Все лучшее — детям: как Минобраз Татарстана купил инвалидам тысячу кроватей без матрасов
Личный автомобиль в гараже интерната, перевозчики из сабинской «Молнии» и два мобильника по цене 15—20 тысяч рублей
Кровати без матрасов, сложная техника, которую дети-инвалиды в силу своих заболеваний никогда не освоят, новенькие микроавтобусы, медленно превращающиеся в металлолом, потому что к ним забыли поставить тахографы и навигаторы, — 24,9 миллиона рублей оказались выброшенными на ветер Министерством образования и науки Республики Татарстан — таковы итоги аудита коррекционных школ-интернатов, проведенного Счетной палатой. При общей сумме финансирования проверенных учреждений на 1 млрд 37 млн рублей неэффективным стал каждый 41-й рубль. Подробнее — в материале «Реального времени».
Тысяча кроватей простаивает на складах
Счетная палата Татарстана проверила 17 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего в республике 54 таких заведения, но проверенные являются самыми крупными и «съели» почти половину бюджета Минобрнауки республики, выделенного на обеспечение коррекционных учреждений в 2015—2016 годах, — 1,03 млрд рублей из 2,9 млрд.
Практически везде нарушения связаны с неэффективным использованием бюджетных средств, причем как со стороны руководителей, так и со стороны учредителя — Министерства образования и науки РТ, которое, как выяснили аудиторы, тратит деньги на совершенно ненужные вещи.
Например, в 2015 году Минобр закупил тысячу кроватей на сумму 1,6 млн рублей. Дело хорошее, только в комплект не входили матрасы.
— Некоторые из положения вышли — старые матрасы положили, а в некоторых учреждениях эти кровати так и стоят неиспользованные. И принцип распределения по учреждениям странный, например, в Пестречинский интернат поставили 120 кроватей при наличии там 93 спальных мест, то есть фактически знали, что кровати не будут использоваться, — рассказывает «Реальному времени» аудитор Счетной палаты РТ Сергей Колодников.
По словам Колодникова, руководство учреждения объяснило переизбыток кроватей заботами о завтрашнем дне — когда-нибудь кровати выйдут из строя и их заменят новыми.
Казенный гараж для личного «Мерседеса»
В казанской школе-интернате имени Ласточкиной для детей с нарушениями слуха кроме 63 кроватей, к которым забыли купить матрасы и которые второй год лежат на складе, аудиторы нашли пять оверлоков (вид швейной машины для обметывания срезов текстильных материалов) общей стоимостью 36,3 тыс. рублей. Четыре из них пылятся на складе нераспакованными, пятый установлен в кабинете технологии девочек. Как объяснил проверяющим учитель технологии, оверлоки не используются в учебном процессе с момента получения из Министерства образования в 2012 году, так как детям в силу особенностей здоровья нежелательно работать за этим оборудованием.
— Оверлоки были распределены неправильно, раз детям в этом интернате нежелательно за ними работать, их могли бы распределить в другие образовательные учреждения, — считает аудитор Сергей Колодников.
Это еще не все нарушения в интернате. Гараж водитель учреждения с разрешения директора использовал для хранения личных автомобилей — «мерседеса» (модель не названа) и ВАЗ-2113, при этом школьный микроавтобус «Пежо» содержался на улице. Кроме этого аудиторы установили, что в 2015—2016 годах администрация школы необоснованно списала ГСМ для автотранспорта на общую сумму 283 тысячи рублей.
«Реальное время» ранее писало о школе-интернате имени Ласточкиной. Не только аудиторы выявили там нарушения, но и департамент по надзору в сфере образования, куда пожаловались родители учеников.
Сама себе арендатор
Проблемы с транспортом есть практически в каждом из 17 проверенных интернатов. 67% автомобилей, состоящих на балансе учреждений, имеют полный износ. Но не только по этой причине они простаивают без дела. Например, в Такталачукской школе-интернате микроавтобус Fiat Ducato балансовой стоимостью миллион рублей не эксплуатируется более двух лет из-за отсутствия прибора «ГЛОНАСС» и тахографа. Тахограф с 2014 года стал обязательным девайсом для автобусов с пассажировместимостью более 8 человек, а навигатор — с 2012 года для автобусов, перевозящих детей.
У Сабинской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья собственного транспорта нет, но это не значит, что нет лишних трат. По данным Счетной палаты, директор школы сама у себя арендовала автомобиль. В 2015 году заплатив за это самой себе 30 тысяч рублей, а в 2016-м — 53,5 тысячи.
— Мы открылись только в 2014 году, поэтому у нас пока нет своего транспортного средства, — объяснила «Реальному времени» руководитель школы-интерната Диляра Нуриева.
Кроме того, что учреждение арендовало личное авто директора, оно заключило договор на транспортные услуги с ООО «Яшен» (переводится с татарского как «молния»). В 2015 году заплатив 452 тысячи рублей, а в 2016-м — 424 тысячи.
Кстати, с «Яшен» плотно сотрудничает управление образования Сабинского района, предоставляя транспортные услуги всем муниципальным учреждениям образования и спорта. В 2015 году, согласно данным системы «Спарк», ООО получило 52 млн рублей. Единственным руководителям «Яшена», а также еще двух компаний является Рамазан Зарипов.
Мясо тухнет, мобильники и пылесосы морально устаревают
В Тлянче-Тамакской школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья проверяющие нашли 70 килограммов замороженной говядины на сумму 15,4 тысячи рублей. Проверка была 6 февраля 2017 года, а мясо поставили 13 декабря 2016-го, при этом срок годности этой партии не более 16 суток. Что сделали с просроченным мясом — выбросили или использовали, проверяющие в отчете не уточнили.
На складах Мензелинской школы-интерната аудиторы нашли нижнее белье, одежду и обувь для воспитанников на сумму 695 тысяч рублей, все это лежит там порядка 10—15 лет и не используется.
В казанской школе-интернате №4 обнаружены два велосипеда и швейная машинка, которые переданы учреждению в качестве благотворительной помощи в 2015 году, но на баланс не поставлены. На складе пылятся микроволновка, пылесос, газовая плита, как сообщили сотрудники школы: «использовать их нет необходимости».
В Агрызской школе-интернате без дела простаивает спортивное оборудование. Волейбольные стойки и сетки, судейские вышки в интернат закупили, но установить не могут — нет места.
В Елабужской школе-интернате целый список предметов, которые не используются, на общую сумму 789 тысяч рублей. Причем удивляет даже не сам факт неиспользования, а цена, по которой они были куплены, и возникает вопрос о необходимости их в школе. Например, два мобильника стоимостью 15—20 тысяч рублей, диктофон, зарядное устройство за 2 тысячи рублей. Впрочем, для аудиторов Счетной палаты вопрос цены не приоритетный.
— Дорогой, недорогой — это не плохо и не хорошо, просто все должно использоваться, если купили, а когда в коробке лежит — это не дело, — говорит аудитор Счетной палаты Татарстана Сергей Колодников.
Большому кораблю — большие траты
Результаты проверки Минобразу Татарстана предъявили, также передали в Следственный комитет и прокуратуру. По словам Колодникова, «конкретного ответа от представителей Министерства образования не было».
— В министерстве текучесть большая, за госзаказ то одни, то другие отвечают. «Корабль» большой, наибольшие объемы финансирования у Министерства образования, огромное количество подведомственных учреждений, и отследить все трудно. Но нас заверили, что они тоже будут проводить свой внутренний аудит, — оправдал ведомство Колодников.
В самом Минобразе оперативно прокомментировать итоги проверки «Реальному времени» не смогли. Руководства практически всех школ-интернатов, куда звонил корреспондент «Реального времени» за объяснениями, на месте не было — в школьные каникулы они работают за пределами учебного заведения — выезжают на совещания и встречи.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.