«Мы заставляем людей коров заводить, а потом приходит Россельхознадзор и пол-лимона с них снимает»
Парламентарии выяснили, что развитию ЛПХ на селе мешает невозможность утилизировать отходы
На одного татарстанца приходится 8,5 кг отходов в сутки, 60% из них — отходы сельского хозяйства. Об этом стало известно накануне в ходе заседания комитета Госсовета РТ по экологии. При этом, как выяснила следившая за ходом дискуссии корреспондент «Реального времени», темпы роста отходов опережают возможности их переработки, тем самым количество нарушений экологического законодательства возрастает. Депутаты обвинили профильных чиновников в бездействии и нескоординированности, а те в свою очередь предложили увеличить санкции за нарушения.
Татарстан ежегодно производит до 12 млн тонн отходов
30 июня на заседании комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике почти два часа продолжалось живое обсуждение проблемы отходов. Так, по данным председателя комитета Тахира Хадеева, ежегодные отходы производства и потребления в республике составляют 10-12 млн тонн, то есть примерно 8,5 кг на человека в день. Из них 60% составляют отходы животноводства, 28% — промышленные и 12% — бытовые отходы. Количество отходов увеличивается год от года, а развитие полигонов ТБО и новых методик по переработке за этими темпами не успевает. Например, как стало известно в ходе заседания, в Татарстане функционирует всего 33 мусоросортировочные линии, которые позволяют перерабатывать больше отходов, а системы сбора и хранения, например, ртутьсодержащих отходов не существует вовсе.
Как рассказал замминистра экологии и природных ресурсов РТ, главный государственный инспектор РТ по охране природы Рамиль Низамов, в прошлом году инспекторы минэкологии выявили 2 217 нарушений, выписали штрафов на 11 млн и исков на 52 млн руб., 6 предприятиям выписаны предписания о приостановлении деятельности. А с 1 января по 22 июня этого года выявлено почти 1,3 тыс. нарушений, выписано 5,5 млн рублей штрафов.
По словам Олега Даминова, нарушения юрлицами экологических норм зачастую оказываются безнаказанными.
При этом, как выяснилось, наложение санкций совсем не означает, что нарушение будет устранено, а штраф уплачен. Так, заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора Олег Даминов привел примеры, свидетельствующие о том, что нарушения юрлицами экологических норм зачастую оказываются безнаказанными. Штрафные санкции за нарушения не получили (или получили не вовремя) «Нижнекамскшина», «Ремонтно-эксплуатационное управление», ОАО «Алнас», ООО «Автоцентр «ИНТЕР», ОАО «Агросила Групп», ЗАО «Строймаш», ООО «Имени Тимирязева», ООО «Таткерамика», ООО «Тека», ООО «ПЭК-Набережные Челны», ООО «Чистый город» и многие другие. Зачастую это объясняется тем, что службы, которые должны составлять предписания о наложении, например, штрафов и следить за их выполнением, работают бессистемно и нескоординированно. Это и МВД Татарстана, и органы местного самоуправления, а также Управление Россельхознадзора по РТ, Управление Росреестра по РТ, министерство экологии и природных ресурсов РТ, министерство сельского хозяйства и продовольствия по РТ и пр.
Рамиль Низамов предложил увеличить штраф для физлиц за незаконный сброс мусора с использованием транспортного средства с 1-2 тыс. рублей до максимальных установленных КоАП пяти тысяч. Кроме того, он предложил изымать само транспортное средство, а также отправлять нарушителей на принудительные работы.
«Основная проблема — физлица»
Однако замминистра экологии считает, что сейчас настало время бороться не с предприятиями, а с частными «вредителями». «С юридическими лицами мы работаем, они уже понимают всю тягость, и основная проблема — физлица», —заявил он. Чиновник предложил увеличить штраф для физлиц за незаконный сброс мусора с использованием транспортного средства с 1-2 тыс. рублей до максимальных установленных КоАП пяти тысяч. Кроме того, он предложил изымать само транспортное средство, а также отправлять нарушителей на принудительные работы.
«Проблема в том, что заказчик получает в городе территорию под застройку. Он нанимает организацию, а организация нанимает физическое лицо, чтобы вывести отходы. А физлицо начинает с этими отходами баловаться: либо на Космонавтов за «таифовской» заправкой, либо же Адмиралтейская слобода, где свалка порядка 800 кв. м», — описал он типичный случай нарушений, с которыми намерено бороться минэкологии. Он заявил, что соответствующее предложение ведомство внесет в Госсовет, чтобы то потом было направлено федеральным властям.
Плюс ко всему он предложил ввести меру против незаконной разработки карьеров: так, все граждане в системе «Народный инспектор» смогут оставить свое сообщение о нарушении, подкрепленное видеозаписью, и, если нарушение подтвердится, получить за это тысячу рублей. «По «Народному контролю» уже около тысячи обращений в этом году», — привел Низамов пример того, что система работает.
«У нас официально 360 га под полигонами, но на самом деле гораздо больше»
Первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов корень проблемы видит в низком уровне экологической и санитарно-гигиенической культуры (люди не сортируют мусор), а также в том, что нет учета логистики движения отходов по территории республики. Он рассказал, что министерство планирует определить «6 зон муниципального взаимодействия», чтобы построить там полигоны захоронения отходов. Одно место уже выбрано к Казани, остальные будут определены до сентября, поскольку «все они очень негативно воспринимаются населением».
Тахир Хадеев: «К сожалению, если такая будет философия и такой подход к реализации мероприятий по отходам производства и потребления, мне кажется, мы с каждым годом будем увеличивать площади под полигонами. С каждым годом будет у нас увеличиваться количество отходов»
«К сожалению, если такая будет философия и такой подход к реализации мероприятий по отходам производства и потребления, мне кажется, мы с каждым годом будем увеличивать площади под полигонами. С каждым годом будет у нас увеличиваться количество отходов. К сожалению, не услышал этого и у предыдущего докладчика. Президент не раз говорил о том, что нужны технологии, чтобы мы отходы могли разделять на фракции. В целом нужно менять мышление, чтобы была система шаттлов, многократного использования», — возмутился Хадеев, поняв, что комплекса мер по решению проблемы замы министров не озвучили и что комплексное решение проблемы между собой они не обсуждают.
«У нас официально 360 га под полигонами, но вы же знаете, на самом деле гораздо больше. Это, конечно, очень трудно, это работа не на год и не на два. Раньше же в деревне не было мусора. Мы же смогли создать такие условия, что по металлу нет проблем», — говорит он.
На это Фролов отметил лишь, что нужно думать об усилении административной ответственности за нарушения и о господдержке некоторых совсем неразвитых сфер, таких как единая система приема у населения использованных лампочек через торговые сети, которой не хватает «всего 1,5-2 миллионов».
Татарстанским фермерам некуда девать навоз
Еще острее проблема стоит в сельском хозяйстве, которое, как уже было сказано, дает 60% всех республиканских отходов. Как доложил замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Рамиль Назипов, у республиканских предприятий насчитывается 760 тыс. голов крупного рогатого скота, 40 тыс. голов свиней, 60 тыс. тонн мелкого рогатого скота и 14 млн голов птицы. Они дают 5 млн тонн навоза и 300 тыс. тонн помета в год, и все это надо как-то утилизировать. Кроме того, есть личные подсобные хозяйства, в которых содержится порядка 115 тыс. коров, более 300 тыс. голов мелкого рогатого скота и 5 млн голов птицы.
Но современные технологии, как, например, биогазовые установки по переработке отходов, применяют пока лишь единицы: Назипов привел в пример «Камский бекон» и «Союз-агро». Остальным, по его словам, не хватает на них средств, поскольку такие установки примерно на 30% увеличивают затраты на содержание комплекса. «Есть также метод, который в «Ак Барс холдинге» стали прорабатывать весной, по производству удобрений из отходов птицеводства, но из-за нехватки средств его остановили. То есть технологии мы имеем, но до ума довести пока не можем», — констатировал он. Замминистра вынужден был признать, что единственный метод, применяемый всеми аграриями, — компостирование и вывоз.
Гульнара Уваева: «Основные нарушения — складирование навоза или птичьего помета на землях сельхозназначения»
Управление Россельхознадзора по РТ привело свою статистику. Так, в прошлом году было выявлено 28 га несанкционированных свалок, было наложено штрафов примерно на 500 тыс. руб. В этом году уже выявили 61 свалку на 71 га. «Основные нарушения — складирование навоза или птичьего помета на землях сельхозназначения», — рассказала начальник отдела по правовой работе ведомства Гульнара Уваева. Напомним, что свежий навоз крайне вреден для почвы и относится к 4-му классу опасности, а куриный помет — и вовсе к 3-му. Основной проблемой является то, что в большинстве предприятий навозохранилищ нет или они переполнены, а муниципалитеты незаконно разрешают организовывать свалки на сельскохозяйственных землях, считает она.
После этого не выдержал до этого молчавший зампредседателя Госсовета Юрий Камалтынов. «Складывается интересная ситуация: минсельхоз и местные органы власти инициируют, чтобы население развивало личные формы подсобного хозяйства. Мужичок взял 10 коров. Я посчитал, за месяц это 12 тонн, извините за выражение, д***ма, навоза. Куда он их денет в принципе? У него своей земли много нет, в лучшем случае пара гектар. Мы заставляем людей коров заводить, а потом приходит Россельхознадзор и пол-лимона с них снимает, а он и так этих коров в кредит купил. Почему до сегодняшнего дня никто этим вопросом не занимается?» — возмутился вице-спикер. Он напомнил, что в свое время минэкологии закупило «какую-то установку, которая была у «Вамина», по утилизации, и она должна была что-то там делать», что есть технологии по переработке навоза в вещества, которые распыляются по посевам и увеличивают плодородие почв. «А сейчас же Россельхознадзору по барабану, на какие деньги он (мужичок — прим. ред.) купил коров. Тогда вы между собой договоритесь, что ли, чтобы не штрафовать его», — призвал он.
Подводя итог, глава комитета попросил обязательно заложить в проекте решения вопрос о строительстве комплексов по переработке отходов как отдельно, так и в составе крупных животноводческих предприятий. «В проекте обязательно заложить надо, не надо бояться, что к нам инвесторы не зайдут. Мы бесконечно не можем идти назад, сегодня кризис, завтра еще какие-то трудности могут быть», — заявил он.
Между тем, по данным минсельхоза, на один современный комплекс уходит порядка 40 млн рублей. В крайнем случае было предложено строить бетонированные площадки (чтобы вредные навозные вещества не проникали в почву — прим. ред.), 20-30% затрат на которые, как сказал Назипов, может дать государство.
Фото: gossov.tatarstan.ru, portal.tatarstan.ru, today29ru.net, shn.tatarstan.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.