Рустам Исхаков: «Быть хорошо одетым — это не значит носить люксовые бренды»
Казанский дизайнер о моде, психологии и перенасыщенном рынке одежды
Рустам Исхаков давно уже перестал быть только казанским дизайнером, его вещи носят во многих странах мира. На его показах в Москве непременно присутствует сам мэтр — Вячеслав Зайцев. Исхаков — единственный в Казани дизайнер, который устраивает полноценные показы коллекций, и в ближайшие дни состоится один из них. О том, как добиться успеха на рынке модной индустрии, о сильной конкуренции и почему приходится работать и психологом тоже, он рассказал в интервью «Реальному времени».
«Мы нашли новый формат для студии»
— Рустам, сориентируйте, пожалуйста, наших читателей, как развивается рынок модной одежды в Казани?
— Сейчас время социальных сетей, каждый имеет возможность завести свой аккаунт и использовать его как рекламную площадку. В Казани много дизайнеров, со многими я лично не знаком, но могу сказать, что они очень красиво делают свои аккаунты, и создается впечатление, что это не просто дизайнер, а владелец целой империи моды, которая, возможно, существует не одно десятилетие. Что в реальности — не знаю. Мне самому это интересно, и я стараюсь следить за тем, кто у нас есть, в каком направлении работают. Есть в городе бутики, которые представляют готовые изделия мировых брендов. Стала появляться и одежда российских дизайнеров. Ассортимент предлагаемой одежды очень широк. Конкуренция достаточно высока, и это нормально, это подстегивает, понимаешь, что нельзя расслабляться. Надо постоянно быть в теме, делать новые коллекции, развиваться.
— Марка RUSTAM существует на рынке уже давно…
— С 2005 года, время пролетело быстро. 12 лет марке RUSTAM в этом году. Принимаем заказы, отшиваем коллекции, участвуем в выставках, мероприятиях.
— Ваша студия много лет находилась в одном и том же месте, и вдруг вы переехали, чем был вызван переезд?
— Мы арендовали помещение над прекрасным рестораном «Приют холостяка», это один из моих любимых ресторанов, он начал развиваться, расширяться, я очень рад за них. Наш бывший арендодатель, он же владелец ресторана, предложил мне переехать в другое его помещение, но я нашел свой вариант, более предпочтительный. Мы нашли помещение, большее по площади, чем было у нас раньше, и это новое место позволило нам здесь же организовать шоу-рум. Новый формат очень нравится нашим клиентам, здесь можно и готовую вещь подобрать, и ткани посмотреть, снять мерки и сшить новую одежду. То есть получился полный цикл.
— Новое помещение — это аренда?
— Да, здесь почти двести квадратных метров.
— А сколько сотрудников у вас работают?
— Немного, восемь человек.
«Ассортимент предлагаемой одежды очень широк. Конкуренция достаточно высока, и это нормально, это подстегивает, понимаешь, что нельзя расслабляться. Надо постоянно быть в теме, делать новые коллекции, развиваться». Фото rustamiskhakov.com
«Мы «прибавили градус»
— Что происходит чаще — покупают готовую одежду или заказывают?
— Когда как. Это зависит от предпочтения наших клиентов. Кто-то говорит, что он никогда не заказывает одежду и покупает только готовые вещи. Есть клиенты, которые комбинируют покупку готовых изделий и индивидуальный заказ на пошив. Есть те, кто предпочитает только заказывать одежду по индивидуальным меркам. Готовая одежда у нас есть, представлена в нашем шоу-руме. Наше качество и стиль работы может оценить каждый посетитель. Размерный ряд, который мы делаем, широк и может доходить до шестидесятого размера.
— Прежде размерный ряд был меньше.
— Мы постепенно «прибавляли градус», понимая, что женщины разные, стараемся для всех. Размеры нас не пугают. И даже когда приходят дамы корпулентные — размер сорок восемь плюс европейский, то у нас есть готовые варианты, которые можно померить, и тогда клиентка может уже смелее заказать себе одежду. Бывает, что сразу находят нужную модель среди готовой одежды. Но в шоу-руме я не всегда выставляю большие размеры, потому что когда они висят на плечиках, то смотрятся не очень презентабельно. Это тонкий эстетический момент. Даже если покажу платье большого размера корпулентной женщине, она может испугаться, такое платье на плечиках смотрится не очень красиво. Когда же такое платье надевается, то видно, что все хорошо. Нужно это понимать.
— Ваши поездки на Недели моды в Москве, насколько они экономически оправданы?
— Я начинал с Российской недели моды (сейчас это Mercedes-Benz Fashion Week), которая предоставляет площадку только для показов коллекций. Потом мы стали сотрудничать с Неделей моды в Москве, которая проходит в Гостином дворе. Эта неделя моды более привлекательна для нас тем, что кроме проведения показов дизайнер может арендовать выставочную площадь и представить свою коллекцию в шоу-руме для более близкого ознакомления. Марка RUSTAM участвует в Неделях моды с 2004 года, и у нас уже есть свои клиенты и поклонники в Москве, большая клиентская база, ждут, когда мы снова приедем с новой коллекцией. Неделя моды случается нечасто, всего два раза в год. За время нашего отсутствия люди успевают соскучиться и с нетерпением ждут новой встречи.
«Готовая одежда у нас есть, представлена в нашем шоу-руме. Наше качество и стиль работы может оценить каждый посетитель. Размерный ряд, который мы делаем, широк и может доходить до шестидесятого размера». Фото rustamiskhakov.com
«Показ — это праздник»
— Вы — единственный в Казани дизайнер, который делает полноценные показы своих коллекций по европейскому образцу. Насколько это сложно экономически и приносит ли это дивиденды?
— Делать сложно, затратно. Конечно же, мы смотрим на свои финансовые возможности и показы делаем, когда такие возможности есть. Что касается лично меня, то, когда я делаю показ, я меньше всего думаю о том, как бы это отбилось. Показ — это праздник, это имиджевая реклама, это некий рубеж в работе, краткосрочная цель, которую мы поставили и к которой стремимся. Есть желание показать то, что мы умеем, и создать людям позитивное настроение, презентовать марку. Показ также важен и для наших сотрудников — портных, которые занимаются изготовлением одежды. Подготовка к показу, первые образцы — это вдохновляет. Людям интересно сделать эту коллекцию.
Последнее время мы стали привлекать к показу партнеров, делать так называемые коллаборации. Есть ряд компаний, которым это интересно. Например, компания, которая занимается продажей очков, важно их на ком-то показать. Компании, занимающиеся бижутерией, обувью. Мы совместно создаем образы, которые представляем публике. Получается очень красиво и, с другой стороны, взаимовыгодно. Мы договариваемся с партнерами о том, что и рекламную кампанию снимаем с их продуктом, и на показе его демонстрируем. Есть партнеры, которые хотели бы продемонстрировать свое кулинарное искусство, они отвечают за кейтеринг на мероприятии. Сотрудничество, общение очень важны. Это почва для новых идей и вдохновений.
— У вас одно время было желание продавать вещи за границей. Есть сейчас такие планы?
— Мир меняется, мы тоже меняемся, меняются наши ценности, появляется философское восприятие жизни. Сегодня я понимаю, что люди, они везде одинаковы. Конечно, я не могу сказать, что нет, я не хочу продаваться за границей и не буду. Если оно так сложится, если когда-нибудь получится, почему нет? Но я не буду к этому стремиться, чего бы мне это ни стоило. Меня вполне устраивает и Казань, и Москва. Меня радует, что последнее время нашу студию посещают не только казанцы, но и жители других городов России, и иностранцы. Казань — город туристический, приезжают люди, которые интересуются модой и хотят что-то приобрести у местных дизайнеров, набирают в своих гаджетах запрос «дизайнеры в Казани» и приходят ко мне.
— То есть получается, что основной способ рекламы — это интернет?
— Да, именно так. Хотя и «сарафанное радио» всегда было и есть. Так что узнают адрес в интернете, приходят, знакомятся с нашим творчеством и покупают. Наши вещи уехали в Швейцарию, в Америку, в Канаду, в Китай, в очень многие страны, мне даже трудно вспомнить сейчас все. Был интересный случай. Звонят дамы, незнакомые, из Москвы, спрашивают, можно ли приехать. Приехали, спрашиваем, как они о нас узнали. Говорят, что отдыхали в Греции и в отеле увидели даму в очень красивом костюме. Поинтересовались, где купила. Она рассказала, что в Казани и что это марка RUSTAM. Вот такие истории бывают.
«Казань — город туристический, приезжают люди, которые интересуются модой и хотят что-то приобрести у местных дизайнеров, набирают в своих гаджетах запрос «дизайнеры в Казани» и приходят ко мне». Фото Романа Хасаева
«Начал создавать одежду для мужчин»
— Рустам, вы много лет отказывались от того, чтобы шить мужские вещи, и вдруг в вашей новой коллекции я вижу одежду для мужчин. Откуда такой поворот?
— Я начинал как дизайнер женской одежды, это мне было интересно и в самом начале, и сейчас. Относительно мужчин я периодически думал о том, что за продукт я могу создать, такой, которого еще нет? У меня постепенно сложился мужской образ марки RUSTAM, каким он должен быть, как он наполнен внутри, чем он живет. Получился образ человека очень активного, за рулем, он много путешествует, интеллектуал, человек творческий, немного богемный. Когда такой образ нарисовался, я решил, что можно запустить капсульную коллекцию для мужчин. А дальше время покажет. Ведь марка RUSTAM в действительности делает мужские вещи, и это надо как-то протранслировать, чтобы люди видели. В новой коллекции мужская одежда будет.
— Сколько времени отшивается новая коллекция?
— Сначала идет подбор тканей, потом поиски цветового решения… Наверное, на пошив уходит где-то полгода. Это срок, когда работаешь спокойно, размеренно, не торопясь. Наверное, кому-то этот срок покажется долгим, но мы, помимо создания коллекции, шьем для индивидуальных заказчиков. Заказ от клиента — это приоритет номер один. Мы не можем сказать ему: «Извините, мы сейчас делаем коллекцию, подождите». Иногда работаем над коллекцией быстрее, три-четыре месяца. Но три месяца — это минимальный срок.
— Компании размещают у вас корпоративные заказы, например, на униформу?
— Компании часто обращаются, и во многих случаях я вынужден им отказывать, потому что это большие заказы, надо одеть много людей. Наш формат производства не предполагает больших объемов. У меня есть знакомая, у нее фабрика, обычно я таких заказчиков отправляю к ней. Но если речь идет о пошиве 10—15 вещей, таким компаниям мы не отказываем. На таких условиях мы, например, работали с «Татспиртпромом». Мы делали фирменный стиль ресторанам — от поваров до официантов. Это интересная работа. Не так часто она бывает, но случается.
«Иногда работаю психологом»
— Что в вашем представлении хорошо одетый человек?
— Я не могу оценивать одежду отдельно от человека. Я всегда рассматриваю в комплексе. Меня неоднократно приглашали на телевидение, хотели делать передачу типа «Снимите это немедленно!». Я всегда отказываюсь. Потому что тот же «Модный приговор», который я иногда смотрю, — часто бывает интересно, и героиня в финале счастлива. А иногда видно, что у женщины шок, она не может принять себя такой. Поэтому мы не имеем права взять человека, постричь, перекрасить, переодеть и сказать: «Ты ничего не понимаешь, вот так надо одеваться!» Я против таких принудительных мер. С человеком надо обращаться очень аккуратно, у нас у всех огромный багаж наших комплексов (или опыта), с этим мы живем. Когда человек приходит к дизайнеру и просит помощи, я понимаю, что главное — это не одежда. Одежда — это будет бонус потом. Главное — это поговорить с человеком и его понять. В нашей работе надо учитывать психологию. Надо понять, чем человек живет, дать высказаться о страхах и сомнениях, вытащить наружу достоинства человека. И когда так работаешь, человек раскрывается и становится совершенно другим. Я за это.
«Я обожаю масс-маркет. Есть возможность прекрасно миксовать одно с другим, и я всем советую это делать». Фото fashion.rin.ru
— То есть вам приходится работать с клиентами как психологу?
— Да, это психология прежде всего. Я не люблю, когда меня спрашивают, что модно в этом сезоне, какие тренды, меня вообще это не интересует. Наверное, отчасти я лукавлю. Но перед созданием новой коллекции я задаю себе вопрос: «Чего я хочу?» И начинаю прислушиваться к себе — какой цвет я хочу, какую длину, какие силуэты мне хочется сейчас внедрить. Какой я хочу видеть женщину в новом сезоне. Я начинаю это в себе носить, ко мне приходят образы, цвета. Я никуда не смотрю. Ни налево, ни направо. Потом выясняется, что в тренд я попал — в тренде мои цвета, мои силуэты. Иногда бывает, опережаю на сезон. Та палитра, которую я буду показывать в ноябре, с этим смело можно шагнуть и в весну.
«Я обожаю масс-маркет»
— У кого одевается Рустам Исхаков?
— Рустам Исхаков одевается у себя. Конечно, я люблю одеваться в Европе, Милане или Париже. Здесь я на работе, когда уезжаешь куда-нибудь, там настроение другое, оно располагает к шопингу. Я с удовольствием это делаю. В свое время я сам работал байером, привозил коллекции из Европы в Казань, я понимаю, что каждый бутик в России делает свою селекцию, они не везут всю коллекцию, везут то, что, им кажется, понравится нашему покупателю. В Европе у меня есть возможность посмотреть всю коллекцию сразу, могу сравнить. У меня и дорогие бренды есть любимые, и масс-маркет. Я обожаю масс-маркет. Есть возможность прекрасно миксовать одно с другим, и я всем советую это делать. Есть люди брендозависимые, а есть те, что миксуют дорогие бренды, масс-маркет, винтаж. Это происходит от свободы мышления. Быть вкусно, стильно, модно одетым — это не значит быть одетым только в бренды.
— Какие подводные камни ждут начинающих дизайнеров?
— У каждого судьба складывается по-своему. Но есть один секрет успеха: «Любите!» Любите то, что вы делаете, потому что если вы будете думать, как же вам заработать, ничего не получится. Для того чтобы зарабатывать, изначально надо любить и отдавать. Деньги потом придут.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Рустам Исхаков родился в 1970 году в Балхаше. Окончил училище искусств в Набережных Челнах по специальности «дизайн». С 1998 года стилист и байер мультибрендового бутика «Парижский Дом». В 2005 году представил коллекцию одежды «Я как объект искусства» в Каннах, в это же время открыл в Казани собственную дизайнерскую студию. С 2004 года постоянный участник недель моды в Москве. Владелец марки RUSTAM.