Рустам Минниханов: «Если вам деньги нужны, то я сам дам — не издевайтесь над людьми!»
Частный бизнес пригласили в программу ОМС и призвали зарабатывать на площадках Болгара
Легко ли частному бизнесу попасть в госпрограмму ОМС, как избежать повальных экологических штрафов, сваливающихся буквально «с неба», и почему туристические маршруты «Великого Болгара» до сих пор не пересекаются с частным общепитом? На очередном заседании расширенного Совета по предпринимательству при президенте РТ, на котором присутствовал корреспондент «Реального времени», Рустам Минниханов разбирался в «скрытых чиновничьих засадах» и поддержал все предпринимательские инициативы, которые открывают широкую дверь частному бизнесу в «заповедные» сферы вплоть до вхождения в систему здравоохранения.
Пустите в ОМС
Тектонические изменения ожидают, пожалуй, самую консервативную и закрытую для свободного доступа программу государственного обязательного медицинского страхования. Отметим, что сейчас здесь работают три компании.
Частный бизнес «в белых халатах» стремится войти в ОМС, предлагая высокотехнологичную медицинскую помощь, которая превосходит традиционные технологии лечения. «Сейчас происходит качественное изменение медицины, появляется новый технологический уклад и операции оказываются малотравматичными, так называемыми стационарозамещающими (т. е. без длительной госпитализации пациента). Но особенно тяжело получить эту помощь жителям отдаленных сельских районов Татарстана, в частности по офтальмологии», — с озабоченностью заявил главный врач ООО «Глазная хирургия «Расческов» Александр Расческов.
По его словам, сельским жителям гораздо сложнее, чем горожанам, оторваться от работы или учебы из-за очередей к врачу-специалисту, им дольше добираться до любой клиники, а денег на высокотехнологичную операцию просто не хватает. Получается, что именно сельчане больше всего лишены качественной медпомощи и подвержены риску инвалидности.
Два мифа удалось развеять
«Если операция стоит 20—30 тысяч, то у жителей села возникают определенные трудности (с ее получением — авт. прим), — констатировал Александр Расческов, открывший две офтальмологические клиники в отдаленных районах Татарстана. — Поэтому выделение объемов медпомощи в рамках ОМС позволит обеспечить население качественной медицинской помощью. При этом не надо затрачивать средства на строительство новых центров», — объяснил он, добавив, что такая инициатива уже обсуждалась в рамках проектной группы Совета по предпринимательству при президенте РТ.
А что думает министр здравоохранения РТ, ведь в конечном итоге ему нести ответственность за здоровье населения? «Давай, Адель, скажи, — пригласил президент РТ к разговору главу Минздрава РТ. «Два мифа нам удалось развеять: первый — про то, что ОМС закрыто для частного бизнеса, второй — про непонятные правила распределения госзаказа», — парировал он с ходу. Далее министр дипломатично доложил, что «созданы критерии участия частных медицинских организаций в территориальной программе госгарантий», а сами представители малого бизнеса «смогут участвовать в работе комиссии, которая будет распределять объемы медпомощи в соответствии с программой ОМС». О конкретных объемах передачи госзаказа частным клиникам не говорилось — по всей видимости, перераспределение на 2017 год пройдет в более камерной обстановке, а под не под прицелом нескольких видеокамер.
Однако эта тема получила в устах президента новое развитие. «Со временем нам необходимо будет разработать схему, программу, — президент начал подыскивать подходящее слово и наконец выбрал нужное сравнение, после чего все поняли, о чем идет речь. — Вот как программу территориального развития в градостроительстве мы делаем или схема энергоснабжения… Вот схему оказания медуслуг тоже надо сделать, чтобы мы могли видеть комплексную схему медицинского обслуживания», — поручил он.
Президент добавил, что пациенту в системе ОМС «нет разницы, какое медучреждение оказывает помощь», но и предпринимателям придется брать на себя не только «выгодные для себя виды услуг», а брать комплекс разных видов медпомощи. То есть, к «халявщикам» просьба — не беспокоиться.
При разработке программы президент попросил руководство Минздрава РТ обозначить на перспективу в три—пять лет, чтобы «видеть, кто и какие высокотехнологичные услуги будет оказывать», а «не просто включить предпринимателей с улицы в ОМС». «В начале бизнеса они тоже должны видеть некие гарантии получения госзаказа», — не забыл напомнить президент РТ, хотя можно было бы обойтись без лишних объяснений. Ожидается, что проект подобной программы появится уже в будущем году, но на легкие и быстрые деньги не стоит рассчитывать.
Рустам Минниханов: «Я понимаю, промышленный котел с большим объемом выбросов, но бытовой… У него есть технический паспорт, где содержатся необходимые сведения, и помогите предпринимателю составить необходимые документы»
Минниханов об экологических новациях: может вы коррупцию увеличиваете?
История про экологический штраф в 180 тысяч, начисленный фермеру за установку газового бытового котла на ферме, можно сказать, «взорвала» зал с 300 предпринимателями. Как уже рассказывало «Реальное время», с 1 января 2017 года все юридические лица обязаны встать на экологический учет и разработать ПДВ (проект допустимых вредных выбросов) на источник теплоснабжения, с помощью которого органы экологического контроля подсчитывают общее количество вредных источников. В противном случае — штрафные санкции. По словам главного эксперта Совета по предпринимательству Венеры Камаловой, проблема состоит в том, что за три недели до часа «Ч» невозможно успеть выполнить требования экологов, а значит штрафы неминуемы? По ее словам, под них могут попасть 100 тысяч индивидуальных предпринимателей и 100 тысяч юридических лиц.
— Кто такую глупость придумал? — негодовал президент. — Я уже об этом говорил!!! Я понимаю, промышленный котел с большим объемом выбросов, но бытовой… У него есть технический паспорт, где содержатся необходимые сведения, и помогите предпринимателю составить необходимые документы. Это будет с вашей стороны добрым жестом, — повернулся он к главе территориального управления Росприроднадзора Фариту Хайрутдинову. — А если вам деньги нужны, то я сам дам — не издевайтесь над людьми! — сказал президент под аплодисменты зала. И посоветовал надзорным органам с выходом новых законов помочь оформить разрешительные документы, чтобы человек полгода не ходил с бумажками за согласованиями. «Где экология — я покажу, а по котлам ходить не надо. Но это вопрос не только к тебе», — смягчился президент.
Под конец дискуссии на выручку поднялся замминистра экологии и природных ресурсов Камалов, уточнивший, что с 1 января 2017 года проводится «категоризация» потребителей, и в том случае, если в атмосферу попадает до 10 тыс. тонн вредных выбросов, хозяин котла будет освобожден от платы и от разработки документации. То есть законодатель уже пошел навстречу. «Ну вот сначала озадачивают, а потом идут навстречу … Ну вот и ответ…», — улыбнулся президент. Однако эксперты предупредили, что это не совсем так. Дискуссия едва на перешла на новый виток споров, но в итоге решили ограничиться на первый год предписаниями и попытаться успеть в течение года урегулировать проблему на федеральном уровне.
На бесплатную аренду в музее-заповеднике «Великий Болгар» не замахивались
Исполнительный директор Ассоциации ресторанов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова подняла проблему «Великого Болгара» и «Свияжска», ставшими объектами туристического паломничества, но страдающими из-за дефицита достойного сервиса. «Здесь нет достаточных точек питания, туалетов, ремесленных мастерских, проката велосипедов и даже кофеен. Даже кофе негде попить!» — сокрушалась она. По ее словам, бизнес не задерживается здесь из-за отсутствия единой концепции размещения бизнес-объектов и завышенной аренды в зданиях музеев-заповедников.
«Надо сделать так, чтобы бизнес туда пришел и зарабатывал, — мы в этом заинтересованы, — заключил президент. — Надо бесплатно давать участки, пусть предприниматель приезжает и обслуживает гостей. Это же глупости. Если в Болгаре кто-то хочет торговую точку открыть, то надо поощрять», — так глава республики поручил разработать привлекательные условия для вхождения бизнеса. Президент РТ Рустам Минниханов поручил главе МЗИО Азату Хамаеву подготовить проект распоряжения о бесплатной передаче в аренду земель в музее-заповеднике «Великий Болгар» для развития сервисной инфраструктуры для обслуживания туристов
«Президентское поручение — просто супер, превзошло самые смелые ожидания, — прокомментировала «Реальному времени» итоги Галина Шарафутдинова. — Рустам Нургалиевич сказал, отдавайте бесплатно, введите бизнес, дайте им льготный период, а мы на самом деле об этом не мечтали, — призналась она. — Раньше мы просили, но нам сказали: ребята, вы же будете создавать бизнес — поэтому платите! Бизнес думал, как зайти при низкой арендной ставке, но то, что мы услышали, и если это будет реализовано, то музей-заповедник просто расцветет!». Правда, срок бесплатной аренды не был определен. Обсуждается также вопрос предоставления налоговых льгот для тех, кто будет открывать кафе и другие сервисные услуги для туристов.
Два года назад ежемесячная аренда кафе в здании «Речного вокзала» ежемесячно обходилась в 100—120 тысяч рублей. «Это дорого для места, у которого не сформирован постоянный трафик, поэтому его арендаторы часто менялись», — отметила Шарафутдинова. Сейчас, по ее словам, на территории музея действует всего три точки питания, из-за чего туристам приходится ездить на экскурсии с бутербродами.
Работа над ошибками
Критичный настрой президента, которым был пронизан почти весь час работы Совета по предпринимательству, напрочь пропал куда-то, когда речь зашла о действии регламентов Министерства культуры РФ в охранной зоне Казанского кремля. Коммерческий директор ГРК «Ривьера» Елена Войтко пожаловалась, что под запретом Минкульта РФ оказались конструкции с названиями отелей, установленные на крышах высотных гостиниц. «Помогите отменить или видоизменить пункты этого приказа», — попросила она.
«Когда-то я участвовал в том, чтобы ухудшить исторический центр, — с горечью вспомнил президент. — Будучи председателем правительства РТ, принимал необдуманные решения. Сегодня я очень беспокоюсь о судьбе исторического центра. Теперь мы по каждому зданию принимаем коллегиальное решение — можно ли это сделать», — рассказал он, дав понять, что не пойдет на поводу у отельеров. «Я считаю, что ваши объекты должны быть узнаваемы, но нельзя ставить высотные рекламные конструкции, которые будут доминировать на фоне Кремля», — заявил он, но добавил, что готов выслушать их предложения. «Давайте посмотрим, какое можно найти решение — может Минкульт немножко перегнул, но будем искать», — примирительно сказал он. «Может радиус территории можно уменьшить?» — тут же подбросила идею вдохновленная Войтко. «Но мы сами включили Кремль (в список наследия ЮНЕСКО — прим. авт.) и включили в эту зону», — еще раз по-доброму попытался объяснить Минниханов.
— Но как же тогда развитие туризма? — не успокаивалась Елена Войтко. Чтобы убедить всех, что вывеска «Ривьеры» не мешает обзору Кремля, она пригласила всех бесплатно прокатиться на колесе обозрения. «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке», — улыбнулся Минниханов, пообещав прокатиться в следующий раз за деньги.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.