Новости

09:18 МСК
Все новости

Опрос: «Что стоит за громким заявлением Путина по проблемам преподавания русского языка?»

Опрос: «Что стоит за громким заявлением Путина по проблемам преподавания русского языка?» Фото: kremlin.ru

В четверг на заседании президентского совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле Владимир Путин сделал заявления, которые грозят поколебать небесспорную, но все же достаточно устойчивую татарстанскую «языковую» конструкцию, выстроенную за последние 20 лет. Напомним наиболее громкий фрагмент речи президента РФ: «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации». «Реальное время» спросило у своих экспертов: с чем связано произнесение этой отповеди именно сейчас и к чему может привести выполнение «грозного» лингвистического наказа?

  • Максим Шевченко

    Максим Шевченко политолог, журналист, член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

    Мне кажется, речь в заявлении Путина идет о взрослых людях. Потому что заставлять детей учиться — это обязанность взрослых. Заставлять детей учить языки, которые не являются для них родными, — это, собственно, то, что мы, взрослые, просто обязаны делать, чтобы дети были всесторонне развитыми, умными и образованными. Недаром дети в школах учат не только русский или татарский, но и английский, французский, немецкий, китайский. И естественно, дети не хотят учить иностранные языки, потому что большей частью они вообще не очень хотят учиться.

    Так что, наверное, президент имел в виду не систему образования, а каких-то абстрактных людей неопределенного возраста, которых кто-то где-то поймал и заставляет учить неродной для них язык. Это, конечно, безобразие. Допустим, когда взрослого даргинца заставляют учить аварский или взрослого татарина заставляют учить язык чукчей, это чудовищно. Хотя лично я про такие случаи не слышал.

    Я считаю, что чем больше языков ребенок знает к 10 классу, тем лучше. В классической русской гимназии детей заставляли учить уж точно не родные им латынь, греческий и еще пару-тройку языков — их список можно увидеть, съездив в село Кокушкино и взглянув на аттестационный лист Владимира Ульянова. Там, по-моему, шесть или семь языков, и из них только один был ему родной.

    Что бы я делал на месте национальной элиты Татарстана? Боролся бы за свои национальные права. Я считаю, что самосознание народов России, в том числе татарского народа, ни в коей мере не угрожает и не противоречит самосознанию русского народа, к которому я принадлежу по воле Божьей. Но что там элиты для себя придумают — это их элитное дело. Я, к счастью, не элита и совсем не хотел бы ею быть. Я хотел бы быть, как сказала Анна Ахматова, «с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».

    Конечно, заставлять никого нельзя, но мы же не ангелы, мы живем не на небесах, не в чиновничьих высоких кабинетах, не на митингах националистов разных мастей — мы с вами живем на улице. И мы прекрасно знаем, что на улице, допустим, в Казани или Набережных Челнах, все серьезные ребята с раннего возраста сплачиваются по территориальному признаку. И иногда знание языка на улице играет серьезную роль в социальном росте человека. Да и в вопросах безопасности, если ты молодой человек школьного возраста, например. Если ты не можешь ответить на вопрос, кто ты такой и откуда ты идешь — так, чтобы тебя поняли другие ребята, — это может иметь для тебя серьезные последствия. Нет нормального парня в Татарстане, который не соприкасался бы с этой реальностью, формирующей мужские и человеческие качества и человеческое достоинство.

    Поэтому знание языка в реальном индустриальном многонациональном регионе, где нации не собираются ассимилироваться, где они будут жить и продолжаться в истории, — это вопрос в том числе реальной коммуникации. Не теоретического диалога на форумах и конференциях, а реальной коммуникации, которая проходит в предместьях Казани или в ее центральной части, например на улице Тукая.
  • Михаил Нейжмаков

    Михаил Нейжмаков политолог, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций

    Стоит отметить, что Путин в своих заявлениях специально подчеркнул, что изучать языки народов России — это «гарантированное Конституцией право». Но президент обратил внимание, что это «право добровольное». Путина трудно упрекнуть в предвзятости к языкам народов России. Достаточно вспомнить, например, что именно после его заявления, сделанного в марте 2014 года, крымско-татарский язык был включен в число государственных в Республике Крым (в Конституции этой республики, принятой в 1998 году, когда регион находился под контролем официального Киева, этот язык был упомянут «наряду с государственным»).

    У нынешнего заявления президента может быть и другой аспект. Если изучать языки народов России — «право добровольное», то и обязанность владеть иными государственными языками конкретной республики, кроме русского, для ее главы также со временем можно поставить под вопрос.

  • Азат Ахунов

    Азат Ахунов доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ

    Лично у меня сложилось впечатление, что Путин высказал не свое личное мнение, а озвучил тезисы, которые подготовил его аппарат. Дело в том, что у каждого мероприятия должна быть своя генеральная тема. А поскольку совет по межнациональным отношениям проходил в ПФО, сотрудники аппарата, видимо, методом серфинга интернета, выявили наиболее «горячую» тему. В целом каких-либо межнациональных проблем в Поволжье и на Урале не существует, вот и выбрали эту тему.

    Да, в последнее время было много выступлений по поводу обязательного преподавания татарского языка в Татарстане, башкирского языка в Башкортостане, образовались группы активистов, которые постоянно будируют эту тему. На самом деле, доля истины в словах Путина есть — нельзя насильно заставить человека учить неродной язык. Надо заинтересовать или мотивировать человека. А с этим у нас пока проблемы. Другое дело, как бы не выплеснули с водой ребенка и вообще не запретили изучение национальных языков в пользу русского. Это станет большой проблемой для нашей татарской нации, для нашей национальной идентичности. В условиях глобализации нам, прежде всего, надо сохранить образование на татарском языке, уроки татарского языка для татар — иначе в ближайшей перспективе мы получим поколение манкуртов-глобалистов.

  • Лев Жаржевский

    Лев Жаржевский краевед

    Думаю, что эти заявления связаны с внутриполитической ситуацией в некоторых республиках. Путина довольно часто критиковали за безнаказанность местных чиновников-просвещенцев, игнорировавших тем или иным образом требования соответствующих федеральных законов и нормативных актов. Скорее всего, ситуация была проанализирована и было принято решение вернуть тех чиновников в чувство. Время, когда Путину приходилось публично окунать физиономию в катык в поисках лояльности местных «элит», прошло: сейчас он сам кого хочешь окунет.

    К чему это приведет? Этого не знает никто. Исполнение требований Путина (читай исполнение федеральных законов и пр.) будет для этнической элиты психологической травмой. Так просто они не смирятся: будет мобилизована так называемая общественность, номер не новый. А там уж только Бог знает, что будет.

  • Марат Лотфуллин

    Марат Лотфуллин старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории АН РТ, экс-заместитель начальника управления образования Казани

    Главная проблема — в принципе добровольного изучения родных языков в России. Согласно международным нормам, которые признает и Россия, владение в совершенстве родным языком является главной образовательной компетенцией, то есть без экзамена по родному языку документ об образовании не выдается. Добровольное изучение родных языков приводит ко всеобщей безграмотности на родных языках. Например, в регионах России только 7% детей-татар изучают родной язык в школе.

    Заявление Путина приведет к ослаблению преподавания родных языков даже в титульных республиках. Оно игнорирует конституционное право республик в составе России устанавливать государственные языки с обязательным изучением в школе, аналогично русскому языку. Это право подтверждено Конституционным судом России и не подлежит обсуждению.

  • Айрат Файзрахманов

    Айрат Файзрахманов заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи

    Эту проблему — и не только в Татарстане, но и в других национальных республиках, там, где преподаются национальные языки, — сопровождал постоянный информационный фон. Его создавали активные группы родителей, которые выступали за право не изучать национальный язык. Думаю, что сейчас они, наконец, достучались до тех, кто решает эти вопросы.

    Однако это выступление президента, на мой взгляд, может открыть ящик Пандоры и нарушить межэтнический баланс, который сложился в республике. Татарский язык в Татарстане — это государственный язык. Соответственно, Татарстан должен обеспечить знание его гражданами. Это можно сделать только через институт школы. И если ученикам его не преподавать, более половины жителей городов Татарстана просто не будут иметь возможность им владеть. Национальная общественность будет все больше и больше возмущаться тем, что падают и знание национального языка, и заинтересованность в нем, и его востребованность. Это будет порождать постоянные противоречия.

    Второй момент. В требованиях этих родителей все-таки есть определенная доля справедливости. Точнее, в них есть то, на что действительно стоит обратить внимание. Они говорят, например, о том, что татарский язык не востребован. Да, он мало востребован в республике, и нужно повышать его востребованность. Для этого имеются соответствующие правовые механизмы. Они говорят, что татарский язык преподается плохо, что детей заставляют. Да, детей мало заинтересовывают этим предметом, хотя это общая проблема — в школах всегда заставляют учиться, у нас по пальцам можно пересчитать школы, где дети действительно любят учиться. Значит, в национальных республиках должны делать акцент на том, чтобы вызывать у детей интерес в получении знаний, резко улучшать преподавание региональных языков, методику, коммуникативные практики. Так, чтобы детям было интересно, чтобы был «фан».

    Работа над этим на самом деле идет, уже есть какие-то, хоть и небольшие результаты. Надо просто форсировать эту работу, показывать эти результаты общественности, родителям, резко повышать квалификацию учителей. По моей информации, например, наши учителя татарского языка получают сейчас знания по сингапурской методике преподавания, одной из самых прогрессивных в мире. Примеры, когда ученики и родители довольны преподаванием языка, у нас на самом деле есть. Я знаю порядка десяти школ Казани, где детям реально нравится татарский язык. Надо просто масштабировать и тиражировать эти примеры.

    Эта возможность пока еще есть. В среднем образовании большая инерция, тут не получится так, что президент сегодня сказал — и уже завтра все изменилось. Есть законы, есть образовательные стандарты, есть учебные планы. У меня есть опыт преподавания в школе, и я скажу, что резко изменить что-либо здесь будет просто нереально. Я думаю, кроме того, что и сам Путин — не сторонник принимать решения вот так, «с шашкой наголо». И этот промежуток — скажем, год — можно использовать как раз для того, чтобы форсировать результат.

    А вообще, знание гражданами общегосудартсвенного, международного и регионального языков — это международная цивилизационная норма. Думаю, и Россия рано или поздно к этому придет.

  • Руслан Айсин

    Руслан Айсин политолог

    На мой взгляд, заявления президента не совсем отображают имеющуюся картину действительности. Ведь и сам президент, и различные правительственные чиновники и эксперты неоднократно говорили о том, что необходимо прилагать все усилия для сохранения национальных культур, традиций и, прежде всего, языков. Которых, напомню, в России порядка 200, и это огромное культурное и цивилизационное достояние. Если государство не приложит усилий к их сохранению, они будут исчезать. Так что ничего страшного в том, что Татарстан — а речь, как я понимаю, шла именно о нашей республике — делает все, чтобы сохранить язык как основу идентичности татар, и ничего плохого в этом нет.

    Меня удивляет, что в некоторых республиках, например в Чечне и Ингушетии, делопроизводство ведется на языке титульных народов, телевидение вещает на нем же — и к ним нет никаких претензий. Здесь же претензия именно к Татарстану.

    Я думаю, что здесь сработало некое лобби внутри Кремля, какие-то советники, окружающие президента, которые положили ему на стол такой доклад. И я не исключаю, что эти люди преследуют цель подорвать республику изнутри, ослабить ее политическое влияние на внутрироссийские процессы, обескровить, политически обнулить. Все эти события — «Татфондбанк», непродление договора и вот наезд на татарский язык — являются звеньями одной цепи.

    Народы Татарстана, за исключением небольшой горстки людей, с удовольствием изучают татарский язык. У меня немало таких знакомых и друзей, и у них есть понимание того, что билингвизм, знание дополнительного языка — это большой плюс в современном глобализирующемся мире. Тем более татарского языка, знание которого позволяет легко общаться с 500-миллионным тюркским миром. Я буквально на днях вернулся из Казахстана, где с удовольствием общался с братьями-казахами на татарском языке.

    Я считаю, что лингвистический вопрос должен быть вне сферы компетенции президента. Глава государства должен решать большие стратегические задачи, не входя в болото политических интриг, которые плетут политиканы из промышленно-олигархических групп.
Рустем Шакиров
комментарии 38

комментарии

  • Анонимно 23 июля
    Сколько людей столько и мнений. Вывод однозначный: никто не знает что имел в виду президент.
    Ответить
    Анонимно 23 июля
    С экономикой хреново, людей надо чем то отвлеч
    Ответить
  • Анонимно 23 июля
    Что там неясного? Он хотел сказать, что нельзя за счёт увеличения часов татарского сокращать часы русского языка. И нельзя татарский язык силком запихивать детям с детского сада как "родной", хотя он таковым не является.
    Ответить
  • Анонимно 23 июля
    Проведите подобный опрос среди русских и получите противоположный результат. А речь у Путина шла о том, чтобы не заставлять русских детей учить неродной для них язык, не о том, чтобы всем учить русский. Еще недавно в Марий Эл министров татар было больше чем министров марийцев и ни один из них не говорил на марийском госязыке Марий Эл.
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Там нет гос. языка ))) Там два диалекта горный и луговой сильно отличающиеся друг от друга. И мордовского государственного нет. ))) Там несколько этносов
    Ответить
  • Анонимно 23 июля
    Я так и знал что политологи любят трындеть а толку нет.
    Ответить
  • Анонимно 23 июля
    Я татарин и я не хочу русский язык. я также не хочу чтобы мои дети его изучали, хочу мой родной татарский. Хочу таких условий чтобы мои дети знали свой родной и работали на нем в Татарстане!
    Ответить
    Анонимно 23 июля
    Я русский, и от всей души желаю, чтобы ваши дети не знали русского языка и с ним не мучились, впустую тратя время на его изучение, раз вы сами того хотите.

    Тогда ваши отпрыски никуда из стана не уедут, а всем русским ребятишкам проще будет найти работу, например, в той же Москве.
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Сделайте одолжение, уезжайте в маскву сразу. А татары будут работать на благо Татарстана.
    Ответить
    Анонимно 23 июля
    Килешэм!
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    +1000 нет ни единой причины тратить столько лет на изучение грамматики русского, да еще и русской литературы. Лучше бы это время под турецкий отдать.
    Ответить
  • Анонимно 23 июля
    Вспоминаю напряженные дни начала 90-х. Тогда любая вспышка на бытовой основе могла перерасти в межнациональный пожар. Но, слава Богу, этого не случилось. Хватило мудрости не перейти эту тонкую грань. Сейчас ситуация повторяется. Татары отдельно, русскоговорящие отдельно. Разрекламированное в республике межэтническое согласие из-за высказывания одного человека может перейти в иную плоскость взаимоотношений татар и русских...А как этого не хочется!
    Ответить
    Анонимно 23 июля
    Тогда любая вспышка на бытовой основе могла перерасти в межнациональный пожар.
    --------
    Какой пожар?! Об чём вы кого пугаете?

    Это равнина. Гор нет. Родоплеменное развитие уже давно позади.
    Кто с кем в России будет воевать с учётом её процентного нац состава?

    А чтобы у вас не возникло желания вспомнить Кавказ, найдите, как генерал Деникин там все вопросы за неделю решил.
    Ответить
    Анонимно 23 июля
    вы решали вопросы в Чечне, помним. Решил он за две недели... Болтун!
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Почитай лучше, чуда, чем сразу придуряться то.
    Генерал Деникин решил вопрос с Кавказом за неделю и почти без потерь.
    В итоге, при генерале Деникине никаких вопросов там больше не возникало..
    Ответить
    Анонимно 23 июля
    ой. надоело. сейчас не 90-ыесли и в это уже никто не верит. хватит раскол вносить
    Ответить
  • Анонимно 23 июля
    У республики есть Татмедиа, но нет своей чёткой и ясной идеологии,дающей отпор всяким шовинистическим нападкам. Почему молчит Конгресс татар? Почему молчат, считающий себя большим политиком и татарстанским идеологом, "теоретик евроислама" Рафаэль Хакимов и его ученики? Писатели республики, вы где? А учителя?
    Ответить
    Анонимно 23 июля
    нет своей чёткой и ясной идеологии,дающей отпор всяким шовинистическим нападкам
    --------------------------
    С ума сойти!!!

    Неужто в становые официальные бумажки в качестве коренного населения всех жителей региона запишут?

    Если нет, то это и есть расизм и шовинизм, от чего вы, собственно, и негодуете.
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Коренное население здесь одно и это исторический факт, которого никто и никогда не изменит.
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Стан всего 100 лет, как с нуля нарисовали на русской Казанской губернии

    Те кто его в Москве нарисовал, его так же легко и молча перерисуют по мере надобности.
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Так недавно было обсуждение, что чуваши и есть коренные булгары.
    Ответить
  • Анонимно 23 июля
    перейти в иную плоскость взаимоотношений татар и русских...А как этого не хочется!
    -------
    Ясно дело, вам своя нац плоскость больше нравится.

    Так не всё коту масленица, будет ему и Великий пост.
    Ответить
  • Анонимно 23 июля
    Путин что то очень много начал ошибаться или советники так советует. Но все это не идёт в пользу страны!
    Ответить
    Анонимно 23 июля
    Как раз всё логично.

    Договор вышибли, как подкидную доску.
    На языковый каприз тоже надавили.

    Население стана, которое не записано коренным, нахлебалось расизма по полной
    Поэтому эти граждане России с нескрываемой радостью встретят перерисовку региона с укрупнением и без нац прибамбасов.

    Всё сделано как по нотам.
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Лол, есть международное право через которое любая республика неплохо защищена. Коренное население имеет право на самоопределение. Мы то коренные, с родиной и родным языком, в отличие от рассиянцев.
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Коренное население имеет право на самоопределение
    -----------------------------------
    А в чем проблема?
    Русские - самое большое коренное население России.
    Они живут на своей Родине, и кучка нац жуликов им не указ.
    Ответить
  • Анонимно 24 июля
    Без признание того что в Татарстане учебные часы по русскому языку уменьшены в 2 раза по сравнению с остальной Россией ничего не измениться в головах тат.политиков. А родители хотят только право выбора родного языка русского, татарского, чувашского или любого другого. Сейчас токого право выбора нет. надо менять конституцию рт.
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Вам надо менять место жительства. А наша Конституция вас не касается.
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Это вам, пора уже сменить место жительство за расизм и сепаратизм.
    Ответить
  • Анонимно 24 июля
    Почему акцент только на татар? В Чувашии 3 часа в неделю чувашский, русских детей учителя намеренно принижают, снижают оценки за произношение (хотя у верховых и низовых чуваш оно разное) если в первых классах моему ребенку нравился язык, он с легкостью его учил, то в 8 классе он его ненавидит. "Почему носители языка его не хотят учить, а я должен?"
    Почему не сделают опрос родителей? Кто мешает учить родной язык тем же татарам, башкирам , чувашам? В школе есть опросы по доп.образованию, выбирают какой предмет хотят учить дополнительно, пусть и учат родной язык. Любое навязывание вызывает отторжение
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Соглашусь. Русский тоже должен быть на выбор. И всякие экзамены по нему для вступления В ВУЗы тоже нужно убирать или пусть оставляют у себя в мааскве, а в Казани для поступления пусть будет татарский. Почему нам в Татарстане навязывают чужой язык.
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Вы уже два гос языка в стане заглотили?
    У вас уже только один остался? )))

    А кажа ООН и права народов?
    Татары очень любят ООН цитировать. )))

    Так вот, милАй расист, хоть наизнанку выворачивайся, а обеспечь в стане русский язык.
    Ответить
    Анонимно 24 июля
    Почему нам в Татарстане навязывают чужой язык.
    --------------------------------
    Потому что вас только нарисовали на российской территории и всё.
    Ответить
    Анонимно 06 сент
    Выложенные в школьных туалетах ответы по татарскому, во время проведения ОГЭ, в комментариях не нуждаются.... . Вы когда-нибудь видели диктант, написанный русскоговорящим ребенком на татарском языке. Зрелище не для слабонервных. Красной пастой исправлены грамматические ошибки...... 3-5 ошибок в каждом слове..... И это не глупые дети, а уродство системы преподавания татарского в школах. Мы, русскоговорящие, готовы изучать татарский, но на уровне бытового общения. Получается, что и русский изучается "галопом по Европам" (3 часа в Татарстанских школах, 5 часов в Российских школах) и знания татарского нулевые.....
    Ответить
  • Анонимно 24 июля
    Чем важно всеобщее изучение и знание татарского языка в республике?
    Первый момент — что такое два равноправных государственных языка, татарский и русский. Равноправие госязыков — это не возможность знать тот язык, который хочется, а второй не знать. Равноправие — это обеспечение возможности каждому гражданину использовать в любой жизненной ситуации любой из государственных языков. Это возможность при обращении к собеседнику, госслужащему, полицейскому, официанту, продавцу использовать любой из двух госязыков, и получать ответ на языке обращения.
    Это очень важный для понимания момент, потому что наверняка даже среди противников обязательного татарского немало людей, чья позиция продиктована не шовинизмом, а искренним непониманием, как обязательное изучение татарского всеми гражданами республики связано с интересами татароязычных сограждан, с сохранением татарского языка.
    Второй момент. В современном мире язык в долгосрочной перспективе не сохраняется в виде языка какой-то общины. Вернее, к примеру, у зулусов такой механизм работает, без всяких государственных инструментов, у многих автономных племён сохраняется — в джунглях, в тайге, в арктических пустынях. Но татары — не зулусы, Татарстан и татарский народ — часть глобализированного мира. В нём язык может сохраниться только в том случае, если является не языком общины, а языком территории. Поэтому все предложения о том, что татарский язык в Татарстане должны учить только этнические татары, равносильны предложениям о лишении татарского языка всяких перспектив на существование и развитие.
    Таким образом, борьба за всеобщее знание татарского языка в Татарстане — это и есть в буквальном смысле борьба за сохранение татарского языка. Это важно осознавать татароязычным гражданам республики — чтобы понимать, что формула «я своих детей обучил татарскому, этого достаточно» вовсе не гарантирует сохранение татарского языка и культуры. Это важно осознавать и русскоязычным гражданам республики — чтобы понимать, что обязательное изучение татарского — это не какая-то ничем не обусловленная прихоть, это абсолютная необходимость для сохранения татарского языка.
    Необходимо также помнить, что сутью придания татарскому языку статуса равноправного государственного в начале 1990-х был как раз выход в перспективе на всеобщее знание обоих государственных языков, в том числе и татарского. Государственное двуязычие было одним из фундаментальных компромиссов нашей новой государственности и гражданского мира в республике. Отменить обязательное изучение татарского в школах — значит сломать этот фундаментальный компромисс: дело не в формальном государственном статусе, дело именно в движении ко всеобщему знанию обоих госязыков, именно этот консенсус был заложен в фундамент мира в татарстанском обществе. Что будет с ситуацией в нашем обществе, с гражданским миром в республике, если сломать этот консенсус? Можно строить разные теории, но, по всей видимости, хорошо не будет вообще никому.
    Существует и менее радикальное предложение, чем отмена обязательного татарского языка — снижение количества часов. Это также неприемлемый вариант. Некоторые наши чиновники объясняют необходимость обязательного изучения татарского языка тем, что в республике, в которой большинство населения этнические татары, всем нужно уметь «хотя бы здороваться по-татарски». Об этом же говорят и некоторые гражданские активисты — о том, что лучше сместить акценты на изучение разговорного татарского языка, минимизировать литературную и письменную части. Но вопрос в том, что так дела не делаются. Говоря о том, что татарский язык должен быть полноценным государственным, имеется в виду несколько иное, чем де-факто кухонный, но с официальным статусом. Полноценный государственный язык — это значит, что все граждане умеют не только на нём разговаривать на уровне меню ужина и количества эчпочмаков, но и участвовать в более сложных дискуссиях, воспринимать информацию на различные темы, заполнять документы и так далее. Сегодняшняя система обучения татарскому не даёт не только этого, но и элементарной возможности изъясняться самым простым способом? Да, есть все основания так считать. Давайте решать эту проблему — это необходимо. Но никак ключом к решению этой проблемы не является снижение количества часов татарского языка.
    К тому же язык познаётся и через другие предметы — через историю, географию, точные науки. И когда они преподаются на русском языке, говорить о каких-либо перекосах в сторону татарского языка — мягко говоря, лукавство.
    Более радикальный до неадекватности вопрос — зачем вообще нужен татарский язык, кому нужен татарский язык. Но, знаете ли, с этой позиции и русский язык в современном мире никому не нужен. В современном глобализированном мире вполне достаточно английского. По этому параметру татарский и русский языки находятся вообще-то примерно в одинаковом положении. Кому нужен татарский язык? Он нужен татарам. Это татарская идентичность, сохранение татарского языка — это безусловный, природный и фундаментальный интерес татарского народа. И он никуда не денется. 350 лет существования при царистском режиме с жесточайшей ассимиляционной политикой, 70 лет коммунистического режима с автономией на бумаге и во многом схожей политикой на деле, и татары никуда не делись, а в 1990-м году Татарстан провозглашает государственный суверенитет. Зная историю, ожидать, что татары вместе со своими фундаментальными интересами куда-то отсюда денутся — это значит быть необучаемым, жить в каком-то своём фэнтезийном мире. Равно как и думать, что можно жить в мирном и солидарном обществе, не учитывая фундаментальные интересы крупнейшей этнической группы республики, которые не направлены против кого-либо.
    С противоположной стороны — требования не обращать никакого внимания на вопросы, беспокоящие пусть вероятно и не бóльшую, но в любом случае весьма внушительную часть русскоязычных граждан республики. Причём в том числе на вопросы абсолютно справедливые, связанные в первую очередь с тем, как преподаётся татарский язык в школах. А также с тем, какая есть мотивация для изучения детьми татарского языка — ведь даже понимая неадекватность вопроса «кому вообще нужен этот татарский?», мы должны увидеть в нём и реальные проблемы, стоящие перед нами и требующие решения: создаётся ли у нас оригинальный и интересный контент на татарском языке в СМИ, на телевидении? проводятся ли современные и интересные мероприятия для молодёжи и не только на татарском? есть ли у нас высшее образование мирового уровня на татарском языке? Это вопросы к государству. Той колоссальной по значению работы, которую проделывают Всемирный форум татарской молодёжи, десяток молодёжных креативных коллективов, просто недостаточно, чтобы решить эту проблему.
    Так вот те общественные силы, которые призывают не обращать внимания ни на какие, в том числе справедливые вопросы этой внушительной части русскоязычной общественности, чаще всего объясняют свою позицию патриотическими по отношению к Татарстану соображениями. Но правда заключается в том, что не бывает устойчивых государств с 40% нелояльных, недовольных граждан. И таким образом «благие намерения» в реальности конвертируются в подтачивание устойчивости татарстанской государственности.
    На наш взгляд, в вопросе об обязательном изучении татарского языка в Татарстане акценты следует сместить на реальные проблемы:
    1. Качество преподавания татарского языка в школах. Нет никаких сомнений в том, что с этим есть серьёзные проблемы. Об этом говорят и результаты изучения в школе татарского языка русскоязычными школьниками, об этом говорит и наличие претензий со стороны части родителей. Вопрос не в том, что необходимо упрощать, вопрос в том, что необходимо улучшать. Эти проблемы нужно воспринимать и решать, причём таким образом, чтобы работа в этом направлении была заметна для граждан Татарстана. Вопрос о качестве преподавания татарского языка уже долгие годы, если не десятилетия является одним из наиболее острых в обществе. Значит нужно его решать. Привлекать лучший зарубежный опыт — и это касается не только образовательного процесса в школе, но и в вузах, где готовят учителей татарского языка. Менять методику обучения. Эффективное проведение таких реформ вызовет одобрение со стороны той части нашего общества, которую беспокоит эта проблема, это также будет способствовать достижению цели — всеобщего знания татарского языка в Татарстане.
    2. Пересмотр требований ЕГЭ по русскому языку в Татарстане. Ведь самый распространённый аргумент противников обязательного татарского — недостаток времени для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Но, простите, что это за такой экзамен по русскому языку, к которому абсолютно русскоязычному школьнику нужно готовиться столько, что у него не хватает времени на изучение других предметов? Один казанец в фейсбуке очень точно заметил по этому поводу:
    «Вместо того, чтобы митинговать за отмену преподавания татарского языка (который действительно преподаётся очень плохо и саму систему его преподавания надо реформировать), митингуйте за отмену или хотя бы упрощение ЕГЭ по русскому языку. Ведь именно необходимостью сдавать оный объясняют многие протестанты своё участие в письмах и митингах. ЕГЭ по русскому, весь мой опыт учёбы и жизни в Москве это говорит, абсолютно искусственный барьер. Для того чтобы учиться в топовом московском вузе тот уровень знания, который предъявляется ЕГЭ (и на практике обходится разными легальными, полулегальными и совсем нелегальными способами), просто не нужен. Я видел немало хороших студентов из разных пост-советских и российских республик, которые либо не изучали русский в школе, либо просто плохо на нём говорили. Но даже их уровня владения языком хватало на то чтобы читать книги, понимать лекции и выражать собственные мысли. О том, что вся современная наука делается на английском и тот кто ею занимается вынужден его учить, можно даже не говорить.»
    Билингвизм и даже трилингвизм — это современная цивилизационная норма. Например, когда гражданин знает английский язык (как язык международного общения), государственный (допустим, испанский) и региональный или местный диалект, отличающийся от литературного языка. Причём — порой независимо от этнической принадлежности. Многократно доказано научными исследованиями — билингвизм развивает. Помимо восприятия школьником культурного многообразия мира при изучении других языков, мозговая деятельность у билингвов происходит в более интенсивном режиме. Эта современная цивилизационная норма в самом буквальном смысле полезна для новых поколений татарстанцев.
    Резюмируя:
    1. Сохранение татарского языка — фундаментальный и неизбежный интерес татарского народа, который никуда и никогда не денется.
    2. Сохранение татарского языка неразрывно связано и может быть гарантировано только всеобщим знанием татарского языка в Татарстане. Принцип движения к этому является одной из основ гражданского мира и согласия в республике.
    3. Претензии к обязательному изучению татарского языка в школах республики зачастую имеют под собой справедливые основания — методика и качество преподавания, мотивация к изучению. И эти вопросы необходимо воспринимать и решать.

    Европейский Татарстан
    Ответить
    Анонимно 25 июля
    Вывод из эНтого воззвания.

    Татарам, без русских ребятишек, в стане татарский язык ни в жисть самим не выучить.

    Русским же, ни одному, за 25 лет так и не удалось выучить навязанный им язык.

    Поэтому татарам надо учить свой язык самим, или же ждать когда его русские выучат.
    Ответить
    Анонимно 25 июля
    Чего полемизировать? Мы тут жили,когда тут русских не жило! Тут и до татар люди жили- марийцы,удмурты,чуваши. Хотите учить татарский-учите,не хотите - не учите. А то кто -то из курултая постановил учить- и понеслось. И ходят,гордятся- нам Путин не указ, мы законообразующая нация. Я не против какой либо нации- я против самодовольных придурков в нациях.
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    "Требование единого мирового языка или отбор языков означа-
    ли бы нивелирование культурных различий между народами, отказ от
    культурного богатства. Исчезновение языков — это угроза не только для отдельных носителей нескольких языков и культур, но и для всего мирового культурного наследия. Поэтому и небезразлично, на каких языках мы говорим сами и какие из них передаем детям". Советую прочесть книгу " Как и зачем сохранять языки народов России?" Авторы: К. Замятин, А. Пасанен, Я. Саарикиви.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии