Новости раздела

Кинорецензия: повторит ли «Валериан» успех «Пятого элемента»?

Как Бессон в попытке вернуться в прошлое случайно создал новый мир

В разных интервью Люк Бессон рассказывал, что на создание фильма о приключениях Валериана и Лорелин его вдохновила любовь к этому комиксу, одно из первых изданий которого будущему режиссеру подарил отец. Ну и посещение съемочной площадки «Аватара», где Бессон впервые оценил весь потенциал «современных кинематографических средств художественной выразительности». После просмотра же «Валериана и города тысячи планет» создается впечатление, что самым сильным мотивом режиссера было желание воссоздать атмосферу и повторить успех своего первого «космического» детища — «Пятого элемента», вышедшего на экраны двадцать лет назад.

Из того, что было

Тесто, из которого Бессон решил вылепить новых Корбена Далласа и Лилу, давно созревало на режиссерской полке. Первая анимационная экранизация популярнейшего французского комикса с его участием в качестве продюсера вышла на экраны в 2007 году. В соответствии с первоисточником агенты космической спецслужбы Валериан и Лорелин перемещаются в пространстве и времени, спасая галактику и попутно выстраивая тесные межличностные взаимоотношения.

И вот это последнее Бессон превратил в первое. После живописнейшего пролога, к которому мы еще вернемся, на экране перед нами предстают ведущие романтическую дискуссию полуобнаженные Валериан и Лорелин. Достаточно, впрочем, одетые, чтобы уложиться в указанное возрастное ограничение «12+». И хотя Дэйну ДеХаану (Валериан) и Каре Делевинь (Лорелин) 30 лет и 24 года соответственно, играют они больше «янг», чем «эдалт», и их герои скорее похожи на мучимых гормональными всплесками подростков, чем на агентов какой бы то ни было спецслужбы.

С созданием конфликта Бессон справляется стремительно. Валериан, бывший заядлый сердцеед с инфантильными наклонностями, почти сразу отрекается от своего недостойного прошлого и предлагает Лорелин выйти за него замуж. Что, по-видимому, служит для барышни мощным триггером, провоцирующим у нее биполярное расстройство: почти до самого конца фильма она не может определиться с тем, чего же ей хочется больше — Валериана или доминирования над ним. Ну а какой хороший фильм режиссера обходился без слегка сумасшедшей девушки, стреляющей во все, что движется, и раскидывающей врагов ногами?

Открытый гештальт

У комиксного Валериана есть собственная небольшая история. На самом деле он — сирота с драматичным бэкграундом. Его зовут Валентин Твейн, а «валь рьян» — это «les valent rien», прозвище компании подростков, с которыми он дружил в детстве. Но в фильме ничего такого нет, а есть бледный юноша с признаками хронической бессонницы на лице (судя по столь любимому Бессоном Жану Рено, мешки под глазами — почти синоним успеха на кастинге). На примерно 15-й минуте фильма он предлагает возлюбленной руку и сердце, добавляя, что медовый месяц им следует провести на пляже. И кажется, что только эта мысль о пляже, а вовсе не о близости с прекрасной Лорелин, и придает ему сил, чтобы бегать, прыгать и заниматься другой, не очень, впрочем, изнурительной работой спецагента.

Да и кто бы не хотел сбежать от такой напарницы? Первую половину фильма Делевинь строит гримаску, которая, по-видимому, должна передавать решительность и самодостаточность, но вместо этого ее Лорелин становится похожа на перманентно недовольную русскую туристку на зарубежном курорте.

Вся эта школьная дискотека весьма уверенно продолжается до самого финала, в котором почти дословно воспроизводится заключительная сцена из «Пятого элемента». Герои, пришедшие к консенсусу, начинают, наконец целоваться, но публике уже все равно.

Певица умирает последней

Большой экран повидал немало подходов к созданию фильмов по мотивам комиксов — от звериной серьезности и философской кататонии «Хранителей» Зака Снайдера до откровенного китча «Дэдпула» Тима Миллера. Бессон же в «Валериане» смог создать нечто уникальное. Используя героев ДеХаана и Делевинь как вечный двигатель, сам по себе ровным счетом ничего не представляющий, он прикрутил к нему захватывающие по красоте и уровню проработки детали. Сумма которых производит впечатление, почти полностью искупающее все остальные промахи фильма.

То есть в тот самый момент, когда становится понятно, что сюжетных планов в фильме примерно один, а главная интрига для зрителя — это почему-то никак не проливается коктейль из стакана, которым крутит Лорелин, на экране вдруг начинает происходить что-то, напоминающее «Алису в Стране чудес», причем уже после того, как девочка откусила с одной стороны гриб.

И здесь зажигают все — и безумная особа королевских кровей, и владелец борделя (бодро сыгранный Итаном Хоуком), который в некотором смысле даже смахивает на Шляпника, и, конечно же, Рианна, перетанцевавшая, пожалуй, даже Пинк в клипе «Lady Marmalade». Но, как мы знаем из «Пятого элемента», артистические персонажи у Бессона долго не живут, так что вся эта феерия заканчивается быстрее, чем успеваешь понять, к чему все это было.

«В первый год мы наняли пару удивительных дизайнеров, которые работали, просто создавая миры и связи между ними. На второй год мы погрузили это в сценарий. И на третий год мы стали делать его лучше…», — так режиссер описал процесс работы над фильмом в одном из своих интервью, и этот рассказ многое объясняет. Не только то, почему главные герои выглядят тут плохо обученным персоналом, но и то, что миссию фильма Бессон видит отнюдь не в увековечивании любимого комикса своего детства.

О дивный новый мир

Тут нужно вернуться к событиям пролога, кстати, отсутствующего в первоисточнике фильма — третьей серии бумажного комикса «Валериана и Лорелин: Империя тысячи планет». Нам рассказывают о том, что в одной далекой галактике цивилизация перлов, утонченных приверженцев простой жизни на фоне живописнейших морских и небесных пейзажей, внезапно гибнет. В ходе космического сражения, развернувшегося над планетой, один из человеческих командиров принял решение об атаке нейтронными бомбами, поразившими не только врага, но и землю этих прекрасных существ. Дочь вождя, успевшего вместе с несколькими другими перлами скрыться в спасательной капсуле, умирая, вселяет свою душу в Валериана, тем самым повергая его и его напарницу в пучину фантастических миров Бессона.

«Это прекрасные, утонченные существа, которые не жаждут богатства, славы, денег. Они очень дикие и очень мудрые… Мне бы хотелось, чтобы люди были такими же», — заявил режиссер, рассказывая порталу «Joblo» о том, для чего он включил в сценарий сюжетную линию, связанную с цивилизацией перлов.

Что ж, благодаря бессоновскому комплексу Бога, фильм получил некоторое второе дно, делающее его если не шкатулкой с секретом, то, по крайней мере, франшизой, имеющей собственное лицо, выделяющееся на фоне прочих космических саг. К слову, после выхода на экраны первой серии «Звездных войн» на Джорджа Лукаса обрушился гнев фанатов комикса «Валериан». По их мнению, именно из него были заимствованы многие детали, ставшие со временем чуть ли не фетишами поклонников «ЗВ» — от золотого бикини принцессы Леи до конструкции легендарного корабля Хана Соло «Сокол Тысячелетия». И, создав экранных Валериана и Лорелин, Бессон все-таки взял, пусть и не очевидный, но все-таки реванш над своим американским коллегой.

Макс Волошин, фото facebook.com/valerianrussia

Новости партнеров