Новости раздела

«Компания HBO заказала к новому сезону «Игры престолов» сделать скульптуры из карандаша»

Цены на миниатюры от уфимского мастера Салавата Фидаи стартуют от тысячи долларов

В странах Юго-Восточной Азии с огромным успехом проходит выставка уфимского художника и скульптора татарского происхождения Салавата Фидаи. Причем многие его работы трудно оценить невооруженным взглядом: он делает фигуры известных персонажей и строений на кончике простого карандаша, а картины пишет на зернышках. В беседе с корреспондентом «Реального времени» он рассказал, когда впервые он увлекся «наноискусством», сколько стоят его работы и где живут поклонники творчества уфимца.

«Вернулся к тому, что любил с детства»

— Сейчас в Таиланде проходит выставка ваших миниатюр по мотивам «Игры престолов». Вам самому нравится эта сага или кто-то подсказал поработать на такие сюжеты?

— Ко мне полтора года назад обратились из компании HBO (американская ТВ-сеть, специализирующаяся на производстве, трансляции сериалов и организации боксерских поединков, — прим. ред.) и заказали к седьмому сезону «Игры престолов» сделать скульптуры из карандаша. Для них выполнил этот заказ. Эта выставка поехала в турне по Юго-Восточной Азии. Началось все с Сингапура, потом прошло в Малайзии, сейчас — в Бангкоке. Потом пройдет в других странах макрорегиона. Такой своеобразный промоушен компании HBO и сериала «Игра престолов».

— Салават, насколько знаю, вы по образованию юрист, но работаете художником. Что сподвигло вас взяться за карандаш и приступить к творческой деятельности?

— Мои родители — художники по образованию, работали учителями в школе, сейчас на пенсии. Я с детства смотрел, как они работают, впитывал эту творческую атмосферу. Я и сам любил рисовать, учился в художественной школе. Но потом так сложилось, что решил не становиться художником, а получить более престижную, как мне казалось, профессию. Считал, что у юристов высокий доход, статус и т.д., а у художников нет никакой перспективы. К 40 годам, видимо, произошел кризис возраста, решил вернуться к тому, что любил делать с детства, и снова попробовать этим заняться. Начал с обычных картин маслом, потом заинтересовали миниатюры на спичечном коробке, потом на семенах. Поскольку стал интересоваться миниатюрой, в интернете увидел, что в мире кто-то вырезает фигуры из карандаша. Стало интересно, попробовал — что-то начало получаться.

Эта выставка поехала в турне по Юго-Восточной Азии. Началось все с Сингапура, потом прошло в Малайзии, сейчас — в Бангкоке. Потом пройдет в других странах макрорегиона. Такой своеобразный промоушен компании HBO и сериала «Игра престолов»

— А юристом удалось все-таки поработать?

— Непосредственно юристом поработал всего несколько лет. А потом уже на руководящих должностях в разных фирмах трудился — директором, замдиректора.

— В какой сфере работали?

— В продажах, коммерции.

— Фидаи — это ваша фамилия или псевдоним?

— Фидаи — это моя полная фамилия, не псевдоним.

«Предпочитаю делать что-то свое»

— Сколько времени уходит на создание одной минискульптуры или маленькой картины?

— Зависит от объекта, сложности, сюжета. Что-то я делаю в течение дня — хватает 8—12 часов, а некоторые вещи делаю 3 или 4 дня. Допустим, «Железный трон» я делал в течение недели. Над статуей Браавоса (в форме гладиатора) тоже трудился около недели. Все зависит от сложности: от 8 часов до недели и больше.

— Вы сказали, что делаете картины на спичечных коробках. Также вы рисуете на рисовых зернышках, на различных семечках. Как пришла идея использовать такой вид «холста»?

— На семечках я не первый стал рисовать. Еще в древнем Китае и в древней Японии рисовали на рисовых зернах. Искусство миниатюры не я придумал. Просто в интернете у других художников увидел, вдохновился.

Зависит от объекта, сложности, сюжета. Что-то я делаю в течение дня — хватает 8—12 часов, а некоторые вещи делаю 3 или 4 дня. Допустим,
«Железный трон» я делал в течение недели

А со спичечными коробками как получилось? Я жил в Советском Союзе, коллекционировал спичечные коробки. Тогда они выпускались с интересными этикетками, посвящались чему-либо: корабли, самолеты, известные личности. В то же время коллекционировал и марки. А сейчас спичечные фабрики помещают на свою продукцию какую-то дурацкую рекламу или что-то такое скучное, одноцветное, однообразное. Вот я решил разукрасить их, сделать их снова симпатичными — это уже была оригинальная, моя собственная идея, больше я нигде такого не встречал, чтобы разукрашивали спичечные коробки.

— Вас уже называют уфимским Левшой. Вы все-таки левша или правша?

— Правша. Левша — это имя собственное, связано с тем, кто блоху подковал.

— А вы пробовали сами подковать блоху?

— Могу легко это сделать, но эта ниша уже занята. Неинтересно повторять, предпочитаю делать что-то свое.

— Кто ваши любимые художники прошлого?

— Два самых любимых — Винсент Ван Гог и Леонардо да Винчи. Ван Гог и своей судьбой интересен, и его импрессионизм мне очень нравится. Мне близка его биография, его творчество. А Леонардо да Винчи нравится как талантливый разносторонний человек: он и художник, и изобретатель, и скульптор.

— Вы их работы не пробовали копировать, перенося на свой материал?

— Ван Гога я копировал на спичечные коробки. Леонардо да Винчи — еще нет пока, просто им восхищаюсь.

Ван Гога я копировал на спичечные коробки. Леонардо да Винчи — еще нет пока, просто им восхищаюсь

«Графит многим более понятен, он ближе к народу»

— Сколько стоит одна ваша работа?

— Цены разные. Зависит от сложности, заказчика. Начинаются от тысячи долларов и выше. Суммы могут до многозначных чисел доходить в зависимости от объекта.

— Как происходит продажа миниатюр? Вам работы заказывают — и вы делаете, либо вы что-то мастерите, что сами хотите, — и готовую работу видят и покупают?

— Бывает и так, и так. Если есть вдохновение, сам что-то выдумываю, это от меня исходит. Но бывает, и заказчик предлагает, если мне идея нравится, я соглашаюсь и делаю. Когда мне не нравится предложение, я просто отказываюсь.

— Где живут ваши основные покупатели?

— В России можно по пальцам сосчитать — здесь единицы людей, кто у меня заказывали что-либо. Сейчас в Санкт-Петербурге представлены шесть скульптур на выставке «Титикака». Музей «Русский Левша» (Петербург) приобрел пять моих работ. Две работы приобрели ребята из Казани для своей выставки. В России в итоге сейчас можно увидеть менее 20 моих работ. Все остальные скульптуры продаются за рубежом, в основном в США. Информация о выставках и публикациях есть на моем сайте.

— Есть ли какие-то миниатюры, которые вам самому нравятся?

— На сегодняшний день я уже много сделал и что-то конкретно выделить не могу. Нравится «Железный трон», «Титан Браавоса», «Эйфелева башня», «Робот Валл-и».

Желающих было много, немало что-то подобное предлагали — сделать разные личности. В планах нет ничего такого. Я отказывался от таких заказов, творческого интереса здесь нет

— Вы в свое время делали фигурки Путина и Трампа. Кого еще из мировых лидеров вы готовы «взять на карандаш»?

— Мне это пока неинтересно. Желающих было много, немало что-то подобное предлагали — сделать разные личности. В планах нет ничего такого. Я отказывался от таких заказов, творческого интереса здесь нет.

— Много ли в мире, кроме вас, мастеров миниатюры? Или их можно сосчитать по пальцам одной руки?

— Любой вид искусства можно разделить по жанрам, по технике. Технику исполнения тоже можно разделить по уровню, которого человек достиг в своем мастерстве. Я знаю единицы людей, кто делает миниатюры на семечках за рубежом: в США, Турции, Японии. Есть те, кто делает миниобъекты в игольном ушке, на кончике волоса — такие мастера есть и у нас, на Украине, но их 2—3 человека. Тех, кто занимается с карандашами, графитом, кто достиг определенного уровня, я лично знаю трех—четырех человек во всем мире. Мало таких.

— Вы скульптуры вырезаете на грифеле. Не пытались ли работать с другими материалами — спичками, кончиками волос, иголками и другими?

— Не пытался. С деревом в таком масштабе тяжелее работать, потому что у него структура пористая, мягкая. Микрообъекты практически невозможно сделать из дерева. Чем меньше объект, тем должен быть прочнее, плотнее материал. К графиту я приспособился, мне нравится этот материал. А раньше пытался делать из мела, камня, воска, но другие материалы мне так не нравятся. Графит многим более понятен, он ближе к народу: все знают, что такое карандаш, могут представить масштаб.

Микрообъекты практически невозможно сделать из дерева. Чем меньше объект, тем должен быть прочнее, плотнее материал

— Какие карандаши вы используете в работе — определенной твердости-мягкости, какой-то марки?

— Твердость — HB и тверже: 2H, 3H. Мягкие — они более хрупкие. Марку определенную я тоже предпочитаю, но озвучивать не буду, чтобы не делать им рекламу. Скажу лишь, что этот зарубежный производитель мне наиболее подходит по качеству.

Тимур Рахматуллин, фото facebook.com/salavatfidaiart

Новости партнеров