Новости раздела

«По соображениям совести»: история пацифиста, ставшего героем Второй мировой войны

Рецензия казанского режиссера на новую картину вернувшегося из бана Мела Гибсона

Сегодня весь мир узнает, какие фильмы признаны лучшими по мнению Американской киноакадемии. Считанные часы остались до вручения «Оскаров» режиссерам, сценаристам, актерам и другим специалистам, связанным с миром кино. Одной из картин, к которой приковано наибольшее внимание зрителей и критиков, стала «По соображениям совести» — новая драма Мела Гибсона. Молодой казанский режиссер Ренат Хабибуллин, посмотрев фильм, в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», делится своими мыслями о новом голливудском детище.

Гибсон возвращается

К Мелу Гибсону как к режиссеру я всегда относился с особым вниманием, поскольку он чуть ли не единственный, кто способен создать нечто отличное от того, что сегодня производит Голливуд. Его вторая работа в режиссерском кресле — «Храброе сердце» — собрала пять «Оскаров», в том числе и за лучший фильм года. После этого казалось, что Гибсону доказывать больше нечего, однако так не думал сам Гибсон. Он отметился не только яркими работами «Страсти Христовы» и «Апокалипсис», но и недобрыми высказываниями в адрес гомосексуалистов.

Также известно, что отец Гибсона — истовый католик — даже переехал в Австралию, связывая переезд с заговором евреев и масонов и их влиянием на важнейшие вопросы христианства. Сам Гибсон никогда не осуждал позицию отца публично, а на требование извиниться перед ЛГБТ-сообществом просто послал его представителей на четыре американские буквы. Масло в огонь подлило и то, что Сатана в «Страстях Христовых» ходит за спинами только иудеев. В результате такое маргинальное, по американским меркам, поведение привело к тому, что Гибсон стал персоной нон грата и был отправлен в бессрочный бан. Вспоминали о нем редко, но все же вспоминали. В «Неудержимых 3» его пригласил Сильвестр Сталлоне, а в «Мачете убивает» — Роберт Родригес. Все это, конечно, не уровень Гибсона. Возвращения «большого» Мела пришлось ждать 10 лет.

Что случилось в прошлом году? Вероятно, про Гибсона просто подзабыли. Да оно и неудивительно: здесь и злой Путин, нависший над миром цитаделью зла, и новый президент США Трамп, готовый вводить порядки, при которых люди со взглядами Гибсона смогут чувствовать себя намного увереннее. И все же, как ни назови, его возвращение стало сенсационным. Фильм «По соображениям совести» с ходу был выбран в шесть номинаций на «Оскар».

Казалось бы, а причем здесь «Конармия» Бабеля?

Перед нами история «отказника совести» по имени Десмонд Досс. Таких смельчаков, как подсказывает Википедия, в истории США за войну знавали лишь троих.

Десмонд еще в детстве зарекается брать в руки оружие. Трудность в том, что история не спрашивает, хочешь ты этого или нет, она дает тебе винтовку вне зависимости от твоих предпочтений. И что же станет делать человек, когда твоя страна противостоит абсолютному злу? Согласитесь, история захватывает с самого начала повествования. Вероятно, каждый сразу же наталкивается на мысль о том, а могло бы подобное произойти у нас? Что бы стало с таким героем в СССР 1941-го? Предчувствуя скепсис, поспешу поведать, что в русской литературе есть герой, по духу близкий Десмонду Доссу. Речь идет о герое цикла рассказов Исаака Бабеля «Конармия» Кирилле Лютове.

«Ты в атаку шел, — закричал мне вдруг Акинфиев, и судорога облетела его лицо, — ты шел и патронов не залаживал… где тому причина? Поляк тебя да, а ты его нет… — бормотал казак, вертясь и ворочая разбитым бедром. — Где тому причина?..

— Поляк меня да, — ответил я дерзко, — а я поляка нет…

— Значит, ты молокан? — прошептал Акинфиев, отступая.

— Значит, молокан, — сказал я громче прежнего. — Чего тебе надо?

— Мне того надо, что ты при сознании, — закричал Иван с диким торжеством. — Ты при сознании, а у меня про молокан есть закон писан: их в расход пускать можно, они бога почитают...»

Из этого отрывка можно решить, что судьба таких героев, как Лютов, была обречена, однако сам Лютов, к слову, не молоканин, за всю Польскую кампанию никого так и не убивает, кроме разве что несчастного гуся. Более того, всю правду о войне Исаак Бабель преподносит без лишнего пафоса и возвеличивания красных. У Бабеля нет героев. Там лишь человек на перекрестье пуль. Скажете, что Лютов — герой вымышленный, а Десмонд Досс — настоящий? Но ведь сам Бабель писал Лютова по собственным заметкам, когда служил военным корреспондентом. Так что вопрос, кто из этих двух героев более реален, весьма спорный. Доссу в безумии войны, следуя соображениям совести, также удается остаться в живых. Его помнят как героя. История о Десмонде Доссе навечно вписана в историю «Победа США во Второй мировой войне».

Главная награда — в зрительском сердце

Известной доли пафоса картина Гибсона, конечно, не лишена. Он рассказывает историю героя, героя без страха и упрека, героя, который знает, в чем его героизм, и следует этим путем. И если все же снять все напускное, то перед нами простая история, в которой человек старается жить в соответствии со своими принципами. Принципы эти просты: не убий, отдыхай в субботу, веруй в Бога. Противостоят этим принципам и семья, и сослуживцы, и государственный военный аппарат, и зло в самом ярчайшем его проявлении — война.

Гибсон как талантливый режиссер попадает в яблочко, поскольку каждый человек симпатизирует людям с принципами. Эти люди вызывают уважение даже тогда, когда их принципы нисколько не созвучны твоим. Да, многие не одобрят позицию молодого христианина (в фильме Десмонд Досс — адвентист седьмого дня), тем не менее в крепости отстаивания своих идеалов будут стараться походить на него. Либо же ненавидеть, поскольку Лютова в Конармии ненавидят все, только не читатель. В этом контексте Десмонд Досс является неплохой лакмусовой бумажкой для любого зрителя. Фильм ставит перед нами столько вопросов, что даже странные военные ляпы, коих в фильме немало, кажутся не такими уж важными, хотя существенно снижают достоверную содержательность картины.

Сегодня состоится 89-я церемония вручения главной кинопремии. К сожалению, рассчитывать на то, что Гибсон и в этот раз возьмет главную статуэтку, не приходится. Соображения совести — давно уже не главный принцип жюри Киноакадемии. Тем не менее камбэк Гибсона со смертельным оружием в руках в виде хрупкого паренька из Линчберга все же состоялся, и остается надеяться, что соображения совести все же будут оценены по достоинству если не в Лос-Анджелесе, то в чьем-нибудь зрительском сердце.

Ренат Хабибуллин, фото hacksawridge.movie

Новости партнеров