Новости раздела

Минобрнауки Татарстана раскритиковало семейное образование — число отказников от школ растет

Минобрнауки Татарстана раскритиковало семейное образование — число отказников от школ растет
Фото: Максим Платонов (архив)

«Они просто испугались»

Министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин подверг критике новую тенденцию в российском обществе — переход на семейное образование. По его словам, численность отказников от традиционного школьного обучения и сторонников перехода на семейный формат в республике растет.

Общее число детей, предпочитающих такую форму образования, он не назвал. Вместе с этим Ильсур Хадиуллин отметил, что в этом году пять человек, которые обучались в семейном формате, не явились на сдачу ЕГЭ.

— У нас есть информация, что они просто испугались, год потеряли. Просто не явились. Почему не явились, чем они думают? Если бы они были в школе, хотя они проходили промежуточную аттестацию, тогда бы таких проблем не было, — возмущался глава Минобрнауки Татарстана.

Фото: Максим Платонов

Министр считает, что школьное образование нужно получать, находясь в учебном заведении, занимаясь с учителями:

— Это очень хорошая возможность, хорошая площадка для творчества. В школах с вами ваши соратники, ваши учителя, горячее питание. У нас — дисциплина, порядок и контроль. Тогда результаты ЕГЭ намного лучше, и ОГЭ, и ученики не боятся приходить на экзамен.

Ильсур Хадиуллин отметил, что открепившиеся от школ дети просто сидят дома, занимаясь с репетиторами — причем не все из них имеют специальное образование или лицензию. Он призвал «приходить в школы республики, заниматься в школах — и знание получите, и воспитание будет полноценное, и вы будете социализированы, жить в этой среде, в среде нашей — не дома сидеть, погружаться в эту среду виртуальную, ждать репетитора, а потом, когда наступает время сдачи ЕГЭ, ОГЭ, страшно бояться. Знаете, уже помочь им поздно».

Фото: Максим Платонов

Татарстанские чиновники за «взвешенный подход»

Власти Татарстана высказывали обеспокоенность наметившейся тенденцией к получению детьми образования вне школы еще три года назад. Год назад этот вопрос поднимал лично президент республики Рустам Минниханов.

С недоверием к семейному формату обучения относится и прокуратура Татарстана. В 2019-м на итоговой коллегии надзорного ведомства стало известно, что проверка, проведенная им, выявила значительные упущения в организации работы органов образования с обучающимися на дому и их родителями.

— Право выбора учащихся и их родителей никто не отрицает, но взвешенный подход необходим, — настаивал прокурор Татарстана Илдус Нафиков. Он обращал внимание, что не все способны при семейной форме обучения дать полноценное образование и социализировать ребенка.

Фото: Максим Платонов

В 2017 году образование вне школы получали 606 детей, в 2018-м их число достигло 898. По состоянию на февраль 2021-го в республике семейное обучение проходил 881 ребенок.

Неодобрительно к такому формату обучения отнеслись и в МВД по Татарстану. Глава ведомства Артем Хохорин в том же 2019-м заявил о формировании в республике «второго поколения салафитов» — о детях, воспитанных в семьях приверженцев ислама салафитского толка. Основной причиной, по которой родители забирали на обучение домой, он назвал идеологические и религиозные убеждения.

В семейной форме обучения и воспитании несовершеннолетних в закрытой от социума среде глава МВД по Татарстану увидел опасность. В связи с этим еще три года назад он поручил подчиненным выявлять таких детей и религиозные организации и взаимодействовать с органами образования в муниципалитетах.

Фото: Максим Платонов

С критикой семейного образования в начале прошлого года выступил президент Татарстана Рустам Минниханов. Он сделал акцент на тех же аспектах, на которые указали и силовики — качество знаний и социализацию.

— Это не очень хорошо. Мне кажется, что ребенок, который обучается на дому, не получит должного уровня образования, и вопрос социализации, какой он будет дальше: приспособленный — неприспособленный Мы понимаем, что есть религиозные предубеждения у родителей. У нас есть опыт создания православной гимназии и мусульманская школа. Думаю, эти направления надо развивать, но все эти школы должны придерживаться федерального стандарта. Дома — мы понимаем, как дома учиться, — высказался Минниханов.

Фото: Максим Платонов

Критика чиновников родителям не преграда

Однако несмотря не скептическое отношение чиновников, критику с их стороны и достаточно весомые аргументы против, татарстанские родители все чаще предпочитают школе обучение детей на дому. Как выяснило «Реальное время» в апреле 2022-го, в минувшем году число школьников, обучающихся в форме семейного образования и самообразования, в республике почти удвоилось — до 2 061 человека.

Как рассказывала интернет-газете жительница Казани Рая Демидова, которая выбрала для своего ребенка обучение на дому, на решение повлияли несколько факторов: «несбалансированная шестидневка в школах», нехватка образовательных организаций рядом с местом проживания. Кроме того, некоторые позитивно оценили опыт удаленки, на которой школьники сидели весной 2020-го из-за пандемии коронавируса.

Сказалась на тенденции перехода к семейному обучению и трагедия, которая произошла утром 11 мая 2021 года в казанской гимназии №175. После нее «многим стало просто страшно отправлять детей в школы», утверждала собеседница «Реального времени».

Фото: Максим Платонов

Однако какие бы аргументы в пользу семейного образования ни приводили родители, результаты, которые показывают дети на домашнем обучении, в пользу него не говорят. Качество образования у них заметно хромает, утверждают в Минобрнауки Татарстана.

— Качество образования детей, обучающихся в семейном формате, по государственной итоговой аттестации ниже средних результатов по Республике Татарстан, — рассказывали «Реальному времени» в ведомстве.


Подписывайтесь на telegram-канал и группу «ВКонтакте» «Реального времени».

Ангелина Панченко, Татьяна Демина
ОбществоОбразованиеВласть Татарстан

Новости партнеров

комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 19 июл
    А где результаты качества образования дома? Просто слова министерства. По факту, причин множество. Тут вам и питание, которое в РТ могли бы сделать халяль, но не хотят. Тут вам и отсутствие мест в школах, в Салават Купере сколько там первых классов? 15 классов по 30 детей? Тут вам и неадекватные одноклассники, учителя, неадекватный режим обучения и постоянные поборы.

    И таких причин лично я могу перечислять ещё долго. Адекватным родителям намного легче самим обучать ребёнка, чем поручать это дело школе со всеми их проблемами, которые этот самый министр не хочет решать уже очень долго. Может попробовать копать в обратном направлении, почему министры проваливают эту работу, а не наоборот, плеваться в сторону родителей?
    Ответить
  • Анонимно 19 июл
    Я за домашнее обучение, если им занимаются образованные родители, а не поколение сдавшее егэ, и после школы родившие детей. Какое образование и воспитание могут дать эти неучи, рожавшие ради маткапитала.
    Ответить
    Анонимно 19 июл
    вообще никакое
    Ответить
  • Анонимно 19 июл
    домашнее обучение у меня ассоциируется с болезнью, когда ребенок по состоянию здоровья не может посещать школу. Я понимаю, если родители часто и длительно командируются - в этом случае семейное образование выручает, но когда в городе. Ребенок, получается заперт, ни общения со сверстниками, ни мероприятий коллективных. Как они в коллективе потом будут работать? если только так же продолжать жизнь отстранившись от социума- фриланс, удаленка - счастье для интровертов
    Ответить
    Анонимно 19 июл
    Вот как раз с домашним обучением родители более свободны в плане секций, каких либо кружков или школ по интересам, спортив. Занятий. Когда нормально ребенка утром привозишь на тренировку или занятие, а затем занимаешься с ним. А одна семья знакомых, они все совы, спят до обеда почти. Так им проще с детьми так заниматься,чем утром сонного ребенка расталкивать и со скандалом в школу собирать.
    Ответить
  • Анонимно 19 июл
    это как с прививками - сколько будет аргументов за - столько же против
    Ответить
    Анонимно 19 июл
    точно
    Ответить
  • Анонимно 19 июл
    Сколько взрослых вспомнит содержание, хотя бы 10%, школьного образования через пять лет после окончания школы?
    Ответить
    Анонимно 19 июл
    редкий родитель может заменить учителей, качественное со - дорого, так как связано с наймом учителей
    Ответить
    Анонимно 19 июл
    любой кто окончил школу может заменить учителя
    Ответить
    Анонимно 19 июл
    ЛЮДИ ЗАКОН НЕ НАРУШАЮТ ПОЧЕМУ ТАКОЙ СТРАННЫЙ ИНТЕРЕС К НИМ?

    насколько я знаю в перечень служебных обязанностей этих уважаемых господ не входит заботы об образовании наших детей
    Ответить
    Анонимно 19 июл
    Я бы поспорила, насчет калификации учителей. На ютьюбе очень много преподавателей безумно интересно тбьясняющих материал школьникам. Они увлекают детей. В отличие от школьных учителей. Мы имеем возможность выбрсть учителя жоть из Москвы, хоть из Питера или Новосибирска и это принесет знания. А не унылое школьное .... когда учитель тратит время на недогоняющих и не шибко умных детей в классе. И да, инклюзивное образование, когда реально прпдставляющих угрозу детям, с отклонениями в умственном и психическом развитии детей запизивают в класс к нормалтным детям, это нечто. Спасибо. Вот и ходите и учите их. Мы на семейном образовании прекоасно себя чувствуем без скандалов и конфликтов с такими детьми и их неадекватными мамашами. Я не беру тут детей у которых ДЦП, но они очень добрые и с ними можно общаться. А вот неадекватов полно агрессивных с особенностями психики.
    Ответить
  • Анонимно 19 июл
    К сожалению, очень часто, даже из уст чиновников происходит смешение понятий семейного и домашнего обучения. Семейное обучение - это одна из форм реализаций права на обучение, предусмотренная и Конституцией РФ и законом об образовании. Переход на эту форму производиться исключительно по воле родителей ребенка и самого ребенка. Учет мнения учителей, чиновников образования при переходе на СО не предусмотрен. В тоже время родители должны обеспечить сдачу ребенком в закрепленной образовательной организации промежуточной и итоговой аттестации. Естественно качество СО очень зависит от мотивации и способностей детей и образовательной среды, которую могут создать родители. Обеспокоенность чиновников трендом в сторону асоциальности вполне понятна., здесь все очень индивидуально.
    Домашнее обучение предусмотрено для больных детей, не имеющих возможность посещать школу.
    Ответить
  • Анонимно 19 июл
    Надо принимать законы. Дети должны учиться в школах, и ходить в школьной форме, мальчики коротко пострижены, и без макияжа, у девочек волосы собраны косички, без макияжа, и без там як к Их волос, и никакие шарафары . Если не хотят учиться в школах то на ЕГЭ их не допускать в школы, и не выдавать аттестаты, дворники технички, грузчики всегда нужны. Даже эти домашники свое ФИО писать не могут же.стыдно должно быть .
    Ответить
    Анонимно 19 июл
    Да некоторые с семейного образования, грамотнее тебя излагают свои мысли на бумаге. Иди читай, кругозор расширяй и словарный запас пополняй. Умник.
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    пошел под лавку
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Вы правы!
    Ответить
  • Анонимно 19 июл
    Интересно, а почему же выбирают семейное образование? А я скажу почему. Потому что система образования в РФ на дне и давно нуждается в модернизации! Что дала школа детям? Помогла обустроиться как-то в жизни и стать успешным? Или только время нервы и деньги отнимала у семьи и детей? Ещё про булинги всевозможные не забываем. Также куча бюрократии.
    Ответить
  • Анонимно 20 июл
    закон нарушен какой либо? ответ: "НЕТ"
    извините имеем право. и не обязаны слушать ваши советы .
    Наши дети не ваше дело
    Ответить
  • Анонимно 20 июл
    власть решила заниматься социальной инженерией?
    Улучшать качество народа?
    А может больше школ надо строить?! ЭЙ ШКОЛ же не хватает!! учителя это коллекция стареньких неудачниц злобных ,неграомтных благодаря окторым булинг, благодаря окторым галяивевы появляются..

    вы наведите порядок чтоб школ было много а потом учите ХОтя почему в ы должны нас учить?

    ваши школы это дерьмо! ваши учителя очень дурны!!
    нам ваши заботы противны!!
    МВД лови воров!! а нас неучи!
    Ответить
  • Анонимно 20 июл
    Так не приходите , ЕГЭ сдавать в школы и за атестатами , и на промежуточное ходите в школу????? Без школы не можете же. Ваши дети которые даже свои фамилии писать не умеют.
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Просто нужно как следует проводить промежуточную аттестацию, а не пускать все на самотек. Оплачивать эту работу учителям.
    В большинстве регионов учителям это дополнительная неоплачиваемая работа. Поэтому учитель хочет поскорее отделаться от этого и не требует строго усвоения. Ведь несдавший ученик снова к нему придет. Может еще несколько раз. Пусть, например, обрнадзор эту аттестацию проводит так же строго как от школ требует.
    Большая часть сбегает на домашнее обучение, чтобы спокойно нотовиться к ЕГЭ по трем выбранным предметам. А на «ненужные» предметы время не тратит, так как аттестация по ним очень щадящая.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии