Новости

02:26 МСК
Все новости

«Росгосстрах» сдал первое место по сборам в «автогражданке»

Убыточное ОСАГО: страховщики считают, что систему не спасают ни борьба с мошенниками, ни ремонт вместо выплат

«Росгосстрах» сдал первое место по сборам в «автогражданке» Фото: rbk.ru

ОСАГО становится все менее привлекательным и все более убыточным для страховщиков. Российский рынок автострахования это продемонстрировал сменой лидера: впервые за всю историю «Росгосстрах» уступил первое место по сборам в этом виде «РЕСО-Гарантии», почти втрое сократив сборы в июне (2,4 млрд рублей против 6,9 млрд рублей в июне 2016 года). Татарстан не избежал общероссийской тенденции: премии страховых компаний здесь также снижаются. Чем вызвана убыточность ОСАГО и спасут ли ситуацию система натуральных выплат и либерализация тарифов? Эксперты «Реального времени» напоминают, что республика продолжает сохранять лидерские позиции по количеству фактов мошенничества в автостраховании и количеству автохамов на дорогах.


«В ОСАГО сохраняются негативные тенденции»

Впервые за всю историю ОСАГО «Росгосстрах» уступил первое место по сборам в этом виде «РЕСО-Гарантии», почти втрое сократив сборы в июне (2,4 млрд рублей против 6,9 млрд рублей в июне 2016 года). В самом «Росгосстрахе» ситуацию «Реальному времени» не прокомментировали, но в целом положение рынка «автогражданки» незавидное. В январе — июне 2017 года средняя выплата по ОСАГО, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА) выросла на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 77,049 тыс. рублей, средняя премия сократилась на 3%, до 5,811 тыс. рублей. Неблагополучная ситуация с ОСАГО отмечается уже не первый год, поэтому этот вид страхования становится все менее привлекательным для страховщиков. По данным РСА, в России в l квартале выплаты по ОСАГО выросли до 52,4 млрд рублей (на 46,4%). Убыточность продолжает расти: уровень выплат по итогам 2016 года составил 73%, а в l квартале 2017 года превысил 108%.

«В ОСАГО сохраняются негативные тенденции. Экономика этого вида давно перекошена. Эффект от введения натурального возмещения в «автогражданке» пока еще не проявился, и коэффициент убыточности в целом по России превышает 100%», — отметил президент РСА Игорь Юргенс. И добавил, что в этих условиях компании, в том числе крупные, вынуждены сокращать свое присутствие на этом рынке, некоторые игроки вообще с него уходят.

«Эффект от введения натурального возмещения в «автогражданке» пока еще не проявился, и коэффициент убыточности в целом по России превышает 100%», — отметил Игорь Юргенс. Фото insur-info.ru

Портал insur-info.ru приводит слова директора департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации Игоря Жука, который заявил, что ОСАГО становится все менее и менее выгодным: «Банк Росси ведет мониторинг убыточности и количества жалоб — есть проблемные регионы с убыточностью 200—300%, где страховые компании всячески избегают продаж полисов, но есть и регионы с убыточностью 30—40 %».

В Татарстане снижаются не только средние премии, но и средние выплаты

В Татарстане, как сообщили «Реальном у времени» в РСА, по итогам 2016 года средняя премия составила 6,709 тыс. рублей, средняя выплата — 78,823 тыс. рублей. По итогам l квартала 2017 года эти показатели снизились до 6,609 тыс. рублей и 77,125 тыс. рублей соответственно. То есть сокращаются не только премии, но и выплаты.

Участники страхового рынка республики говорят о том, что этот вид страхования теряет для них приоритетность. Руководитель филиала ООО «Зетта страхование» в Республике Татарстан Нэлла Аксенова отмечает, что ОСАГО для ее компании — не тот вид страхования, по которому следует прирастать.

Директор филиала СПАО «Ингосстрах» в РТ Игорь Волчков подсчитал, что Татарстан входит в топ-15 самых убыточных регионов с уровнем выплат в 125%. С учетом отчислений в различные резервные фонды расходов на содержание офисов, персонала, поддержания и развития IT систем, в среднем страховые компании, работающие с ОСАГО в Татарстане, на 1 рубль премии получают не менее 1,5 рубля убытка, т. е. минус 50 копеек финансового результата. Тенденции последних 4-5 лет только усугубляют ситуацию.


В среднем страховые компании, работающие с ОСАГО в Татарстане, на 1 рубль премии получают не менее 1,5 рубля убытка, т. е. минус 50 копеек финансового результата. Фото drive-news.net

Вице-президент Союза страховщиков РТ, директор «ПСК-страхование» Рустэм Сабиров отмечает, что ОСАГО становится убыточным и неинтересным для страховщиков. Татарстан год назад вообще попал в список токсичных регионов, где убыточность превышает среднероссийскую.

— Некоторые компании даже отказываются от лицензии на этот вид страхования. Если ничего не предпринимать, не остается никого, кто будет этим заниматься. Это бизнес или социальная программа? Если это социальная программа, государству надо взять ее «под крыло» и финансировать, — предлагает Рустэм Сабиров.

Благополучно дела, похоже, обстоят только у нынешнего лидера российского рынка ОСАГО — компании РЕСО-Гарантия. Управляющий продуктом управления личного страхования «РЕСО-Гарантия» Михаил Петряев говорит, что компания не может отметить снижения объемов продаж по ОСАГО в республике. По статистике, за l квартал 2016 и 2017 годов общие сборы премий в абсолютных цифрах практически одинаковые — чуть более 1,5 млрд рублей, разница менее 0,3%. Выплаты у «РЕСО-Гарантия» в l квартале 2016 года составляли около 1, 4 млрд руб, в l квартале 2017 — более 1,9 млрд рублей, то есть прирост составил 39%.

«Бонус-малус» виноват?

Что вызывает убыточность ОСАГО в республике? Вице-президент Союза страховщиков РТ, называет три основные причины:

— Хорошие дороги, следовательно, высокие скорости, дорогой автопарк и особенный стиль езды наших водителей. Все это приводит к таким цифрам в ОСАГО. В этом нет ничего удивительного. Надо еще учитывать еще и рост стоимости запчастей и стоимости ремонта автомобиля, — говорит Сабиров.

Игорь Волчков констатирует, что уменьшение средней премии в большей степени связано с действием коэффициента «бонус-малус», то есть скидок за безаварийную езду. Фото Романа Хасаева

Игорь Волчков констатирует, что средняя премия (стоимость полиса ОСАГО) на одно транспортное средство у компании уменьшилась на 5,6 %. И это уменьшение средней премии в большей степени связано с действием коэффициента «бонус-малус», то есть скидок за безаварийную езду. Однако не стоит забывать, обращает внимание спикер, что в Татарстане примерно каждый седьмой полис ОСАГО из 100 принадлежит виновнику ДТП, на который будет распространяться уже повышающий его стоимость коэффициент. Также, уверен директор филиала СПАО «Ингосстрах» в РТ, на общий объем премий оказывает увеличение количества транспортных средств, водители которых в нарушение российского законодательства не имеют полисов ОСАГО.

Михаил Петряев не столь уверен в роли коэффициента «бонус-малус» в снижении страховых премий: «Доля скидок (за счет коэффициента «бонус-малус») в настоящий момент составляет 18-19%. Это нормальный показатель для продукта».

«Страховщики бессильны без помощи правительства»

При этом эксперты уверены в дальнейшем росте страховых выплат в республике. Вполне вероятно, что, как и в прошлом году, по итогам 2017 года объемы страховых выплат догонят и существенно перегонят нынешний уровень.

«Страховые компании, которые входят в топ-5, решили активно продавать в Татарстане ОСАГО», — говорит Нэлла Аксенова. На рост выплат, по ее мнению, влияет и то, что «Татарстан отличается высоким уровнем автомошенничества, правовая база не доведена до совершенства».

На рост выплат, по мнению Аксеновой, влияет и то, что «Татарстан отличается высоким уровнем автомошенничества». Фото Романа Хасаева

Ранее заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявлял, что «доля мошеннических выплат в ОСАГО в Татарстане и Башкортостане может достигать 50% от общей суммы выплат». Сообщалось также, что уровень выплат по ОСАГО в Республике Татарстан в 2016 году составил 83,3%. И это при среднем значении по РФ в 70,4%. При этом Центробанк и страховые компании официальной статистики по криминальным автоюристам не ведут.

— Клиент может и не один раз обратиться за выплатой по 400 тыс. рублей в течение всего срока договора. МВД на наши заявления отвечает отказом. Клиенты не стесняются идти в суд и нанимать юристов. Раньше это происходило большей частью по КАСКО. Страховщики бессильны без помощи правительства, — констатирует Нэлла Аксенова.

«Оценить влияние поправок в законе на убыточность пока нельзя»

Игорь Юргенс уверен, что убыточность ОСАГО может снизиться после наступления эффекта от введения натурального возмещения в «автогражданке», который пока еще не проявился. Напомним, эти изменения вступили в силу 28 апреля.

Но «ожидать какого-либо эффекта мы можем не ранее, чем через год, — полагает Игорь Волчков. — Требуется планомерная работа по интеграции системы натуральных выплат в сегменте ОСАГО, для которой необходимо следить за правоприменительной практикой, выстраивать инфраструктуру cтанций технического обслуживания автомобилей (СТОА), а также установить алгоритм взаимодействия между СТОА, страховой компанией и страхователем.

Игорь Юргенс уверен, что убыточность ОСАГО может снизиться после наступления эффекта от введения натурального возмещения в «автогражданке», который пока еще не проявился. Фото zakon-auto.ru

Согласен с ним и Михаил Петряев: «Изменения в законе в части натурального урегулирования действуют только по полисам, заключенным после 28 апреля 2017 года. Убытки по полисам, проданным до 28 апреля, страховые компании вынуждены урегулировать в денежной форме, что увеличивает вероятность обращения клиента к автоюристам», — рассказывает эксперт. — Оценить влияние поправок в законе на убыточность пока нельзя, так как прошло очень мало времени и не скопилось достаточно статистики».

Руководитель филиала ООО «Зетта страхование» в РТ обращает внимание, что поправки в закон об ОСАГО, которые позволяют заменить страховые выплаты ремонтом автомобиля, имеют и обратную сторону: они создают условия в том числе и для искусственного завышения стоимости ремонта на СТО.

Панацея в свободных тарифах?

Еще одним способом спасения системы ОСАГО страховое сообщество видит переход к свободному тарифообразованию. «Регулятор нас слышит в этом вопросе. Сообщество в ближайшее время подготовит свой план либерализации ОСАГО, который будет обсуждаться и, надеемся, станет реальной «дорожной картой», — заявлял Игорь Юргенс.

Решение о том, что РСА к октябрю 2017 года подготовит план либерализации тарифов ОСАГО, было принято на совещании, которое прошло в Банке России. Помимо представителей страхового сообщества и ЦБ, в нем также приняли участие специалисты Министерства финансов.

По мнению заместителя директора департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, в обязательных видах страхования требуется поэтапная либерализация тарифов. Также она считает, что можно было бы в некоторых сегментах расширять тарифный коридор. Еще один вариант — «пересмотр факторов тарификации». Вера Балакирева подчеркнула, что в обязательном порядке у потребителя должно появиться право определять необходимый ему набор услуг. Так, это могут быть несколько предложений по страховым суммам, различные структурированные программы в одном виде страхования.

«Надо бить водителя рублем! — уверен Сабиров. — А то сегодня за автохамов платят нормальные водители». Фото Романа Хасаева

На вопрос: «Не ударят ли свободные тарифы по клиентам?», — Рустэм Сабиров отвечает, что свободные тарифы позволят брать с кого-то больше, а с кого-то меньше. К примеру, если человек не совершает ДТП, то и за страховку он будет платить меньше. В таких случаях для автовладельцев уже предусмотрены скидки за безаварийную езду. Но эксперт сравнивает такие скидки со «средней температурой по больнице» и считает их не индивидуальными.

— Если бы были свободные тарифы, водителю-нарушителю страховые компании подняли бы коэффициент и увеличили сумму взноса. Надо бить водителя рублем! — уверен вице-президент Союза страховщиков РТ. — А то сегодня за автохамов платят нормальные водители. Я считаю, этот колхоз под названием ОСАГО пора расформировывать!

Евгения Газизова
комментарии 14

комментарии

  • Анонимно 28 июля
    Да тут все просто, сумму страховки надо повышать, но те кто в аварию не попал за год, не платят следующий год, те кто попал соответственно платят дальше вот и все. Приучайте водителей ездить аккуратнее, тогда и платить не надо, а если я каждый год плачу за страховку, и мне без разницы попал я в аварию или нет, все равно вынь да полож круглую сумму.
    Ответить
    Анонимно 28 июля
    Попал в мелкое ДТП во дворе, просто чиркнул плохо припркованную машину, теперь коэффициент 1,55 в первый год с постепенным снижением, заплатил 14 тысяч за страховку автомобиля с 82 л.с.
    Ответить
    Анонимно 28 июля
    Дешевле было самому заплатить за ремонт авто, чем в течении многих лет переплачивать за страховку.
    Ответить
    Анонимно 28 июля
    Я просто не знал, до этого повышающий коэффициент был на год, если не ошибаюсь, ну и цены не такие конские
    Ответить
    Анонимно 28 июля
    У вас был выбор - заплатить пострадавшему самому или возложить это на СК. Что вы теперь плачитесь? За ваш "чирк" компания могла заплатить от 4 до 15 т.р. смотря какие последствия для детали и какой марки пострадавшее ТС (применяются различные материалы для ремонта).
    Ответить
    Анонимно 28 июля
    Ни кто и не плачется, я ответил на комментарий о том, что больше платить должен тот, кто попадает в ДТП
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    не чиркай.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    правильно.
    Ответить
  • Анонимно 28 июля
    Осаго не должно приносить прибыль, а страховщикам все мало, прибыли у них. Тоже мне проблема. Зарабатывайте на другом.
    Ответить
    Анонимно 28 июля
    Почему не должно приносить прибыль? Почему должно приносить 50%-ый убыток ?
    Ответить
  • Анонимно 28 июля
    8 лет за рулем без одного ДТП по моей вине, а Осаго все растёт и растёт...
    Последние пару лет 12 тыс за 123 л.с.
    Ответить
  • Анонимно 28 июля
    Уважаемый, вы обманываете или лжете - выбирайте сами. Ваша страховка, если вы все указали правильно, для Казани стоит 7,5 рублей.
    Ответить
    Анонимно 28 июля
    Ладно, обманул, в том году было 12 тыс (чуть меньше 11 + 1 за страхование здоровья/от клещей/квартиры, нужное подчеркнуть).
    В этом году чуть меньше 11 тыс. Машина Солярис, 123 л.с. Подскажите, пожалуйста, где страхуют за 7.5 тыс руб? Уже очень давно не видел такие суммы.
    Ответить
    Анонимно 30 июля
    Если 8лет следили за коэфф. бонус/малус, то скидка приличная была бы - 35%.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии