Новости раздела

Яков Геллер: «Я не чувствую в Татарстане антисемитизма — ни бытового, ни государственного»

Глава Агентства по госзаказу РТ о заявлениях вице-спикера Госдумы Толстого о «выскочивших из-за черты оседлости» в деле об Исаакиевском соборе

Яков Геллер: «Я не чувствую в Татарстане антисемитизма — ни бытового, ни государственного»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой оказался в центре скандала. Во время пресс-конференции по вопросу передачи РПЦ Исаакиевского собора в Петербурге депутат заявил, что против этого выступают «внуки и правнуки» тех, кто «с наганом выскочил из-за черты оседлости» в 1917 году. Высказывание осудили глава Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода и пользователи соцсетей, посчитавшие эти слова антисемитскими. В свою очередь парламентарий назвал антисемитизмом заголовки новостей, которыми СМИ освещают этот скандал. Не осталось это заявление незамеченным и в Татарстане. Один из видных представителей еврейской общины региона, глава Агентства по госзаказу РТ Яков Геллер в интервью «Реальному времени» нашел брошенную Толстым фразу глупой.

«Глупости это все, для красного словца»

— Яков Вениаминович, каково ваше отношение к подобным заявлениям депутата?

— Если это не выдернуто из контекста и не переврано, это, конечно, глупость. Хотя бы уже потому, что сам Толстой говорил, что он правнук Льва Николаевича Толстого, которого отлучили от церкви, предали анафеме. Если графа Льва Николаевича Толстого предали анафеме, то чем сейчас занимается его правнук? Для сведения должен сказать, что во время этой катастрофы, которую называют Октябрьской революцией (или переворотом), синагог было разрушено в удельном весе больше, чем православных церквей. Очень я сомневаюсь, что «выскочившие из-за черты оседлости» могли самостоятельно разрушить храмы без поддержки народа. Глупости это все, для красного словца. На самом деле, если он такое сказал, это очень неумная выходка хотя бы потому, что четыре—пять поколений советского народа каждый год ходили на демонстрации с портретами тех, кто сделал революцию, и прославляли их. Тогда так было можно. А сейчас он считает, что можно по-другому. Я крайне отрицательно отношусь к этому высказыванию.


«Мне безразлично, у кого в собственности будет это здание. Но, насколько я читал, Исаакиевский собор не был собственностью церкви, то тут нельзя вернуть, можно только передать. Мне небезразлично, чтобы я мог туда привести внучку и показать, что Монферран сотворил из простых камней». Фото ipetersburg.ru

— Темой разговора на той конференции была передача в лоно РПЦ Исаакиевского собора. Нужно ли храм передавать церкви?

— Не понимаю, зачем это делать. Если решение принято, наверное, можно и так. Если нынешняя принадлежность этого здания мешает проводить там богослужения, то не будет ли принадлежность церкви мешать проводить там экскурсии? С другой стороны, в храме можно и не проводить экскурсии, и служения проводить в другом месте. Вообще, чтобы разговаривать с Богом, не обязательно ходить к Богу в дом. Если не хватает мест для проведения службы, возможно, надо передать. Мне безразлично, у кого в собственности будет это здание. Но, насколько я читал, Исаакиевский собор не был собственностью церкви, то тут нельзя вернуть, можно только передать. Мне небезразлично, чтобы я мог туда привести внучку и показать, что Монферран сотворил из простых камней.

Я знаю, что Шаймиев совершил гражданский подвиг, когда вернул еврейской общине здание синагоги, которое ранее использовалось как дом просвещения и переподготовки учителей. Подвиг, потому что это было другое время, и Шаймиев на этот шаг пошел.

Территория толерантности

— Сталкивались ли вы лично с признаками антисемитизма в нашей стране и в Татарстане?

— Это надо по времени разделить. Моя молодость и большая часть жизни в этом прошла. Поэтому многие в мои студенческие юношеские годы в 70-е уезжали из Украины, из моего родного Житомира в Казань и Ленинград. Это было два толерантных города — два места, где можно было поступить в институт, консерваторию, поступить на работу, которая по душе. В Казани очень много ребят, которые приехали с Украины не во время войны, эвакуации, а как раз в те 70-е годы, — и работали на КАМАЗе, на казанских предприятиях. Татарстан — республика толерантная: на стыке ислама и православия. Она и должна быть толерантной. Иначе неизбежны конфликты. Тут природой заложена толерантность ко всем, и к иудеям в том числе. Я не чувствую в Татарстане антисемитизма — ни бытового, ни государственного. Лично я, если помните спор со Скоблионком, считаю, чтобы необязательно в правительстве заседали евреи. Когда я был начальником горжилуправления Челнов, однажды пошутил, публично сказав Минтимеру Шариповичу: «Если бы в Тель-Авиве — втором городе Израиля — начальником горжилуправления был татарин, все бы удивлялись. А в Татарстане никто не удивляется, что в Челнах — втором городе республики — на этой должности еврей». Слава Богу, здесь я не сталкиваюсь с антисемитизмом. И 12-я школа — еврейская, и в сентябре—августе проводится фестиваль еврейской культуры. И община есть. Живем, слава Богу.

«Слава Богу, здесь я не сталкиваюсь с антисемитизмом. И 12-я школа — еврейская, и в сентябре—августе проводится фестиваль еврейской культуры. И община есть». Фото Максима Платонова

«Все евреи уедут примутся за татар»

— Люди порой говорят, что во всех бедах России виноваты евреи. Вас не смущают подобные разговоры и намеки?

— Берегите евреев. Вот все евреи уедут — примутся за татар. Это такая присказка из детства. Очень мало люди винят себя самих. Хозяин — это тот, кто не ищет виноватых. Какие беды есть у нас, чтобы искать евреев как виноватых? Был такой анекдот: «Евреи Россию продали. Куда мне прийти за моей долей?» Глупости это все. К сожалению, сейчас в школах не учат, что в довоенные годы была абсолютно фашистская, геббельсовская пропаганда, когда олицетворялись жиды и коммунисты-комиссары. Это было специально сделано для того, чтобы затеять рознь в советском народе. Надо очень много читать, вникать в те события. Это же просто так, из воздуха взялось, что всегда на еврея «найдется судья», за смелость, за ум, «за то, что еврейка стреляла в вождя, за то, что она промахнулась». Надо людям прививать какие-то знания, рассказывать историю.

Надо людям прививать, что Иисус Христос и 12 апостолов были евреями. Какой праздник в православных святках отмечается 14 января? В этот день отмечается обрезание сына Господня. Он родился иудеем и на седьмой день, как каждый иудейский мальчик, был подвергнут обрезанию. Знаете ли, что до III века н.э. христианином мог стать только обрезанный?

А люди от темноты своей вбрасывают, что евреи виноваты. Там три лохматых еврея с маузерами всю страну перевернули? А остальные что? Надо всем читать и знать. А без этого будет: «Бей жидов — спасай Россию», «Если в кране нет воды…».

— Объясните, что такое черта оседлости для еврея?

— Это границы, которые еще Екатерина II и Николай I утвердили, а Николай II категорически отказался отменять. То есть евреям запрещалось селиться ближе 30 верст до центров волостей, за 60 верст до центров губерний и за 100 верст до столичных городов. Также евреям запрещалось иметь землю. Кстати, в начале XX века евреи уезжали в Палестину для того, чтобы взять на год в аренду землю. Там было условие: если они справляются с этой землей, значит, она переходит к ним в собственность. Так и возникли кибуцы. Евреям запрещались и многие другие вещи. Был еще ценз: количество мест, больше которого нельзя было принимать евреев в гимназии и высшие учебные заведения. Все это вместе называлось чертой оседлости. Отсюда на Украине возникли такие местечки в радиусе 60—100 км от города Киева. Мой родной Житомир — это то местечко в 120 км от Киева, там можно было селиться евреям. В 60 км от Винницы — центра Волынской губернии — был Бердичев, знаменитое место, которое описывается в романе Шолом-Алейхема. Посмотрите телеспектакль «Тевье-молочник», фильм «Скрипач на крыше». Советую многое почитать, тогда бы многие узнали, что такое евреи-революционеры. Надо знать, что такое «Бунд» — социалистическая партия еврейских рабочих, как «Бунд» воевал с большевиками, с РСДРП и проиграл, а мог выиграть. Но эту историю никто никому не преподает. Безграмотные люди.

Тимур Рахматуллин
Справка

Яков Вениаминович Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ».

  • Родился 13 марта 1950 года в г. Житомире. Окончил Камский политехнический институт.
  • После учебы работал мастером на заводе «Электроизмеритель» в Житомире.
  • В 1976 году приехал в Набережные Челны, где начал работать мастером ЖЭКа правления по эксплуатации жилья горжилуправления.
  • С 1980 года — заместитель начальника Управления по эксплуатации жилья горжилуправления, через 11 лет — начальник управления.
  • С августа 2002 года — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ».
  • Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России. Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РТ.

Новости партнеров