Новости раздела

«В прошлом году через Татфондбанк проходило 3,5 миллиарда кредитов на посевную, а в этом году понятно...»

Как Марат Ахметов мечтает, чтобы урожай в этом году достиг хотя бы 5 млн тонн зерна

«В прошлом году через Татфондбанк проходило 3,5 миллиарда кредитов на посевную, а в этом году понятно...»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Накануне посевной кампании татарстанские аграрии едва не выпали из новой федеральной системы распределения льготных кредитов, запущенной в январе этого года для эффективного проведения весенне-посевных работ в регионах. Фактически чудом им удалось получить 4,5 млрд рублей из необходимого минимума в 20 млрд рублей, а вот некоторым татарстанским банкам пришлось уйти из привычной программы кредитования сельхозпредприятий из-за недостаточного для новых условий уставного капитала. Финансовые метаморфозы настолько расстроили министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Ахметова, что он отказался делать прогноз по урожаю 2017 года. Подробнее — в материале «Реального времени».

Как закончились 5%-ные кредиты для аграриев

Новый механизм льготного кредитования АПК, заработавший перед началом посевной кампании в стране, вызвал острую полемику среди участников дискуссионного клуба «Партийная лига» в штабе «Единой России». При этом приглашенные участники заседания — заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Айрат Хайруллин, министр сельского хозяйства и продовольствия РТ, вице-премьер Марат Ахметов, председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Камияр Байтемиров и председатель комитета по экологии и продовольственной политике Госсовета РТ Тахир Хадеев сошлись в одном: новый механизм господдержки работает с пробуксовкой, кредиты выдаются долго, «с боем», и не всем предприятиям, что может оттянуть старт весенне-полевых работ. А значит, под ударом находится будущий урожай и продовольственное благополучие.

«Для сельхозпроизводителя важно постоянно иметь оборотный капитал «под рукой», причем она (отрасль, — прим. ред.) гораздо более чувствительна (к дефициту), чем остальные отрасли экономики», — предварил сложный разговор Айрат Хайруллин. — И когда мы запускали программу льготного кредитования под 5%, ставилась цель — упростить субсидирование и сделать кредиты более доступными».

Однако на деле новая система государственной поддержки, можно сказать, оказалась на грани провала. «Несмотря на увеличение суммы финансирования, в первые дни все кредиты оказались выбраны, и образовался огромный дефицит, — вынужден был констатировать он. — И это происходит перед началом весенне-полевых работ». Правда, депутат тут же постарался вселить толику надежды. «Сейчас мы ведем диалог с правительством на эту тему, — заверил он. — Мы убеждаем, что необходимо принять срочные меры и сделать кредиты доступными». Иначе говоря, федеральных льготных кредитов не хватило для всех предприятий АПК, что привело к острому финансовому голоду.

Айрат Хайруллин: «Несмотря на увеличение суммы финансирования, в первые дни все кредиты оказались выбраны, и образовался огромный дефицит. И это происходит перед началом весенне-полевых работ». Фото Максима Платонова

Позже депутат пояснил суть изменений. Раньше предприятия АПК сначала брали кредит и выплачивали полную процентную ставку, а в конце года государство перечисляло им субсидию для компенсации расходов по оплаченным процентам. «Проблема была в том, что в 2015—2016 годах субсидии по всей стране заканчивались в августе—сентябре», — объяснил Хайруллин. Чтобы упростить сложную модель взаимозачетов, аграриям предлагается сразу брать льготные кредиты по ставке 5%, а выпадающие доходы банкам компенсирует федеральный бюджет.

Понятно, что эти кредиты разлетелись махом, а сама идея федерального Минсельхоза, похоже, не получила достаточного подкрепления. «Изначально договаривались, что эта программа будет пилотной, а у крестьян будет возможность выбирать, — объяснил Хайруллин. — Но в результате всех пертурбаций оказалось так, что в качестве единственной возможности получить господдержку остались льготные кредиты, но опять не хватило. И Минфину, и Минсельхозу мы заранее говорили, что нужно большую сумму на это выделить. А нам отвечают — нет денег, работайте в пределах лимитов», — рассказал о причинах недофинансирования Айрат Хайруллин. По его словам, в этом году бюджет на развитие сельского хозяйства в стране изначально был сокращен до 204 млрд рублей (в прошлом году — 237 млрд рублей), но потом пополнился на 11 млрд рублей, а сейчас обсуждаются дополнительные вливания на 30 млрд. «Если удастся это сделать, то уровень господдержки будет выше, чем в прошлом году», — последовал еще один луч надежды от Айрата Хайруллина.

Без розовых очков

Но вице-премьер РТ Марат Ахметов, похоже, не питает особых иллюзий насчет лояльности властей к сельскому хозяйству. Он привел показательный эпизод: «Перед новым годом в учебном центре Сбербанка перед нами выступал ректор академии народного хозяйства при правительстве РФ. Его выступление завершилось перечислением одиннадцати стратегических направлений развития экономики. А сельского хозяйства среди них не значилось! Я спросил: почему? «Так у нас все хорошо!» — последовал ответ от слушателей. «Это с их точки зрения, — не согласился Марат Ахметов. — Очень далеки от земли», — резюмировал он.

«Технология получения льготных кредитов сильно утяжелена для аграриев», — сокрушался дальше министр сельского хозяйства РТ. — Сейчас стоимость посевной дорогая — только на нее 20 млрд рублей требуется. А есть еще летний сезон и кормозаготовка! Нужно еще 27 млрд рублей, чтобы соблюдать технологию выращивания сельхозпродукции». Однако из-за того, что на субсидии правительством РФ было выделено на 10% меньше запланированного, Татарстан получит меньше денег, чем ожидал. По словам Марата Ахметова, выделен лимит в 17,5 млрд рублей, из которых 8,5 млрд одобрено Минсельхозом РФ, а по факту получено 4,5 млрд рублей.

Камияр Байтемиров: «Из 4,7 тысячи фермерских хозяйств в Татарстане льготные кредиты получили лишь 9 фермеров. А в стране помощь получили 285 фермеров». Фото Романа Хасаева

Более того, мелкие фермеры и вовсе остались не у дел. «Из 4,7 тысячи фермерских хозяйств в Татарстане льготные кредиты получили лишь 9 фермеров. А в стране помощь получили 285 фермеров», — негодовал председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Камияр Байтемиров. «В прошлом году при старой системе в это время кредиты получили уже 103 тысячи фермерских хозяйств на 17,5 млрд рублей», — доказывал он провал нынешней схемы финансирования.

Правда, Айрат Хайруллин попытался успокоить главу ассоциации фермерских хозяйств тем, что 20% лимита льготных кредитов «защищено» и будет выделено исключительно «для малых форм хозяйствования». «Слава богу, что лимиты не выбраны, мы создали инструмент для защиты их интересов», — сказал он. Другое дело, что из-за убыточности они могут получить отказ банков, и тогда квота уйдет в другой регион. «Просто так никто не даст — это же деньги», — предупредил Хайруллин.

Как татарстанские банки не попали в посевную

Большим минусом новой системы кредитования глава Минсельхоза РТ считает вытеснение региональных банков. «Из-за того, что уставный капитал меньше 20 млрд рублей, не смогли получить право на льготное кредитование «Энергобанк» и АКИБАНК, — сообщил Ахметов, добавив, что «Ак Барс» Банк прошел аккредитацию, но пока затягивается подписание соглашения с Минсельхозом РФ.

«В этом году региональных банков в посевной стало меньше: раньше «Энергобанк» кредитовал до 3 млрд рублей, АКИБАНК поддерживал холдинги «Агросила-групп», «Камский бекон» и всю юго-восточную зону, — рассказал Марат Ахметов, — поэтому сосредоточились на кредитовании «Россельхозбанком», а вот со Сбербанком, ВТБ и «Газпромбанком» слабо работаем, так как Сбербанк не ставит перед собой стратегическую задачу работать с сельхозпроизводителем».

Марат Ахметов: «На его счетах застряло 300 млн рублей татарстанских сельхозпроизводителей. Вроде бы для сельского хозяйства — это не судьбоносная цифра, но все-таки…» Фото Олега Тихонова

Конечно, он не мог не вспомнить про рухнувший Татфондбанк. В прошлом году через ТФБ проходило 3,5 млрд рублей кредитов на посевную, а в этом году мы от него, понятно, ничего не получим», — сыронизировал он. — На его счетах застряло 300 млн рублей татарстанских сельхозпроизводителей, — указал он. — Вроде бы для сельского хозяйства — это не судьбоносная цифра, но все-таки… Впрочем, для пострадавших предприятий предлагают займы на 3 млн рублей под 5% годовых из бюджета РТ, а также льготный лизинг, где первый платеж вносит государство. Об аресте руководителей ТФБ он предпочел не высказываться.

Когда же Марата Ахметова спросили, каким он ожидает урожай 2017 года, он ответил категорично. «5 млн тонн зерна — это не прогноз, а мечта, — заявил он. — А прогноз я делать не буду, потому что я не безответственный руководитель». Потом, правда, смягчился и заверил, что сделает все, чтобы обеспечить 10% от «общероссийского земледелия». А Айрат Хайруллин пообещал, что урожай все-таки будет хорошим.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров