Ильдар Халиков о Татфондбанке: «Или нужно было его бросить, сказать: «Пускай умирает?»
Татарстанский премьер о сносе «хрущевок», модернизации здравоохранения и банковском кризисе
Накануне премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков выступил ежегодным отчетом о работе правительства перед депутатами Госсовета. В ожидании услышать публичные комментарии «из первых рук» по последним нашумевшим событиям, на парламентскую сессию собрались почти все депутаты — явка превысила 80%. И глава правительства ответил на все или почти за все — как собирается контролировать банкротство ТФБ, возможна ли ликвидация «хрущевок» в Казани, и доходчиво объяснил, почему не собирается «давить» на российские торговые сети, которых продолжают обвинять в дискриминации
Отчетное выступление премьер-министра Ильдара Халикова о работе органов исполнительной власти за 2016 год заняло почти 40 минут. Несмотря на длительную речь, в ней не прозвучало ни одного проблемного посыла, ни одной кризисной нотки, как впрочем, и не излучалось особого оптимизма. Ильдар Халиков был сдержан и сосредоточился на исключительно сухих цифрах.
Экономический профиль Татарстана- 2016: без провалов
Сделав предварительный отсыл к «сложной внешнеэкономической ситуации», он заверил, что Татарстан по-прежнему остается регионом-лидером по основным макроэкономическим показателям. «По объему валового регионального продукта республика занимает 6 место среди субъектов Российской Федерации, сельскому хозяйству и объему инвестиций в основной капитал — 3 место, промышленному производству и строительству — 5 место», сообщил он. Макроэкономические показатели не раз назывались и он повторил «любимые цифры»: темп роста валового регионального продукта республики составил 102,5 % к уровню 2015 года, объем валового регионального продукта в 2016 году достиг почти 2 трлн рублей. Драйверами позитива он назвал три флагманские отрасли: промышленность, сельское хозяйство, строительство.
Ильдар Халиков: «В Иннополисе работает 42 резидента. Не могу сказать, что удовлетворен (результатами), не только Министерство связи, но и другие министерства должны работать (над этой задачей)». Фото Максима Платонова
Как и следовало ожидать, промышленность продолжает оставаться источником привлечения громадных инвестиций. Однако здесь правительство идет по пути предоставления налоговые преференций. По словам Ильдара Халикова, в прошлом году отрасль аккумулировала 642,5 млрд рублей инвестиций, а 307 отобранных проектов получили налоговые льготы почти на 40 млрд рублей. Вообще, маховик налоговых льгот работает не первый год, проверен и именно от него ожидают результатов, подобных на ОЭЗ «Алабуга». Правда, уязвимой точкой в этом смысле остается «Иннополис». «В Иннополисе работает 42 резидента. Не могу сказать, что удовлетворен (результатами), не только Министерство связи, но и другие министерства должны работать (над этой задачей), — заметил он. И пожалуй, это первое серьезное замечание, которое прозвучало в нейтральном докладе Халикова.
В обновление здравоохранения было вложено 4,6 млрд рублей,
Вопреки ожиданиям, в отчете Халикова почти ничего не говорилось о реальных денежных доходах населения. Вместо этого премьер предпочел рассказать о механизмах социальной поддержки. По его словам, сейчас им пользуется 1,7 млн человек в республике. Говоря о развитии социальной инфраструктуры, он пообещал продолжить ремонт и строительство поликлиник и общеобразовательных школ. Только в этом году в обновление системы здравоохранения было вложено 4,6 млрд рублей, а 467 медучреждений укрепили материальную базу. Правда, заметил, что в первые два месяца этого года «возрасла естественная убыль населения». «Эта негативная тенденция требует проведения тщательного анализа», — дал понять он главе Минздрава РТ. Не обошел он вниманием и сферу туризма, поручив активнее участвовать в федеральных программах. В заключение Ильдар Халиков сказал, что, несмотря на текущие проблемы, нужно учиться преодолевать риски. Иначе говоря, без трудностей не обходится, дал понять он.
Казанские хрущевки: под снос?
Затем последовала блиц-сессия вопросов от депутатов Госсовета. Ее открыл Николай Рыбушкин, который любит подхватывать громкие темы. И тут случай представился. «А не задумывается ли правительство о программе ликвидации хрущевок? С ветхими разобрались, можно взяться и за хрущевки! Многие из них строились в 1956-1957 году, уже сыпятся и вкладывать деньги в их ремонт этих не эффективно. Москва уже нашла средства на это дело, и мы тоже можем найти вместе с федеральным бюджетом. Все-таки немало денег отчисляем, пусть они нам помогут», — убеждал он.
Ильдар Халиков не спорил: «Мы за то, чтобы это преобразование происходило. У нас есть дома не только хрущевки. У нас есть дома 18-19 века, расположенные в хороших местах, которые могли быть расселены и использоваться для строительства новых домов».
«Москва принимает правильное решение, потому что когда стоимость 1 га земли и 1 кв.м жилья растут, это позволяет реализовывать с минимальным привлечением госсредств и в основном за счет рыночного капитала», — соглашался он. — Но для любого города, включая Казань, это, безусловно потребует дополнительных бюджетных средств». Похоже, что варианты расселения прорабатываются. «Опыт у Казани имеется, — напомнил он. — И сейчас я знаю, что такие проекты Казань прорабатывает». «В любом случае, давайте включим рекомендации и для правительства и министерства рассмотрение, в том числе, и коммерческих проектов», — заключил он.
Гордиев узел премьера
Вслед за ним представитель фракции КПРФ Артем Прокофьев вновь поднял самую животрепещущую проблему — крушение ТФБ и его последствия, но сделал это достаточно миролюбиво. «К нам обратились вкладчики ТФБ и Интехбанка, они выдвигают политические требования. Избежать скоропалительных радикальных оценок можно, если раскрыть подлинные причины краха Татфондбанка и привести прозрачный анализ всех действий которые принимал Кабмин для спасения банка… Считаете вы целесообразным проведение парламентского контроля по делу ТФБ?, — спросил он. А позднее депутат Миргалимов уточнил, какова была доля государства в ТФБ на момент прихода Халикова к руководству ТФБ?
— Вы знаете, в таких ситуациях всегда возникает два российских вопроса — кто виноват и что делать? Могу сказать, что на первый вопрос ответит следствие, но конечно и у меня и у правительства масса вопросов — почему так произошло и что нужно сделать, чтобы это не происходило?
Как оказалось, к августу 2014 года, когда премьер-министр РТ возглавил совет директоров ТФБ, находившегося уже в тяжелом состоянии, доля государства была всего 11,548%. Тогда и сейчас премьер-министр считает, что «правительство не имеет права отстраняться от проблемных позиций». «Можно ли было идти в банк, чтобы его спасти? Или нужно было его бросить, сказать: «Пускай умирает, зато мне в 2017 году на отчете не будут задавать этот вопрос? Считаю, что нет», — убеждал он.
Но и не стал снимать ответственность с других. «Почему Центральный банк поздно принял решение или не проинформировал нас? Почему крупные международные аудиторы Эрнс энд Янг ежегодно утверждали отчет? Почему крупнейшие мировые рейтинговые агентства давали достаточно высокие рейтинги Татфондбанка? Почему проводились иные операции по взаимодействию банка с другими госструктурами?».
Понимая, что это скорее уже риторические вопросы, Ильдар Халиков перешел к конкретике. Он сообщил, что по поручению Президента РТ Правительство Татарстана через кредиторов будет занимать активную позицию в вопросах реализации конкурсной массы для того, чтобы вкладчики, не попавшие под страхование АСВ, получили максимальные компенсации.
В продолжение острого разговора, Хафиз Миргалимов попросил помочь одному из предприятий Мензелинска, чьи 25 млн рублей сгорели на счету ТФБ. Им обещали кредит, но так и не дали.
Тахир Хадеев вернул Халикова к «вечным» вопросам. Он пожаловался, что из года в год местным товаропроизводителям все труднее попасть на полки торговых сетей.
«Знаете, когда мы всерьез изучали претензии, то выяснилось, что наши производители не могут соответствовать по упаковке, сортировке и по сопроводительной документации. 2017 год должен стать для них прорывным», — обнадежил он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.