Новости раздела

Ученица Сокурова показала на фестивале трагедию женщины

В пятницу в программе Казанского международного фестиваля мусульманского кино был показан один из самых ожидаемых фильмов — снятая на «Ленфильме» экранизация повести Фазиля Искандера «Софичка». Подробности в материале «Реального времени».

«Решили снимать на абхазском»

Фильм «Софичка» — режиссерская работа ученицы Александра Сокурова Киры Коваленко. Это экранизация одной из последних повестей Фазиля Искандера. Прозаику везло на экранизации. По его произведениям поставлено девять фильмов, все они чаще с юмором, чем с грустью. Что касается знаменитого «Сандро из Чегема» — фильм можно считать культовым.

«Софичка» — произведение, скорее, трагическое. Жаль, что Искандер так его и не увидел. Когда была такая возможность, писатель себя уже очень плохо чувствовал, а скоро его не стало. Искандер всегда считал себя русским писателем, и герои в его предыдущих экранизациях говорят по-русски. «Софичка» снята на абхазском, хотя повесть Искандер писал на русском.

Просто, когда съемочная группа приехала в Абхазию, все сомнения развеялись и было решено делать фильм на языке этого народа. Очевидно, Кира Коваленко решила, что иначе лента не будет правдивой. В те времена, которые показаны в фильме, в Абхазии говорили практически только на родном языке.

За историей создания фильма стоит Александр Сокуров — Коваленко училась в его мастерской. По одному ему понятной причине Сокуров, который никогда не занимался преподавательской деятельностью, решил попробовать себя в качестве педагога. И набрал курс не в столице, а в Нальчике, где, по его словам, серьезно отнеслись к тому, что надо пестовать молодые кинематографические кадры.

«Софичка» была учебным материалом, но неожиданно вылилась в очень серьезный режиссерский дебют Киры Коваленко. Финансировал ленту фонд Александра Сокурова «Пример интонации», бюджет фильма, если сравнивать с теми бюджетами, что бывают в распоряжении молодых татарстанских режиссеров, вполне приличный и составляет 38 миллионов рублей.

Можно предположить, что с деньгами особой проблемы не было, но вот найти артистов для съемок в фильме было непросто. В Абхазии сейчас всего один профессиональный театр, актеры его труппы участвуют в «Софичке», но они играют роли героев уже в возрасте. А вот с молодыми персонажами были проблемы. Практически все исполнители молодых героев — непрофессионалы, чего не скажешь по их игре. Например, исполнительницу роли Софички в молодости Кира Коваленко нашла в «Фейсбуке», и, пройдя кастинг, девушка была утверждена на главную роль. Сыграла она более чем убедительно.

Фильм про простых людей

Кира Коваленко сняла суровый фильм — и по натурным съемкам, и по характерам героев. Суровая природа, горы, лес, горная река, и люди с суровыми характерами живут здесь. Само появление главной героини в первой сцене ошарашивает — по местному обычаю невеста появляется на своей свадьбе в черной, траурной, вуали. Конечно, это всего лишь обычай гор, но в ленте его можно прочесть как нечто провидческое — жизнь Софички после замужества изобиловала именно трагическими событиями, первым из которых стала гибель мужа.

В ленте все время существуют как бы два временных пласта — героиня, вернувшаяся на родину после двух десятилетий ссылки, присутствует рядом с молодой Софичкой, она одновременно вспоминает события тех лет и словно наблюдает за собой молодой, глядя на все мудрыми, добрыми глазами. А Софичка в юности (Лана Басария) словно интуитивно чувствует, что же будет происходить с ней дальше.

«Люди, с которыми будет проходить рядом вся моя жизнь», — умудренная жизнью Софичка смотрит на гостей на своей свадьбе, зная печальный финал своего недолгого замужества. Зная тот трагический час, когда ее жизнь пойдет под откос. Впрочем, пойдет ли? Софичка после двадцатилетней ссылки так же добра, чиста и светла. И она научилась прощать, сохранив цельность своей натуры.

Нам, привыкшим к компромиссам, не просто принять героиню с ее кодексом чести. Софичка — стоик. Она была стоиком и совсем юной женщиной, ее не раздавила ни гибель мужа, ни война, ни ссылка.

Кира Коваленко сняла очень лаконичный фильм, в нем совсем немного диалогов, а те что есть, немногословны, у него очень аскетичный видеоряд — лента черно-белая. Зато как живописны и выразительны крупные планы персонажей. И музыка Сергея Прокофьева добавляет ленте трагичности.

Конечно, не будь рядом с Кирой Коваленко такого учителя, как Александр Сокуров, вряд ли бы фильм состоялся, а если и был бы снят, то, наверное, мог бы быть другим. Но Сокуров, это видно по «Софичке», передал ученикам умение не бояться, спокойно и достойно, без «чернухи» говорить об очень серьезных, порой трагических вещах. И оставлять надежду. В одной из финальных сцен воспитанница Софички сжигает ее старые вещи, пламя костра все разгорается и возникает ощущение, что, словно пройдя очищение огнем, такая сильная женщина найдет в себе силы стать счастливой.


Татьяна Мамаева
ОбществоКультура

Новости партнеров