Новости раздела

Казанский адвокат-мошенник осужден за подрыв доверия к Следственному комитету и судам

Казанский адвокат-мошенник осужден за подрыв доверия к Следственному комитету и судам
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Полное признание вины и добровольная компенсация морального вреда потерпевшим не спасли от посадки казанского адвоката Константина Чхапелию. 15 ноября Советский райсуд Казани признал его виновным в покушении на мошенничество под видом взятки для сотрудников Следкома в 2,5 млн рублей. Почему обманутая адвокатом клиентка — бывший главбух горбольницы №2 — пришла в суд под конвоем, а гособвинитель в прениях прошелся по задержанному министру экономразвития РФ, — в репортаже «Реального времени».

Как чекисты адвоката на звонках поймали

Дело 32-летнего казанского адвоката рассматривалось судом в особом порядке. 4 августа 2016 года Константин Чхапелия был задержан сотрудниками ФСБ после выхода из квартиры своей подзащитной, где получил меченые 300 тысяч рублей. После задержания он признался, что это была первая часть от 2,5 млн рублей, которые он собирался обманом заработать на желании подзащитной и ее семьи избежать реального срока.

Под следствие 57-летняя Савия Гарифуллина попала в марте этого года, после увольнения с должности главбуха казанской горбольницы №2. При задержании сотрудники УБЭП объяснили ей, что несколько кредитов в «Татфондбанке» были получены по поддельным справкам 2-НДФЛ, выданным в вышеназванной больнице. На данный момент Гарифуллина является подозреваемой по 75 эпизодам взяток, служебных подлогов и злоупотребления полномочиями и находится под домашним арестом. Вчера в суд ее сопровождал сотрудник полиции. Вину Гарифуллина на словах признает лишь в безвозмездной выдаче нескольких справок, и, по ее мнению, на них неплохо заработали некий отставной полковник МВД и сотрудники служб безопасности банков, не проводившие надлежащую проверку заемщиков.

На следствии Гарифуллина и ее сын рассказали, что сразу после возбуждения дела наняли адвоката Чхапелию, а тот через некоторое время огорошил — преступления серьезные, в суде за них грозит реальный срок. Далее ныне потерпевшие услышали, что в Следкоме по РТ за взятку в 2,5 млн рублей могут посодействовать в назначении судом условного наказания. Таких денег у главбуха и ее сына не было, и они решили выставить на продажу свою квартиру, но тут в историю вмешались чекисты. Как рассказала потерпевшая корреспонденту «Реального времени», сотрудники ФСБ контролировали ее телефонные переговоры и не оставили без внимания разговоры про 2,5 млн. В итоге передача первого транша в 300 тысяч была проведена в рамках оперативного эксперимента. С того дня адвокат находится за решеткой.

Отдали 300 тысяч, получили — 200

По ходатайству подсудимого его дело рассматривалось Советским райсудом Казани в особом порядке. Потерпевшие, Гарифуллина и ее сын, не возражали. Оба они заявили, что больше никаких претензий к Чхапелии не имеют и что моральный вред им возмещен. «А какой, простите, вам был причинен ущерб?» — изумился председательствующий судья Сергей Жиляев, ведь никаких исков на компенсацию потерпевшими не подавалось. Более того, по данным следствия, деньги «на взятку» им выдали в ФСБ. Однако потерпевшие уверяют, что чекисты лишь пометили собранные ими 300 тысяч.

«Когда искали деньги, это было очень нервозно, и, учитывая, что мама проходит по уголовному делу, если бы пришлось продать квартиру, остались бы без ничего, с бушлатами на улице», — объяснил сын Гарифуллиной. Его мать заявила суду, что вся история ее уголовного преследования причинила ей невыносимые страдания. Суду также были продемонстрированы расписки о передаче каждому из потерпевших компенсации в 100 тысяч рублей от супруги арестованного адвоката. Сам подсудимый пояснил, что размер компенсации был установлен не стороной защиты: «Мы согласились на ту сумму, какую они назвали, не стали торговаться».

Защита просила приобщить к материалам дела положительные характеристики на подсудимого от соседей, ЖЭКа и даже администрации СИЗО. Далее слово получили родные подсудимого адвоката. «Хороший сын, замечательный муж и самый лучший папа на свете», — так рассказала о нем жена и попросила не судить его строго, заявив, что на данный момент Константин Чхапелия является единственным кормильцем их семьи — сама она не работает, сидит с двухлетней дочкой. Мать обвиняемого поддержала невестку словами, что сын заботится о них с отцом, и, вообще, он добрый и надежный человек: «Думаю, такие люди все-таки нужны нашему обществу».

«Особо опасный» внештатник МВД

На заседании выяснилось, что при задержании у адвоката Чхапелии было изъято удостоверение сотрудника МВД на его имя. Подлинное, но недействительное. Сам адвокат пояснил суду — служил в полиции, а не в армии. «Насколько я помню, после моего увольнения бывшие коллеги попросили быть внештатным сотрудником [МВД], и удостоверение у меня лежало с 2006-2007 гг., дочка с ним играла, нигде оно не применялось», — заверил подсудимый.

В прениях гособвинитель, старший помощник прокурора Советского района Равиль Абзалилов попросил суд учесть в качестве смягчающих вину Чхапелии обстоятельств его признание, раскаяние, отсутствие судимости и наличие малолетнего ребенка. Но дальше заявил, что считает возможным исправление подсудимого лишь в условиях реального отбывания наказания, и запросил 3,5 года колонии общего режима со штрафом в 300 тысяч рублей. По мнению гособвинителя, адвокатская афера не была доведена до конца по независящим от подсудимого обстоятельствам.

— Потерпевшие пошли на это, потому что в обществе сложилось мнение, что правоохранительные органы прогнили. Губернаторов берут под стражу, вчера министра задержали, а еще взяли группу из 8 человек в Кемерове вместе с начальником следственного управления и замами губернатора, — заявил гособвинитель. — Раз все берут, значит, и мы так можем вопросы решать — вот такое негативное мнение создается. И в этом особая опасность совершенного преступления.

«Прошу увидеть во мне человека»

Адвокат подсудимого Олег Коптев просил ограничиться условным сроком, в крайнем случае — колонией-поселением. Ссылаясь на собственный анализ приговоров адвокатам за последние годы, он заявил — ни в одном судебном решении не было ссылок на добровольное возмещение подсудимым морального вреда. И попросил суд проявить гуманность. Сам обвиняемый принес извинения потерпевшим, рассказал о своем вкладе в сокращение сроков предварительного следствия (до 1 месяца и 15 дней — прим. ред.) и попросил ограничиться «более мягким наказанием»:

— Не всегда определение человека в места лишения свободы влияет на его исправление. Да, совершенный поступок — он крайне негативен, опасен с юридической точки зрения. Тем не менее прошу меня все-таки простить. Увидеть во мне не какого-то опасного преступника, а человека.

В последнем слове Константин Чхапелия попытался представить все случившееся с ним большой ошибкой. Сказал, что забыл один завет отца — «поступил крайне непорядочно», но как мужчина готов «все терпеть». «Приму любое ваше решение», — закончил он свое выступление в суде. Но услышав приговор — 2 года колонии общего режима с лишением права заниматься адвокатской деятельностью в течение трех лет, тут же заявил суду о желании оспорить наказание.

Из приговора меж тем следовало, что «назначение Чхапелии альтернативного лишению свободы наказания не будет отвечать закрепленным в уголовном законодательстве РФ целям исправления осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений, а также принципам справедливости и гуманизма».


Ирина Плотникова, фото и видео автора

Новости партнеров