Новости раздела

Самый известный «кроликовод» Татарстана Анатолий Крамин банкротит сам себя

Заявленная в иске сумма совпадает с той, из-за которой бизнесмена обвиняли в растрате

Известный как неудавшийся кроликовод предприниматель Анатолий Крамин на днях обратился в татарстанский арбитраж с заявлением о признании себя банкротом. Одиннадцать лет назад бизнесмен похоронил мечту партнеров о создании крупнейшего в России производства кроличьего мяса — строить завод пришлось без идейного вдохновителя и с многомиллионной растратой. И вот сегодня практически на ту же сумму, из-за которой его осудили, — 14,8 млн рублей, Крамин банкротит сам себя. Подробнее в материале «Реального времени».

Фокус с кроликами от Крамина

На днях известный в прошлом татарстанский предприниматель Анатолий Крамин напомнил о себе обращением в Арбитражный суд РТ. 13 июня суд принял к производству иск бизнесмена о признании себя банкротом. Заявленная сумма требований истца — 14,5 млн рублей почти соизмерима с той, из-за которой его осудили несколько лет назад, обвинив в растрате бюджетных средств на 14,8 млн рублей.

Эта громкая история началась в середине 2000-х. В 2006 году в Татарстане с большой помпой заявили об учреждении крупнейшего в стране кроликозавода. Грандиозный проект — ЗАО «Племенной завод кроликов» (ПЗК) — запустили предприниматель Анатолий Крамин (владел 5% предприятия) и Инвестиционный-венчурный фонд (получил контроль над 95%). Крамин стал и руководителем проекта.

Предприятие основали в деревне Улля Высокогорского района, презентовали высоким гостям, рисуя радужные планы производства на 1,5 млн голов. Однако на деле кролики так и остались иллюзией. И вместо «ценного меха и диетического мяса» принесли создателю только судебные тяжбы и многомиллионные долги.

Еще на стадии запуска проекта сам Крамин вложил 2 млн рублей. ИВФ выделил ему еще 37 млн рублей для строительства завода, но уже через год обвинил партнера в растрате средств. Возбудили уголовное дело, предпринимателя арестовали по обвинению в хищении 14,8 млн рублей фонда. В 2009 году Вахитовский суд Казани признал его виновным и приговорил к 4 годам колонии общего режима. Однако Верховный суд смягчил меру наказания на 3 года условно. Сам Крамин вину так и не признал, сославшись на то, что просто ошибся в расчетах.

Неудачи новых собственников и управленцев

Инвестиционно-венчурный фонд к тому времени уже отстранил Крамина от управления и без него начал возводить корпус кроликозавода. Позднее ИВФ продал предприятие за 30 млн рублей казанскому предпринимателю Марату Чибишеву.

Впрочем, дела у предприятия и с новыми собственниками не задались. В 2009 году подрядчик «Стройсвязь», которого привлекли к строительству предприятия на начальной стадии, обратился в арбитраж с требованием признать банкротом «Племенной завод кроликов». С компанией так и не расплатились за работу на сумму 2,5 млн рублей.

Предприятие все последующие годы не вылезало из арбитражей. В картотеке Арбитражного суда республики еще десятки исков к кроликозаводу: ГУП «Республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций» ( сумма требований 3,5 млн руб.), ЗАО «Бугульминский комбинат хлебопродуктов №1» (15,3 млн руб.) и др. А Йошкар-олинский комбинат хлебопродуктов с 2013 по 2016 пять раз подавал на банкротство ПЗК. К слову, последний иск к ПЗК Арбитражный суд РТ зарегистрировал в тот же день, что и заявление о банкротстве Крамина. В арбитраж подали москвичи — ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», которые требуют с ПЗК 23,5 млн рублей.

Чибишев покинул предприятие в 2016 году. Кто сейчас владеет заводом — неизвестно. В базе «Спарк-Интерфакс» указана устаревшая информация о том, что ПЗК принадлежит ИВФ и Крамину. Директором, согласно базе, является Радик Хусаинов. По указанным на сайте компании телефонам дозвониться не удалось. Впрочем, новости на сайте не обновлялись с 2014 года, так что, возможно, и информация о номерах телефонов устарела.

Финансовые дела у компании идут, судя по всему, также не самым лучшим образом. Выручка от продаж за 2015 год составила 184 млн рублей, при этом убыток — 83 млн рублей.

Семейный бизнес Краминых

Сам Анатолий Крамин параллельно с заводом вел еще несколько бизнесов, которые так или иначе были связаны с ЗАО «ПЗК». Впрочем, после того, как Крамина отлучили от ПЗК, их постигла куда более печальная участь. Во-первых, в 2006 году он открыл ООО с аналогичным названием, где в учредителях числилась чуть ли не вся семья, включая сына Артема. ООО было ликвидировано в 2010 году. Во-вторых, в том же году семья Краминых вместе с партнерами зарегистрировала «Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Биектау», где руководителем был Артем Крамин. С 2008 года кооператив находится в стадии ликвидации. Наконец, в 2007-м было создано ООО «ТД «Империал» для торговли мясом, которое ликвидировано в 2011 году.

После этого Анатолий Крамин в бизнесе не участвовал. А вот его сын, Артем Крамин, вместе с супругой Ксенией Васис прославился на другом поприще. Он создал квест-проект «Выйти из комнаты», который стал лидером квест-рынка и едва не выбился в монополисты индустрии. Под контролем Крамина также свободное пространство «Циферблат». Бизнес наследника скандального кроликовода, в отличие от отца, сложился более удачно.

Василя Ширшова, Дмитрий Семягин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров