Новости раздела

«Их нравы»: как закалялась турецкая сталь

Тюркская «троица» и бой тупой стороной меча

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В сегодняшней колонке он рассказывает о таком важном явлении османской материальной культуры, как холодное оружие, а именно, о той его разновидности, которая длиннее кинжала.

Кто к ним с мечом придет…

Одним из самых уникальных и в то же время смертоносных изобретений древности является меч. Меч боготворили, о нем слагали легенды, им гордились, на нем приносили клятвы, владение им возводили в ранг искусства. И он был неотъемлемой частью человеческой повседневности. Народная мудрость, приписываемая японцам, гласит: «Даже если меч понадобится всего один раз в жизни, носить его нужно всегда».

В Османской империи к мечу относились с должным трепетом и с большим уважением. Известны случаи, когда султаны давали нерушимые клятвы на своих мечах, нарушить которые мог лишь божий промысел. Данный обычай, конечно же, восходит к тюркской кочевой традиции, основной ценностью которой было триединство коня, женщины и меча. В Великой Порте оружие подразделялось на четыре основных вида: ударное, колющее, режущее и стрелковое. Клинки, которые относились к режущим видам оружия, между собой подразделялись еще на несколько видов:

  • Знаменитый «ятаган», который был распространен в XVI—XIX веках, в народе больше известный как «меч с ушами» (из-за формы рукояти, которая напоминает уши). Необходима хорошая сноровка, чтобы владеть этим мечом; в смертоносное оружие он превращается лишь в умелых руках;
  • «Гаддаре» — короткий, изогнутый наружу и очень острый меч, которым размахивали круговыми движениями над головой во время атаки. Благодаря специальной технике применения и остроте клинок причинял большой ущерб противнику. Гаддаре обычно носили на плече, либо за спиной;
  • «Шамшир» — изогнутый наружу меч, который утончается и обостряется от основания к кончику. Со стороны напоминает изогнутый хвост льва. Шамшир носили на поясе и применяли для обороны;
  • «Карабела» — использовался в основном янычарским корпусом и кавалеристами. Отличительная особенность — рукоять, выполненная в виде головы орла;
  • «Ханчер» — короткий кинжал с растительным узором на клинке длиной 35—40 см. Использовался для ближнего боя;
  • «Мамлюкский меч» — тонкий, длинный и легкий клинок с небольшим изгибом наружу;
  • «Пала» — короткий прямой меч с расширяющимся и изогнутым наружу концом. Использовался как моряками, так и кавалеристами для ближнего боя.

Как видно из описания, в основном османские мечи имеют изогнутый клинок. «Отголоски» этих мечей можно встретить в вооружении европейских, российских и даже американских войск вплоть до периода массового распространения огнестрельного оружия.

Стальные яйца

Османские мечи, как в самой Турции, так и за рубежом (в основном в России), известны под названием «Дамаск». Они производились из высококачественной сирийской стали и по особым технологиям. Мастерам-оружейникам, которые занимались дамасской сталью, давали титул «Димишкчи». Среди них существовала традиция дарить султанам стальные заготовки для дамасских мечей, которые именовались «яйцами». Весьма символично, что из таких стальных яиц «вылуплялись» довольно хищные птицы. Известно, что некий мастер по имени Хусейн подарил Султану Сулейману Кануни в первые годы его правления одно стальное яйцо, а мастер Мурад — 10 яиц.

Есть сведения о том, что в период правления Фатиха Султана Мехмеда рядом с дворцом Топкапы была возведена кузница, где лучшие мастера создавали оружейные шедевры из дамасской стали. Однако в период правления Султана Ибрагима кузница была выкуплена тогдашним начальником таможни и разрушена. Об этом в своем знаменитом «Сейахатнаме» упоминает уже хорошо нам известный Эвлийа Челеби.

Ятаган

Среди великого многообразия видов холодного оружия Османской империи особенно выделяется меч янычар — ятаган. Этот довольно сложный в использовании меч отличается тем, что он изогнут во внутреннюю сторону, обладает длиной 60—80 сантиметров и, согласно преданиям, обладает такой остротой, что может разрезать шелковый платок, оброненный на лезвие. Рукоять ятагана обычно выполнена из слоновой кости, дерева или рога, с расширяющимся наконечником в виде ушей направо и налево. Такое приспособление не позволяет мечу выскользнуть из рук во время использования и, конечно же, придает ему своеобразный эстетический вид. Сам клинок и ножны обычно украшены растительными и геометрическими узорами. Для украшения использовались золото, серебро и драгоценные камни. Наряду с узорами на мечах были различные надписи — обычно какое-либо стихотворение, аят из Корана, молитва (часто — «О, Мухаммад, дай свое заступничество») или пословица. Рядом с надписью ставилось имя обладателя клинка, дата изготовления и печать мастера. Существовало два способа нанесения узора на клинок. При первом, довольно редком, он выдалбливался, и пустоты заливались расплавленным золотом или серебром. В остальных случаях узор выполнялся из тонкой серебряной проволоки и приклеивался на клинок. Чтобы получился качественный ятаган, необходим был слаженный труд нескольких мастеров. Первый изготавливал клинок, второй делал рукоять, третий готовил ножны, а четвертый наносил узоры и надписи.

С течением времени сформировались особенная, доведенная до искусства техника и культура владения этим мечом. К примеру, обладатели ятагана, когда перед ними был более слабый противник, сражались тупой стороной меча, дабы не нанести вред сопернику.

Но в качестве итога уместно все же напомнить слова Низами: «Есть две силы на свете — это меч и ум. Довольно часто ум одерживал победу над мечом».

Булат Ногманов
Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

Новости партнеров