Новости раздела

Храм всех религий восстанет из пепла без Минкульта, но с йогой?

Министерство отказалось брать объект под свое крыло, но брат Ильдара Ханова уверен, что справится сам, превратив памятник в многофункциональный центр

Храм всех религий восстанет из пепла без Минкульта, но с йогой?
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

После пожара в Храме всех религий снова встал вопрос о его дальнейшей судьбе. Как узнал корреспондент «Реального времени», Минкульт РТ провел экспертизу, по результатам которой стало ясно, что ведомство не сможет взять его под свою охрану. Брат Ильдара Ханова Ильгиз и сам отказывается от их поддержки, утверждая, что восстановит здание своими силами. В то же время гражданская жена создателя комплекса Рауза Султанова уверена, что для его сохранения необходима воля государства. Согласен с ней и юрист Роман Старов, помогавший ранее Мансуру Зиннатову.

Минкульт открестился от Храма всех религий

В понедельник прогремела новость о пожаре в Храме всех религий — любимом детище казанского скульптора и живописца Ильдара Ханова, скончавшегося в 2013 году. По данным МЧС по РТ, в комплексе обнаружено три очага возгорания. Дознаватели также нашли канистру с легковоспламеняющейся жидкостью. Сумма ущерба от пожара пока устанавливается, а судьба памятника туманна.

Как стало известно «Реальному времени» еще в день трагедии, Министерство культуры РТ могло взять памятник под свою опеку. Ведомство заказало экспертизу здания для определения его культурной или иной ценности. Как оказалось, экспертизу провели еще в 2016 году.

— По мнению специалистов, комплекс «Вселенского храма» является образцом синтеза архитектуры, скульптуры, живописи, монументально-декоративного искусства, — вежливо отмечают в ведомстве. Однако под свою охрану государство взять этот комплекс не может ввиду того, что по законодательству необходимо, чтобы со времени возникновения, с даты создания либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее 40 лет. А на момент пожара «Храм всех религий» даже не был достроен.

Кроме того, в министерстве рассказали, что на основе экспертизы было сделано заключение, что комплекс в существующем виде не может использоваться для объектов социально-культурного, музейного назначения, поскольку не соответствует требованиям пожарных и строительных нормативов для общественных зданий и сооружений. Это отчетливо показал пожар, когда во время тушения спасателям пришлось вскрывать не только кровлю, но и перекрытия.

В ведомстве отмечают, что дальнейшая судьба постройки целиком зависит от собственников. «Реальное время» обратилось за комментарием к помощнику президента РТ по вопросам сохранения исторического и культурного наследия республики Олесе Балтусовой, но она комментировать ситуацию вокруг Храма всех религий отказалась.

«Правительство должно помочь в восстановлении, потому что Храм — это одна из визитных карточек Татарстана»

Рауза Султанова, искусствовед, гражданская жена Ильдара Ханова в разговоре с корреспондентом «Реального времени» рассказала, что Храму всех религий нанесен большой урон, сгорела мастерская Ильдара, деревянный дом, находящийся внутри, очень пострадал зрительный зал.

«Много картин я не вижу. Но при этом снаружи следы пожара не очень видны. Пока оценить сумму, которая будет нужна для восстановления детища Ильдара, я назвать не могу, пожар нанес большой ущерб, но при желании все можно восстановить», — рассказала собеседница издания.

По ее словам, сейчас идут разговоры, что надо бросить клич и собирать с миру по нитке. Рауза Султанова не исключает, что это возможно, однако считает, что помочь в восстановлении комплекса все-таки должно государство.

Рауза Султанова: «Мне кажется, наше правительство должно создать специальную комиссию и помочь в восстановлении, потому что Храм всех религий — это одна из визитных карточек Татарстана». Фото Елены Сунгатовой (art16.ru)

«Наверное, такое возможно. Но, мне кажется, наше правительство должно создать специальную комиссию и помочь в восстановлении, потому что Храм всех религий — это одна из визитных карточек Татарстана, он внесен во многие туристические маршруты, люди издалека едут посмотреть на него. Сохранились фильмы о Ханове, сохранились репродукции его работ, фотографии, есть работы, которые хранятся у его друзей, наконец, есть его личные вещи. Всем этим можно заполнить помещение после восстановления. Правительство Татарстана должно сказать свое слово и помочь», — считает гражданская супруга Ильдара Ханова.

К слову, руководитель Центра развития туризма РТ Оксана Саргина подтверждает, что пожар на таком объекте стал большой трагедией для сферы туризма республики. Туда централизованно возили на экскурсии, хотя и показывали только с внешней стороны здания, внутрь туристов не пускали.

Многофункциональный центр с йогой и школой иконописи

В свою очередь, брат Ильдара Ханова, Ильгиз Ханов, который является совладельцем комплекса, рассказал «Реальному времени», что вовсе не собирается идти за помощью к правительству РТ и в частности к Минкульту, как и кидать клич общественности. Говорит, что справится своими силами, а помогут ему в этом друзья и единомышленники.

— Конечно, я его восстановлю, что-то перестрою — все сделаю правильно, я же дизайнер по образованию, поднял много минаретов, 70 иконостасов, много храмов. У меня есть опыт и я все это с удовольствием сделаю. Мне будут помогать люди — друзья, товарищи, соратники, которые захотят участвовать в этом процессе, обучаться. Я строил 20 лет, закончил Строгановку в 1976 году. Один строил, никто не помогал: цемент был в Новом Аракчино, камень, песок на Волге — нет проблем, было бы желание. Дорогу осилит идущий, — прокомментировал совладелец комплекса.

Ильгиз Ханов: «Конечно, я его восстановлю, что-то перестрою — все сделаю правильно, я же дизайнер по образованию, поднял много минаретов, 70 иконостасов, много храмов. У меня есть опыт и я все это с удовольствием сделаю». Фото Васили Ширшовой

На реконструкции комплекса он останавливаться не собирается и планирует его достроить. На месте огорода возле храма, согласно его проекту, появится здание типа замка Альгамбра в Испании. В итоге должен получиться эдакий многофункциональный центр, где Ханов со своими соратниками организует иконописный лицей, будет преподавать йогу и живопись.

Конфликт не решили, а похоронили

Кто виновник пожара в Храме всех религий, пока достоверно неизвестно, но неофициально в поджоге обвиняют погибшего прораба Мансура Заннатова, который конфликтовал с собственниками здания и, по их словам, даже не пускал их внутрь помещений. Знакомые погибшего рассказали, что за несколько дней до пожара ему велели покинуть комплекс до 12 апреля.

«Ультиматум выехать ему поставили, потому что он меня не пускал. Я основной жилец. Я и сестра. Нас не пускали. Если бы он сказал: «Ильгиз, заходи. Вот дальний уголочек, я буду там спать, буду сторожем…», — рассказал Ильгиз Ханов. Вообще, по его словам, на самом деле погибший был якобы близок к бандитам.

В то же время, по данным «Реального времени», на похороны Мансура Зиннатова приехали представители благотворительных организаций, которые проводили в Храме всех религий различные мероприятия. В частности, известно, что погибший давал бесплатно площадку для проведения концертов для слепых детей. Однако Ильгиз Ханов к этому факту относится скептически, считая, что они просто прикрывались благотворительностью.

«Меня четыре года туда не пускал человек, который сжег этот дом. Джона Леннона убил человек — пришел и выстрелил, говорил, что хочет прославиться. Вот этот человек, который говорил, что любил моего брата, жизнь этому всему посвятил — взял все облил бензином, поджег и сам умер. Зачем?» — недоумевает брат Ильдара Ханова.

Рассказал собеседник издания и о встрече с Мансуром Заннатовым, которая, как оказалось, стала последней.

«Для меня это шок, что сгорели картины брата. За два дня, как он это совершил, я был в Казани, пришел и говорю: «Мансур, огромное тебе спасибо, бик зур рахмэт, что ты был с братом до последнего дня, ты ему помогал». По-человечески. Я не прощения просил, а благодарил. И руку протянул — а он отошел. Он этот акт самосожжения задумал, больной человек был. Меня этот факт поразил — сжег все картины, сжег дом, который строил мой отец, брат, я. Всегда можно договориться, но нет: «я должен быть хозяином».

Сам Мансур Зиннатов также обвинял противоположную сторону в агрессии и попытках силового захвата. Об этом он рассказывал в своем предсмертном интервью, опубликованном на канале «Реального времени».

В то же время юрист Роман Старов, который на общественных началах помогал прорабу Мансуру Зиннатову, не верит в то, что тот мог сам поджечь здание. По его словам, реакция Минкульта для него была ожидаемой, так как сложившуюся ситуацию нельзя рассматривать только с точки зрения правовых категорий в отрыве от реального положения дел и уж тем более вне рамок этических норм. По его словам, Мансур Зиннатов настаивал на сохранении первоначальной идеи это сооружения — объединения людей. Для него было важно, чтобы объект действовал вне коммерции, чтобы плата за посещение объекта, выставок и концертов не взималась.

Ильгиз Ханов: «Ультиматум выехать ему поставили, потому что он меня не пускал. Я основной жилец. Я и сестра. Нас не пускали. Если бы он сказал: «Ильгиз, заходи. Вот дальний уголочек, я буду там спать, буду сторожем…». Фото kazanfirst.ru

— Мне он запомнился светлым и вдохновленным и принципиальным человеком. Люди, как Мансур, не видят препятствий к осуществлению целей, но современное общество не всегда способно понять и принять подобных людей. Так и храм сейчас остался объектом, не вписывающимся в действующие юридические нормы: с одной стороны, это «недострой», с другой — это «самовольная постройка». По факту же, это был большой культурный центр, вмещающий в своих стенах художников, скульпторов, музыкантов, путешественников и просто интересующихся людей, — говорит Старов.

Свои вопросы у него возникли и к наследникам Ильдара Ханова: «Но вот с этической точки зрения остаются незакрытыми несколько вопросов: так кто же строил храм? С каким целями велось строительство? Разве это строительство носило частный характер? Храм — это только здание или еще и идея, и удастся ли выжить этой идее, что была положена в основу его строительства?».

Мария Горожанинова, Татьяна Мамаева

Новости партнеров