«Татнефть» теряет прибыль из-за ОПЕК
Глава компании надеется, что ограничения по добыче окажутся временными
«Цифровое» цунами, поднявшееся на фоне будоражащей промышленников федеральной программы «Цифровая экономика», дошло до «Татнефти». Накануне на ежегодном нефтяном саммите в Карабаше руководство компании впервые представило экспозицию «цифровой трансформации» всех бизнес-процессов. Правда, почетный гость форума заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов в сопровождении Рустама Минниханова обошел ее с томительным молчанием, словно давая понять, что модный digital не спасает «нефтянку» от ущерба из-за ограничений ОПЕК. За всем происходящим наблюдал корреспондент «Реального времени».
Табу на разговоры про ОПЕК
Нефтяной саммит — 2017, собравший элиту татарстанской нефтянки, проходил на фоне мрачного известия о решении ОПЕК продлить действие соглашения об ограничении добычи нефти до марта 2018 года. Пролонгация ограничительного режима добычи для российских нефтяников, вступившая в силу с 25 мая этого года, не могла не расстроить нефтяных генералов. После решения картеля цены на нефть отреагировали соответственно: на межконтинентальной бирже ICE в Лондоне цена барреля Brent опустилась до $51,91. Так что журналистский вопрос о последствиях ограничений ОПЕК «на полях» саммита встречал болезненную реакцию: ровно такую, как если бы вы показали красную тряпку разъяренному быку.
Лишь после успокоительного обхода всей выставочной экспозиции саммита генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов решился пролить свет на последствия годового моратория ОПЕК, отразившиеся на «Татнефти». «И хотя в начале года мы после известного соглашения о заморозке добычи и наблюдали определенный рост нефтяных котировок, но существовал дисбаланс, который вносила добыча сланцевой нефти в США и снижение динамики экономики Индии. Но «Татнефть» сохранила финансовую устойчивость и продолжила стабильное развитие в рамках принятой стратегии 2025, направленной на удвоение акционерной стоимости компании», — сообщил Наиль Маганов, уточнив, что объем добычи за первое полугодие увеличился на 3,4% и составил свыше 14 млн тонн. Всего на первое полугодие «Татнефть» и малые нефтяные компании добыли 17,785 млн тонн.
«В то же время мы продолжаем выполнять взятые на себя обязательства по ограничению добычи к уровню октября 2016 года, — подчеркнул он. — Планируемое сокращение в 2017 году составляет порядка 3 тысяч тонн по суточной добыче». В результате «наблюдаются и потери прибыли», но глава «Татнефти» все-таки надеется, что «эти ограничения — временные», и ставит задачу «дальнейшего восстановления набранных темпов роста добычи нефти, обеспечив ежегодное прямое воспроизводство запасов к 2025 году порядка 37 миллионов тонн».
«Татнефть» множит «цифровых близнецов»
Но прежде чем в зале прозвучало пугающее заявление о потерях, глава «Татнефти» провел руководство Минэнерго РФ и республики «по светлой стороне нефтедобычи», представив концепцию «цифровой трансформации» всех бизнес-процессов «Татнефти».
К 2021 году компания планирует перевести на цифровое моделирование и управление все месторождения, разрабатываемые в Татарстане и за его пределами. Для этого год назад «Татнефть» создала центр моделирования, который, как заметил замгендиректора Ренат Халимов, обеспечит все основные месторождения постоянно действующими геолого-гидродинамическими моделями, который позволят оптимизировать режим работы добывающих скважин. «Это будет цифровой близнец месторождений», — заметил Халимов.
Как выяснилось, при помощи искусственного интеллекта разрабатываются два месторождения в Татарстане — Азнакаевская площадь и Сабанчинское месторождение. За первый год расходы на эксплуатацию непродуктивных скважин снизились на 5%. Затем Ренат Халимов пошел дальше и показал достижения цифровых технологий в работе. По его словам, сейчас операторы, работающие в труднодоступных местах, обладают смартфонами со специальным приложением. И передал «операторский смартфон» президенту, после чего его оценил и Кирилл Молодцов.
Чипованная «Кама»
Вслед за ним digital-инициативы представил управляющий директор УК «Татнефть-Нефтехим» Анвар Вахитов, попытавшийся удивить гостей микрочипами для легковых шин «Кама». Он показал президенту, как выглядит вшиваемый в шину чип, — похожий на швейную иглу металлический стержень. «Но это просто игрушка без программного обеспечения», — заметил он и показал планшет для считывания информации с чипа. Здесь уже Анвар Вахитов пояснил, что это не просто забава: с 2020 года в России предполагается обязательная установка «черных ящиков» на новые автомобили, так что чипованные шины станут неотъемлемым элементом системы безопасности техники. Пройдя стенды «ТатРИТЭКнефть», делегация вновь остановилась у стенда завода «КВАРТ», который уже второй раз приезжает на Карабаш с пакерами, являющимися аналогами американских пакеров ТАМ. «Мы только в этом году начали активно продавать их «Татнефти», потому что весь год они работали на припасенных зарубежных пакерах. А теперь вот создали СП по новым модификациям и выступили вместе на тендере «Сургутнефтегаза», — рассказала главный инженер «КВАРТ».
Экскурсия по цифровым технологиям переходила от стенда к стенду, но не вызывала особого интереса у московского гостя. За все время он не проронил ни слова, да и президент не был словоохотлив. Разве что со студентами КФУ, Альметьевского нефтяного и КНИТУ-КХТИ успел перекинуться парой слов при обсуждении инженерных кейсов в нефтедобыче.
«Все говорят о цифровизации и о цифровых технологиях, и мы видим, что это — не просто разговоры, а наше будущее. И наши нефтяные компании уже конкретно работают в этом направлении, — прокомментировал позже достижения нефтяников Рустам Минниханов. — Саммит — это также и хороший контакт с нашими федеральными коллегами. Сегодня здесь присутствуют заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов, генеральный директор Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Игорь Шпуров, которые курируют эти направления. И у нас есть прекрасная возможность высказать свои пожелания».
Надежды на «ТАНЕКО»
Во время деловой части министр промышленности и торговли Альберт Каримов доложил, что не все так драматично. По его словам, объем ВРП Татарстана за первое полугодие составил 835 млрд рублей (плюс 4% к уровню прошло года), а объем отгруженной продукции — 860 млрд рублей (плюс 3,5% к уровню прошлого да). При он подчеркнул, что более 60% отгрузки по-прежнему приходится на ТЭК. В свою очередь, гендиректор «Татнефти» оценил работу нефтеперерабатывающего комплекса «ТАНЕКО» как «динамичную». «Введенная в прошлом году установка замедленного коксования позволила нам увеличить уровень переработки до 99% — при среднем уровне по России в 79%», — сообщил он.
Объем переработки нефти компанией в 2017 году составил 8,4 млн тонн сырья. В планах «Татнефти» — увеличить межремонтный срок НПЗ «ТАНЕКО» до 8 лет. Сейчас он составляет 5 лет. Генеральный директор компании «Татнефть» Наиль Маганов, отвечая на вопросы журналистов, прокомментировал возможность строительства третьей очереди НПЗ «ТАНЕКО»: «Руководство Республики Татарстан и страны в целом настраивает нефтяников на переработку продукции, производство добавленной стоимости, — сказал он. — Естественно, мы в этом плане рассматриваем и все имеющиеся возможности. Идет развитие нефтегазохимии. Сегодня ведется проработка ТЭО, готовится технико-экономическая документация. Думаю, что к концу года мы будем выносить этот вопрос на Совет директоров компании «Татнефть». Далее — в зависимости от того, как эти документы будут приняты. Все идет по своим этапам».
А в завершение от имени Минэнерго Кирилл Молодцов пригласил всех нефтяников в октябре этого года на энергетическую неделю в Москве.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.