Новости раздела

Последний президент Удмуртии: «Воля к власти у него была ярко выражена»

Эксперты – о политическом и социально-экономическом наследстве ушедшего из жизни главы Удмуртии Александра Волкова

В минувшую субботу на 66-м году жизни скончался бывший президент Удмуртии, зампредседателя комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре Александр Волков. Это произошло в Германии, где он проходил курс лечения. По большому счету, с уходом Александра Александровича для Удмуртии заканчивается большая постсоветская эпоха. Больше двух десятилетий он был на руководящих ролях в республике: с 1993 года занимал должность председателя Совета министров, в 1995 году был избран председателем Госсовета, с 2000-го по 2014-й был президентом Удмуртии.

«Реальное время» спросило у ижевских и столичных экспертов, чем запомнился им экс-глава региона.

  • Константин Калачев

    Константин Калачев политтехнолог, руководитель «Политической экспертной группы» (Москва)

    Мне когда-то довелось около года поработать с Волковым, когда он еще не был президентом Удмуртии. Личность это была неоднозначная. Воля к власти была у него ярко выражена. Зачистку конкурентов проводил безжалостно. Как руководитель, имеет и заслуги, и набор претензий.

    Он уделял большое внимание районам республики, аграрный сектор был одним из приоритетов. Когда он в Удмуртии начал восстанавливать сельское хозяйство, то рассматривал его не как узко понятую «сферу производства», а как сельский образ жизни, как единый социально-экономический комплекс, который в перспективе сформирует среду и уровень жизни, альтернативные городским. А вот Ижевск при нем застыл и практически не развивался. Хотя город этот в конце 90-х был весьма пассионарным.

    Волков не смог завоевать настоящую народную любовь. С поста главы он уходил с весьма невысоким рейтингом. Но о покойных плохо говорить не принято. С Александром Александровичем Волковым связана целая эпоха жизни Удмуртии. В этой жизни было всякое. Но как первый президент республики он заслуживает уважения. Многое из того, за что его потом критиковали, было связано не столько с ним, сколько с особенностями времени.

    За 14 лет у руля республики он оставил о себе не просто память, но и — «Государственный цирк Удмуртии», Зоологический парк Удмуртии, Перинатальный центр, Республиканский клинический онкологический диспансер, восстановленный Свято-Михайловский собор, реконструированные набережную ижевского пруда, Национальный театр, Драматический театр, Театр кукол и много чего другого. Плохое из памяти сотрется, останется хорошее.

  • Ильдус Ахметзянов

    Ильдус Ахметзянов сенатор от РТ, член комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

    О Волкове его коллеги-сенаторы отзывались исключительно хорошо. По общепризнанному мнению, этот человек всегда отстаивал интересы республики в сенате, искренне переживал за свой регион.

    Его кончина — это потеря и для российской законодательной власти, и для Удмуртии. В этой связи выражаю искреннее соболезнование близким и людям из его окружения, уважавшим и любившим Александра Александровича.

  • Тимофей Клабуков

    Тимофей Клабуков общественный деятель (Ижевск)

    Волков запомнился в первую очередь как строитель. При нем было выстроено много различных объектов — цирк, зоопарк, набережная, в райцентрах — стадионы. Правда, многие говорят, что последние не очень-то и востребованы.

    А что касается негативных итогов, то к ним в первую очередь надо отнести приватизацию крупных предприятий. Она у нас, в отличие от Татарстана, прошла так, что бенефициаром стали не республика и не местный бизнес в доле с госучастием, а сторонние структуры. «Удмуртнефть» была приватизирована в свое время через «СИДАНКО», потом она была в структуре «Роснефти», а сейчас ее вообще приватизировала китайская корпорация Sinopec. Председатель совета директоров «Удмуртнефти» — китаец. Завод «Калашников» входит в структуру Ростеха, механический завод — частное предприятие, собственник не местный. И так далее. И многие ставят Волкову в вину, что ему (опять же в отличие от Татарстана) не хватило лоббистского ресурса, и приватизация прошла мимо региона.

    Так что образ Волкова в республике негативный. Если сравнивать его, например, с Соловьевым, которого недавно арестовали, то рейтинг второго президента был намного выше. Как у нас говорили, сидеть-то должен Волков, а не Соловьев. Потому что вся эта система была выстроена именно Александром Александровичем. Да и сам Соловьев — выходец из волковской команды.

  • Александр Балицкий

    Александр Балицкий политолог (Ижевск)

    Об умершем — или хорошее, или ничего. Хорошее в том, что это был сильнейший политический боец и волевой человек. Но: человек ушел в мир иной, а его эпоха, увы, не ушла. Поэтому «ничего» имеет контекст, который я не могу не озвучить.

    Долгие 20 лет — годы его политического руководства — безусловно, оставили след в Удмуртии. И след этот отнюдь не самый лучший: республика, имевшая уникальный экономический потенциал, во многом его лишилась. В регионе, где доля ОПК в экономике когда-то составляла 70%, не осталось ни одного оборонного предприятия регионального подчинения. Точно так же Удмуртия потеряла свою нефтяную отрасль и контроль за многими промышленными предприятиями. Республика лишились многих ярких политических фигур и менеджеров, погрязла в колоссальных долгах…

    Все это было, на мой взгляд, принесено в жертву неуемным политическим амбициям. 20-летие было ознаменовано бесконечной чередой конфликтов. Он конфликтовал с муниципалитетами (что стало поводом для вмешательства Конституционного суда), вытеснил с политического поля Удмуртии ряд уникальных менеджеров (Николай Ганза, Юрий Шестаков, Анатолий Салтыков), субъективно вмешивался в развитие вузов и прочее, и прочее. Стиль неизменный — всемерная поддержка угодных и выведение из игры неугодных.

    Продление политического долголетия успешной рокировкой в Совет Федерации возвело Волкова и на некий образовательный Олимп. Он доктор экономических наук (диссертация, между прочим, была посвящена грандиозным перспективам Ижевского автозавода в период его реального кризиса), был одним из вершителей судеб нашего образования…

  • Ростислав Туровский

    Ростислав Туровский профессор НИУ «Высшая школа экономики», вице-президент Центра политических технологий, доктор политических наук (Москва)

    Волков для Удмуртии — целая политическая эпоха, он возглавлял регион и до 2000 года, когда республика была парламентской, и после 2000-го, когда управленческая модель сменилась на президентскую. Это один из типичных примеров региональных глав-долгожителей, с именем которого связаны и проблемы региона девяностых, и его успехи нулевых.

    Впрочем, и проблемы Удмуртии, и ее достижения связаны, скорее, с общероссийскими тенденциями. В 90-е республика, как и большинство российских регионов, попала в негативный тренд, а учитывая развитость оборонно-промышленного комплекса, это очень сильно ударило по региону. Однако при всех проблемах Волкову все же удалось спасти регион от экономического краха и удержать его от острых социальных протестов.

    Если же говорить о позитивных трендах нулевых и отчасти десятых годов, то они были продиктованы как тенденциями на российском рынке, так и внешнеполитическими факторами — я говорю и о растущих ценах на нефть, от которой республика так же сильно зависит, и о восстановлении «оборонки».

    Но все дивиденды этого периода республика попросту «проела» — поскольку правление Волкова в этот период из стабильного все больше превращалось в застойное. Он и его люди не смогли направить улучшение финансовой ситуации на создание яркой перспективы для региона, на диверсификацию экономики, на привлечение инвестиций, на реализацию сколько-нибудь заметных проектов.

    Во многом «заслуга» Волкова в том, что к республике стали относиться как к некоему медвежьему углу, где ничего не происходит ни в экономике, ни в общественном развитии. А ведь это отнюдь не бедный регион, благодаря своему потенциалу вполне мог бы занять свое место в числе регионов-лидеров.

    Но что особенно важно, в этот относительно благополучный период не произошло обновления, омоложения местной политической элиты.

    Однако и после ухода Волкова в республике не удалось создать устойчивой управленческой модели — все знают, чем закончилось недолгое правление его преемника Александра Соловьева, тоже выходца из волковской элиты. В республике, по сути, введено внешнее управление. Однако насколько эффективным управленцем окажется Александр Бречалов — еще большой вопрос.

Татьяна Колчина, Рустем Шакиров, Александр Шакиров

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Власть

Александр Волков оказался в органах представительной власти в далеком 1986 году. Тогда он стал председателем исполкома Глазовского городского совета народных депутатов. К слову, в Удмуртии уроженец Брянской области оказался по распределению: его направили в город Глазов на возведение механического завода. На заводе он трудился мастером.

В 1995 году Волкова избирают председателем Госсовета Удмуртской Республики. Спустя пять лет в регионе проходит референдум, на котором более 68% избирателей голосуют за введение поста президента республики. Александр Волков стал первым, кто занял эту должность. В октябре 2000 года он набирает 37,8% голосов (среди восьми кандидатов). В 2004 году Волкова переизберут — за него проголосуют 54,26% избирателей. Тогда глава Удмуртии уже представлял «Единую Россию».

В 2009 по представлению президента РФ Дмитрия Медведева полномочия Волкова продлеваются. 19 февраля 2014 года Александр Волков освобождается от обязанностей Владимиром Путиным, его место занимает Александр Соловьев, являвшийся председателем республиканского Госсовета.

Бизнес

После этого Волков отправляется в Совет Федерации. В прессе эти перемены объясняли как удобные для коммерческих интересов бывшего президента республики.

Александр Волков был связан с нефтяной отраслью (треть всей удмуртской экономики). В 1995-м он поссорился с президентом АО «Удмуртнефть» Валентином Кудиновым. В те времена бюджет республики наполовину формировался из налоговых поступлений «Удмуртнефти». После конфликта команда Волкова вместе с башкирскими властями создала «дружественную» нефтяную компанию «Белкамнефть», акции которой поделили между собой «Башнефть» (четверть века разрабатывавшая месторождения на юге Удмуртии) и правительство Удмуртии. Созданием этой компании Волков попытался ослабить позиции «Удмуртнефти», но «Белкамнефть» недолго была в его руках: сначала она перешла под контроль АФК «Система» Владимира Евтушенкова, а в 2003 году оказалась в составе «Русснефти» Михаила Гуцериева.

Новости партнеров