Новости раздела

Антон Грачев: «Закрыть IT-рынок и пойти по «китайскому пути» у нас не пройдет — возникнет буря негодования»

Почти треть доходов казанского IT-парка — аренда площадей, треть — дата-центр, а остальное — отель, коворкинг, доли в других компаниях

Антон Грачев: «Закрыть IT-рынок и пойти по «китайскому пути» у нас не пройдет — возникнет буря негодования»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В четверг директор казанского IT-парка Антон Грачев встретился с журналистами, чтобы обсудить широкий спектр вопросов — от промежуточных итогов работы бизнес-инкубатора и выручки резидентов IT-парка до падения активности венчурной отрасли в России. Также корреспонденту «Реального времени», побывавшему на мероприятии, удалось выяснить, какие факторы препятствуют появлению в Татарстане стартапов, по величине сопоставимых с Facebook или Telegram, каковы перспективы госмессенджеров и отечественных поисковых систем и можно ли добиться полной деанонимизации в Рунете.

«В прошлом году выправка была 9 млрд, но была критика от Рустама Минниханова»

Встреча с главой технопарка Антоном Грачевым проходила в «месте, куда не ступала нога ни одного журналиста», а именно на крыше казанского IT-парка — под боком у дата-центра, вмещающего в себя, помимо прочего, весь государственный сектор электронного правительства РТ, а также часть таких федеральных контуров, как Минздрав и Минфин РФ. Несмотря на периодически проливающийся дождь и холодный ветер, участники мероприятия упорно не желали спускаться с крыши в теплый кабинет (пришлось даже устроить голосование) и слушали Антона Грачева, прячась под зонтами и кутаясь в предусмотрительно прихваченные с собой куртки и шарфы.

В первую очередь директор IT-парка похвалился выручкой управляющей компании — в прошлом году она составила 410 млн рублей (для сравнения, в 2012 году она достигла примерно 120 млн рублей). Чистая прибыль составила порядка 45 млн рублей. Как пояснил Грачев, примерно 30% приносит аренда площадей, 35% — дата-центр, а оставшиеся 35% делятся на остальные подразделения (отель, центр интеллектуальной собственности, IT-академия, коворкинг, доли в других компаниях и так далее).

Если же говорить о компаниях-резидентах IT-парка, то за полгода они смогли увеличить свою выручку на 15%. Этого удалось добиться благодаря компаниям, которые растут, в том числе в сфере продаж за рубеж. Главный спикер мероприятия также добавил: «В этом году мы перевалим за 10 млрд рублей с учетом темпов первого полугодия, но это не та динамика, которой нам бы хотелось. В прошлом году выправка была 9 млрд, но была критика от Рустама Минниханова, что объективно — с 2015 года по 2016-й мы выросли всего на 9 процентов». Такую динамику Антон Грачев объяснил тем, что многие резиденты перестали фиксировать доходы в РТ, реализуя продукцию за рубежом.

Также директор IT-парка раскрыл статистику и показатели бизнес-инкубатора. Ежегодно туда поступает порядка 100—150 заявок, однако лишь 7 из 10 проектов умудряются зайти в инкубатор. Жесткость отбора обусловлена тем, что эксперты стараются отбирать те идеи, которые можно реализовать в течение года. По словам Грачева, проекты заявляются по нескольку раз, а одному из них удалось зайти только с пятой попытки. При этом, около 25% проектов по итогам года инкубирования уже начинают зарабатывать деньги. Отметим, что по данным на 1 июня резидентами бизнес-инкубатора являются 40 стартап-проектов, а общая сумма привлеченных инвестиций за 6 лет превысила 625 млн рублей.

«Пока для нас это головная боль — российские инвесторы сейчас не вкладываются»

В процессе своего выступления Антон Грачев пожаловался на резкое падение активности венчурной отрасли в России, которое наметилось в последнее время. По его словам, сейчас это одна из ключевых проблем для IT-сферы.

— Пока для нас это головная боль — российские инвесторы сейчас не вкладываются. Двумя годами ранее ситуация была намного лучше. Политический фон очень негативный против России. Многие не хотят связываться с проектом, который стартовал в России сегодня, к сожалению. Сейчас даже российские фонды, которые активно вкладывались в России, все их сделки в 2016 году прошли не в России — их повезли в Ирландию, Люксембург или на Кипр. Это реальность, с которой надо бороться, — высказался спикер.

На этом фоне татарстанский IT-парк до конца текущего года решил запустить свой венчурный фонд, который будет формироваться за счет средств управляющей компании IT-парка: «Деньги, которые мы накопили, как прибыль УК, мы будем направлять на развитие компаний. Суммы пока назвать не могу, но они не будут «глобальными».

На встрече также были презентованы наиболее успешные проекты IT-парка. Выручка большинства компаний колеблется в диапазоне от 1 млн до 15 млн рублей, однако в рейтинге можно было заметить и более скромные цифры: к примеру, компания «Нексмед» (облачная система для автоматизации медицинских лабораторий, внедренная в систему РТ-ДРКБ) с выручкой 658 тыс. рублей по состоянию на июнь 2017 года.

Выручку «выше среднего» показал сервис корпоративных водителей Altocar (им пользуются «Ак Барс» Банк и «Леруа Мерлен») — по состоянию на 2016 год выручка составила около 25 млн рублей. Самыми серьезными цифрами может похвалиться всем известная «Автодория» с 600 млн рублей в 2016 году, за ней следует компания по производству тренажеров-симуляторов «Эйдос-Медицина» с 416 млн рублей в 2015 году, а также Digital Loyalty system с 259 млн рублей выручки за 2016 год.

«Без этого здесь «Фейсбук» не получится — не надо питать иллюзий»

В процессе выступления Антона Грачева у корреспондента «Реального времени» возник закономерный вопрос: «А по каким причинам, несмотря на столь положительную динамику, в Татарстане до сих пор нет ни одного проекта, сопоставимого по масштабам с детищем Марка Цукерберга или Павла Дурова?». Как выяснилось, за радужной картиной стремительного развития сферы IT кроется масса проблем.

— Нам всем очень хочется, чтобы в Татарстане появился такой крупный игрок и гигантский налогоплательщик, но в сфере IT есть несколько нюансов. Во-первых, такой бизнес можно создавать где угодно, где есть розетка и интернет — это может быть любая точка мира. Учитывая это обстоятельство, надо создавать такие условия, которые мотивировали бы людей основать и закрепить бизнес именно здесь. Многие едут именно за комфортными условиями, потому что в IT кроме людей больше ничего нет — нет станков, а только человек с компьютером, — начал «разбор полетов» Грачев.

Надо создавать такие условия, которые мотивировали бы людей основать и закрепить бизнес именно здесь. Многие едут именно за комфортными условиями, потому что в IT кроме людей больше ничего нет

По словам директора IT-парка, развивать стартапы на грантовые деньги — это утопия. И крайне важно создать максимально комфортные условия для венчурного инвестора, однако в этом отношении имеются серьезные несовершенства в законодательстве.

— Нет норм английского права, которые защищают права инвесторов. Там, если он вложил деньги в проект, а он обанкротился, инвестор является кредитором первой очереди, а у нас — третьей. Какой ему смысл идти на риск? Без этого здесь «Фейсбук» не получится — не надо питать иллюзий, — высказался Грачев. — Есть несовершенство законодательства в области интеллектуальных прав. По нашим нормам защитить алгоритм нельзя: если, условно, внести изменение в одну строчку программного кода, то это автоматически становится новым программным продуктом по нашим нормам. А в Штатах алгоритм патентуется спокойно.

В качестве позитивного примера Антон Грачев привел белорусскую модель, которая, по его мнению, очень удобна для IT-бизнеса. Там создан парк высоких технологий, который подчиняется напрямую президенту страны. Его резиденты попадают под «суперсистему налогообложения» — льготы по всем налогам, включая НДФЛ. Резидентом может стать любая компания, зарегистрировавшаяся на территории Белоруссии. По словам директора IT-парка, это позволило Белоруссии запустить такие громкие и масштабные проекты, как WoT, MSQRD и Viber.

— Даже из тех проектов, которые я перечислял (успешные проекты IT-парка), многие начинают развиваться в других странах. Мы делаем все возможное для того, чтобы хотя бы их основной центр разработки остался здесь и часть экспортной выручки приходила сюда, но штаб-квартиры здесь никто пока не готов создавать, — резюмировал Антон Грачев.

«С точки зрения создания альтернативы мировым гигантам — это утопия»

В беседе с корреспондентом «Реального времени» директор IT-парка оценил перспективы нашумевшего проекта «Государственный мессенджер». Напомним, ряд госмессенджеров, отобранных Институтом развития интернета (ИРИ), уже тестируются в нескольких ведомствах и городах России. Изначально разработка и внедрение отечественных конкурентов таких гигантов, как WhatsApp, Viber и Telegram, вызвали неоднозначную оценку экспертов.

В Китае есть свой мессенджер, который технологически обгоняет и WhatsApp, и Telegram, но создать у нас что-то подобное, при этом не закрыв контур WhatsApp, и Telegram — это автоматически означает мизерное количество пользователей

— У меня два мнения на этот счет: мы осознаем некоторые угрозы на геополитической арене и хотим предотвратить утечку данных в том числе госслужащих — это путь, который оправдывает создание госмессенджеров. Это путь, который выбрал Китай. Однако с точки зрения создания альтернативы мировым гигантам — это утопия, — высказался Грачев. — В Китае есть свой мессенджер, который технологически обгоняет и WhatsApp, и Telegram, но создать у нас что-то подобное, при этом не закрыв контур WhatsApp, и Telegram — это автоматически означает мизерное количество пользователей, хотя, возможно, десятки тысяч человек туда загонят, но все же…

Также наш собеседник высказался по поводу отечественной поисковой системы, созданной «Ростелекомом» и стоившей миллиарды рублей, однако так и не нашедшей своих пользователей — речь идет о поисковике под названием «Спутник».

— Создать отечественный поисковик нет никаких проблем — вопрос в результатах. Если кто-то ждет того, что он обгонит по показателям «Яндекс» или «Гугл», — это несерьезно. Если же есть некий сегмент пользователей, которым обязательно необходимо пользоваться только им, то тогда это оправдано. То же самое с мессенджерами и с программой импортозамещения отечественного софта. Закрыть рынок и пойти по «китайскому пути» у нас не пройдет — возникнет буря негодования, — комментирует Антон Грачев.

Стоит заметить, что в последние несколько месяцев неоднозначные отечественные разработки отошли на второй план — сейчас все внимание пользователей приковано к участившимся попыткам ввести контроль над распространением информации в интернете. Одной из самых обсуждаемых тем сейчас является закон о запрете анонимайзеров, VPN-технологий и сервисов, позволяющих получить доступ к заблокированным на территории России ресурсам.

— Что касается запрета анонимайзеров, то любое действие рождает противодействие. У нас народ очень изощренный и, я думаю, не будет проблем найти какую-то альтернативу, — считает Грачев. — Мы живем в открытом пространстве и, если мы хотим жить по законам открытой экономики, тогда строить внутри принципы закрытой экономики — некорректно. Если мы живем по принципам закрытой экономики, тогда надо закрывать все. Не может быть в одной игре два разных правила.

1/37
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Лина Саримова, фото Максима Платонова

Новости партнеров