Новости раздела

Дмитрий Савелов, Change.org: «Заметил, что в Татарстане целая волна петиций вокруг детских садов»

Есть ли смысл писать в интернет-книге жалоб и предложений и что требуют в петициях жители разных регионов России

Петиции, созданные в Сети, стали популярным инструментом. Причем авторы собирают подписи не только для решения глобальных проблем, как, например, запрет строительства мусоросжигательного завода, но и для личных — как одноклассники Сони, требующие от Минобразования перенести олимпиаду, чтобы подруга-отличница смогла поехать с ними на экскурсию. «Реальное время» поговорило с руководителем популярного сервиса жалоб и предложений Дмитрием Савеловым и составило рейтинг самых популярных и странных петиций про Казань.

Петиция против социального взрыва

Казанцев трудно назвать активными пользователями платформ для создания петиций. Самый популярный ресурс change.org по запросу «Казань» выдает 109 результатов, по запросу «Татарстан» — 172, причем многие из них дублируются или город и республика упоминаются в них авторами петиций исключительно для того, чтобы увеличить охват.

Change.org — американский ресурс, есть такой же российский — roi.ru, там инициатив в десятки раз меньше — если точнее, то ровно десять. Еще один ресурс democrator.ru — им казанцы также пользуются не особенно активно. Петиция — способ выразить свое мнение, если другие способы быть услышанным недоступны. В каком-то смысле практика написания петиций, по мнению доцента кафедры психологии КФУ Павла Афанасьева, может предотвратить социальный взрыв в обществе.

— Происходят события, принимаются законы, я никак не участвую в принятии этих решений, но мнение у меня может быть, и написание петиции — это одна из форм проявления гражданской позиции. С точки зрения социальной психологии важно, чтобы у человека была возможность альтернативных высказываний, и это можно делать в легитимной форме с помощью петиции. Потому что лишить человека голоса — это спровоцировать его на активные возмущения, и лучше выяснять отношения на уровне слов, чем действий, — говорит Павел Афанасьев.

89 тысяч за слабовидящих

Самую большую поддержку неожиданно набрала петиция против закрытия реабилитационного центра для слабовидящих в Казани — 89 тысяч подписей. Проект постановления «О ликвидации государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр социальной реабилитации слепых и слабовидящих» действительно разрабатывали в Минсоцзащиты Татарстана. После волны возмущений чиновники отказались от ликвидации, так что можно сказать, что петиция помогла.

На втором месте — кампания против засыпки Казанки и Волги — более 53 тысяч голосов. На третьем — 34 тысячи участников поддержали петицию за снижение платы в детских садах. В частности, за отмену чисто татарстанского изобретения — абонентской платы.

16 тысяч голосов собрала петиция зоозащитников с требованием закрыть «фабрику смерти» — зверосовхоз в Бирюлях.

В едином порыве слились казанцы, требуя изобразить на 200-рублевой купюре Казань. realnoevremya.ru/Максима Платонова

«Время, вперед» и Казань-200

Практически любое событие находит отклик в виртуальной книге жалоб. В едином порыве слились казанцы, требуя изобразить на 200-рублевой купюре Казань — сразу четыре обращения от разных людей и более тысячи подписей.

Три пользователя и более двух тысяч подписавшихся в сумме требуют перевести время в Татарстане на час вперед.

2 700 человек поддержали петицию с требованием отменить в Татарстане ЕГЭ для учителей.

700 подписей набрала петиция с требованием убрать «чудовищ» скульптора Даши Намдакова у центра семьи «Казан».

Некоторые петиции вроде бы затрагивают больные темы, но набирают мало голосов. Всего 125 человек присоединились к просьбе пересмотреть меню в детских садах и сократить количество капусты в нем. 22 человека поддержали обращение студентов к мэрии Казани ввести для них студенческий проездной. И совсем не нашло поддержки обращение жителя Казани Василя Баяринова проверить законность массовой установки знаков «40» на дорогах Казани — всего пять человек «за».

700 подписей набрала петиция с требованием убрать «чудовищ» скульптора Даши Намдакова у центра семьи «Казан». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Странные петиции

Есть петиции, которые выглядят довольно странно, потому что проблему, которую в них поднимают, можно решить, не прибегая к жалобе в интернете, а обратившись напрямую к «обидчику». Например, 345 человек подписались за то, чтобы вернуть бальзаму «Бугульма» прежний дизайн упаковки. Родители юных хоккеистов недовольны итогами первенства «Золотая шайба» и требуют аннулировать результаты соревнований. Зрители театра имени Камала просят вернуть в репертуар спектакль «Үлеп яратты», уфимские татары — татарский язык в вещание телеканала «Татарстан-24», а астраханские — прямой поезд «Астрахань — Казань».

Некоторые петиции созданы ради «прикола», маловероятно, что их авторы всерьез рассчитывают решить свои проблемы с помощью интернета. Например, одноклассники Сони просят Минобразования перенести олимпиаду по обществознанию, чтобы подруга-отличница смогла поехать с ними на экскурсию.

— Какие-то явления в социуме в определенное время становятся популярными, и сейчас появилась мода писать петиции. Кто-то написал петицию, и у человека появляется модель того, что надо делать, если его что-то не устраивает, и не суть важно, какие темы. На уровне социальной психологии — это просто механизм заражения, — объясняет обилие странных петиций в интернете доцент кафедры психологии Павел Афанасьев.

Татарстан отличился детскими садами

Как петиции проходят модерацию и кто следит за соблюдением правил на сайте, отличается ли тематика петиций в Татарстане от тематики в других регионах России, а проблемы, поднимаемые в русском сегменте виртуальной книги жалоб, от проблем, поднимаемых пользователями таких ресурсов в других странах, «Реальному времени» рассказал руководитель change.org в России Дмитрий Савелов.

По его словам, в регионах России практически одинаковая повестка дня — больше всего людей, вне зависимости от проживания, волнует здравоохранение, образование, экология, жестокое обращение с животными и плохие дороги. При этом Татарстан — исключение, здесь на удивление есть тема, нехарактерная для остальных субъектов.

— Я заметил, что в Татарстане целая волна петиций вокруг детских садов, и это различные кампании — о снижении платы за детский сад, возврате бесплатного питания для льготников в школах, невыплате компенсации за непредоставление места в детском саду и даже за халяльное питание. Что интересно, мы не видели такого скопления этих тем в других регионах, — рассказывает Дмитрий Савелов «Реальному времени».

В Индии — женщины, в Германии — беженцы

Сервисы петиций можно считать демонстрацией того, что волнует людей в обществе. И эти проблемы в разных странах различаются. К примеру, в Индии основной темой является защита женщин от насилия и кампании о правах женщин. В Германии последние два года много петиций было посвящено теме беженцев. В США на первом месте — кампании по защите прав чернокожего населения. В Испании в 2016 году было много петиций посвящено здравоохранению — в частности, доступу к более дешевым медикаментам.

— Мне кажется, что change.org эффективен как индикатор вопросов, проблем, которые интересуют людей в регионах страны, и мне кажется, что ситуация выигрышна для всех — и адресантов, и пользователей, и властей — интересно узнавать, что волнует людей в данный момент. Показательна история с тем, что Украина запретила въезд в страну певице Юлии Самойловой для участия в «Евровидении». В день, когда появилась эта новость, было написано 25 петиций, совершенно разных, с предложением, как в этой ситуации нужно двигаться дальше. Кто-то требует от украинских властей пустить певицу на конкурс, кто-то — организовать видеотрансляцию, чтобы девушка из России выступила, кто-то говорит, что нужно организовать турне по всей России, столько перспектив на одну проблему — это здорово, — считает Савелов.

Публикация в СМИ — половина успеха

Руководители сервиса заявляют, что как минимум одна петиция в день становится успешной. Дело не в том, как думают некоторые, что набравшую определенное количество голосов петицию берут в работу чиновники или депутаты и решают проблему. Успех кампании зависит от того, насколько плотно автор работает с журналистами, властью, НКО. Чем больше людей поддерживают петицию, тем она становится заметнее, о ней говорят в СМИ, она становится очевидной для власти. Бывают случаи, когда именно благодаря огласке в СМИ власти становится понятно, что проблема есть и нужно находить решение.

— Очень много случаев, когда автор петиции долго и упорно работает над кампанией и приходит к результату. Например, это Юлия Горбунова, которая добилась признания инвалидами детей с расщеплением губы и неба. Она больше полутора лет вела эту кампанию, работала с группами мам по всей России, работала с представителями власти — ее приглашали в Совет Федерации, работала со СМИ. Такая комплексная работа является успехом любой кампании, — считает руководитель change.org в России Дмитрий Савелов.

Дмитрий Савелов: «Что может кому-то показаться неважным, важно для других. У нас есть много петиций о программах на ТВ, фильмах, компьютерных играх — люди объединяются вокруг этих кампаний». Фото saint-petersburg.tilda.ws

Петиции на грани фола

«Реальное время» поинтересовалось у Савельева, как петиции проходят модерацию, почему на портале появляются обращения странного содержания. По словам Савелова, это принципиальная позиция — каждый человек может высказать свое мнение.

— Что может кому-то показаться неважным, важно для других. У нас есть много петиций о программах на ТВ, фильмах, компьютерных играх — люди объединяются вокруг этих кампаний, — говорит Савелов.

По словам Савелова, российский сегмент обслуживают два человека, на сайте за месяц появляются около трех тысяч новых петиций, и неудивительно, что не все получается отслеживать и на ресурсе появляются петиции с сомнительным содержанием. Например, только из того, что найдено под тегом «Казань», — петиция за депортацию некоего Рустама Гатина, «который ущемляет права коренных татарстанцев». И обращение за переименование города Казань в город Иван Грозный, это, по мнению автора, «улучшит условия жизни казанцев и жителей Татарстана в целом и избавит от сепаратистов».

— Пользователи могут нам сообщить о петициях, которые им не нравятся. Это помогает нам вылавливать неоднозначный контент, мы вчитываемся и принимаем решение, — говорит Дмитрий Савелов.


Дарья Турцева

Новости партнеров