Новости

20:48 МСК
Все новости

Право не ходить в школу: семейное образование как альтернатива классному

О том, что нужно, чтобы перевести своего ребенка на семейную форму образования

Право не ходить в школу: семейное образование как альтернатива классному Фото: moisovety.com

Помните известную фразу персонажа книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» Гекльберри Финна: «Я не позволю‚ чтобы хождение в школу мешало моему образованию»? Она, можно сказать, иллюстрирует позицию тех родителей, которые решили дать образование своим детям в форме семейного обучения. Таких родителей с каждым годом становится все больше, в том числе в Татарстане, где семейное образование входит в моду. «Реальное время» решило изучить этот феномен. В первом материале мы рассмотрим, что такое семейное образование, согласно российскому законодательству, и во сколько оно обходится родителям.

Что такое семейное образование?

Домашнее обучение — это самая древняя форма получения образования. Она существовала задолго до появления школы в том виде, в каком мы ее знаем. Многие века обучение на дому было единственным способом получения образования. Богатые семьи нанимали учителей, гувернеров, которые знакомили детей с различными науками, а бедные семьи справлялись своими силами: родители передавали детям навыки ведения домашнего хозяйства, ремесло, которым владели сами. Причем, роль домашнего учителя не ограничивалась только передачей информации, они были еще и наставниками, воспитывали своих подопечных. Например, в Древней Греции учитель обсуждал с учениками (причем, только с юношами) вопросы нравственности, философии, религии.

В России до времен царствования Петра грамоту изучали по церковным книгам, а образование могли давать только русские учителя. Петр Первый усилил положение светской культуры в государстве, и на протяжении нескольких столетий преклонение перед западным образом жизни среди высших кругов ввело в моду немецких и французских гувернеров.

После революции ситуация резко изменилась. В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. И обеспечить его должны детям родители или лица их заменяющие. В то же время закон предусматривает различные формы получения образования с учетом потребностей и возможностей личности — как в стенах школы, так и вне ее. Вне школы образование и обучение предусмотрено лишь в двух формах: в семейной форме и в форме самообразования.

Нужно сразу прояснить, что в своей статье мы не говорим о форме домашнего обучения, когда речь идет о детях, нуждающихся в длительном лечении, детях-инвалидах, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. В этом случае школа с согласия родителей берет на себя организацию учебного процесса на дому: предоставляет бесплатно учебники, справочную литературу, разрабатывает индивидуальный учебный план, обеспечивает учителями, проводит аттестацию ученика. Родители же только создают условия для обучения на дому.

В России на протяжении нескольких столетий преклонение перед западным образом жизни среди высших кругов ввело в моду немецких и французских гувернеров. Репродукция литографии с сайта cheloveche.ru

В случае же семейного образования родители берут на себя всю ответственность за получение образования ребенком. Как сообщили «Реальному времени» в Министерстве образования и науки РТ, основные моменты, регламентирующие получение образования в семейной форме образования, прописаны в письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 и в действующем законодательстве в сфере образования. В письме говорится, что при выборе семейной формы образования родители (законные представители) обязаны взять на себя всю ответственность за организацию учебного процесса ребенка, чтобы он смог овладеть знаниями, умениями, навыками, приобрел опыт деятельности, развил свои способности, научился применять знания в повседневной жизни, а также был мотивирован получать образование в течение всей своей жизни. Родители должны сделать так, чтобы ребенок получил объем знаний, который не ниже нормы, установленной федеральным стандартом (ФГОС).

Что нужно сделать, чтобы перейти на семейное образование?

Перейти на форму семейного образования вы можете в любое время — с 1-го по 11-й класс. Вместе с тем, по решению родителей и с учетом мнения ребенка, можно на любом этапе обучения изменить форму получения образования — например, вернуться в школу.

Если вы решили перевести своего ребенка на семейное образование, то вам необходимо подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого вы проживаете. Вы можете сами выбрать школу, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, или попросить определить вас в какое-то место. По желанию родителей, такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года. Если ваш ребенок уже обучается в школе, то вы можете обратиться к директору с заявлением о переходе на семейное образование.

При этом вы можете организовать обучение своего ребенка в очно-заочной или полностью заочной форме, то есть вы можете договориться со школой, что будете посещать некоторые уроки по своему усмотрению.

Дети на семейном обучении совершенно бесплатно могут проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в выбранной школе. Образовательная организация должна самостоятельно разработать и утвердить порядок проведения аттестации, причем этот регламент должен быть размещен в открытом доступе, на сайте школы. И порядок прохождения аттестации должен учитывать мнение родителей, исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала ребенком.

Родители и обучающиеся не вправе требовать от школы, когда и в какой форме она будет проводить аттестацию, но вы можете выбрать ту школу, сроки и форма аттестации в которой вас устраивают. Однако важно отметить, что прохождение промежуточной аттестации ребенком, который получает образование в форме семейного образования, — это его право, а не обязанность. То есть он не обязан проходить промежуточную аттестацию вплоть до 9-го класса, когда можно пройти итоговую аттестацию и получить аттестат об основном общем и среднем общем образовании.

Школа должна обеспечить получающих семейное образование детей учебниками и учебными пособиями. Фото bibliokniga115.blogspot.ru

Школа, где вы сдаете итоговую аттестацию, не несет ответственности за качество образования. Она ответственна только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Дети на семейном образовании обладают всеми академическими правами. Они наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Кроме этого, дети на семейном образовании могут рассчитывать на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Школа должна обеспечить получающих семейное образование детей учебниками и учебными пособиями. Если ребенок испытывает трудности в освоении общеобразовательной программы, местные органы власти должны предоставить ему психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

Цифры: Татарстан

Учет детей, которые получают семейное образование, ведут не школы, а органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. «В связи с тем, что число таких детей постоянно изменяется, статистика по детям, получающим общее образование в семейной форме, ведется только на уровне органов управления образования муниципальных районов и городских округов», — сообщила руководитель пресс-службы Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова. Однако она отметила две основные тенденции. Во-первых, число детей, получающих общее образование в семейной форме, в Татарстане постоянно растет. Во-вторых, максимальное число таких детей наблюдается в крупных городах, а именно в Казани и Набережных Челнах. Так, в Челнах на семейном образовании обучается 23 ребенка, в Казани — 148. При этом, отмечает она, причины, определяющие выбор данной формы освоения образовательной программы, самые разнообразные.

Об успеваемости таких учеников в Минобрнауки РТ нам не сообщили, однако заметили, что «не все родители (законные представители) могут обеспечить высокое качество образования при его получении в семейной форме».

Число детей, получающих общее образование в семейной форме, в Татарстане постоянно растет. Фото aktanysh.tatarstan.ru

«На домашнем образовании без помощи репетиторов не обойтись»

Кандидат педагогических наук, директор частного образовательного учреждения «Психолого-педагогический центр раннего развития детей «Егоза» Наталья Реснянская заметила, что чаще всего родители принимают решение перевести ребенка на семейное образование, когда понимают, что методы преподавания в массовой школе на сегодняшний день не позволяют ребенку получить образование необходимого уровня. Мы не будем подробно останавливаться на тех недостатках современных общеобразовательных школ, которые отмечают родители. Вкратце — это низкий профессионализм педагогов, принудительная система домашних заданий, угнетающая система оценок, не всегда доброжелательная атмосфера в среде одноклассников, где дети перенимают друг у друга вредные привычки и пр. «В случае домашнего образования ребенок лишен стрессообразующего фактора школы, урочной оценочной системы. И плюс он получает индивидуальный подход, который школе сейчас, к сожалению, удается только позиционировать, а никак не реализовывать», — сказала «Реальному времени» Реснянская.

Как правило, на уровне начальной школы родители сами занимаются с детьми. Чаще всего это делает мама, которая нигде не работает и может посвятить время детям.

«Единицы родителей обладают широким кругозором. На начальном этапе они справляются, но дальше идут физика, химия, и родитель не всегда является специалистом в этой области. Поэтому без помощи репетиторов на домашнем образовании не обойтись. Я знаю случаи, когда две-три семьи объединяются и берут репетитора вместе — например, по физике», — говорит Реснянская.

Таким образом, ресурсы, которыми должны располагать родители, переводящие детей на семейное образование, не ограничиваются только временем.

«Час репетитора стоит от 500 до 1 000 рублей. В первые годы можно нанять одного учителя по математике, чтению и русскому языку — это обойдется в 15 тысяч в месяц. Если брать старшие классы — для получения домашнего образования нужно минимум 20 тысяч рублей. Но это только с учетом того, что родитель часть программы берет на себя — то есть историю, обществознание и другие гуманитарные дисциплины. В помощь родителям — Интернет, и если родитель обладает критическим мышлением, он сможет дать ребенку информацию, чтобы он сдал экзамены», — рассуждает Реснянская.

Впрочем, и обучение в общеобразовательной школе в очной форме не обходится дешево. По мнению родителей, если посчитать все затраты на ремонт, охрану, дополнительные нужды, питание, а также на тех же репетиторов, к помощи которых прибегают большинство даже посещающих школу детей, то сумма получается примерно та же.

Детям нужно не только получать знания, но и социализироваться в детском коллективе, считает Гузель Удачина. Фото Романа Хасаева

«Для своих детей я бы такую форму получения образования не выбрала»

Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина в беседе с «Реальным временем» отметила, что семейная форма обучения предусмотрена сегодня федеральным законодательством потому, что оно оставляет право родителю самому решать, что есть хорошо и что есть плохо для их детей — государство предоставляет родителям разные возможности и способы: «Мы стоим сегодня на позиции презумпции добросовестности исполнения родителями своих родительских обязанностей, что родитель априори не может поступать вопреки интересам своего ребенка, что ему виднее, как лучше организовать его обучение».

«Однако я не поддерживаю такую практику, хотя она совершенно законна. Для своих детей я бы такую форму получения образования не выбрала, — говорит Удачина. — Родителям нужно подумать о том, что детям нужно не только получать знание, но и социализироваться в детском коллективе. Ведь им потом придется жить в обществе и строить отношения с ребятами, нужно уметь дружить. С точки зрения интересов ребенка, лучше организовать его нормальное очное обучение на общем основании. Я против, прежде всего, потому, что нарушается социализация, погружение в социум, общение со сверстниками».

Сторонники семейного образования замечают, что вопрос социализации решается тем, что дети в свободное от обучения время занимаются в студиях, кружках, секциях. «Он не оказывается в домашнем замкнутом кругу. У него широкий круг общения. Как правило, такие родители много ездят, и ребенок не просто по учебникам узнает об окружающем мире, а наоборот, они дают ему возможность увидеть мир своими глазами, потрогать, посмотреть. Я знаю несколько таких семей. И с точки зрения полноценности жизни, такие дети ничем не обделены. Потому что от количества времени, проведенного в школе, не зависит качество полученного знания», — говорит Реснянская. По ее мнению, еще лет 20 назад можно было поспорить и сказать, что «школа дает нечто иное, чего не может дать семейное образование»: «Но сейчас школа, к сожалению, утратила воспитательную функцию, которая раньше у нее была. Если бы у меня было свободное время, я бы непременно забрала своих детей на семейное образование. Сейчас мои дети учатся в частной школе. И хотя там маленькие классы, кризис педагогических кадров сегодня налицо».

Однако и сторонники семейного образования согласны с тем, что оно — далеко не для всех. И дело не только в финансовых затратах. Далеко не все родители способны сами организовать обучение детей, более того, большинство родителей относятся к школе как к «камере хранения», куда они «сдают» ребенка на определенный срок и куда приходят только в том случае, когда он сделал что-то нехорошее. «На семейное образование выходят думающие родители, которые заинтересованы не только в образовании, но и вообще в психическом, эмоциональном здоровье ребенка. Они заинтересованы в образовании в его изначальном смысле — чтобы ребенок на всю жизнь сохранил желание познавать мир, учиться и развиваться. И я могу сказать на примере своих знакомых: их дети с легкостью сдают экзамены, у них достаточно обширный кругозор, и они легко справляются с учебной программой», — полагает Реснянская.

«Это нормальная форма. Это когда родители не довольны школами вообще или своей конкретно и начинают учить ребенка сами. Особенно это хорошо для маленьких детей. Я знаю семью, где семеро детей, и родители в ней сами на уровне начальной школы образовывают детей. И позже дети приходят к нам в школу нормальные — веселые, счастливые, не забитые обычной школой. Семейное образование — это гибкая форма, которая позволяет родителям участвовать в образовании своего ребенка, если они хоть в чем-то не согласны с концепцией конкретно той школы, которая находится рядом с домом, или же с учителями. Вы же знаете, у нас в школах много проблем — зарплата у учителей низкая, конкурс маленький, далеко не все хорошие студенты пединститутов пойдут в школу», — сказал «Реальному времени» российский и финский педагог, создатель и директор школы «Специализированный олимпиадно-научный центр» (СолНЦе) Павел Шмаков.

Семейное образование — это гибкая форма, которая позволяет родителям участвовать в образовании своего ребенка, отмечает Павел Шмаков. Фото shraibikus.com

Шмаков отметил, что форма семейного образования существует во многих странах мира: «Буквально несколько лет назад в Германии не было такой формы. На одну из международных конференций немецкие учителя приехали с воззванием помочь, чтобы в их стране это появилось. Потому что у них действует еще гитлеровский закон об образовании. Он нормальный, но не позволяет детям сидеть дома — дети были обязаны ходить в школу». Педагог говорит, что пока в нашей стране чиновники настороженно относятся к семейной форме образования: «Если ребенок учится дома, то у школы появляется еще один вид отчетности. А у нас в стране уже достаточно плотно с бумагами, учителя завалены разными формами отчетов. И есть такая грустная шутка среди учителей: школа — это то место, где дети мешают учителю заполнять отчеты».

«Семейное образование — прогрессивная форма получения образования. Конечно, лучше бы школы были хорошими и разнообразными, тогда потребность в такой форме отпала бы. Но, так как школы у нас далеко не все хорошие, потребность в такой форме сегодня растет», — резюмирует Шмаков.

Более подробно о том, чем мотивированы родители, переводящие своих детей на семейную форму образования, а также об опыте семей, в том числе казанских, читайте в следующих материалах «Реального времени», посвященных этой теме.

Наталия Федорова
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 24 дек
    дурная мода все-таки. не только образование, но и общение в школе происходит
    Ответить
    Рафаэль Сабиров 24 дек
    "Общение" - единственный аргумент, который остаётся у сторонников школы. Спорный аргумент.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    хоть и спорный, но все же аргумент
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    За счет экономии времени на школьном просиживании ребенок направляется в творческие секции. И общение там будет более гармоничным и развернутым. С друзьями, имеющими общие интересы и развлечения.
    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    Домашнее образование до 8-9 класса часто выбирают родители детей-аутистов с нормальным интеллектом, но которым трудно быть в шумном коллективе и/или сидеть по 6 уроков при жестокости одноклассников и предвзятости чужих родителей. В Казани в обычных школах нет специальных классов с учетом их особенностей ( как в Воронеже, Москве, Питере), а после коррекционных школ для слабоумных нельзя сдать ЕГЭ и поступить в институт.
    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    Общение в школе возможно, с лёгкостью, заменить на общение в кружке и секции. В которых оно более полноценно и полезно.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Очень часто опыт школьного *общения* становится разрушающим для ребенка. Дети жестоки. Учителя не имеют возможности и времени следить за личными отношениями детей, а тем более их воспитывать. Про поток наглядной жестокости , идущий из СМИ и никем не ограничиваемый я вообще молчу. Чудо, что дети еще не режут друг друга как кутят, которых школьница четвертовала. В такой обстановке в школе любой немного отличающийся от других ребенок (заикание, тик, физическое отставание, внешние отличия) автоматически попадает под риск подвергнуться и унижениям, и физическим притеснениям. Положительный опыт этого общения часто сомнителен. Сомневаюсь что педагог среди 30 детей будет проводить воспитание и уроки доброты, когда этого не делают ни родители, ни общество.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии