Новости раздела

Удастся ли казанцам спасти брусчатку на Лебедевском мосту на Булаке?

Инициативу горожан поддержала помощник президента РТ Олеся Балтусова, дело за городскими властями

Удастся ли казанцам спасти брусчатку на Лебедевском мосту на Булаке?
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Спасти старинную брусчатку на Лебедевском мосту, перекинутом через Булак, совместными усилиями пытаются неравнодушные горожане. Похоже, кампания, поднятая жителями Казани в апреле этого года, была услышана на самом верху. Интернет-активисты считают, что сыграло свою роль обращение помощника президента РТ Олеси Балтусовой. Сейчас подрядчик удалил асфальт с брусчатки, и рабочие демонтируют камни. Корреспондент «Реального времени» побывал на месте работ.

Оставьте брусчатку

Старинный мост, получивший свое название по фамилии тогдашнего казанского градоначальника Александра Лебедева, этой весной оказался вновь в центре внимания активных казанцев. В апреле на нем меняли покрытие, а проходящая мимо местная жительница Наталья Севрюгина обнаружила часть дороги, не покрытую асфальтом. Среди недавно залитого покрытия виднелась брусчатка.

— В конце апреля после снятия асфальта я увидела эту брусчатку и тут же опубликовала в сообществе Kazan Nostalgique на Facebook пост об этом, — рассказывает Наталья «Реальному времени».

Тогда же основатель сообщества, любитель казанской старины, Андрей Шритт предложил попробовать это сохранить. Тем временем, дорожные рабочие закатали все в асфальт. «Но после того, как я уже выложила фотографии, Олеся Балтусова отправила запрос президенту, а Илья Евлампиев составил петицию на «Народном контроле» с просьбой вернуть брусчатку. Колесо закрутилось: сегодня я проходила мимо и увидела, что брусчатка открыта заново. Свежий слой асфальта был снят полностью, и дорожные строители начали разбирать ее. Они («Каздорстрой»), объяснили: их наняли, чтобы брусчатку снять и аккуратно сложить. По словам их бригадира, будет специализированный подрядчик, который начнет укладывать это обратно», — говорит Наталья Севрюгина.

Корреспондент «Реального времени» отправился на место событий. Рабочие в форме «Каздорстроя» с помощью ломов откалывают брусчатку и складывают ее на деревянные подтоварники. На вопрос о том, что с брусчаткой будет дальше, один из рабочих говорит, что за ней приедет машина, а после они же будут ее промывать.

— Начальник сказал помыть, — говорит рабочий.

— А что за начальник?

— Наш.

— Кто ваш начальник?

— Контора.

Разговор на этом прекращается. Мы отправили запросы в мэрию Казани, подрядчику, но на момент публикации материала ответ не пришел.

«Власти мало ходят по своему городу»

— Если бы я не увидела и не сфотографировала эту проплешину с брусчаткой, то ее в течение двух дней закрыли бы асфальтом и о ней никто бы не вспомнил, — продолжает Наталья Севрюгина. Я живу рядом с двумя жуткими развалинами — по Баумана, 32 и Баумана, 34. 10 лет там живу и 10 лет они разваливаются. Я не верю, что кто-то там не знает об их существовании. Я считаю, что власти города мало ходят по своему городу пешком и не видят этого безумия. По Баумана ездят автомобили. Когда я сообщаю об этом в исполком или в ГАИ, они с удивлением об этом узнают.

Тем временем активист Илья Евлампиев в соцсети сообщил, что по его петиции он получил отказ. Потому, по его мнению, на окончательное решение властей повлияли действия помощника президента РТ Олеси Балтусовой. Телефон помощника вчера молчал, на письменный запрос ответа не поступило.

Мост, который не должен был появиться

Тут будет уместно рассказать об истории Лебедевского моста, соединяющего улицы Мусы Джалиля и Тази Гиззата. Он был построен в 1907 году. Инициативу в возведении объекта проявил тогдашний глава города Александр Лебедев. Как рассказал «Реальному времени» краевед Лев Жаржевский, в конце 1900 года городская дума в росписи расходов на предстоящий год предусмотрела 8 тысяч рублей на строительство сразу трех деревянных мостов через протоку. Но позже стало ясно, что Лебедев направил деньги не на возведение деревянных мостов, а на создание одного, но бетонного.

В итоге на думском собрании вынесли вердикт: выделенные ранее 8 тысяч рублей считать присвоенными головой города Лебедевым. Тот заявил, что построит мост через Булак за свой счет. Поиски подрядчика затянулись до 1905 года. Проект моста разработал Лев Казимирович Хрщонович, который не дожил до введения своего детища в эксплуатацию. Постройку заканчивали другие. Но как бы там ни было, а 20 сентября 1907 года (по новому стилю) состоялись испытания моста.

— Поверженная городская дума благодарила своего уже бывшего голову, газеты расточали похвалы в его адрес. И по заслугам: мост до сих пор служит казанцам, — описывает в своей заметке Лев Жаржевский.

«Казань была из всех волжских городов самым немощеным»

Высказал эксперт и свое мнение о том, когда брусчатка была выложена на мосту:

— В ходе подготовки материала для энциклопедии «Казань» я перелопатил много документов по мощению — закупка материалов, плата поставщикам и пр. Казань была из всех волжских городов самым немощеным. Даже в 30-е годы Казань отставала по этому показателю. Я не встретил ни одного документа на покупку брусчатки. Она была настолько дорогой для города. Той самой брусчатки нет даже перед губернаторским дворцом, — говорит Лев Жаржевский.

Мозаичная кладка (на Лебедевском мосту выполнен ее частный случай — «шашки»), стала использоваться в 20-е годы. Дороговизна материалов говорит о том, что 1907 год тоже маловероятен. «Поэтому мое предположение, что брусчатка на мосту появилась в 30-е или 40-е годы. Хотя может быть Лебедев плюнул на дороговизну, закупил «шашек» и выложил до того, как это стали делать везде», — резюмирует собеседник.

1/13
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов


Александр Шакиров, фото Олега Тихонова

Новости партнеров