Как Минниханов, Здунов и Ко привезли в Зеленодольск 600 федеральных миллионов
Город-спутник Казани впервые получит крупную сумму из федерального бюджета на диверсификацию экономики
Зеленодольск впервые с момента попадания в 2012 году в список нуждающихся в государственной поддержке моногородов России получит деньги из федерального и республиканского бюджетов. Безработицу и концентрированность экономики города-спутника Казани, более 20% населения которого трудится в структурах оборонного завода имени Горького, власти намерены победить с помощью развития «Новой Туры». Город рассчитывает снизить зависимость от ВПК и стать торговым и логистическим центром. Эксперты «Реального времени» подчеркивают, что помогать моногородам необходимо, однако сомневаются, что денег на это хватит всем желающим.
«Лимит» на 600 миллионов для «Новой Туры»
«Фонд развития моногородов» готов структурировать сделку по выделению Зеленодольску более 600 млн рублей на диверсификацию экономики. Соответствующее соглашение Татарстан и фонд подписали накануне в кабинете министров республики. Документ подразумевает, что федеральная поддержка пойдет на формирование инфраструктуры для второй и третьей очередей технополиса «Новая Тура».
«Я надеюсь, оно выльется в то, что мы сможем структурировать сделку и будут все необходимые документы для того, чтобы фонд профинансировал инфраструктурные проекты и для того, чтобы в том объеме, в котором нам был презентован проект, он состоялся», — рассказал после подписания журналистам генеральный директор фонда Дмитрий Скриванов. Он отметил, что окончательно решение еще не принято, но уже сейчас есть основания полагать, что фонд выделит заявленные средства в течение месяца: «Очень многое зависит и от региональных и муниципальных властей. Если соответствующие бизнес-планы, разрешения будут готовы, то фонд готов на себя в ближайшее время принять обязательства. У нас есть 20-25 дней, чтобы структурировать сделку». Как сообщили «Реальному времени» в минэкономики, которое готовит обеспечительную документацию по проекту, можно рассчитывать, что средства на реализацию проекта в полном объеме поступят в текущем году.
При этом не менее 5% от стоимости проекта должны будут внести местные власти — такое условие ставит фонд. «Нам открыт лимит на 656 млн рублей, фонд готов с нами работу организовать», — подтвердил глава Зеленодольского района Александр Тыгин. Своей задачей он назвал создание инфраструктуры для «Новой Туры» до сентября, соединение ее с трассами, например с М7, с поселком Октябрьский и прочее.
«Для Зеленодольска это будет разрыв его государственно-оборонного направления, он же всегда был ВПК. А мы считаем, что самый большой потенциал — логистический. Тем самым мы разорвем эту военно-оборонную монопрофильность», — заявил Тыгин. По его словам, будет создано 7,5 тысяч рабочих мест, что при выходе на проектную мощность обеспечит порядка 200 млн налоговых поступлений в год. «Мы рассчитываем переломить ситуацию с «серым» рынком и маятниковой миграцией. Чтобы наши торговцы смогли работать здесь, на месте и не мучиться поиском работы в других местах», — сказал глава района.
Зеленодольск входит в первую категорию российских моногородов, то есть в число наиболее «проблемных». Это связано с тем, что более 20% населения работают на Зеленодольском заводе им. Горького, входящем в ХК «Ак Барс». В этом году в так называемый «красный» список впервые попали и Набережные Челны.
«Выбить» миллиард
Напомним, изначально Зеленодольск претендовал на 1,1 млрд рублей федеральной поддержки. Однако уговорить Москву на такие траты властям республики, по всей видимости, не удалось. «Во-первых, фонд всегда стыкует в договорах те средства, которые тратит сам, и те, которые тратят муниципалитет и инвесторы. Во-вторых, мы растягиваем их по циклу строительства. Какой-то объект строится три месяца, какой-то — 11 или 15, поэтому мы финансируем не сразу всю сумму, а по траншам: вошла заявка, началась работа. В конечном итоге может случиться так, что Зеленодольск получит более 600 миллионов», — заявил Скриванов. Федеральные деньги пойдут на инфраструктурные сети внутри технополиса, пояснил он. «Фонд по соглашению с минэкономразвития имеет право входить в инвестиционные проекты. Поскольку фонд является некоммерческой организацией, мы, входя в такие проекты, заключаем договор о том, что по цене входа у нас впоследствии эту долю выкупают, через 3-5 лет», — объяснил он схему, особо отметив, что при выкупе не учитывается даже инфляция.
Глава фонда отметил, что скоро рабочая группа приедет и во второй город из списка проблемных — Набережные Челны. Сколько именно может получить город, он назвать не смог. «По Челнам цифры значительно больше, это миллиарды рублей. Но Челны и город немного другой. Что касается его монозависимости, то в любой из кризисов, как сказал только что глава республики, предприятие первым начинает страдать и при выходе из кризиса, как правило, начинает снова подниматься с колен. Чтобы этого не было, надо избавлять город от монозависимости», — заявил он, отвечая на вопрос «Реального времени». Однако на самом совещании сумма все-таки была озвучена. «Реализация этих проектов на общую сумму 28,9 млрд рублей при государственной поддержке в размере 3,5 млрд рублей позволит создать более 8 тысяч рабочих мест», — цитирует пресс-служба президента РТ заместителя руководителя исполкома Набережных Челнов Наталию Кропотову.
КАМАЗ освобождает площади
Как пояснил журналистам министр экономики РТ Артем Здунов, меры будут направлены на развитие промышленных площадок, таких как КИП «Мастер», промышленный парк «Развитие», индустриальный парк «Челны», металлургический завод «ТЭМПО» по выпуску арматуры строительного назначения, предприятие по производству синтетического сапфира для оптоэлектроники и технополис по производству и комплексной переработке птицеводческой продукции «Чулман». Поддержка для КАМАЗа, по его словам, не предусмотрена. «Мы уходим от монопрофильности, поэтому мы можем сделать так, чтобы КАМАЗ содействовал этому уходу, как КИП «Мастер» в предыдущий этап работы по моногородам. Создаем рабочие места в других отраслях, чтобы они даже как поставщики от КАМАЗа были оторваны», — ответил он на вопрос «Реального времени». «Сейчас, насколько я понял, КАМАЗ заявил о том, что освобождается 540 тыс. кв. м площадей. В этой связи развитие других проектов на этих площадях принесло бы пользу», — добавил Скриванов.
Отметим, что такие заявление звучат на фоне предложений отказаться от борьбы с сокращениями. Так, в начале мая министр экономики РФ Алексей Улюкаев предложил приостановить выделение федеральных средств на поддержание занятости населения. Речь идет о средствах, за счет которых страдающие от кризиса предприятия могут не увольнять сотрудников. По этой программе Татарстан тратит на поддержание занятости 1,1 млрд рублей, 936 из которых — федеральные. Большая часть этих субсидий уходит на КАМАЗ, который получил по итогам прошлого года 423,6 млн рублей чистого убытка (против почти трехмиллиардной прибыли годом ранее) и на 50% сократил продажи грузовиков с начала года.
Теперь, по всей видимости, власти готовятся к тому, что рост безработицы удержать не получится, несмотря на то, что врио президента Татарстана Рустам Минниханов неоднократно заявлял о том, что приоритетом для республики является сохранение рабочих мест.
Тем не менее работа с Зеленодольском и Набережными Челнами продолжается, и уже сегодня станет известна дата проведения очередной рабочей группы по рассмотрению проектов моногородов, на которую будет вынесена заявка автограда. Во многом ее успешное продвижение в Москве зависит от оперативной и качественной работы минэкономики, муниципальных властей и инвесторов.
Хватит ли денег?
«Реальное время» попросило экспертов оценить шансы городов уйти от монозависимости.
Борис Кузнецов — завкафедрой «Экономика, организация и управление производством», д. т. н., профессор ИНЭКА:
— В принципе, это поддержка городов, которые оказались в трудном положении. Особенно, конечно, обидно за КАМАЗ. Сейчас завод находится в тяжелейшем положении, он может сильно потерять в стоимости своих акций. А это очень большая угроза для будущего.
Безусловно, поддержка сейчас необходима на точках активного роста, коими и являются технопарки и технополисы. Я считаю, что это все правильные меры. Но хватит ли этих денег для того, чтобы действительно создать такие технологии, которые бы обеспечили ускоренное развитие региона и России? Ведь одно рабочее место там, где создаются высокие технологии фонда вооруженности, составляет до 1 млн долларов. Вот и посмотрите, сколько можно создать современных рабочих мест на те деньги, которые выделяет правительство.
Мы очень отстаем и технологически зависимы. Потеряны целые отрасли. Конечно, сейчас это костыли от государства для инвалидов. Необходимо вырабатывать такие стратегии, при которых моногорода могли бы развиваться и не выпрашивать у государства помощи. Должна быть глубокая диверсификация, приводящая к импортозамещению. В этом процессе очень много трудностей, но другого пути нет.
В какой-то момент времени доля КАМАЗа в ВРП была 80%, сейчас она снижается, но тем не менее остается на уровне более 60%. Набережные Челны производят порядка 200 млрд рублей валового регионального продукта, из них более 100 млрд рублей приходится на КАМАЗ. Но завод сейчас находится в тяжелом положении. Это отразится в первую очередь на социальной сфере.
Примеры, когда город смог выйти из сложного положения, — это Калуга, Чебоксары. В этих городах проведена глубокая диверсификация или по крайней мере проводится более опережающими темпами, чем в других. Существует 342 моногорода, среди которых и Липецк. Липецк — это преуспевающий город с очень хорошими экономическими показателями, и он тоже «сидит» в числе моногородов.
Вложения могут быть эффективными, но все зависит от людей, которые будут реализовывать тот проект. Надо сказать, что Татарстан в целом является регионом с неплохим результатом по росту производственных институтов развития. У нас есть достижения, с этим не поспоришь. Но этого недостаточно, необходим более высокий темп.
Как в антикризисную меру, деньги в подобный проект вкладывать неэффективно, но это уже вынужденная мера. Например, если квалифицированный специалист работает на КАМАЗе и получает 10 тыс. руб., как он должен жить? Конечно, это приводит не только к экономическим, но и большим социальным катастрофам. Все эти проблемы возникли из-за того, что Россия своевременно, когда у нас были огромные ресурсы от нефтегазовой отрасли, не направила их на технологическое развитие. Именно по технологическому развитию мы не можем конкурировать. Но если посмотреть на отношения, которые у нас складываются с Китаем, то может так случиться, что Китай потянет нас вперед. Я вижу в этом большой плюс для страны в этих отношениях есть все основания для развития.
Александр Дембич — завкафедрой градостроительства и планирования сельских населенных мест КГАСУ:
— Вообще, я очень сильно сомневаюсь, что Челны и Зеленодольск являются моногородами. У Зеленодольска довольно-таки диверсифицированная промышленность. Там есть и завод Серго, и фанерный завод, и шпалопропиточный, и много других различных предприятий. Челны больше подходят под определение моногорода, но все же кроме КАМАЗа там есть и много других предприятий.
Но если опустить это, то деньги, безусловно, не такие и большие. Не могу представить, как на них можно создать 7,5 тыс. рабочих мест. Несмотря на то, что «Новую Туру» и считают технополисом, по сути дела, это торговый оптово-розничный комплекс. Я не уверен, что удастся создать такое количество рабочих мест.
Я думаю, что это не самый удачный вариант для вложений. Если быть честным, то расположение выбрано не самое удачное. Добираться туда не так просто, приходится гонять специальные автобусы. Это не самое лучшее место. Такие объекты лучше привязывать к уже сложившимся транспортно-пересадочным узлам, где идет транзитный поток. Тогда эти места развиваются более живо.
В России таких примеров пока еще нет, так как сама проблема довольно новая. Проблема возникла, по сути, после кризиса 2008 года, когда много стали говорить о моногородах. А для градостроительства 7 лет — это не срок. Такие проблемы решаются десятилетиями. Поэтому, даже если какие-то города России и предпринимают попытки в этом направлении, но результатов ждать еще рано, они могут проявится только лет через пять.
Естественно, для моногородов необходимо диверсифицировать виды занятости, это однозначно. Конечно, выделять деньги, помогая этим городам диверсифицировать свою деятельность, надо. Но для этого необходимо разработать стратегию развития города и только по утвержденной и хорошо проработанной стратегии нужно выделять средства. А так их направят в ручном режиме, и не факт, что они попадут туда и принесут положительные результаты.
Не зря летом 2014 года приняли новый ФЗ «О стратегическом планировании». Как раз для того, чтобы создать основу для целенаправленного развития поселений. Но на данный момент никто этой стратегии не разрабатывал. Их было очень много, но почти ни одна не реализована. Достаточно вспомнить стратегию развития Казани 2003 года, которая полностью провалилась.
Видео prav.tatarstan.ru
Фото: Роман Хасаев, prav.tatarstan.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
«Фонд развития моногородов» был создан по инициативе президента РФ Владимира Путина при поддержке Внешэкономбанка в октябре, его основная цель — диверсифицировать экономику городов и создать новые рабочие места, не связанные с монопредприятиями. Сообщалось, что до 2017 года он распределит порядка 32 млрд рублей между нуждающимися в поддержке населенными пунктами. Сейчас в списке около 300 городов, которые поделены на три категории (красную, зеленую и желтую) в зависимости от степени экономической напряженности.