Новости

16:00 МСК
Все новости

Кремль дал Татарстану второй срок

За счет динамики доходов республика претендует на 12-летнюю реструктуризацию бюджетных кредитов

Кремль дал Татарстану второй срок Фото: Роман Хасаев

С 2018 года Москва начнет строить финансовые отношения с регионами по-новому: им перекроют доступ к дешевым бюджетным деньгам, но по текущим заимствованиям дадут отсрочку. Субъекты с хорошими показателями собственных доходов федеральный центр поощрит максимальным сроком реструктуризации — 12 лет. Эксперты «Реального времени» называют такой маневр не идеальным, однако признают, что другого выхода нет. Для Татарстана условия реструктуризации будут мягкими, а сама она станет уже второй за последние 5 лет.

Не больше, но дольше

На днях председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила «Российской газете», что ее палата готова заняться законодательным сопровождением реструктуризации долгов субъектов. «Регионы получат возможность тратить финансы именно на развитие, повысят свою инвестиционную привлекательность», — сказала она.

С будущего года в России решено перекроить межбюджетную политику: финансовые отношения Москвы и регионов будут строиться по-новому. Коротко: субъекты не смогут привлекать новые кредиты из федерального бюджета, зато взамен получат отсрочку по старым.

Об этих решениях в два этапа стало известно на прошлой неделе. Как уже писало «Реальное время», сначала правительство РФ согласовало проект бюджета на 2018—2020 годы, не предусмотрев в нем расходы на предоставление заимствований регионам. Ожидалось, что президент Владимир Путин анонсирует некий новый механизм поддержки. Так и произошло. 22 сентября на заседании президиума Госсовета он объявил о программе реструктуризации кредитов, которая начнется с 1 января 2018-го и в ближайшие 2 года позволит регионам высвободить 428 млрд рублей.

«Разница между действующим графиком погашения бюджетных кредитов и предполагаемым графиком программы реструктуризации составит в 2018 году 250,5 млрд рублей и в 2019 году — 177,5 млрд рублей», — объяснил Путин. Фото kremlin.ru

Суть самой программы такова. Долги субъектов по кредитам от федерального центра разобьют на 7—12 лет. В течение первых двух лет программы нагрузка по обслуживанию долга будет максимально низкой: выплачивать необходимо будет всего по 5% от общей задолженности.

«Что это значит? Разница между действующим графиком погашения бюджетных кредитов и предполагаемым графиком программы реструктуризации составит в 2018 году 250,5 млрд рублей и в 2019 году — 177,5 млрд рублей», — объяснил Путин.

В программе нашлось место и для поощряющей политики: срок реструктуризации привяжут к макроэкономическим показателям субъектов. Более мягкую отсрочку, по словам президента, получат те из них, у кого налоговые и неналоговые доходы растут не медленнее инфляции.

С Татарстаном обойдутся мягко

Для Татарстана грядущая реструктуризация станет второй за последние 5 лет. В прошлый раз, в конце 2012 года, Госдума РФ реструктуризировала республике кредиты, полученные в основном на строительство объектов Универсиады, на 66,9 млрд рублей. По тем кредитам Татарстан до 2023 года платит лишь ставку в размере 0,1% годовых, а в 2023—2033 годах будет погашать тело долга.

В этот раз, судя по тому, какие условия обозначил Путин, Татарстан может претендовать именно на мягкую реструктуризацию со сроком 12 лет. Необходимый для этого показатель республикой достигнут: в январе — августе инфляция в годовом выражении составила 3,1%, а налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета в I полугодии 2017-го выросли больше — на 9,4%.

Долг республики по бюджетным кредитам на 1 июля был равен 84,86 млрд рублей. Госдолг Татарстана в целом с июля 2015-го по июль нынешнего года снизился на 11,2 млрд рублей (до 93,52 млрд), а по отношению к ВРП — на 1% (с 5,8 до 4,8%).

«Федерации нужны деньги»

Для регионов бюджетные кредиты были самым дешевым источником заимствований. Ставки по ним составляют обычно 0,1%, тогда как по облигациям и банковским кредитам — свыше 8%. Поэтому в грядущей перестройке отношений есть как плюсы, так и минусы, говорят эксперты.

Да, субъекты лишились дешевых денег, но проблему накопленных долгов надо было решать, убежден Александр Дерюгин, директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС. «Есть большая опасность, что если Минфин продолжит в чистом виде выдавать дополнительные и дополнительные кредиты, то потом все это надо будет как-то расшивать. Тот выход, который был найден, может, и не идеальный, но ситуацию приходится сдвигать с мертвой точки», — считает он.

Раньше, продолжает эксперт, Москва боялась приостанавливать финансовую помощь, однако регионы вдруг обнаружили возможность сокращать расходы. Если в «тучные годы» их суммарные траты достигали 15% ВВП, то теперь составляют 11—11,5%: «Расходы на инвестиции упали к нулю, но никто не умер». Сейчас «федерации нужны деньги» и «федерация решила: почему бы не продолжить в том же духе», — говорит Дерюгин.

По мнению директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиевой, как минимум в ближайшей перспективе реструктуризация окажется выгодной для регионов. Она позволит снизить расходы на оплату процентов по кредитам и снимет нагрузку на ближайшие 2 года. Это особенно важно для небольших и слабых субъектов. Кроме того, рассуждает Галиева, программа вынудит региональных чиновников более основательно продумывать долговую политику, поскольку деньги попросту станут дороже.

Артем Малютин
Экономика Бюджет
комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 28 сент
    дайте мне бюджетный кредит под 0,1 %, я не против
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    Если вы какой нибудь важный субъект РФ, который может принести пользу гос-ву, то пожалуйста. А просто так кредитовать, смысла нет
    Ответить
    Анонимно 30 сент
    Гражданин - это и есть самый важный субъект для государства.
    Ответить
    Анонимно 30 сент
    Африке простили долги на 25 лярдов долларов;то почему бы и своим регионам простить
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Может это и к лучшему, а то жили на бюджетные деньги, не развивая свое хозяйство
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    Получается что субьекты РФ берут в долг, и потом все это должны возвращать Москве?
    Ответить
    Анонимно 28 сент
    У меня складывается ощущение что некоторые люди просто неспособны понимать и воспринимать информацию. В статье же все написано!
    Ответить
  • Анонимно 28 сент
    А почему богатый Татарстан берет кредиты ? Дай Москве под проценты из доходов. Пусть небольшой процент. )))).
    Ответить
    Анонимно 29 сент
    Бюджетные кредиты в основном под Универсиаду давались.
    Ответить
  • Анонимно 29 сент
    Была бы Татарстан далеко от Москвы как Винесуэлла, долги давно простили бы и ещё дали.
    Ответить
  • Andrew Vinogradov 29 сент
    Зря дал. Потом пожалеешь.
    Ответить
  • Анонимно 29 сент
    Всему миру миллиардные долги прощают, а своим регионам ни-ни.
    Ответить
  • Анонимно 30 сент
    Чем возвращать то, если все собранные налоги в бюджет забирают почти подчистую. Вот оставляем вам 15%,гуляй Татарстан, не отказывай себе ни в чём
    Ответить
  • Анонимно 01 окт
    А почему Казань должна платить за Универсиаду? Вон Сочи застроили к Олимпиаде за счёт бюджета и никто денег не просит.
    Ответить
  • Василий Соловьёв 01 окт
    Если должники не могли своевременно расплатится, то что может их стимулировать, чтобы они погашали долги регулярно в положенные сроки? Реструктуризация только продлевает сроки погашения, но не решает проблему погашения долгов. Необходимо исследовать причину этой "болезни", и решать её кардинально.
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    Платить за универсиаду будут уже следующие поколения...
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем