Новости раздела

Трейдеры Татарстана посчитали слишком низкими цены на топливо в республике

В Татарстане основными продавцами некачественного топлива все так же остаются малые частные компании — среди крупных сетей выявленных фактов несоответствия нормам не было. Республика показывает хороший результат как по качеству топлива, так и по его цене, радуя по сравнению с другими субъектами ПФО. Однако, по словам регуляторов, ситуация с ценами в ближайшее время может быть пересмотрена. Подробности в материале «Реального времени».

Главные нарушители — снова частные АЗС

О ситуации на розничном рынке нефтепродуктов и результатах месячника проверки качества моторного топлива накануне в Кабинете министров традиционно отчитался начальник Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Татарстане Роберт Гилязиев. Начал он с того, что в течение года в республике потребляется 2 500 000 тонн моторного топлива, причем ощущается нехватка бензина, 500 тысяч тонн которого приходится завозить из других регионов. Сам докладчик понадеялся, что к 2018 году республика сможет производить необходимое количество бензина. Сейчас в Татарстане производится 4 млн тонн дизельного топлива и 610 тысяч тонн бензина в год.

На сегодняшний день 42% всех автозаправок и нефтебаз принадлежат таким крупным компаниям, как ТАИФ, «Татнефть» и «ЛУКОЙЛ». Увеличив численность своих автозаправок, ТАИФ в этом году стал самым крупным в республике владельцем сетей автозаправочных станций и нефтебаз. Данный факт начальник Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Татарстане оценил очень положительно, отметив, что поставляя на заправочные станции топливо своего производства, компания исключает факт попадания некачественного продукта.

Всего в 2016 году было отобрано 1 944 пробы на 970 АЗС и 11 нефтебазах, результаты анализа проб снова показали, что качеством предлагаемого продукта грешат частные предприниматели, на заправках крупных компаний нарушений выявлено не было. Зато они были выявлены в ведомственных АЗС — из 26 отобранных проб две не соответствовали нормам.

По части автомобильного бензина из 27 выявленных нарушений в 16 случаях было превышено допустимое значение серы, в 4 случаях вместо бензина класса 5 продавали бензин 3 класса, в 15 случаях — под видом класса 5 реализовался бензин класса 4. При проверке дизельного топлива было выявлено 36 случаев несоответствия нормам, 16 из которых также было превышено содержание серы, в остальных — дизтопливо класса 5 заменялось топливом более низкого класса.

Одной из действенных мер борьбы с нарушителями Гилязиев называет увеличение числа проверок, что в ближайшем будущем может и произойти, потому что топливный союз обратился в Министерство энергетики с предложением усилить контроль в борьбе с контрафактными продуктами.

— Раньше этот союз выступал за сокращение разных проверок, они говорили, что контрольные органы не дают нам работать, развиваться. И не без их помощи в 2004 году были ликвидированы нефтяные инспекции, а они контролировали в свое время качество моторного топлива от производителя до попадания в бензобаки. По всей цепочке. Сегодня они (союз) уже предлагают проведение тех контрольных мероприятий, которые проводились раньше, — рассказал спикер.

В целом, можно констатировать, что качество топлива в республике находится на достаточно высоком уровне. В этом году общая доля несоответствия нормам после проверок снизилась с прошлогодних 4,5% до 3,2%.

Частично удалось решить проблему и с незаконной реализацией на заправках судомоторного топлива взамен дизельного. На прошлогоднем брифинге Гилязиев отчитывался, что количество таких фактов выросло с 4 до 84. Тогда спикер отметил, что донести информацию об этом до СМИ ему поручил президент РТ Рустам Минниханов. В этом году реализация СМТ была обнаружена на 12 АЗС. Те автозаправки, где были выявлены данные факты в прошлом году, после мер воздействия от продажи судомоторного топлива отказались.

Росту цен быть?

Следить за динамикой цен на топливо можно на сайте Управления — оно ведет мониторинг рыночных цен, цен заводов-изготовителей. В этом году изменения розничных цен на АЗС республики наблюдалось шесть раз: четыре раза повышение и два раза понижение. Два раза повышение цен было связано с увеличением акцизов на моторное топливо — в январе и апреле. Последнее повышение в ноябре связано с ростом отпускных цен у заводов-изготовителей. О причинах тех или иных скачков в стоимости рассказал Гилязиев. Хотя тут же привел пример необоснованного роста цен. В августе «Татнефтепродукт» без рассмотрения на заседании рабочей группы резко повысил цены на АИ-80 на 1,80 рубля. Сейчас этим занимается антимонопольная служба.

В целом за год оптовые цены по АИ-95 повысились на 12%, розничные — на 3%. АИ-92 по оптовой стоимости подорожал на 18,1%, в розницу — на 5,2%. АИ-80 оптом стали продавать в среднем на 3,2% дороже, но тут прилично выросла цена в розницу — рост на 6,7% обеспечил несогласованный рост стоимости топлива у «Татнефтепродукта». Дизельное топливо оптом подорожало на 4,2%, в розницу — на 2,6%.

Несмотря на рост цен в республике, они все равно остаются одними из самых низких по сравнению с другими субъектами ПФО. Но, возможно, ситуация в скором времени изменится. По словам начальника управления, участники рынка нефтепродуктообеспечения обратились к ним с просьбой поднять розничную стоимость на топливо в Татарстане. Одна из причин — как раз низкие цены в республике.

— В связи с этим к нам обращаются субъекты нефтепродуктообеспечения с предложением рассмотреть возможность изменения розничных цен в сторону повышения. Мы этот вопрос будем рассматривать, очевидно, в ближайшее время будут приняты определенные меры, рекомендации по данному вопросу, — рассказал Гилязиев.

Спикер не исключает, что цены могут быть подняты еще до конца этого года, но резкого повышения цен, по его словам, они не допустят.

Мария Горожанинова

Новости партнеров