хан рать свою под водительство Вангин чинсана и приказал немедля выступать против татар. И получил Чингисхан известие о том, что Вангин чинсан сразился с татарами Мэгужин сульта и обратил их в бегство и что преследуемые ратью Вангин чинсана бегут татары, уводя с собой свои стада в направлении местности Улз.
И молвил Чингисхан, сие узнав:
«Воистину глаголю, несть числа
Принявшим смерть от ворогов татарских
Предкам нашим.
И потому в их убиении
Мы соучаствовать должны».
И отослал Чингисхан гонца к Торил-хану со словами: «Мне донесли: Вангин чинсан, командующий ратью Алтан-хана, тесня татар Мэгужин сульта, понудил к бегству их по направленью Улза. Так истребим же ворогов-татар, от коих наши предки принимали смерть. Тотчас приди ко мне, отец мой!»
Получив известие, Торил-хан ответил Чингисхану так: «Глаголет истину сын мой. И мы в сраженье вступим непременно!»
И на третий день, собрав рать свою, Торил-хан выступил и пришел к Чингисхану. И послали они гонца к журхинцам, дабы передал он Сача бэхи и Тайчу журхинским такие слова:
«Давайте выступим
Единой ратью на татар,
Что предков наших
Некогда губили!»
С известьем этим отослав гонца, Чингисхан и Торил-хан прождали журхинцев шесть дней. Поняли они, что ожидание тщетно, и выступили на соединение с ратью Вангин чинсана в направлении Улза.
К их подходу татары Мэгужин сульта укрепились в урочищах Хусту шутэн и Нарату шутэн. Чингисхан и Торил-хан осадили укрепление татарское и, ворвавшись в него, полонили самого Мэгужин сульта и убили ворога татарского ненавистного. И взял Чингисхан добычу богатую, средь которой были зыбка серебряная и одеяло, расшитое перламутрами.
И возвестили Чингисхан и Торил-хан, что убили Мэгужин сульта татарского, и, услыхав это, возрадовался радостью великой Вангин чинсан, и пожаловал он Чингисхану титул жаут хури*, а Торил-хану хэрэйдскому — титул вана*. И поэтому именовался с тех пор Торил-хан Ван-ханом.
И молвил Вангин чинсан, возрадовавшись: «Татарского Мэгужин сульта погубив, вы Алтан-хану великую услугу оказали. О том я тотчас извещу владыку. Тем паче в воле Алтан-хана пожаловать Чингису титул Жау тау»*.
И, возрадовавшись, вернулся Вангин чинсан восвояси. И поделили Чингисхан и Ван-хан меж собой татар, коих похватали на побоище, и воротились в пределы свои.
Осенью года Собаки* ополчился Чингисхан на люд татарский* из четырех родов: Цаган татар, Алчи татар, Тутагуд татар, Алухай татар. Но прежде он изрек закон*: «Покуда неприятеля тесним, никто не смеет у поживы мешкать! Повержен враг — и все его добро считается тогда добычей нашей, тут наступает время дележа.
Когда же нам случится отступать, всем следует вернуться к месту, откуда шли мы в бой. А кто его немедля не займет, тот предал нас и будет умерщвлен!»
И сразился Чингисхан с татарами в местности Далан нумургэс* и понудил их спасаться бегством. И гнали татар вплоть до урочища Улхой шилугэлжид, где их и полонили.
Когда усмиряли знать татарскую из родов Цаган татар, Алчи татар, Тутагуд татар, Алухай татар и брали в полон народ татарский, Алтан, Хучар и Даридай преступили закон, что изрек Чингисхан, замешкались, позарившись на поживу.
«Ужель мужи мои не держат слова, закон, реченный мною, не блюдут?!» — вознегодовал Чингисхан. И отослал Чингисхан к ним Зэв и Хубилая*, и отобрали они у Алтана, Хучара и Даридая коней татарских и прочую поживу, что те успели захватить.
Одолев и полонив татар, Чингисхан призвал к себе ближайших сродников; и держали они совет, как быть с полоненными татарами. И порешили на сходе том Чингисхан и сродники его:
«Паршивые татары искони
Губили дедов наших и отцов.
Чтобы покончить с ними навсегда,Мы уничтожим каждого из них
».
Когда сродники расходились со схода, Их чэрэн приступил к Бэлгудэю и спросил его: «О чем уговорились сродники твои?» И молвил ему в ответ Бэлгудэй: «Всех вас, татар, кто выше чеки колеса, мы порешили истребить!»
Услышав эти слова Бэлгудэя, Их чэрэн бросил клич, и собрались мужи татарские заедино и встали стеной неприступной. И много полегло ратников наших, когда штурмовали ряды татарские. Насилу одолев их, Чингисхан приказал рубить им головы, примеряя к чеке колесной. Тут татары повыхватывали припрятанные в рукавах ножи, желая умереть, главою возлежа на вражьем теле. И снова много наших(монгол) полегло. И порубили, наконец, головы татарам, всем, кто выше чеки колесной.
И изрек тогда Чингисхан закон: «Все то, о чем договорились мы на сходе, брат Бэлгудэй вмиг разгласил врагу. И вот какой нам нанесен урон! Отныне да не будет Бэлгудэй на сход допущен. Покуда держим мы совет, пусть он порядок наблюдает за дверьми, споры и тяжбы разбирает. И лишь когда, испив вина, закончим мы совет, ему и Даридаю войти к нам в ставку будет можно!»
Покончив с татарами*, как-то раз восседал Чингисхан подле ставки своей, пируя с ханшами Есуй хатан и Есухэн хатан, кои сидели по обе стороны от него. Вдруг Есуй хатан тяжело вздохнула. И заподозрил Чингисхан неладное. И призвал он к себе Борчу, Мухали и прочих ноёнов и повелел: «По аймакам* сберите подданных моих. И да не будет чужаков меж ними!»
И когда развели всех аратов по аймакам, остался один добрый молодец, что не был причислен ни к одному из них. И спросили его: «Чей ты подданный?» И ответил тот человек: «Я в жены взял Есуй, дочь Их чэрэна; спасаясь от разора вражьего, бежал. Уверовав, что воцарился мир и что опознанным не буду среди прочих, теперь вернулся».
Когда Чингисхану передали эти слова, Чингисхан повелел: «Явившийся бродяга к нам зловредное замыслил. И разве мы уже не истребили всех(татар), ему подобных? Пусть участь он разделит наших недругов татар, дабы глаза мои не видели его отныне!» И тотчас человек тот был казнен.
В тот же год Собаки, пока Чингисхан воевал татар, Ван-хан ополчился на мэргэдов*. И понудил Ван-хан бежать мэргэдов во главе с Тогтога бэхи в сторону местности Баргужин тухум, и убил он старшего сына Тогтога бэхи — Тугус бэхи, захватил его двух дочерей — Хутагтай хатан и Чалун хатан, а также сыновей его Хуту и Чулуна вместе с их подданными. Но не поделился на этот раз Ван-хан своей добычей с Чингисханом.
Если реально было не татарское, а именно монгольское нашествие, то спрашивается, куда же делись эти самые монголы, ведь их полчища не просто прошли огнем и мечом, но и долгие столетия оставались на нашей земле? Где же следы их пребывания? Почему ДНК-анализ Y хромосомы не выявляет среди татарского населения монгольской гаплогруппы. Как же так, ни один монгольский воин не взял себе в жены ни татарской, ни русской, ни финно-угорской девушки? Кто в это поверит? Они что давали обет безбрачия? Только у ханов жен было десятками (минимум четыре) и наложниц сотнями.
Автор: Рафаэль Хакимов, ПОЧЕМУ МОНГОЛОВ НАЗЫВАЛИ ТАТАРАМИ?
Николай Абаев, "Гены «Арийской Праматери» Чингисхана Алан-Хо у тоджинских потомков «царских скифов» Колоксая", 2012 г.
Казахи – тюркоязычный народ, живущий на просторах Центральной Азии. Данную территорию с древних времён населяли различные племена кочевников-скотоводов, все они имеют отношение к этногенезу казахов. Считается, что этот народ произошел от скифов, гуннов, кыпчаков и представителей ряда других национальностей. Не случайно, в составе казахского этноса выделяют три больших рода (старший, средний и младший жузы), каждый из которых, в свою очередь, делится на множество групп.
Вторжение монгольских завоевателей также не могло не повлиять на этнический состав казахов, если учесть, что основатели Золотой Орды остались жить среди покоренных народов, вступая в смешанные браки. Их потомки уже не называли себя монголами, утратив за два-три столетия любые связи с исторической родиной.
Этноним «казах» (изначально – «казак»), как определение группы племен, появился лишь в XV веке, уже после распада Золотой Орды. В переводе с тюркского языка это слово означает «свободный, вольный человек».
Желая жить свободно, эти люди перекочевали в район современной Алма-Аты. Они и назвали себя казахами. Соседние племена не раз испытывали народ, образовавшийся совсем недавно, на прочность. Войны с джунгарами, регулярные стычки с калмыками и ойратами, политическое балансирование между Китаем и Россией потребовали немало мужества, решимости и умелой дипломатии.
Так или иначе, сегодня казахи – молодой народ, играющий заметную роль на территории Евразии.
Казахстанский писатель Турсынбай Жандаулет в статье «Кто все-таки Чингисхан, монгол или казах?» отметил, что вопрос о родстве с легендарным завоевателем вызывает жаркие споры на его родине. Одни исследователи критикуют основателя Золотой Орды за жестокость и деспотизм, другие почитают его как великого полководца. В процессе самоидентификации казахи ищут ответы на вопрос «Кто мы?» в своей истории.
Чингисхан, кем бы он ни являлся по своему происхождению, согласно мнению писателя, оказал значительное влияние на этногенез этого народа. Более того, сам легендарный завоеватель является предком казахов. Свою версию Турсынбай Жандаулет объясняет тем, что в XII-XIII веках ещё не существовало таких народов как монголы и казахи в их нынешнем понимании. Огромные пространства Центральной и Средней Азии занимали различные племена кочевников-скотоводов, которые впоследствии стали предками современных наций.
Одним из доводов в пользу этой версии ученые считают то, что среди МОНГОЛОВ и КАЗАХОВ распространен запрет на браки между родственниками до седьмого колена. Не желая нарушить данное табу, люди довольно часто создавали семьи с представителями других племен.
Впрочем, даже казахстанские историки серьезно сомневаются в том, что сам Чингисхан был представителем их народа.
Пост начиинается
"Анонимно 19 июля
Согласен с Вашими выводами. Татары - общее название народов Государства Чингизхана и его потомков(монгол , казахов , ногаев , узбеков и тд ): так их называли в Европе. Как во время Великой Отечественной Войны, все народы, которые на восточном фронте были РУССКИМИ , вне зависимости от национальности"
Мәңгел Олыс
Есть документальные подтверждения . что предков татар до революции местные соседние народы , которые знали татар НАМНОГО лучше чем русские чиновники , так как с ними они жили с БУЛГАРСКИХ ВРЕМЕН .т.е с 9 века
Так вот мордва-мокша до сих пор называют ТАТАР --келмАС
Эрзя-мордва -- татар до сих называют печкАС
Марийцы -- до сих суАС
Удмурты - до сих пор бигерЯС
Башкиры и ногаи до 19 века называли татар -суАС
Я могу все это подтвердить ДОКУМЕНТАЛЬНО
Мы привыкли называть монголо-татарами войска легендарного завоевателя Чингисхана и его потомков. Хотя на самом деле отношения между двумя народами(татарами и монголами)
НЕ БЫЛИ союзническими. В самом начале XIII века МОНГОЛЫ попытались полностью истребить ТАТАР , что им практически удалось.
Это был один из исторически подтвержденных случаев ГЕНОЦИДА . Как же так получилось, что название почти полностью уничтоженного народа(татар) распространилось на их гонителей (монгол)?
Племена враждовали . Сейчас татарами именуют представителей нескольких разрозненных тюркоязычных этносов, живущих в Поволжье, Крыму, Сибири, Все ОНИ когда-БЫЛИ ПОКОРЕНЫ МОНГОЛЬСКИМИ захватчиками. Но изначально этноним «татары» относился ЛИШЬ к одному племени, обитавшему в бассейне реки Халхин-Гол рядом с озером Буйр-Нур. Это северо-восток современной Монголии. Все татары делились на несколько родов: алухай, алча, дутаут, нераит, хойин и чигин. Как и меркиты, кереиты, ойраты, баргуты и найманы, они(татары) входили в общность так называемых дарлекин-монголов, противопоставляющих себя нирун-монголам. Все эти племена непрестанно враждовали, часто совершая друг на друга грабительские набеги. Междоусобицы мешали людям наладить мирную жизнь, торговлю, развивать хозяйство и различные промыслы. Несмотря на это, к середине XII века татары стали весьма влиятельным и многочисленным племенем, ИХ ЭТНОНИМ стал употребляться в широком смысле, когда говорилось в целом О МОНГОЛЬСКИХ племенах.
Иранский ученый Рашидаддин Фазлаллах Хамадани (1247-1318 гг.) в своем труде «Джами ат-таварих», название которого переводится как «Собрание историй», пишет, что общая численность татарских родов к началу XIII века составляла около 70 тысяч домов (семей). Данный факт ПОДТВЕРЖДАЕТ и другой источник – «Сокровенное сказание монголов», написанное неизвестным автором в 1240 году. Исторический документ повествует о становлении и жизненном пути легендарного основателя огромной империи. «Сокровенное сказание монголов» называет ТАТАРСКОЕ ПЛЕМЯ одним из наиболее могущественных и ОПАСНЫХ ВРАГОВ Чингисхана. Поскольку род великого завоевателя, который назывался «Кият», а также его отец Есугэй-багатур и другие близкие люди часто подвергались грабительских набегам со стороны ТАТАР, у Чингисхана были к ним(татарам ) ЛИЧНЫЕ СЧЕТЫ .
Объединение монгольских племен в единую силу, сосредоточенную в руках легендарного полководца(Чингисхана ), происходило в непростой борьбе. Кровавые междоусобицы, раздиравшие народ изнутри, прекратились только после не менее жестоких мер по централизации власти. УЧАСТЬ ТАТАР , несмотря на их силу и могущество, БЫЛА РЕШЕНА .
Почему соседние народы , которые живут с предками Поволжских татар с 9 века , НЕ НАЗЫВАЮТ НА СВОЕМ ЯЗЫКЕ ИХ ТАТАРАМИ ????
Почему они назывывют их ДРУГИМИ ,ЭТНОНИМАМИ ?
В гораздо меньшем количестве эти монгольские субклады присутствуют у потомков булгар-у казанлы -суасов и чуваш (1,7% и 1,3%) , у потомков буртас-аланов-мишарей -0,4% , у русских -- от 0,1 до 1 % , у башкир -от 3 до 16%, адыгов кабардинцев --до 2 % у части турков, состав которых вошли бежавшие из Российской империи ногаи --до 10% тд
Завоеватели -монголы , проживая среди других народов , в том числе тюркских постепенно были ассимилированы ими и вошли в их состав,...При активном участии монгол образовались казахи , ногаи , кочевые узбеки , каракалпаки
Результаты генетических исследований - НЕ ОСПАРИВАЮТСЯ так как -- ОНИ ОТРАЖАЮТ ИСТИНУ , в отличии исследований гуманитарных наук
ЭТО ДОКАЗАНО АРХЕОЛОГАМИ , АНТРОПОЛОГАМИ И ПИСЬМЕННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ И АРХИТЕКТОРАМИ
АРХИТЕКТУРА ЗОЛООРДЫНСКИХ ГОРОДОВ СОДЕРЖИТ в себе ХОРЕЗМИЙСКИЕ БУЛГАРСКИЕ И РУССКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
АНТРОТИП населения городов Зол.Орды -в основном ХОРЕЗМИЙСКИЙ АЛАНСКИЙ (АССКИЙ ) , БУЛГАРСКИЙ РУССКИЙ
Этноним ТАТАР был внешним этнонимом МОНГОЛ т.е навязанным ИНОРОДЦАМИ
что и на Руси ,Европе МОНГОЛ Бату и его потомков называли ТАТАРАМИ [Плано Карпини ]. Хотя, по
свидетельству другого путешественника XIII в., на территории Руси МОНГОЛЫ
НАСТАИВАЛИ именно на СВОЕЙ , этнической , (монгольской )идентичности. Так, в тексте Г.Рубрука
отмечается: "Прежде чем нам удалиться от Сартака(сын Батыя ), вышеупомянутый Койяк
вместе со многими другими писцами двора сказал нам: не говорите, что наш
господин — христианин, он не христианин, а МОНГАЛ (САРТАК), так как название
„христианство" представляется им названием КАКОГО- ТО НАРОДА . Они
вознеслись до такой великой гордости, что хотя, может быть, сколько-нибудь
веруют во Христа, однако не желают именоваться христианами, желая свое
название, т.е. МОНГАЛ , превознести ВЫШЕ ВСЯКОГО ИМЕНИ ; НЕ желают ОНИ (МОНГОЛЫ ) называться и
ТАТАРАМИ. Ибо ТАТАРЫ были ДРУГИМ народом" [Рубрук ].
что "в недавних частых войнах
ВСЕ они (татары) БЫЛИ ПЕРЕБИТЫ. Отсюда упомянутые МОНГАЛЫ ныне ХОТЯТ УНИЧТОЖИТЬ
это название ( ТАТАР ) и возвысить свое(МОНГОЛ)" [Рубрук ]
Все города , построенные на территории УЛУСА ДЖУЧИ , в период правления ДЖУЧИДОВ - построены хорезмийцами , булгарами , аланами (асами) , русскими .
НИ МОНГОЛЫ , НИ КИПЧАКИ , НИ ИШТЯКИ , НИ ФИННО-УГРЫ - не умели строить города и создавать ремесленные центры
В Средней Азии под узбеками имели в виду кочевников восточного «Дешт-и-Кипчака» во главе с шейбанидами. Это территория Западной Сибири (Сибирское ханство) и Казахстана .
Исфахани об этом в начале ХVI веке писал следующее об ордынцах :
«Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана.
Ныне одно [из них] — шибаниты(собственно тюрки Средней Азии) ... Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и
третье племя — мангыты [ногайцы]...» В узбекском союзе еще при жизни Абуль-хайра стало складываться ядро будущих казахов, ушедших в степь. Порой в исторических летописях их называют узбеки-казахи. Лишь в XVI веке внук Абуль-хайра Шейбани-хан покорил государство тимуридов, захватив Самарканд, Бухару и распространил имя «узбек» на среднеазиатских тюрок
Как видим , среди ордынцев мы можем найти предков узбеков , казахов , ногаев , каракалпаков
, но не найдем предков Поволжских татар .
ДЖУЧИДЫ-МОНГОЛЫ были сильными организаторами и руководителями ..Они смогли направить знания , технологии , опыт тех покоренных народов ,которые в цивилизационном отношении СТОЯЛИ ВЫШЕ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ- МОНГОЛ
«В настоящее время, вследствие благоденствия Чингис-хана и его рода, поскольку они суть монголы, — [разные] тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, — все они из-за самовосхваления называют себя [тоже] монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются [этим] именем, — а это не так, ибо в древности монголы были [лишь] одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 1. С. 103).
"Я, Хун часто расспрашивал их об их прошлом и узнал, что монголы уже давно истреблены и исчезли".
еперь татары называют себя Великим монгольским государством, и поэтому пограничные чиновники именуют их [сокращенно] мэн-да. Но [эти] два государства отстоят друг от друга с востока на запад в общей сложности на несколько тысяч ли. Неизвестно почему [они] объединены под одним именем. Ибо в период процветания государства Цзинь были созданы северо-восточное вербовочно-карательное управление для обороны от монголов и Кореи и юго-западное вербовочно-карательное управление для контроля над территорией татар и Си Ся. Монголы, очевидно, занимали [земли, на которых находились] двадцать семь круглых крепостей того времени, когда У-ци-май начинал дело, а границы татар на востоке соприкасались с Линьхуаном, на западе располагались в соседстве с государством Ся, на юге доходили до Цзинчжоу и достигали государства Больших людей на севере”. Прежнее монгольское государство уже было уничтожено и что нынешние монголы и есть татары. В Гу-цзинь цзи-яо и-пянь Хуан Дун-фа сказано: “Существовало еще какое-то монгольское государство. [Оно] находилось к северо-востоку от чжурчжэней. Во времена цзиньского Ляна [оно] вместе с татарами причиняло зло на границах. Только в четвертом году нашего [периода правления] Цзя-дин [1211 — 1212] татары присвоили их имя и стали называться Великим монгольским государством”.