«Татарстанским АЗС с 20 декабря рекомендовали понизить розничные цены на АИ-95 и АИ-92 на 30 копеек...»
В республике все чаще стали продавать судомоторное топливо под видом дизеля
В Татарстане в этом году зафиксирован всплеск продажи на АЗС судомоторного топлива как более дешевого аналога дизельного. Если в прошлом году таких фактов было зарегистрировано всего четыре, то в этом количество АЗС, реализующих СМТ, выросло до 84. Подробнее об этом на брифинге, посвященном результатам месячника проверки качества моторного топлива, и о ценовой ситуации на розничном рынке нефтепродуктов РТ рассказал начальник ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» Роберт Гилязиев.
Не на берегу, а топливо судовое
Большинство выявленных АЗС, реализующих СМТ, — это частные АЗС. Всего таких выявлено 69 штук. Среди крупных компаний удивил «Татнефтепродукт» с 13 АЗС и «Автодорстрой» с двумя субъектами, где можно заправиться СМТ или где им разбавляют дизельное топливо.
— При проведении месячника мы обнаружили значительное количество АЗС, где не только разбавляют дизельное топливо судомоторным, но и открыто продают судовое топливо по цене 26 рублей. Им заправляется автомобиль, а судовым топливом, согласно требованиям технического регламента, должны заправляться только двигатели судовых машин. Хотя у нас эти заправочные станции стоят не на берегу реки или моря, а на наших дорогах. Они реализуют судовое топливо, которое не предназначено для заправки двигателя автомашины, — говорит Роберт Гилязиев.
По его словам, в числе прочих АЗС также могут быть те, которые реализуют СМТ. Как рассказал Гилязиев, большинство выявленных нарушителей продавали СМТ в открытую, абсолютно этого не скрывая. Какое наказание грозит по закону нарушителям — комментировать не стал, объяснив, что после выявления нарушения дела отправляются в прокуратуру.
В числе компаний, к которым никаких нареканий не возникло, оказались ТАИФ-НК, «Карсар», «Лукойл-Уралнефтепродукт» и «Татнефть-АЗС Центр».
Под присмотром президента РТ
Рустам Минниханов о всплеске незаконной торговли не просто осведомлен — по словам Гилязиева, именно он поручил донести информацию до СМИ. «Президент сказал донести до средств массовой информации, что продают СМТ. Я пытаюсь объяснить, что нарушителями являются и те, кто продают, и те, кто покупает. Президент сказал, что СМИ должны все знать, чтобы донести информацию до населения».
Гилязиев сделал акцент на том, что использование СМТ не только вредит двигателю машины, но и загрязняет окружающую среду. Содержание серы в СМТ составляет до 10 тыс. мг на кг, при этом, согласно техническому регламенту, допускается применение топлива с содержанием серы до 50 мг на кг.
Вредят АЗС, реализующие СМТ, и экономике Татарстана, так как снижается количество потребления дизельного топлива, вследствие чего в казну поступает меньше налогов.
Что касается общего показателя по нарушениям, с 12 ноября по 12 декабря 2015 года было отобрано 886 проб на 423 АЗС, из этого количества испытано 86% проб. В целом по бензинам выявлено 6,4% случаев нарушений, по дизельному топливу — 11,5%. Не радует динамика показателей за 2015 год: с прошлого года несоответствие нормам выросло с 3,6% до 4,8%. Последний раз такой низкий показатель был зафиксирован в 2007 году.
В этом году из отобранного топлива на ведомственных АЗС было зафиксировано три факта недопустимых отклонений, на частных АЗС количество подобных случаев составило 18. Все дела были направлены в прокуратуру для дальнейшей работы.
Почему бензин следом за нефтью не дешевеет
Согласно анализу ГБУ «Управление рационального использования ТЭР», цена на дизельное топливо в декабре выросла до 35,56 рубля — это самый высокий показатель за весь 2015 год. Розничная цена на АИ-92 на 21 декабря в РТ составила 32,80 рубля, наравне с ценой в Башкортостане она является одной из самых низких в Приволжском федеральном округе. Чего не сказать о стоимости АИ-95 в РТ, которая составила 36,20 рубля за литр. Здесь цены варьируются от 36 рублей в Чувашии до 37,70 рубля в Саратовской области.
По словам Гилязиева, в Татарстане цены на топливо пришлось понижать искусственно, так как, несмотря на снижение оптовых цен, были зафиксированы сговоры владельцев АЗС, вследствие чего стоимость не падала.
— 18 декабря текущего года рабочая группа рассмотрела состояние цен и рекомендовала субъектам с 20 декабря понизить розничные цены в связи с тем, что происходило снижение оптовых цен. Цену на бензин АИ-95 и АИ-92 рекомендовано понизить на 30 копеек, на дизельное топливо — на 40 копеек. Сейчас снижение цен мы видим.
Собственно, данные Управления рационального использования ТЭР не отличаются от данных аналитической службы «Реального времени». Остается непонятным, почему цены на бензин не спешат падать следом за ценами на нефть. По мнению Гилязиева, стоимость топлива зависит от ряда показателей, и если нефть дешевеет, то другие затраты на производство топлива остаются высокими. Таким образом спикер объяснил неожиданный рост цен на дизельное топливо и незначительный спад цен на бензин.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.