Войной на подделки, или Как найти в Казани настоящие очки Ray Ban
Независимый эксперт прошелся по салонам Казани в поисках хорошего ассортимента подлинных Ray Ban
Уровень культуры ношения очков с каждым годом растет, и люди с нарушением зрения привыкли к тому, что подбирать очки и лечить глаза нужно у профессионалов. Но доверие к продавцам брендовых оправ и очков у покупателей часто подорвано. Присутствие подделок на рынке незаслуженно бросает тень и на тех, кто работает профессионально.
Из Юго-Восточной Азии, Болгарии, Турции, Польши и Восточной Европы в Россию стекаются поддельные бренды. Тысячи фейковых марок обесценивают работу профессионалов, которые вкладывают силы, время и деньги в исследования, испытания материалов, дизайн.
Считается, что около половины продаваемой продукции под дорогими брендами — подделки. Ущерб эксперты оценивают по-разному, часть даже считает, что недополученной прибыли нет, а подделки работают на узнаваемость марок производителей. Но подделка очков — это вопрос особый, он касается безопасности и сохранения здоровья.
В результате покупатель экономит на «диорах» и «райбанах», но получает очки из сплава некачественной пластмассы отходов производства без какой-либо защиты от бликов и UV-фильтров. Прикрытый окрашенным стеклом зрачок глаза открывается агрессивным лучам и получает всю порцию опасного излучения. «Очки водителя» в нужный момент могут спровоцировать опасную ситуацию на дороге, не только не избавив, но и стократно увеличив блики. Пластмасса непонятного происхождения может вызвать аллергию на самом беззащитном участке тела — глазах.
Приглашенный независимый эксперт и журналист «Реального времени» выступили «тайным покупателем», обошли салоны Казани в поисках настоящего Ray Ban. Инициировала исследование компания «Корд Оптика», которая озадачена ситуацией с подделками на рынке оптики. Подробности — в материале.
Механика исследования
Приглашенный эксперт определил пять точек продаж, которые заявляют о наличии в своем ассортименте «высоких» брендов. Эти салоны были оценены по шести критериям, которые позволяют с точностью определить подделку, а также оценить уровень сервиса продавца, который взял на себя ответственность реализовывать оригинальные очки с качественной защитой на линзах.
Перечислим эти критерии.
- Наличие сертификата соответствия и регистрационного удостоверения (для медицинских оправ) на товар. Это минимум, который показывает, что реализуемый товар прошел сертификацию и разрешен для продажи на территории нашей страны.
- Наличие заводского артикула. Производитель очков «высоких» брендов присваивает каждой оправе ID — идентификационный номер, по которому на сайте компании можно проверить, что такие очки действительно существуют.
- Наличие упаковки и паспорта. У оригинальных очков аксессуары выполнены с той же тщательностью, что и сами оправы.
- Тест на поляризацию (если заявлено, что очки поляризованы).
- Верное грамматическое написание логотипа.
- Способность консультанта подбирать очки верно.
Сейчас на рынке солнцезащитных и медицинских очков брендовых марок доминирует три компании: Luxottica (Ray-Ban, Persol, Oakley), Safilo (Carrera, Polaroid, Dior, Jimmy Choo, Boss) и Swiss Eyewear Group (INVU и Legna). На бренды Ray-Ban, Polaroid приходится львиная доля всех продаж. Эти очки — основные жертвы мошенников. Вместе с экспертом мы решили, что будем «тайными покупателями» очков Ray Ban: пары медицинских, пары — солнцезащитных. Наш выбор объясняется просто. Ray Ban с его почти вековой историей — это и хит продаж, и хит подделок.
В рамках этого исследования мы не даем оценку внешнему виду витрин и качеству выкладки. Тем не менее, аккуратное размещение оправ, чистые зеркальные поверхности линз, отдельные витрины для «высоких» брендов и более демократичных, отсутствие пустых полок и большой ассортимент (в том числе разные размеры одной модели очков) — это признак, что компания имеет действующий договор с поставщиком и отношениями дорожит.
Испортить эти отношения очень просто. В частности, Luxottica объявила настоящую войну подделкам, компания находится на постоянной связи с покупателями, реагирует на каждую жалобу, следит за продажами в интернете и отдельно — в соцсетях, внимательно отслеживает, что происходит в салонах авторизированных дилеров.
Продажа оригинальных очков с качественной защитой на линзах — это и отдельный уровень сервиса. Обратите внимание, в сетях, где уделяют внимание обучению консультантов, вы сразу увидите — обслуживание ведется по четким стандартам
Консультант должен поинтересоваться, с какой целью вы покупаете очки. (Солнцезащитные очки для катания на лыжах в Альпах и повседневной носки в городе будут иметь совершенно разную светопропускаемость. Неверный подбор может быть даже опасным). Консультант сам обратит ваше внимание на оправы, которые соответствуют вашему цветотипу и форме лица. Он берет очки с полки, надев белые перчатки, протирает линзы салфеткой. Это и знак уважения к клиенту, и элементарное правило гигиены.
Консультант поинтересуется, удобно ли покупателю в очках, сам обратит внимание, как расположены заушники, какое вертексное расстояние при посадке оправы. Консультант обязательно предложит альтернативные варианты, если модель плохо сидит.
Он обладает информацией о знаковых особенностях и трендах каждой марки и легко ориентируется в моделях и размерах.
Несмотря на то, что поддельные очки часто очень хорошо исполнены, признаками оригинала будет отсутствие шероховатых швов (на фабриках Ray Ban оправы вырезают из цельного куска ацетата и полируют вручную). Металлические петли Ray Ban укреплены силиконом и не выпадают даже при длительном износе
Настоящие очки Ray Ban не выглядят хрупкими. В очках основательные крепежи, логотипы залакированы в несколько слоев, металлические оправы имеют гальваническую закалку, нанесение информации на дужках очень прочное — его невозможно сковырнуть. Сама оправа кажется приятно тяжелой, но на переносице она почти незаметна и не оставит вмятин на коже.
Обратите внимание, в последнее время в интернете много противоречивой и ошибочной информации о том, как отличить подделку от оригинала. Например, неверно полагать, что все очки должны быть с поляризацией или что все очки Ray Ban выполнены в стекле.
Результаты исследования
Видит «Око»
Первой остановкой стал салон «Око» — небольшая точка продаж в торговом центре, представитель сети из 16 магазинов, которые присутствуют в Казани, Самаре и Нижнем Новгороде. Ассортимент на этом «острове» довольно большой. Правда, медицинских Ray Ban здесь не оказалось «Они слишком дорогие», — отметила продавец. Она не поднялась с места, не приветствовала нас, потенциальных покупателей, на ее лицо не было и тени улыбки.
Зато ассортимент солнцезащитных очков в этой точке был с виду приличным. Сразу обращали на себя внимание оправы Ray Ban. Нам повезло, здесь оказалась модель Aviator, созданная в начале XX века для пилотов, которые в то время стали летать на более дальние расстояния и на большей высоте. Это модель — легенда и вечный хит продаж. В «Око» Aviator оказался в одном размере (Ray Ban исполняет ее в трех размерах).
Все бы ничего, но на вопрос: «А это настоящий Ray Ban?» продавец, не таясь, ответила: «Нет!». Так все наши дальнейшие расспросы оказались бессмысленны: документов на эти очки в салоне, очевидно, не было. Поляризационной пленки на очках также не наблюдалось.
Но из любопытства мы рассмотрели, как исполнена подделка. Скрыть фейковое происхождение очков производитель этого «авиатора» не сильно трудился. Очки снабжены логотипом, наклейкой о 100%-ной UV-защите, чехлом, по форме выполненным как у оригинальной модели. На дужках можно разглядеть нанесенное краской наименование модели. Правда текст смазан и не выдерживает механического воздействия. Скрытого логотипа нет. Уровень исполнения очень низкий, оправа достаточно хрупкая. В общем, очки даже не пытаются сойти за оригинал.
Зато цена такого «авиатора» значительно демократичнее оригинального — 1800 рублей, что ниже закупочной цены раза в два. О последствиях ношения таких подделок мы уже говорили выше — они пропускают весь спектр опасного излучения, вызывают аллергию. Совершенно не известно, из каких материалов сделаны очки, не защищают они и от бликов яркого солнца.
Уже после посещения точки «Око» мы обратились за комментарием к руководству компании, которое нашли через группу ВКонтакте сети (сайта у компании нет, что само по себе странно для сети из 16 магазинов). Больше, чем общение с продавцом, удивило общение с замдиректором и совладелицей сети Гузель Хакимовой. Она не только подтвердила слова продавца о том, что реализует неоригинальные модели, но и пошла в наступление на конкурентов.
«Продавец сказал правду, и мы этого не скрываем. Но настоящих брендов нет нигде и даже в «Корде». Поставщики у нас одинаковые, только мы делаем честную наценку, а «Корд» — нет», — сказала топ-менеджер сети.
Правда, размер наценки и название поставщика она назвать отказалась, сославшись на коммерческую тайну. На вопрос о том, почему очки одинаковой модели выглядят в «Око» и «Корде» по-разному, Хакимова отвечать не стала, оставив собеседника в недоумении.
В белых перчатках
В «Корде» нам удалось посмотреть максимум моделей Ray Ban. Поэтому нам удалось подробно рассмотреть основные признаки бренда:
- Наличие номера модели на дужке.
- Наличие название модели и изготовителя.
- Фронтальный логотип на стекле.
- Скрытый логотип на линзе в виде двух букв RB.
- Наклейка «Ray Ban P», если очки с поляризацией.
Конечно, мы не ожидали увидеть здесь подделки как минимум потому, что компания добровольно инициировала проверку. Но обращало на себя внимание то, к чему специально не подготовишься. В первую очередь, выбор очков — заняты все полки, нет пустых витрин. Представлены модели 2017 года, что говорит о том, что компания регулярно пополняет ассортимент актуальными новинками. Внешний вид салона и консультантов оставляет очень приятное впечатление. Консультанты работают в перчатках, очки протирают перед примеркой и после. Быстро ориентируются в ассортименте, в магазине есть аппарат для проверки уровня UV-защиты и тесты на поляризацию линз. В салоне по требованию нам показали сертификат и регистрационное удостоверение на медицинские очки. В результате подбор оправ оказался быстрым и точным — под потребность клиента (по нашей легенде медицинская оправа и солнцезащитные очки нужны для повседневного ношения) и внешний вид (лицо круглой формы, теплый тип внешности).
Максим Сарбаев, директор сети салонов «Корд Оптика», ответил на критику коллеги по цеху Гузель Хакимовой. «Действительно, продавать оригинальные очки становится все менее интересно из-за обилия подделок. Часто люди все-таки не разбираются, что покупают. Но мы, как «белая» компания, не можем позволить себе такого поведения, — сказал он. — Поставщик, компания Luxottica, проверяет своих авторизованных продавцов от и до. Мы отправляем им отчеты о продажах, которые они сравнивают с отчетами о наших закупках. Да, подделки становятся внешне все более совершенны, но качественного сравнения они не выдерживают. Поносив очки месяц или два, покупатель все равно поймет, что купил подделку. Мы не будем рисковать своей репутацией».
Не Идеальный ассортимент
После «Меги» мы направились в ТЦ «Южный», где работает салон «Идеал». Правда, визит сюда оказался очень коротким. В двух небольших витринах с брендовыми оправами ни новых, ни даже старых моделей Ray Ban мы не нашли. Правда модели остальных присутствующих брендов (Dolce&Gabbana, Prada) оказались довольно старыми, некоторые настолько, что наш эксперт многие даже не узнал.
Мы решили попросить документы, чтобы удостовериться в оригинальности оправ. Продавец потратила минут 10 на поиски сертификата на очки Dolce& Gabbana, но не нашла. Мы не смогли сделать вывод о подлинном происхождении этих оправ. Правда, стоит оговориться, что оригинала сертификата в точке продаж почти никогда не бывает, если только это не единственный магазин продавца. Но по требованию покупателя консультант должен распечатать копию, присланную из центрального офиса. Нам было нечего примерить, но была возможность понаблюдать, как продавец работает с другим клиентом. По большому счету, консультант не подбирала очки, а давала информацию о цене, сроку изготовления. Подбор формы, цвета оправы оставался за покупателем. За то время, что мы были в магазине, продавец по своей инициативе к нам не обратился.
По словам замдиректора сети, представившейся Людмилой Васильевной (ей мы позвонили уже после визита в магазин), документы на все очки есть, но необходимые нам могли быть на другой точке. Правда, те брендовые очки, что мы видели, — это лишь остатки коллекций прошлых лет. Тогда сеть «Идеал» еще делала закупки очков «высоких» брендов. Сейчас, по словам Людмилы Васильевны, компания сфокусирована на продаже очков среднего и эконом-сегмента.
«Подделок в нашей сети нет!»
«Планета оптики» — это сеть салонов оптики с хорошей репутацией, компания позиционирует себя как продавца с большим ассортиментом солнцезащитных очков мировых брендов. Действительно, с порога покупателей встречает реклама Ray Ban, которые представлены в салоне в двух витринах. Рядом с ними еще пара витрин открытой выкладки с брендовыми оправами. Правда, в витринах есть свободные места, что считается неправильным (то ли не была произведена закупка новых очков, то ли не успели сделать выкладку). Хотя среди брендовых очков мы увидели нескольких моделей сезона-2017, что было приятно.
Продавец была очень доброжелательна, старалась помочь, но слабо ориентировалась в ассортименте, хотя он был не очень большой. Например, Ray Ban в магазине было немного (до 10 оправ) — в двух витринах были повторяющиеся модели.
Мы не можем оценить умение консультанта подобрать оправы под тип лица высоко. Специалист не расспрашивала, для каких целей нужны очки, не оценила цветотип и внешний вид «тайного» клиента. На вопрос: «Идет ли, подходит ли оправа?», — мы услышали: «Идет». Хотя очки были, очевидно, малы. Модель Aviator была представлена в одном варианте, самом маленьком и по размеру явно не подходила.
Для того, чтобы ответить на все наши вопросы (о поляризации, о документах, о UV-защите, об ассортименте), нашему консультанту приходилось все время уточнять информацию у своих коллег. В итоге, нам предоставили документ — сертификат на Ray Ban. Правда регистрационного удостоверения на медицинские оправы в салоне не нашли.
К чести магазина другие — внешние — признаки оправ не дали повода заподозрить компанию в реализации подделок. По телефону замдиректора сети «Планета Оптика» Людмила Смирнова, подтвердила: позиция компании в отношении подделок остается жесткой. «Их в нашей сети нет», — сказала топ-менеджер компании, но от дальнейших комментариев без официального запроса отказалась.
Веселый «развал»
Последней точкой визита был ТЦ «Проспект», мы зашли в первый попавшийся магазин, где нас встречала очень бодрый продавец, работавшая по стандартам «высоких» брендов — сразу предложила консультацию, была приветливой и осведомленной. Сходу мы померили у нее медицинскую оправу Ray Ban, которую продавец назвала «имиджевой» и потому «недорогой». И даже между делом упомянула, что этот «райбан» не настоящий. За ее спиной был огромный развал солнцезащитных очков «Ray Ban», которые по словам продавца и были «настоящими». Они даже были стеклянными, правда без поляризации (по мнению продавца стеклянные линзы не нуждаются в поляризации и как бы подразумевают ее).
Ассортимент очень «радовал». Здесь были и «авиаторы», и wayfarer, и clubmaster. Больше всего впечатляло, что все формальные признаки «оригинала» присутствовали: нанесенный краской на дужке ID модели, логотип-нашлепка, грубоватый чехол, синтетическая салфетка. Были даже буквы RB, которые у оригиналов должны быть еле заметно выгравированы. Здесь они были нанесены без стеснения, чтобы покупатель не сомневался, что носит «настоящий райбан». Сертификат, по словам продавца, находился внутри чехла, который она вынула из полиэтиленового пакета. Правда под сертификатом продавец подразумевала «паспорт», который также не имел ничего общего с оригинальным даже по внешнему виду.
На полке этой точки реплики новейших дизайнов Chanel, Dior, Prada, а также любые более демократичные бренды с Polaroid во главе. Производители подделок успевают «на глазок» копировать дизайн, а исполнение — нет. Очевидно, что продавец этой точки, несмотря на ее доброжелательность, не задумывается о вреде фальсификата. Для нее как для многих ее покупателей как на рынке, так и в приличных торговых центрах очки — это только «бренд» в красивой оправе.
В результате этого мини-обхода с независимым экспертом появился срез того, что сегодня происходит на рынке оптики. По-настоящему сильных игроков, которые заботятся не только об ассортименте, но и о сервисе (от внешнего вида магазинов до профессионализма продавцов) совсем немного. Остальные продавцы транслируют довольно дремучие представления о влиянии подделок на здоровье. Приятно, что информации о том, в чем ценность подлинных оправ и линз, которые поддержат и сохранят здоровье глаз, становится больше. А значит, покупатели будут активнее влиять на то, чтобы рынок оптики становился более цивилизованным.
Материал подготовлен при финансовой поддержке партнера
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.