Новости

20:55 МСК
Все новости

Изгнать провинциальность из Казани: и начать надо с реформы транспортного планирования

Распустить комитет по транспорту, объединить с проектировщиками и вернуть трамвай — лишь некоторые предложения колумниста «Реального времени»

Изгнать провинциальность из Казани: и начать надо с реформы транспортного планирования Фото: evening-kazan.ru

Тимур Ямашев, активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт», специально для «Реального времени» подготовил авторскую колонку о том, как следует реформировать структуру управления транспортом в Казани. Читатели могут сами оценить и высказаться о предлагаемых мерах в комментариях.

Любовь быть первой

Казань очень любит называть себя столицей. Причем речь идет не о формальном звании административного центра РТ. Это прежде всего про амбиции властей города и республики. Которые видят Казань независимым игроком, обыгрывающим Москву: и в футбол-хоккей, и в международные мероприятия. Например, недавно Ильсур Метшин с гордостью рассказывал журналистам, как победы «Рубина» в Лиге чемпионов добавили веса заявке Казани на водный чемпионат мира, и нашему городу впервые в истории России (и СССР) удалось принять это престижное соревнование.

Вместе с тем под любой красивой вывеской есть фундамент. Поскольку я часто поднимаю транспортный вопрос, то речь о фундаменте в виде транспортного планирования и, как следствие, повседневной дорожной жизни Казани. Приходится с грустью констатировать, что эта основа города у нас очень провинциальна. «Очень» — потому что провинциальность даже на российском уровне, а этот российский уровень — отсталый по мировым меркам. Ведь как обычно к нам приходят новшества: сначала что-то появляется в ведущих мировых городах, затем владеющие английским языком и бывающие за границей москвичи привозят новинку к себе. И лишь потом казанские чиновники, побывав в командировке, начинают задумываться о внедрении московского новшества. В качестве примера можно привести монорельс и наземное метро. Стоило только Лужкову построить их у себя, и уже довольно скоро в кабинетах Минтранса РТ стали обсуждать и постоянно думать, не сделать ли наземным казанское метро. Прошли годы, наземное метро признали невыгодным, а монорельс вообще закрыли, и подобные мысли в Минтрансе больше не звучат.


«Главное, с чего нужно начать — это переосмыслить роль комитета по транспорту. Сейчас главный смысл существования этого отдела — «отписки» по обращениям граждан и публикация пресс-релизов о перекрытиях движения при дорожных работах». Фото kzn.ru

Подсмотреть у Москвы — и раскаяться

Чем плохо такое положение дел? Во-первых, при таком подходе «через Москву» теряется часть решений, которые не подходят большому мегаполису, но хорошо подходят городам размера Казани. И наоборот, не все приемы, которые Москва подсматривает у Токио и Нью-Йорка, подходят нам. И главное, что подобный подход просто неприемлем для города, который хочет быть узнаваем на международной сцене и признанным лидером у себя в стране. В такой большой державе, как Россия, все не должно замыкаться на один город. Так почему бы Казани не стать более продвинутой? Что необходимо сделать?

  1. Главное, с чего нужно начать — это переосмыслить роль комитета по транспорту. Сейчас главный смысл существования этого отдела — «отписки» по обращениям граждан и публикация пресс-релизов о перекрытиях движения при дорожных работах. В этом легко убедиться, если зайти в раздел новостей самого комитета или посмотреть на соответствующий раздел в «Народном контроле». Такое положение дел неудивительно, если посмотреть на дипломы и квалификацию сотрудников этого отдела. Поэтому город ничего не потеряет, если комитет полностью расформировать и создать новый. Куда международное жюри из признанных гуру набрало бы компетентных специалистов, читающих современную литературу и напрямую знающих о мировом опыте. Само собой, под новый настоящий комитет нужно будет выделить более солидное финансирование. Потому что грамотный транспортный менеджмент и планирование — это то, на что можно потратить миллион, чтобы потом сэкономить миллиард.Планируемое «развитие» электротранспорта
  2. Имеет смысл объединить с новым комтрансом планировщиков из проектных институтов Казани. Сейчас там тоже всё не очень. Например, в новом плане развития центра умудрились забыть про трамвай. Причиной такого оказалась банальная некомпетентность — разработчики не знали, что радиус поворота трамвая не зависит от его длины. Главная мировая тенденция — отказ от вредных дизельных автобусов в пользу более экологичного электро- или гибридного транспорта. Казалось бы, Казани сам бог велел развивать троллейбусы и трамваи, у нас эти виды транспорта освоены уже давно. Но нет, даже Институт Генплана Москвы, который сейчас проектирует казанский генплан, не планирует развития электротранспорта. Троллейбусов и метро в их планах нет вовсе, трамвай — только как исправление ошибки «Салават купере». Разумеется, такие планы неприемлемы, если мы хотим видеть Казань удобным и современным городом.

В заключение хочу добавить: я верю, что Казань может стать одним из ведущих городов Евразии, поэтому не нужно бояться делать большие изменения. Например, еще 20 лет назад Канада была, как и США, насквозь автомобильной страной со средним качеством жизни. Но по итогам 2016 года уже больше половины жителей Ванкувера используют не автомобиль для своих перемещений по городу. Мэрии Ванкувера удалось достичь этой цифры на четыре года раньше запланированного, а сам Ванкувер занимает первые места в рейтингах городов по качеству жизни. Главное — чтобы изменения делались лучшими специалистами.

Тимур Ямашев
комментарии 21

комментарии

  • Анонимно 05 июня
    Простите, а кто бы вошел в "международное жюри из признанных гуру"?
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    как же не оглядываться на столицу? это нормально- примерять себе московские новшества
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    Мне,как обычному пассажиру Казани,очень удобно пользоваться услугами скоростного трамвая. Только один минус,интервал ожидания затянут.
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    будем гуманными - не выбрасывать же транспортный комитет на улицу - им не найдут работу.... а у них семьи.... - пример Татфондбанка....
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    А председателем комитета назначить Ямашева- главного транспортного гуру Казани!
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    Тимур тебе надо на работу устроиться. Времени не останется на всякий чушь. Трамвай убрали из центра это хорошо. Еще я бы засыпал с обоих сторон лужу на Право и Лево булачной. Что бы дороги расширит на одну полосу с обоих сторон. Чиновники говорили что будет скоростной трамвай от Солнечного города до жд вокзала . И где эти скоростные трамвай. Вместо скоростного обычный . Так что .... Комитет транспорта Казани не может даже продлить на 2 остановки трамвайные линии до конца улицы Бакый Урманче в Солнечном городе. Дома свечки в конце улицы построили а трамвай нет. Рамиль.
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    "всякий чушь"? :) к слову о провинциальности)) что ж тогда эта "чушь" такой живой отклик находит? вопрос-то животрепещущий, важный, есть над чем поразмыслить по-моему..
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    вот уже и "гуру" засветился)
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    даже если добавить по полосе на булаке, то он все равно будет упираться в ул. Татарстан. какая разница сколько полос, если в конце они все равно будут стоять?
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    /Трамвай убрали из центра это хорошо./
    Матвиенко так делала в СПб, сейчас восстанавливают и люди были недовольны её деятельностью.
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    Рамиль, трамваи убрать, булак засыпать еще больше полос организовать., через 5 лет и эти полосы встанут тк количество машин растет, что дальше делать предложите? кремль снести? эстакады через весь город строить?
    Ответить
    Анонимно 19 июня
    еще надо кремль снести и на его месте парковку сделать
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    Так что у нас с трамвайным маршрутом №3? Убирается за ненадобностью? Потому как скоростное трамвайное кольцо прежде планировалось смычкой маршрутов 3 и 5, если не путаю за давностью лет? Кому нужна линия скоростного трамвая в речной порт?
    Ответить
  • Дмитрий Хох 05 июня
    А что касается Комитета по транспорту, у них есть свой функционал, с которым они справляются. Система общественного транспорта в Казани работает лучше , чем в подавляющем большинстве городов России. А сравнивать Москву и Казань совершенно некорректно в силу целого ряда организационных, финансовых и законодательных преимуществ, которыми располагает столица.
    Ответить
  • Дмитрий Хох 05 июня
    Очень жаль что в наше время эффективность работы стала оцениваться, в первую очередь, информационным сопровождением а не реальными делами...
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    У нас все заточено под автомобилистов, для них и трамвайные рельсы в центре убрали - чтобы машинам больше места было. Потому что сами чиновники все не автомобилях. Пока они сами на общественном транспорте ездить не начнут, ничего не изменится. А они не начнут.
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    может отметить служебные лимузины?)
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    Если городской транспорт будет хорошо работать то и народ полюбит. Надо сделать так чтобы пассажирам с городского транспорта было удобнее и комфортнее ездить,чем на своем авто передвигаться. Соответственно цены чтобы были приемлемы за проезд
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    Транспорт должен передвигаться на эко чистом топливе. Вот тогда и провинциальность Казани уйдет
    Ответить
    Анонимно 22 июня
    Эко - это слишком качественный и сложный для понимания продукт для выходцев из села, коих большинство нынче при полномочиях и "решальных" понтах. Еще поколение им подобных не будет этого осозновать. Вы к этому моменту вымрем как динозавры.
    Ответить
  • Анонимно 06 июня
    В Канаде, в Калгари есть очень грамотный вид транспорта c-train. Это скоростная электричка из 4-5 вагонов, которая едет из пригородов в центр города. У электрички приоритетный проезд, дороги на время проезда перекрываются шлагбаумами (за 30 секунд до появления электрички и открываются сразу после проезда). В городе едет медленнее, со скоростью трамвая. Из пригорода до центра (например, по расстоянию как Зеленодольск) минут 25. Это реальная альтернатива авто: мягкие сиденья, кондиционер, скорость, жесткое расписание. Стоит раз в 20-30 дешевле метро.... Не надо ничего изобретать, есть готовый, проверенный рецепт!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем