Новости раздела

«Дурное место»: снос медресе «Йолдыз» оставил без крыши над головой жильцов ее общежития

Люди, прописанные в старом общежитии, уверяют, что их выгоняют незаконно, а в мухтасибате уверены, что незаконны требования жильцов

В редакцию «Реального времени» обратилась Айгуль Кунгурова, семья которой живет в общежитии при скандальном медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах. Родители девушки переехали в автоград и устроились на работу в медресе еще 22 года назад при условии предоставления им жилья. После закрытия медресе, они продолжали жить в доме. Однако недавно им неожиданно пришло требование съехать в течение пяти дней. Ни в администрации города, ни в самом мухтасибате альтернативного выхода из сложившейся ситуации не видят. В то же время в религиозной организации считают требования жильцов незаконными.

Выселиться за 4 дня

Строительство мусульманского центра на месте скандально известного медресе «Йолдыз» в автограде может обернуться новым громким скандалом. Ранее заместитель председателя ДУМ РТ Рустам хазрат Хайруллин рассказывал, что после того, как в 2014 году здание было признано аварийным, оно не использовалось. Однако соседнее здание, которое также подлежит сносу, оказалось жилым. В нем размещалось общежитие при медресе, и после закрытия заведения часть людей продолжила там жить.

В «Реальное время» обратилась семья из четырех человек, которых прописали в этом общежитии еще в 1994 году. 26 августа семье Кунгуровых пришло письмо за подписью имама-мухтасиба Набережных Челнов Альфаса хазрата Гайфуллина с требованием покинуть помещение до 1 сентября. Никаких альтернативных вариантов мухтасибат людям не предложил.

По словам Айгуль Кунгуровой, их семья переехала в Набережные Челны по объявлению о работе в «Йолдыз», где ее родителям вместе с работой обещали дать жилье. Мама устроилась в медресе оператором прачечной, а отец – водителем-экспедитором. В том же 1994 их прописали по месту жительства в третьем корпусе медресе. Никаких документов о предоставлении жилья безвозмездно или на условиях аренды не составили. Имелось лишь постановление о выделении корпуса под общежитие и прописке людей.

Буквально через полгода после заселения в учебном заведении поменялось начальство, а с ним у семьи никаких договоренностей не было. С мухтасибатом также разговоров на эту тему не велось. В итоге вскоре отец ушел с работы, а мама проработала в медресе вплоть до его закрытия в начале 2001 года. Однако тогда требования покинуть помещение никто не предъявил. На данный момент семья Кунгуровых осталась единственной, кто проживает в этом здании. Многих выселили еще раньше в связи с отсутствием прописки. Не так давно оттуда съехали их последние соседи – многодетная семья, которой дали жилье по госпрограмме.

«Мэрия говорит: пускай мухтасибат жилье предоставляет. Мухтасибат говорит, что мы вам ничего не должны»

Так как здание является аварийным и подлежит сносу, сейчас продолжается его демонтаж: отключены отопление и подача воды.

— Начался отопительный сезон, но отопления там нет, потому что все трубы уже перерезаны, — жалуется Аугуль. — Мама ходила в мэрию, в прокуратуру. Рабочие просто ходят, что-то делают, мы говорим: у нас вода капает с потолка. А они отвечают: ой, мы нечаянно трубу перерезали. Хотите – вызывайте сантехника, пусть ремонтирует. Кроме вас тут никто не живет, и вода никому не нужна.

В прокуратуре, по ее словам, приняли жалобу, и сейчас идет разбирательство. Пока никаких результатов нет. Другие действия также ни к чему не привели. «Мэрия говорит: пускай мухтасибат жилье предоставляет. Мухтасибат говорит, что мы вам ничего не должны и на каких основаниях мы вам должны предоставить жилье. Они вообще в требовании на выселение написали, будто мы там проживаем незаконно. А мы прописаны в этом месте 22 года», — рассказывает Айгуль.

Она вспомнила и комментарий Алфаса хазрата «Реальному времени», согласно которому после заключения об аварийности помещений потребовалось время на поиск финансирования работ по сносу, а также на выселение нескольких семей, которые поселились в ветхом здании. По ее словам, с ними вообще никто не связывался и тем более ничего не предлагал. О том, что здание два года назад признали аварийным, семья узнала только из статьи.

Дети в Казани, а мама заехала, чтобы не лишиться квадратных метров?

Корреспондент «Реального времени» попытался связаться с мухтасибатом Набережных Челнов, но там сообщили, что Альфас хазрат Гайфуллин находится в отпуске и посоветовали обратиться с вопросами к Фоату хазрату Мухаметову, заместителю имама-мухтасиба Челнов. Однако Фоат Мухаметов наотрез отказался комментировать ситуацию и предложил обратиться с официальным запросом к юристам мухтасибата. «Реальное время» отправило запрос, однако на момент публикации ответа получено не было. Запрос также был направлен в мэрию Набережных Челнов, но и оттуда оперативного ответа получить не удалось.

Фоат Мухаметов наотрез отказался комментировать ситуацию и предложил обратиться с официальным запросом к юристам мухтасибата

Несмотря на отсутствие официального ответа, позицию мухтасибата удалось узнать от источника «Реального времени», близко знакомого с ситуацией. Эта позиция предельно проста: у семьи была только временная прописка, в 2006 году, когда здание оформили в собственность мухтасибата, паспортный стол должен был проследить и выписать их из помещения, но этого по какой-то причине сделано не было. Мухтасибат раньше не выселял семьи с детьми из человеческих соображений, а когда дети стали совершеннолетними, встал вопрос о выселении.

По словам собеседника издания, дети Кунгуровых сейчас живут в Казани, а их мама в общежитии в Набережных Челнах появилась только недавно, узнав, что им грозит выселение. Фактически в мухтасибате подозревают, что оставшаяся семья решила воспользоваться ситуацией. При этом в сам мухтасибат, якобы, обращений от этой семьи не поступало и никаких соглашений между двумя сторонами заключено не было.

«Дурное место» хотят замолить?

Медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах стало широко известно после того, как несколько его слушателей во время Чеченской войны пополнили ряды боевиков. В учебном заведении учился, например, житель Набережных Челнов Денис Сайтаков, который позже был обвинен во взрывах жилых домов в Москве. Еще с десяток учеников разыскивались за связь с отрядами Шамиля Басаева и Хаттаба. А выпускник медресе Айрат Вахитов участвовал в боевых действиях в Афганистане. Уже в этом году он был задержан в Турции по подозрению в связях с организаторами теракта в аэропорту Ататюрка. В сети Вахитова называли чуть ли не главным вербовщиком ИГИЛ [организация запрещена в России] в Поволжье.

В конце 90-х ДУМ РТ проверяло медресе «Йолдыз». Проверка не выявила никаких признаков подготовки, воспитания и обучения экстремистов. Но нескольких выходцев из этого учебного заведения было достаточно, чтобы министерство образования и науки Татарстана приостановило его лицензию. После этого был громкий судебный процесс — прокуратура требовала закрыть медресе. Результатом стало то, что в январе 2001 года суд постановил прекратить образовательную деятельность «Йолдыз».

Недавно было принято решение на его территории построить новый объект для нужд мусульманской общины города. Подробности проекта не раскрываются.

Мария Горожанинова

Новости партнеров