Новости раздела

Минтруд РТ о волне убийств в госинтернатах: «Это единичные случаи!»

За год в Татарстане «по-соседски» зарезали трех стариков, находившихся под опекой государства

Ссора из-за еды между двумя пациентами Спасского дома-интерната для престарелых и инвалидов сегодня ночью закончилась трагедией. В ход пошли нож и топор. В результате 74-летний пенсионер был убит, а 82-летний — задержан. Подобные ЧП в учреждениях Министерства труда и социальной защиты РТ происходят с пугающей регулярностью, несмотря на строгий запрет для постояльцев хранить колюще-режущие предметы. Как выяснило «Реальное время», после каждого убийства в домах-интернатах изымают «мини-арсенал», проводят с пациентами беседы и наказывают выговором директора. Вот и вся профилактика.

Игра с выключателем и боевой арсенал престарелых

82-летний Георгий Захаров стал пациентом Спасского интерната в Болгаре только в сентябре 2016 года. С кем он проживал до этого и в каких условиях, следствие пока не распространяется. В интернате дедушку подселили в комнату на четверых. И судя по всему, некоторые его привычки не всем пришлись по вкусу.

По предварительным данным, конфликт между Захаровым и его 74-летним соседом по комнате начался из-за еды. Захарову не очень нравилось есть в общей столовой, вот и вечером 1 ноября он устроился с тарелкой в комнате. Соседу по какой-то причине это не понравилось, и он решил проучить Захарова — встал и выключил свет в комнате. Тот возмутился, включил электричество снова. А сосед опять выключил.

Игра пенсионеров с выключателем закончилась тем, что младший ударил старшего, а потом схватился за нож и начал размахивать, угрожая. К счастью, другие обитатели комнаты смогли его унять. Вскоре в интернате наступило время отбоя, и все легли спать. А пробуждение было страшным — от ударов топора. По версии следствия, Георгий Захаров принес его из соседней комнаты, когда проснулся среди ночи и решил наказать обидчика. 74-летний мужчина, которому тремя ударами топора чуть не отрубили голову, скончался в больнице. Захаров задержан.

Откуда на вооружении пенсионеров взялся топор, следователи уже выясняли. «В соседнем помещении проводились ремонтные работы», — говорит помощник руководителя Следкома по РТ Эльвира Газизова. По ее словам, вероятнее всего, завтра следствие обратится в суд с ходатайством об аресте Захарова.

«Это семья, одна большая семья!»

Как объяснил «Реальному времени» замглавы Минтрудсоцзащиты РТ Марат Гафаров, комментировать ЧП в Болгаре он пока не готов. Но готов подтвердить, что ножи и тем более топоры в комнатах жильцов интерната храниться не должны. «В этом плане работа проводится. И если какие-то конфликты возникают — директорам было сказано, чтобы расселяли конфликтующих подальше друг от друга», — говорит заместитель министра.

Из сказанного понятно, что установленный регламент в Спасском интернате не соблюдали. Опасные предметы были в свободном доступе, а расселением тех, чья ссора едва не дошла до поножовщины, никто не озаботился.

— Насколько часто такое происходит в домах-интернатах? — поинтересовался журналист «Реального времени» у Марата Гафарова.

— Это единичные случаи. В основном [обитатели интернатов] благоприятно друг к другу относятся. Потому что это одна семья, одна большая семья! — ответил он.

В ведомстве объясняют, что правила внутреннего распорядка в каждом из учреждений принимаются свои. В частности, за распитие спиртного можно лишиться жилплощади. Но формальные запреты никого не останавливают. Порой катализатором убийств стариков в госучреждениях становится именно алкоголь.



Марат Гафаров: «Это единичные случаи. В основном [обитатели интернатов] благоприятно друг к другу относятся. Потому что это одна семья, одна большая семья!»

«Старики-разбойники»

В свободном доступе можно найти информацию о тех самых «единичных» случаях криминала в нескольких интернатах Татарстана. 19 октября Сармановский райсуд приговорил к 7,5 года колонии 55-летнего уроженца Бугульминского района Сергея Маслюкова за пьяное убийство другого жильца Джалильского интерната для престарелых. В этом интернате Маслюков проживал вместе со своей женой, в отдельной комнате. 22 июля 2016 года жильцы интерната получили пенсию, а 23-го Маслюков с соседом обмыли это дело, а потом первый обвинил второго в том, что он взял какие-то деньги. Позже ссора возобновилась в комнате Маслюкова на глазах у его жены. По ее словам, муж потребовал, чтобы гость ушел, тот не послушался и получил удар ножом в грудь. Из комнаты смертельно раненный вышел сам, это зафиксировано на камере наблюдения в коридоре интерната. Через час в больнице врачи констатировали его смерть.

В декабре 2015 года суд отправил в колонию на пять лет 68-летнего Алексея Мамаева из Чистопольского дома-интерната престарелых. Его жертвой в сентябре того же года стал 64-летний постоялец интерната. Следствие установило, что покойный сам был конфликтным человеком — регулярно оскорблял постояльцев, угрожал им и наносил удары своей тростью. А Мамаев, в очередной раз столкнувшись с издевательством, зашел за обидчиком в туалет и ударил его ножом. Комментируя относительно мягкий приговор, в прокуратуре отмечали: суд учел «смягчающее обстоятельство — аморальность поведения потерпевшего, явившуюся поводом для преступления».

При этом куда строже в 2010 году Аксубаевский райсуд наказал 70-летнего Александра Емелина — ему дали 8,5 года колонии за покушение на убийство в Федоровском доме-интернате. В свое время об этом интернате писали как об учреждении, где доживают свой век ранее судимые за тяжкие преступления. И делают это по понятиям. Так, в суде выяснилось, что чудом выживший постоялец интерната всего лишь ошибся дверью, чем, по мнению Емелина, и потревожил его покой. Хозяин устроил ссору, схватился за нож, но после ранения гостю удалось убежать.

Как рассказали «Реальному времени» в Минтрудсоцзащиты РТ, по каждому факту ЧП проводились проверки. «Выговоры были директорам учреждений. Изымались все колюще-режущие предметы у подопечных. Также с ними проводились профилактические беседы», — комментирует принятые меры представитель пресс-службы Минтрудсоцзащиты РТ Ляйсан Якупова. В свою очередь, директор Спасского дома-интерната Алевтина Костина также уверяет — меры принимались, опасные предметы изымались. Впрочем, ее коллеги намекают, что пресечь нарушение режима среди стариков не так-то просто. Особенно в условиях нехватки соцработников и охраны.

Ирина Плотникова, Мария Горожанинова

Новости партнеров