Новости раздела

«Никто не будет спасать удмуртский язык. Это же не уссурийские тигры»

Писатель Вячеслав Ар-Серги — о том, что будет с национальными языками в России после принятия поправок в закон «Об образовании в РФ»

«Никто не будет спасать удмуртский язык. Это же не уссурийские тигры» Фото: unatlib.ru

Что произойдет с национальными языками после принятия поправок в закон «Об образовании в РФ», как уже сейчас умирает удмуртский язык и кто в этом виноват — об этом в интервью «Литературной России» рассуждает удмуртский писатель Вячеслав Ар-Серги.

Мой собеседник — народный писатель Удмуртии Вячеслав Ар-Серги. В «ЛитРоссии» он публикуется с 90-х годов прошлого столетия. В те же годы добрая литературная судьба одарила и меня встречей, знакомством, а в дальнейшем и хорошей творческой дружбой с ним. Вячеслав Ар-Серги живет и работает в Ижевске. С тех же 90-х годов века минувшего он занимается исключительно профессиональным литературным трудом, а на это, согласитесь, нынче редко у кого хватит мужества, да и, наверное, способностей. И скажу откровенно, сейчас не много людей, и в столице, и в регионах, знают современную российскую литературу так, как он. Его оценки современного российского литературного процесса — сочны и точны. В его голове стройнейшая картотека имен авторов и их произведений. Но, как и всякий уважающий себя и свой труд мастер, Вячеслав Ар-Серги не рвется, не спешит со своим мнением в люди — а вот послушайте, а вот посмотрите на меня! Нет, он занят делом, он пишет книги. На удмуртском, на русском языках.

А теперь о теме нашей сегодняшней беседы с Вячеславом Ар-Серги. Той, которая нас сейчас волнует и тревожит, как и всю созидательную часть населения нашей страны. Итак, как вы знаете, в апреле с.г. группа депутатов внесла в Госдуму РФ законопроект о поправках в закон «Об образовании в РФ…». Согласно ему, «преподавание, изучение государственных языков РФ осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию, изучению государственного языка РФ…». Я обратился с вопросом к Вячеславу Ар-Серги:

— Что вы об этом думаете, уважаемый Вячеслав?

— Думаю, что этот законопроект впрямую говорит об исключении преподавания родных языков из обязательной части школьной учебной программы. Недаром ведь в национальных регионах всколыхнулись бурные дискуссии по этому поводу, в особенности в Поволжье и на Северном Кавказе. С непременным, конечно, якутским эхом. В интернете идет сбор подписей — «против»… Ясное дело, что если эти актуальные предложения к изменению закона будут приняты, то изучать все нерусские языки коренных народов и других народов РФ можно будет только в форме факультатива. А это поставит самое существование, а не только функционирование, языков нерусских народов РФ под самую что и ни на есть реальнейшую угрозу.

«Я методично и стремительно, безвозвратно теряю своих удмуртских читателей. Их остается горстка. Мои сонародники не берут моих удмуртских книг именно из-за того, что не знают родного языка». Фото unatlib.ru


— А как это коснется, к слову, вас?

— Уже коснулось, да так, что и воздуху не осталось — вздохнуть свободной грудью. Я методично и стремительно, безвозвратно, теряю своих удмуртских читателей. Их остается горстка. Мои сонародники не берут моих удмуртских книг именно из-за того, что не знают родного языка. Труд, профессия человека, пишущего в России книги на удмуртском языке в наши дни, буквально перед глазами современников — уходит в небытие. И никто, никто не будет спасать — это же, право слово, не уссурийские тигры… Более полумиллиона удмуртов лишается своего права постижения художественной литературы на родном языке. А шире — и постижения мира.

— Как вы назовете эту вопиющую несправедливость?

— Этому даст еще название История — она мудрее нас. Она, помнится, уже ставила на место и тех, кто хотел слышать вокруг исключительно только свою речь — македонскую, римскую, французскую, немецкую, английскую и т. п. Мир намного разнее и мудрее. Хотя и тяжел, тяжел крестовый путь к этой мудрости… Вспомним слова великого Махатмы Ганди: «Я не хочу, чтобы мой дом был окружен стенами со всех сторон, чтобы мои окна были заколочены. Я хочу, чтобы в мой дом со всей свободой ворвалась культура всех народов. Но я против того, чтобы хотя одна из них сбила меня с ног». Вот об этом я думаю, когда я приезжаю в чисто удмуртские деревни и не слышу щебечущей на родном языке ребятни. Не слышно ее, а если услышится — то не на родном языке, а впрочем, ту речь нельзя назвать и русской. Кто, кто вырывает языки наших детей? Сбил нас с ног. В так называемые новейшие времена, при нас, упразднено преподавание удмуртского языка и литературы более чем в 260 школах Удмуртии — голая статистика нашего Минпроса. Некоторые из этих школ исчезли физически, а другие, Слава Те, живы — уже без удмуртского, конечно, языка. «Что это? — спросил я в частной беседе у известного писателя Захара Прилепина, горой стоящего за свою родную речь. — снова русификация?». «Нет, это не русификация — вздохнул он. — Это — капитализация». А при капитализации все диктует его величество Прибыль: что прибыльно — то и делается, а что не прибыльно — на свалку. А судьи кто? Да наша власть, конечно же. Видимо, решила она, что в стране должен быть только один вертикальный язык — русский, а другие-то зачем… И надо сказать, что задачу свою власть выполняет. Весьма успешно. В отличие от других задач по укреплению блага ее населения.

— Россия, на этот счет никто, думаю, не будет спорить, изначально построилась по принципу сплава именно двух начал — русского и нерусского…

— Совершенно верно. А что мы сейчас видим? «Боливар двоих не возьмет!»? Боль послеродовой травмы при рождении нашей страны России подавляющим своим весом легла именно и на нерусские ее народы. По параллели со сталинским экономическим чудом, совершенным за счет многомиллионного российского крестьянства, разломанного об колено великого Кормчего… Много положено нерусскими народами на алтарь государственности российской, ох, много. Нерусские народы потеряли свои земли, лучшую и большую часть своих людей, их языки и культуры стали вторичными, нецивилизованными, их вера оказалась поганой, а сами они были объявлены инородцами. Официально одобрялась манкуртизация. Как же больно читать и ныне строки удмуртского краеведа Григория Верещагина, написанные им в конце XIX века: «Удмуртские родители из кожи вон лезут, чтобы вырастить свое чадо, да так, чтобы оно выросло и стало, может быть, даже волостным писарем. Чтобы ездил на коляске, носил шляпу и покрикивал на всех только по-русски, а своих вотяков (удмуртов) и не замечал (давил)…». Не дословно, а, помнится, где-то так и писал Григорий Верещагин. И как тут не вспомнишь и ленинское, ударное: «Нет большего шовиниста, чем обрусевший инородец». Вот таковым, видно, сейчас и раздолье. В непростые времена для нашей страны, это уже замечено, правая рука бьет у нас левую — мол, из-за тебя и стали мы такими… И — на тебе, на тебе! Или левая – правую.

«Речь идет не о филологии, а о родных языках. А это — совершенно другая тема. Она относится к вопросам архиважнейшим в нашем государстве — воспитании настоящего человека, настоящего патриота и гражданина своей страны». Фото prokazan.ru

— Возвратимся к этому предложению группы народных избранников… Чего они хотят? Неужели они тупо хотят упразднить все нерусские наши языки, лишив их, хотя бы малого, законно-просвещенческого кислорода?

— А вы почитайте, посмотрите в СМИ и увидите — какие страсти! Представьте себе, приезжает семья командированного на 3 года в Татарстан офицера и попадает в геенну огненную — офицерское дитя заставляют учить в школе татарский язык. Ведь волосы на голове дыбом поднимаются….И плачут все нардепы от жалости к нему. А о том, чтобы, вникнув в суть, узнать, что в подобных, довольно, скажем прямо, редких, случаях, местные власти давно уже научились решать вопросы — у нас везде есть только русские школы, им и невдомек. А с другой стороны, слышится такое же топорное: «надо учить татарский — с его помощью можно быстрее освоить турецкий, уйгурский и т. п.». Этим тоже невдомек, что тут речь идет не о филологии, а о родных языках. А это — совершенно другая тема. Она относится к вопросам архиважнейшим в нашем государстве — воспитании настоящего человека, настоящего патриота и гражданина своей страны. Сначала — человек, а менеджер и т. п. — потом. Удмурты говорят — на неродном языке родню не вырастить. Ведь это уж сам Творец положил каждому — кому и как родиться? Удмуртом, татарином, марийцем, русским, хантом, манси, башкиром, якутом, чувашем. И идти против Его воли, смешивая всех в однообразное, ей-пра, грешно. Наверное, придет время и уйдут наши языки с Земли. Удмуртский, татарский, марийский… и русский язык тоже не минет сия чаша. Русский язык в мировом плане совсем не входит в число самых распространенных. Уйдут. Но пусть эти языки уйдут сами — не надо их, как у нас сейчас происходит, выталкивать взашей!

— Значит, практически все языки так называемых негосударствообразующих народов РФ теперь, если эти предложения пролоббируют (в чем сомневаться вряд ли приходится), лишатся обязательной формы обучения — законно.

— Да, преподавание их будет уже не только вариативное, а просто факультативное. Ты сам, Княз, по своему опыту, помнишь ли еще — оставался в школе после занятий, на факультативы?

— Редко. Но это было уже очень давно.

— А помнишь, как мы радовались в школе: «Физичка заболела — физики не будет!». Детям ведь главное то, что урока не будет. Неважно — родного языка или физики с математикой. Радость же!

«Если раньше, совсем недавно, брали на обучение, связанное с удмуртским языком, более 100 студентов на первый курс, то теперь всего 25. А книги для преподавания удмуртского языка в школе, говорят, в Москве так еще и не отлицензированы». Фото kulturabalezino.ru

— А как преподают удмуртский язык сейчас у вас?

— По самому остаточному принципу. Вариативно. Вот такое слово придумали наши просвещенцы — вариативное преподавание. Как вариативную любовь к языку матери и земле отцовской — вот такой нонсенс! Но не это самое страшное, а — тотальный родительский нигилизм. В массе своей мои удмурты, как и все российские крестьяне, именно крестьяне, а не переработчики, реализаторы, торгаши, манагеры и т. п., бедны. А у бедного одно на уме — как бы день простоять да ночь продержаться.

— И как оно?

— Да никак. Если раньше, совсем недавно, брали на обучение, связанное с удмуртским языком, более 100 студентов на первый курс, то теперь всего 25. А книги для преподавания удмуртского языка в школе, говорят, в Москве так еще и не отлицензированы. Учить же детей по неотлицензированным книгам и пособиям — это нарушение закона. И круг замыкается. Тушите свет.

— И что делать?

— Государство исторически отобрало у нерусских народов РФ их языки, оно и должно им их вернуть. В комплексе решения всех проблем, связанных с этим вопросом. А для этого нужна воля.

— Чья?

— Всей страны и первого лица ее.

— Да… Мы следим и за тем, что происходит сейчас в Татарстане…

— А что там происходит? Там, у соседей наших, все спокойно и благообразно. Прошлой осенью они дружно и элегантно сдали все позиции по преподаванию татарского языка, а в конце уже нынешней весны вдруг заголосили — ау, ратуйте! Но как говорят в русском народе: «После драки кулаками не машут». Татарстан наглядно показал всем и снова, что в каждом народе есть два народа — богатые и бедные. Богатым интересна только прибыль, а не родной язык. Пусть он живет среди бедных. А таковых у нас в стране 90 процентов. Даст Бог, выживет. И, к слову тут… В Татарстане удмуртскому языку учат сейчас не в пример лучше, чем в школах Удмуртии.

«Хватит экспериментировать над нашими языками». Фото unatlib.ru

— И в конце нашей беседы — что вы предлагаете?

— Хватит экспериментировать над нашими языками. Нужны другие депутаты и другие законы — на благо нашей страны и ее населения, как русского, так и нерусского.

— И в заключение. Вот, Вячеслав, ну хоть убейте меня, никак я не пойму: почему в России английский, немецкий, французский — это обязательные к обучению в школе языки, а родные языки коренных нерусских россиян — факультативны?

— Я тоже. Дивны дела твои…

Княз Гочаг
ОбществоОбразование Удмуртия
комментарии 46

комментарии

  • Анонимно 17 июня
    Сложнейший и интереснейший вопрос - как возникают и исчезают языки.

    Просто невозможно представить себе, что когда-то английского языка не было, а когда-то он исчезнет...

    Про китайский и подумать страшно...
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    Мужик переживает, что его книги никто не будет читать
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Вот именно написав столько много букафф, автор статьи на самом деле этой беллетристикой прикрывает свой обычный меркантильный интерес.
    Видите ли рынок сбыта его гуманитарной продукции очень маленький. Поэтому государство (ну тут понятно чей карман) должен, просто обязан его субсидировать.
    И ведь заметьте, сейчас в 21 веке стоимость производства любого контента снизилась практически до стоимости электричества (компьютеры работают на нём) . Но как и 1000 лет назад никто не отменял качество самого контента.
    А вот эти гуманитарные нытики не могут ничем привлечь даже своих. Тоесть их творчество даже своим не интересно.
    Вот начинают высасывать из пальца про русский шовинизм, какую-то русификацию, ассимиляцию. Достают откуда-то из широких штанин пропах
    шие нафталином большевистские лозунги начала 20 века. Хотя чему тут удивляться чему КПСС научило, про то и чирикают, другого не знают и не умеют.
    Заметьте, весь этот сырбор получился из-за того, что местные этнические шовинисты в Федеральных Общеобразовательных учреждениях русско-советской системы образования просто издевались над русскими детьми.

    Фронтмен здесь конечно был Татарстан. И как только стали наводить порядок в Федеральных Общеобразовательных учреждениях пошёл скулёж.

    А ведь все эти поправки не касаются республиканских школ, где всё преподавание как велось, так и ведётся на местных этнических языках.

    В Татарстане свыше 800 чисто татарских школ и гимназий.

    Но как же не хочеться на всё это тратить свои денежки. Пусть русские всё оплачивают. У них шея большая всё выдержит.

    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Вы занимаетесь демагогией в Казани всего две гимназии на тат.языке.Татары сами оплачивают своими налогами татарские школы и в том числе русские сколько русских школ в Татарстане?.По всей России татары работают и что получается оплачивают русскую культуру и школы.
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    А русские не работают что ли?
    Ответить
    Анонимно 19 июня
    На татарские школы и культуру в России денег не выделяют это факт,значит за счёт татарских отчислений финансируют русскую культуру и развитие языка.Русские на себя работают,и татарское зароботанное в виде налогов ещё забирают,так понятно ,для непонятливых.
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    Это как раз вы занимаетесь демагогией. Почитайте отчёт госсовета РТ сколько в республике школ и гимназий на татарском.
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    В общей экономике РФ из 17 миллионов рабочих рук, русских рабочих рук 15 миллионов. А чисто татарских рабочих рук в РТ всего 350-400 тысяч.
    Ну так кто какие деньги у татар забирает ????

    Национальная система что образования, что здравоохранения содержится только за счёт массовой рабочей силы.
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    Сильнейшая статья! Умнейший человек! Мужественный! Вот образец настоящего патриота своего народа! Вот образец настоящего Землянина, болеющего за все народы планеты Земля!
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    Служил на Крайнем Севере.Рыбу для столовой поставлял местный совхоз.И всегда с душком.Единственный аргумент раз живёте на нашей земле то должны рыбу есть с душком как наши предки ели.Приходилось наряд высылать на берег принимать выловленную рыбу прямо с лодок.Воду пили местные из речки а там зашкаливает марганец и вода цвета кофе течёт.Выкопали в части свой колодец так мыла в него ночью накидали аборигены.И опять аргумент раз живёте на нашей земле то нашу воду должны пить.Пришлось около колодца часовых поставить.Так и с языками.Учите на здоровье свои языки.Никто вам этого не запрещает.Но не принуждайте это делать тех кому это не нужно.И не беда русских что они не хотят тратить время на ненужное занятие.
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    Ответ не по существу вопроса! Не нойте! Не понимаете о чем речь все равно!
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    Конечно не понимает. Не по-русски же статья. Аллегория верная. Наваливают язык не из нужды даже, а из вредности и высокомерия. Типа, пострадайте-ка, кляты москали. За 25 лет корячанья с грамматикой со второго класса вместо разговорного живого языка этноаристократия умудрилась вызвать отвращение даже у кровных татар. Носителей стало меньше, чем до обязаловки. Спасли язык? Отнюдь! А теперь злые федералы со своим великорусским шовинизмом виноваты
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Русские сами не хотят учить языки других народов России.Но не дай бог не будешь учить русский язык,с такими последствиями столкнешься, с такой злобой.Всплывает весь многовековой шовинизм.
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    А много татар, проживающих в других республиках, хотят учить их языки? Со своей каланчи хватит смотреть. Попробуйте адыгейский выучить, проживая в Майкопе, будучи татарином. Пока учите-ана теле забудете напрочь
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Почему бы не учить адыгейский,не нравится приезжайте в Татарстан.
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Адыгейский татарину вместо татарского. Чего не понятно. Не все татары хотят в татарстан. Просто черкесы других не заставляют учить свой язык.
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    У вас с логикой не все в порядке,то попробуйте выучить адыгейский,то его не заставляют учить.
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Ну что за непроходимая тупость! В Адыгее никого не заставляют учить адыгейский, а в Татарстане вынуждали учить татарский не татар. Так хоть понятно? И адыге не комплексуют ни фига
    Ответить
    Анонимно 19 июня
    Ну и езжайте а в свою Адыгею,поскорее...
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    Автору 09:19.
    Вы не уступаете в рассуждениях Гитлеру! Хотя, думаю, даже он не мог так грубо выражать свои мысли.
    Насчет качества жизни народов. Вы сильно ошибаетесь, думая, что у вас лучшие продукты, воздух и вода. Примеры: Челябинская область , Чернобыль, Норильск, Дзержинск , вообщем нет конца, можно перечислять бесконечно.
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    Грех обижаться на правду как бы она не была горькой.Но на дворе глобализация.Никто не хочет сейчас ездить на ижах и москвичах и это никому не надо доказывать.Это доказала сама жизнь и эти заводы закрылись как бы мы не переживали.Правда остались ещё старики которые по старой памяти ездят на них за грибами.Так и языки.Кому сегодня нужны книги местного автора на местном языке если на дворе цифровой век и настольными книгами у детворы стали книги по компьютерам и роботам.Ну научат дедушки и бабушки внуков своему языку и на этом спасибо.А дальше то всё равно дети будут нужные книжки читать и к сожалению не на языке вотяков.
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    Тахир Давлетшин
    Почему в России английский, немецкий, французский — это обязательные к обучению в школе языки, а родные языки коренных нерусских россиян — факультативны?
    Ответ прост - на протяжении веков русский шовинист лелеет мечту уничтожить инородцев, в лучшем случае путем ассимиляции.
    Русский чиновник же не видит будущее своего ребенка в российской действительности, будущее своего чада он связывает с "ненавистным" Западом, поэтому иностранные языки обязательны
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    Кроме татар язык татарский не нужен никому. Даже самый оголтелый русский шовинист не станет ставить эту тему во главу угла. Учите и говорите, сколько вздумается. Остальные то при чем тут
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    Государственные языки республик надо учить для того, чтобы коренной народ знал свой язык, обычаи и культуру. Не в коем случае не для того, чтобы все русские повально научились говорить на них. Если кто и изучит язык, то кроме пользы ничего не будет.
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    А можно я не буду обогащать свой внутренний мир по вашим лекалам?
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    абсолютно верно!
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    Вот в том и проблема нет в реальности никаких государственных языков !
    Нет никаких республик ! Вот как были автономные округа по своей сути так и остались.

    Сегодня чтобы гордо именоваться государством надо хотя бы иметь не менее 7-9 миллионов рабочих рук. Серьёзный научно-технический багаж. Национальные кадры во всех сферах деятельности.

    А тут что..... одни премудрые чуваки записали на бумажке " Мы суверенное татарское государство" правда рабочих рук всего 350-400 тысяч человек.
    И мы вовсе никакая не нация. А не большой обособленный этнос.

    Но ничего, мы тут на шею другим сядем и поедем в рай. Запудрим всем мозги. Стратегия накрылась. :-)))
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    Грех обижаться на дураков, подобных автору 10:24. Но их , к сожалению, много.
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    На уроках татарского языка научили так мотивировать свою аргументацию типа "сам дурак"?
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    Английский,немецкий,французский это примерно 60% мировой информации.Даже русский это 12%.А какую информацию можно почерпнуть изучая языки малых народов.
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    Ваш камент говорить о том, что в России слишком тонок культурный слой.
    В этом и есть основные проблемы страны
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Откуда такие оптимистические цифры про информацию и русский язык.Русский язык не нужный ,вынужденный посредник информации между английским и татарским языком.
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Откажись. Переводи сразу на татарский, не мучайся. Ноии от других не требуй
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Поэтому и надо преподавать больше английского и поменьше русского.
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    По соседству у меня две армянские семьи живут.дети не учат армянский в русской школе, но говорят по- армянски, пишут и считают по-армянски. На каникулах летают в Ереван, говорят с общением нет проблем. А тут живут в своей республике и плачут от незнания языка? Изучать свой язык должна быть потребность. А если её нет не каким ремнем не заставите, господа...!
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    Тахир Давлетшин
    Это когда две семьи на чужбине.
    Когда же государственная машина давит на всю мощь, и в течении столетий, проблема иная.
    Что касается школьного образования России, то ее обрусительные задачи особенно четко сформулировал граф Д.А. Толстой, вступивший на пост министра народного просвещения в 1866 г. и занимавший его в течение 15 лет. «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, - указывал он, - бесспорно, должно быть обрусение».
    Эту же идею выразил предельно четко представитель Синода В.М. Скворцов, выступая в 1910 г. в Казани на съезде миссионеров: «Если инородцы настолько сближаются с русскими, что забывают даже о своей национальности, то в этом деле, с православно-русской точки зрения, не может быть ничего худого. Напротив, в этом именно и
    заключается государственная задача русской школы».
    В советское время ассимиляция шла под лозунгами интернационализма.
    О развитие языков и культур инородцев вспоминали только в тяжелые для страны моменты. Недавний пример с Б.Ельциным: когда оказались у пропасти, он изрек: Берите суверенитета столько, сколько сможете...
    Ответить
    Анонимно 17 июня
    И че? Рамиль, если хочет, пусть учит и говорит. Вася, если не хочет, пусть не учит.
    Ответить
  • Анонимно 18 июня
    Во все времена существования российского государства производилась ассимиляция нерусских народов. Сначала насильственное крещение, чтобы все были Иванами. В советские годы лозунг был ,, да здравствуют смешанные браки,,. Сейчас шовинистическая российская власть делает все, чтобы уничтожить родную речь малых народов и наплодить побольше новых Иванов, родства непомнящих.
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Что за бред националистский опять
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    Любая правда о насильственном крещении татар в царские времена вами тоже отрицается.?
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    А где ваша правда написана?
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    А где ваша правда написана?
    Ответить
    Анонимно 19 июня
    А что такого не было?Отрицаете?
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    Во все времена существования монгольской империи и татаро-монгольского ИГО приводилась принудительное смешивание покорённых и угнанных в рабство этносов. Потому что нужно было выращивать нукеров. Которые вопросы не задают, тупые, а от этого и злобные. Нукеры были расходным материалом. Живёшь ради хана и умрёшь ради хана.

    Применялись всякие методы и насильственное принятия ислама ( а то башку отрубим)

    Нукер это вот ваше любимое и есть манкурт и иван непомнящий родства.

    Исчезла монгольская империя. Результат метисации остался. Вот до сих пор расхлёбываются последствия.
    Ответить
  • Анонимно 29 июня
    Прекрасное интервью. Все честно и прямым текстом. У нас в Татарстане так говорить боятся. Вот важное место в статье -
    "Много положено нерусскими народами на алтарь государственности российской, ох, много. Нерусские народы потеряли свои земли, лучшую и большую часть своих людей, их языки и культуры стали вторичными, нецивилизованными, их вера оказалась поганой, а сами они были объявлены инородцами. Официально одобрялась манкуртизация".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/102662-intervyu-s-udmurtskim-pisatelem-vyacheslavom-ar-sergi --
    Отсюда напрашивается вывод - Чтобы каждая нация трудилась для развития своей культуры - неужели нужно, чтобы Россия распалась?
    Ответить
  • Анонимно 11 июля
    Ни автор, ни журналист не в теме
    Какой "факультатив"?
    Законодательно закрепляется нынешнее положение вещей, только и всего
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем