Новости раздела

Развлечение для миллионеров: Фатима уговаривала арабских шейхов инвестировать в соколиную охоту в Татарстане

В заключительный вечер KazanSummit гостям с Ближнего Востока презентовали королевские развлечения и ждали спонсорских денег

Развлечение для миллионеров: Фатима уговаривала арабских шейхов инвестировать в соколиную охоту в Татарстане
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

В Татарстане, возможно, появится еще одна туристическая фишка — в республику будут приезжать для соколиной охоты. Также обсуждается создание питомника по разведению и реабилитации хищных птиц. Во всяком случае, главное — соответствующая природа и заинтересованность руководства республики есть. Спонсорами могут выступать арабские миллиардеры — самые большие ценители соколиной охоты. Сейчас они покупают птиц у контрабандистов, создание питомников фактически должно легализовать этот рынок, объемы которого оцениваются в сотни миллионов рублей. Подробности — в материале «Реального времени».

Фатима из багажа браконьеров

Почетное место в президиуме на панельной сессии «Возрождение традиций российского сокольничества» занял тот, ради которого все и затевалось — сокол, вернее соколиха (для охоты используют исключительно самок). Клички у птицы пока нет, хозяин — президент НКО «Союз любителей соколиной охоты и охраны хищных птиц Русский сокол» Ильдар Еналеев, говорит, что сейчас проводит конкурс. Поступило предложение назвать птицу Фатима.

На голове у Фатимы шапочка, но не для красоты. Она закрывает уши и глаза, чтобы птица ничего не видела и не слышала и, соответственно, не испугалась — все таки восседать в президиуме на конференции в «Корстоне» крайне не привычное дело для сокола.

Фатима вела себя смирно минут 20, потом начала кричать и пытаться улететь. Хозяину пришлось прервать ее звездный час и унести.

К Еналееву птица попала от контрабандистов. Три года назад ее и еще нескольких соколов обнаружили в багаже одного из пассажиров в Шереметьево в жутком состоянии. У Фатимы был некроз лапок (когти орнитологи так и не смогли восстановить), истощение. Ее выходили, но в дикой природе она жить не сможет, зато годна для размножения. Ей собираются найти пару.

Охотники за российскими соколами с Ближнего Востока

Контрабанда хищных птиц — огромная проблема. Соколиная охота — любимое развлечение арабских миллиардеров, и они готовы платить огромные деньги за живую игрушку. В год, по словам Александра Сорокина, руководителя научно-методического центра «Биоразнообразие», изымается у браконьеров до полутора тысяч хищных птиц, и это только вершина айберга, Сколько удается вывезти из страны — никто не знает. Объем контрабанды оценивается в сотни миллионов рублей. Объем ущерба природе не оценим.

— Частенько почти все соколы оказывались мертвыми. Если подлежащими реабилитации, то без перспектив выпуска в природу, — говорит Сорокин.

Арабские страны, в отличие от России и Европы смогли сохранить соколиную охоту как традицию. В царской России от нее отказалась вначале знать, для которой это было развлечение, а потом, с развитием огнестрельного оружия, и простолюдины, использовавшие соколов в целях пропитания, перестали их приручать. Сейчас шейхи — основные потребители контрабанды. В России хотят легализовать рынок, создавая питомники по выращиванию хищных птиц. По словам Сергея Фокина, директора ФГБУ «ВНИИ «Экология» — «восточные товарищи» только будут рады тому, что смогут покупать соколов не у браконьеров, а законно.

— В России существует восемь питомников где разводятся соколы, среди них два государственных. Они работают как на коммерцию, продавал своих птенцов в арабские страны, так и участвуют в природоохранных программах, выпуская своих птиц в природу. Если бы наши питомники смогли продуцировать необходимое количество птиц для арабской соколиной охоты, это бы снизило прессинг браконьерства, — говорит Фокин.

Соколиная охота — новая фишка для местных миллиардеров и туристов

Сейчас обсуждается создание двух питомников, один из которых может быть в Татарстане, и возрождение соколиной охоты здесь не только сможет стать туристической фишкой, но природосберегающим фактором. Сокол охотится на дрофу, численность которой в Татарстане в тысячи раз больше, чем нужно.

— Преимущества Татарстана — это районы, территория которых приспособлена для этого вида охоты — степи, наличие действующей популяции птиц и активность Министерства экологии — у вас многие программы быстрее реализуются, чем в целом на территории РФ, — говорит Сергей Фокин, директор ФГБУ «ВНИИ «Экология».

Один только бюджет министерства эту задачу не осилит, поэтому основная надежда на арабских партнеров — от них ждут вложений.

Стоимость организации соколиного питомника Сергей Фокин назвать затруднился, сказал только, что это «не дорого. Дешевле, чем причиненный браконьерами ущерб».

Реакцию потенциальных спонсоров узнать не удалось — два представителя арабских стран не досидели до конца дискуссии. Впрочем, вероятно, такие вопросы с кондачка не решаются, и беседы будут проводиться с глазу на глаз.

«Не продаем только помет» или как сделать питомник прибыльным

Представители частных питомников по выращиванию и реабилитации хищных птиц не жалуются на жизнь, как сыр в масле не катаются, но убытков не терпят. Олег Светлицкий, директор Центра по реабилитации и мониторингу хищных птиц «Холзан» (находится недалеко от Екатеринбурга) поделился бизнес-секретами.

— Моя гордость — мы принимаем 11 тысяч туристов в год. Нам не выдают не копейки, мы существуем за счет того, что зарабатываем, постоянно что-то придумываем — экскурсии, роспись на перьях, соколиную охоту, фото с птицами, единственное чего не продаем — птичий помет, — шутит Светлицкий. — Не от того что мы продажные такие, мы это делаем, просто нам нужно существовать, приобретать новых птиц. Вот недавно привезли африканских орлов-скоморохов. У нас бывают почетные посетители — космонавт Гречко, команда «Уральские пельмени», все это бесплатная реклама для нас. «Омские ястребы» (хоккейный клуб «Авангард». — прим. ред.) к нам приезжали, предложили выпустить ястреба на базе клуба. Наш сотрудник приехал, ему 25 тысяч рублей заплатили, мы денег заработали, «Омские ястребы» рекламируют нашего ястреба-стрервятника, он вылетает в дикую природу — и все довольны, — рассказывает Олег Светлицкий.

Питомники занимаются реабилитацией птиц, получивших травмы. Недавно, рассказал Светлицкий, из магаданского заповедника к ним привезли белоплечего орлан со сломанным крылом, его прооперировали, вставили титановые пластины, сейчас птица, надеются орнитологи, будет размножаться.

— Я за то чтобы в нашей стране возникали центры, которые помогали бы птицам и всем животным. И если такую частную инициативу будем поддерживать, мы много чего можем достичь, — говорит эксперт.

Дарья Турцева, фото Олега Тихонова
комментарии 19

комментарии

  • Анонимно 20 май
    какая шапочка) но ведь слышно же, что вокруг люди, и чувствуется это, еще и в глазах темно - не удивительно, что птица все-таки испугалась
    Ответить
    Анонимно 20 май
    Да уж, непонятно на что надеялись, нацепив этот чепчик
    Ответить
    Артем Ткаченко 12 янв
    это международная практика. ибо главный рецептор хищной птицы глаза. а крикливость в большей степени зависит от темперамента конкретной птицы
    Ответить
  • Анонимно 20 май
    Почему только самки подходят для охоты?
    Ответить
    Анонимно 20 май
    потому что самцы сразу ложатся на бок, жуют траву и созерцают проплывающие облака в полусне. всё как у людей
    Ответить
    Артем Ткаченко 12 янв
    самки крупнее. а значит берут крупную добычу. и они как правило агрессивнее
    Ответить
  • Анонимно 20 май
    предложили назвать Фатимой из-за ассоциации "Фатима, открой личико"?)
    Ответить
    Анонимно 20 май
    просто интересное имя для необычной птицы
    Ответить
  • Анонимно 20 май
    Как только ни развлекаются миллионеры наши дорогие. Эх, мне бы лишний миллион, я бы может тоже разведением птиц занялся, правда, не для охоты, а для природы, ради самих птиц, их жизни.
    Ответить
  • Анонимно 20 май
    чем только богатые мира сего ни тешатся
    Ответить
  • Анонимно 20 май
    Как-то уже жестоко по-моему выглядит птица в этой странной шапочке
    Ответить
  • Анонимно 20 май
    можно было ей сделать укол успокоительного или дать капли (как котам для перевозки - какие-то капли есть, которые их успокаивают и навевают сон, и они не кричат во время перевозки. без капель некоторых котов на улицу не вынесешь, не говоря уже о салоне авто во время движения - орут как ненормальные и мечутся по кабине)
    Ответить
    Артем Ткаченко 12 янв
    это иная специфика. никаких успокоительных птицам не дают
    Ответить
  • Анонимно 20 май
    Я бы не стал такое спонсировать
    Ответить
    Анонимно 20 май
    почему? выгодное вложение же
    Ответить
  • Анонимно 20 май
    не знал, что у нас есть такой "Союз любителей соколиной охоты и охраны хищных птиц Русский сокол". пошел искать инфу для вступления в него
    Ответить
    Анонимно 20 май
    Вы удивитесь, каких только союзов и обществ ни существует... даже самых абсурдных
    Ответить
  • Анонимно 20 май
    Оригинальное развлечение
    Ответить
  • Анонимно 21 май
    Лачын белән кайда сунаргага йөрергә була микән соң ул Татарстанда?
    Шәһәр өстенә шәһәр, кала өстенә кала. Бар җирләр дә сөрелеп беткән. Киекләр юк. Урал арты киңлекләре кирәк, Казахстан киңлекләре мондый сунар өчен. Дала, таулар кирәк.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров