Новости раздела

Газанули: проезд в нижнекамских автобусах подорожал из-за лизинговых платежей на «газомоторку»

Минэкономики РТ считает, что нельзя синхронизировать стоимость топлива и проезда

В этом году в Татарстане продолжится масштабная программа субсидирования расходов по переводу автотранспорта на газ с общим объемом финансирования в 75 млн рублей. Прежде всего, операторы программы рассчитывают на «газификацию» общественного транспорта: к 2020 году не менее 50% автобусного парка городов-«миллионников» должны заправляться дешевым «голубым топливом». Правда, как выяснило «Реальное время», удерживать стоимость проезда «на газу» власти не рассчитывают, ожидая получить от бюджетных вливаний только лишь больше чистого воздуха.

Первые результаты программы по компенсации расходов автолюбителей на переоборудование транспорта на газ были объявлены сегодня на пресс-конференции руководством Министерства экономики РТ и казанским филиалом «Газпром газомоторное топливо».

Напомним, что с 1 марта 2016 года каждый, кто решился «перевестись» на газ, сможет получить из бюджета РТ возмещение в объеме от 30% от понесенных затрат. Например, для легковых автомобилей размер компенсации составил не более 27 тысяч рублей, для автобусов — 111 тысяч рублей, магистральных тягачей до 147 тысяч рублей. Общий лимит программы был определен в 75 млн рублей.

Как Минздрав и Минстрой пересели в газовые автомобили

Как сообщил заместитель министра экономики РТ Рустем Сибгатуллин, по программе переоборудования было переведено всего 834 топливных станции (ТС) при изначальном плане в 1 500 ТС, а субсидия выплачена лишь на 20,7 млн рублей. Среди тех, кто решился «газифицироваться» за счет бюджетных инъекций, оказалось всего 136 частных лиц и 698 автомобилей юридических лиц, уточнил Сибгатуллин. Причем при ближайшем изучении оказалось, что почин на «газификацию» транспорта поддержали госорганы — республиканские Минздрав, Минстрой, Минтруд переоснастили почти 260 автомобилей из своего парка. Одним словом, они вовремя пришли на помощь операторам программы и спасли ее от ее провального исполнения (изначально планировалось переоснастить 1 500 ТС). По всей видимости, за счет оставшихся остатков было приобретено 1 096 новых единиц газовой техники, что заметно пополнило «крошечный» парк газомоторной техники в Татарстане. По оценкам УГИБДД, в прошлом году было выдано всего около 6 000 свидетельств о переоснащении — это капля в море (в Татарстане зарегистрировано более 1,2 млн автомобилей).

Очевидно, что низкие темпы «газификации» транспорта объясняются тем, что автовладельцы еще не успели отойти от шока, связанного с введением нового техрегламента на регистрацию «газовых» ТС. Об этом впервые с обеспокоенностью говорили на совете по предпринимательству, где президент потребовал навести порядок. «Еще совсем недавно им нужно было пройти семь этапов испытаний для проведения экспертиз ТС, — напомнил глава испытательной лаборатории Сергей Хаюзский. — Это занимало почти 50 дней. Так долго, потому что испытательные центры работали в Москве и Нижнем Новгороде, а теперь центр открыт в Набережных Челнах. Теперь сроки прохождения экспертизы и регистрации ТС сокращены до пяти дней, а стоимость одной экспертизы снизилась до 2 000 вместо 5 000 рублей» (обязательно проведение двух экспертиз).

Набережные Челны и Нижнекамск — лидеры газификации общественного транспорта

Казалось бы, для продолжения программы «газификации» отлажены все рабочие механизмы, но прогресса по переводу на газ общественного транспорта столицы не предвидится. «Если честно, то я затрудняюсь предугадать, когда Казань перейдет на газ, — немного растерянно пожимал плечами глава казанского филиала «Газпром газомоторное топливо» Булат Газизуллин. Он напомнил, что постановление правительства РФ обязывает города-«миллионники» перевести на газ 50% общественного транспорта, а для городов численностью до 500 тысяч жителей установлена норма газификации в 30% от подвижного парка. А на практике получилось наоборот. «Набережные Челны уже на 100% перешли на газ, а Нижнекамск — на 50%, — удивил он этими данными журналистов. — Конечно, мы хотели бы, чтобы Казань перешла на газ раньше 2020 года. И мы готовы построить АГКНС объемом до 7 млн куб. м газа рядом с крупнейшим перевозчиком ПАТП-2, чтобы они повернулись лицом к нам», — посетовал Булат Газизуллин. По его словам, сейчас готовится комплексный проект по осуществлению заправки транспорта городских перевозчиков. В частности, еще одну газовую заправку планируется построить на территории МУП «Электротранспорта» — прямо на месте расположения парка автобусов. И хотя пока инвестиционная программа по строительству АГКНС в Татарстане не утверждена, всего в этом году «Газпром газомоторное топливо» планирует построить четыре-пять станций (в настоящее время газовая сеть включает 19 станций, а объем потребления газа за год вырос с 14 до 23 млн куб. м).

Почему дорожает проезд на дешевом топливе

Значительная ценовая разница между газом и обычным топливом дает надежду на сдерживание стоимости проезда в общественном транспорте. Ведь на пресс-конференции не раз подчеркивали, что расходы на газ окупаются при пробеге автомобиля в 12 тыс. км или за два месяца, а уж битком набитый автобус, наверное, привезет прибыль и после первого месяца работы на маршруте. И в атаке «Газпрома» на Казань это могло бы стать сильным «козырем» и помогло бы найти союзников в народных массах.

Однако на практике все складывается вопреки «законам экономики». Как раз в этом году в Нижнекамске, считающемся «первопроходцем» в газификации, цена одной поездки прямо перед новогодними праздниками выросла до 22 рублей. Как сообщила пресс-служба Госкомитета РТ по тарифам, увеличение тарифов обусловлено «высоким уровнем расходов на лизинговые платежи при обновлении подвижного состава автобусами на газомоторном топливе», а также «ростом цен на горюче-смазочные материалы, шины и запасные части». Другой лидер транспортной газификации — Набережные Челны — добивался увеличения платы за проезд сразу на 3 рубля с 1 января 2017 года, но не сумел обосновать повышение. В конце ноября челнинский МУП «Электротранспорт» направил в республиканский Госкомитет по тарифам необходимый пакет документов на повышение стоимости проезда в общественном транспорте Набережных Челнов до 23 рублей. «В настоящее время в г. Набережные Челны на всех видах общественного транспорта действуют тарифы, установленные постановлением Госкомитета от 30.12.2015 № 7-6/т и вступившие в силу 4 февраля 2016 года», — сообщила пресс-служба ГК РТ по тарифам. Здесь стоимость одной поездки — 20 рублей. Интересно, что во всех трех городах — Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске — действует одинаковое тарифное меню: при оплате проезда билетами длительного пользования (до 50 поездок) стоимость составляет 15 рублей. Так какой же экономический эффект могут получить рядовые пассажиры, пересаживаясь на белые автобусы?

— Здесь нельзя напрямую синхронизировать стоимость топлива и цену проезда, — объяснил «Реальному времени» Рустем Сибгатуллин. — Муниципальные пассажирские перевозки — это не прибыльный и дотируемый вид деятельности. И не забывайте, что природный газ — это не только экономичный, но и экологичный вид топлива. Выполняя постановления правительства РФ, мы стремимся к тому, чтобы как можно больше машин ездило на экологичном топливе», — заключил он. Иначе говоря, деньги пущены на воздух. Чистый воздух.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров